«Формирование навыка чтения у учащихся начальных классов СКОУ VIII вида через коррекционно-развивающие приемы»
статья по теме

В данной статье описан процесс формирования навыка чтения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью,  а также представлены рекомендации по формированию правильности, беглости, осознанности, выразительности  чтения через коррекционно-развивающие приемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_navyka_chteniya.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

 «Формирование навыка чтения  у  учащихся начальных классов СКОУ VIII вида через коррекционно-развивающие приемы»

Чтение является сложным процессом, требующим умения:

  1. узнавать буквенный состав слога и слова,
  2. правильно произносить слова,
  3. осмысливать слова,
  4. устанавливать связь с другими словами,
  5. интонационно верно передавать смысл читаемого.

Ребенок с проблемами в развитии в процессе овладения чтением проходит те же ступени, что учащийся массовой школы. Я сравнила нормы чтения по программам ОУ и СКОУ. Дети с нарушением интеллекта овладевают чтением в 3 раза дольше, чем дети в норме, как показывает таблица сравнительных результатов техники чтения.  

Класс

Общеобразовательная  школа, слов / мин

Коррекционная школа, слов / мин

1

40

10

2

70

20

3

90

30

4

120

40

Процесс формирования навыка чтения у умственно отсталых учащихся своеобразен.  Недоразвитие познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта, позднее развитие речи, бедность словаря, дефектное произношение, неточное восприятие звуков речи, нарушение фонетико-фонематического слуха, несовершенство лексико-грамматического строя, а также психопатологические особенности этих детей отрицательно сказываются на овладении ими навыком чтения. 

Полноценный навык чтения характеризуется следующими качествами:

  1. правильностью
  2. беглостью
  3. осознанностью
  4. выразительностью

Изучив методическую литературу, я наметила основные направления и приемы работы по формированию навыка чтения учащихся, обучающихся по программе С(К)ОУ VIII вида.

Исходя из особенностей овладения техникой чтения учащимися с нарушениями интеллектуального развития, я выбрала для себя коррекционно-развивающие приемы обучения чтению.

Основу процесса чтения составляет триединство следующих психофизиологических компонентов:

  1. Зрительное восприятие графического образа слова.
  2. Воспроизведение звукового образа слова.
  3. Понимание значения слова.

Правильность – это чтение без искажений, без ошибок. Т.Г.Егоров считает, что причина ошибочного чтения у учащихся с нарушением интеллекта заключается в том, что у них нет гибкого синтеза между восприятием, произношением и осмысливанием содержания.   Дети искажают те слова, смысла которых не понимают из-за слабой связи между восприятием и осмыслением.

Приемы формирования правильности чтения.

Для правильности чтения необходимо развивать подвижность артикуляционного аппарата. Темп зрительного восприятия текста во многом зависит от возможности речедвигательного канала. У учащихся с отклонением в развитии нарушена подвижность и координация органов артикуляции. Поэтому на уроке уже на этапе речевой зарядки я провожу 3-4 артикуляционных упражнения. Во время разминки включаю упражнения на правильное произнесение звуков, на отработку дикции, на развитие голосового аппарата (произносим медленно, умеренно, быстро). Например:

  1. Отработка произнесения гласных звуков.    

1)Вдохнуть и произнести все гласные звуки. Сначала учащиеся тренируются    хором.

Э→А→О

2) Даю сочетания:

а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о и т.д.

2. Тренировка в четкости произношения парных согласных по звонкости - глухости:

В   З   Ж    Г   Б   Д

↓    ↓    ↓    ↓    ↓   ↓

Ф  С   Ш   К   П   Т  

  1. Тренировка в произношении согласных в сочетании с гласными:

МА, МО, МУ, МЫ, МЭ, МИ

  1. Чтение шепотом и медленно:

а)Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

Ло-ло-ло – на улице тепло.

Му-му-му – молоко кому?

Ры-ры-ры – летают комары.

