Влияние творческой деятельности на социальную реабилитацию «особого» ребенка
план-конспект по теме

 

 Педагогическая деятельность  педагога предусматривает поэтапную систему социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