б) Чтение тихо и умеренно:

арка-арца     арла-арча

арта-арда      арса-аржа

в) Чтение громко и уверенно:

гарь-парь-жарь

дверь-зверь-червь

  1. Чтение до первой ошибки.

Ученик читает текст до первой ошибки. Кто первый заметил искажение, поднимает руку, чтобы прочитать правильно, и продолжает чтение до первой ошибки.

Беглость чтения характеризуется определенным количеством слов, произносимых в минуту. А.К.Аксенова определяет беглость чтения как «темп, который характерен для разговорной речи»; также под беглостью понимается нормальный темп чтения, способствующий сознательному и правильному восприятию содержания текста. Беглость чтения, по мнению некоторых авторов, не является самоцелью, но поскольку от нее зависят и другие качества чтения, надо добиваться оптимального темпа чтения.

Беглость чтения во многом зависит от уровня зрительной памяти. Существуют упражнения, направленные на внимание к зрительному образу слова, на совершенствование способа и темпа чтения. Для развития у учащихся зоркости к буквенной стороне слова можно проводить тренировочные упражнения. Материалом для этих упражнений служат изучаемые слова, предложения, подбираемые из текста.

Например,  я использую следующие упражнения:

  1. «Фотографирование» картины.

Учащиеся должны запомнить картинку за 1 – 10 секунд. В начале даются предметные, затем сюжетные.

  1. «Фотографирование» карточек с буквами, слогами, словами.

Какая буква лишняя? Слог?

а) а, у, р, о, ы ;

б) ма, ра, ла, ны ;

  1. Запомни ряд букв.    

Дается буквенный ряд, написанный на карточке. Попросить повторить в той же последовательности эти буквы. Затем увеличить ряд на одну букву.

4.   Найди слова.  

Среди строчек с буквами спрятались целые слова. Нужно их найти и подчеркнуть.

рюклбюсрадостьуфркнп

бсолнцетргщоцэкинозгу

чклернопттелевизорччяг

щшгцкпстулрсеамтоджко


Большое значение для беглого чтения имеет объем поля чтения. Упражнения в чтении различных слов, предложений, небольших абзацев развивают не только внимание к слову, его правильное восприятие, но и способствуют расширению поля чтения ученика и вместе с тем улучшению памяти и внимания. У учащихся с отклонениями в развитии поле чтения остается равным 1-2 буквам, что препятствует переходу к слитному синтетическому чтению.

Для увеличения поля чтения я использую следующие таблицы и упражнения:            

  1. Таблицы с фиксацией зрения на средней линии (ряда чисел).

Данное упражнение способствует развитию у детей бокового зрения, что увеличивает объем ясного видения и расширяет поле чтения.

Вначале читаются слоги, записанные пирамидкой. Нужно смотреть на среднюю линию, а боковым зрением смотреть на буквы и читать слоги сверху вниз.

                 

                      СО     КИ

             ЗИ                         МА

     ВА                                           ЗА

                                     

                               ТА  1  ТЯ

                          КИ       2        КЫ

                   МУ             3               МЮ

              ТЕ                   4                       ТЭ

        ВЁ                         5                            ВО                                                    

  1. Словесные столбики.  

Я быстро открываю и закрываю слова, состоящие из четырех букв, а ученик читает до тех пор, пока не будет схватывать слово за мгновение. Затем ученику даются карточки со словами из большого количества букв. Упражнения продолжаются до тех пор, пока ученик не научился читать слова, состоящие из десяти букв.

Например,

ОТЕЦ, ПОЛЕ (4 буквы);

ГОРОД, АДРЕС (5);

ВОРОНА, СИРЕНЬ (6);

БОТИНКИ, КОРЗИНА (7);

КАРАНДАШ, ВОЛЕЙБОЛ (8);

СМОРОДИНА, КРОХОТНЫЙ (9);

СКВОРЕЧНИК, КОЛИЧЕСТВО (10).

  1. Чтение с закладкой.  

           →

У

Никиты окуни.

Закладка двигается не под строкой, а по строке, закрывая уже прочитанный слог слева от читаемого.  Это исключает мимолетную регрессию, ускоряет чтение, но не помогает восприятию текста.

  1. Чтение «буксир»

Оно служит для развития скорости и гибкости.

  1. Чтение с использованием дидактической игры «Найди слово» 

На карточке в произвольном порядке и разным шрифтом напечатаны слова на различные темы. Детям предлагаются задания: Найди…

  1. Слова на указанную тему, например: ягоды, овощи и т.д.
  2. Слово, названное учителем
  3. Слова, начинающиеся на определенную букву

Совершенствование техники чтения вслух – лучший фундамент совершенствования техники чтения про себя. Этому нужно уделять большое внимание.

На уроках я систематически использую следующие приемы:

  1. Жужжащее чтение. (методика В.Н.Зайцева)

Это чтение, когда все ученики читают одновременно вслух или вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью. Время тренажа – 5 минут.

  1. Ежеурочные пятиминутки чтения. (методика В.Н.Зайцева)

У каждого ребенка на парте лежит книга. Любой урок – будь то чтение, пение, рисование, математика – начинается с того, что дети читают книгу в течение 5 минут, а дальше идет обычный урок.

  1. Упражнение «Кто быстрее?»

В словах, рассыпанных на паласе или на парте, найдите предложение написанное на доске.

  1. Самый внимательный (3 варианта)
  1. 1 вариант – я читаю любое предложение на странице и продолжаю читать до тех пор, пока кто-либо из детей не найдет «читаемое место». Этот ученик продолжает читать до конца предложения.
  2. 2 вариант – я даю задание, найти предложенное слово на указанной странице
  3. 3 вариант – я предлагаю детям на указанной странице найти самое длинное слово или самое короткое.  

Осознанность чтения проявляется в умении ребенка ясно, глубоко понять содержание текста. Это умение слагается из понимания смысла как отдельных слов и выражений, так и всего произведения в целом.

Общая интеллектуальная недостаточность и недоразвитие речи приводят к нарушению сознательности чтения. Дети с нарушением интеллекта с трудом устанавливают причинную зависимость явлений, их последовательность. Учащиеся оказываются не в состоянии без помощи взрослого понять мотивы поступков действующих лиц, основную мысль произведения.

Все это свидетельствует о том, что нарушение мыслительных операций ограничивает возможности умственно отсталых школьников в овладении навыком сознательного чтения в большей степени, чем любым другим его качеством.

Основными задами обучения чтению в С(К)ОУ VIII вида является:

  1. научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;
  2. осмысленно воспринимать прочитанное.

Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, т.к. этот вид деятельности имеет важное коррекционное значение.

Паскаль сказал: «Мы ничего не поймем, если будем читать слишком быстро или слишком медленно».

Приемы формирования осознанности чтения:

  1. Чтение в парах, групповое чтение.
  2. Предварительное, послоговое прочтение сложных слов
  3. Составление вопросов к тексту
  4. Упражнение «Контрольное предложение».

После чтения  рассказа предлагается контрольное предложение, которое либо согласуется со смыслом рассказа, либо противоречит ему. Дети должны определить соответствие предложения смыслу текста.

Наряду с осознанностью у учащихся необходимо развивать смысловую догадку – антиципацию. Это умение предвидеть следующую букву или слог.

Развитию антиципации у умственно отсталых детей способствуют следующие упражнения:

  1. Чтение двухсложных слов с пропущенной буквой. 

          И  РА

          Г  РЯ  

          М  ША

  1. Чтение двухсложных слов с двумя пропущенными буквами. 

З_М_К

 М  Р  З

  1. Определение главной мысли текста по заголовку

По иллюстрациям к тексту определить его содержание.

Работа над содержанием прочитанного помогает исправить недостатки образного восприятия, активизировать словарь учащихся, в той или иной степени устранить нарушения монологической речи, совершенствовать словесную систему мышления.

Выразительность чтения – это качество громкого чтения, проявляющееся в умении выделить с помощью интонации голоса: паузы, ударения и другие средства мысли и чувства, которые вложены автором в содержание произведения. При этом необходимо показать свое отношение к происходящим событиям в произведении.

Говоря о навыках выразительного чтения детей-олигофренов, можно отметить следующее: дети не соблюдают правильного темпа чтения, нарушают логические паузы, неправильно распределяют дыхание, голос их излишне громок, или слишком тих. В целом чтение монотонное. По мере обучения, повышение уровня правильности, беглости и сознательности чтения вызывает в свою очередь улучшение выразительности чтения.

С выразительностью чтения учащихся знакомят в 1-2 классах. К концу 1 класса учащиеся  СКОУ 8 вида должны соблюдать синтаксические паузы, понижать тон голоса в конце предложения. Во 2 классе дети начинают работать с логическим ударением. Систематическое формирование выразительного чтения начинается в 3 классе с перехода на чтение целыми словами.

Приемы формирования выразительности чтения. 

  1. Ведущим приемом формирования выразительного чтения является подражание образцу чтения учителя. (детям с интеллектуальной недостаточностью важно не только слушать текст, но и видеть мимику, жесты читающего)
  2. Хоровое чтение. Необходимо для отработки умений регулировать силу голоса, воспроизводить мелодику и темп речи учителя.
  3. Чтение по ролям.
  4. Драматизация текста.
  5. Упражнение над интонацией. Ученик должен произнести одно и то же предложение с различной интонацией.
  6. Упражнение «Логическое ударение» с вопросом-помощником. 

Таким образом, управлять процессом формирования навыка чтения можно при соблюдении следующих условий:

  1. Необходимо опираться на развитие таких важнейших психических процессов, как восприятие, память, мышление.
  2. Навык чтения значительно укрепляется, совершенствуется, если параллельно с ним развиваются и другие виды речевой деятельности: аудирование, говорение, письмо.

Занятия по чтению необходимо строить так, чтобы содержание, формы и методы работы на уроке формировали у учащихся положительную мотивацию, интерес к чтению и книге вообще.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-измерительные материалы по естествознанию (9 класс СКОУ VIII вида) по разделу «Кровеносная система»

В данной разработке содержатся тестовые задания по темам "Состав крови", "Органы кровообращения", "Круги кровообращения", "Первая помощь при кровотечениях" для учащихся 9 класса коррекционной школы VI...

Урок чтения в 5 классе СКОУ VIII вида. Тема "Выразительное чтение стихотворения А.Прокофьева "Березка"

Урок создает условия для обучения  правильному, выразительному чтению учащихся с ограниченными возможностями здоровья;способствует развитию воображения, памяти, мышления; воспитывает   ...

Рабочие программы для 2 класса СКОУ VIII вида (I полугодие)

Рабочие программы для 2 класса СКОУ VIII вида (I полугодие)...

Значение творческих упражнений в формировании языковых обобщений у учащихся СКОУ VIII вида.

Значение творческих упражнений в формировании  языковых обобщений у учащихся СКОУ VIII вида. В данной статье предложены упражнения способствующие формированию языковых обобщений у учащихся СКОУ V...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ТРЕНАЖЕРОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ И ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СКОУ VIII ВИДА»

Выступила с авторской разработкой электронных тренажеров по руссскому языку на региональном конкурсе "Ступени мастерства"....

Коррекционное занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 8 классе, СКОУ VIII вида

Данное занятие можно проводить со всем классом в конце учебного года....

"Строение цветка" - урок биологии в 7 классе СКОУ VIII вида

Задачи:1. Образовательные: Научить учащихся выделять основные части цветка: чашелистики, лепестки, тычинки, пестик; закрепить основы рисования частей цветка в программе Paint.2. Коррекционные: развива...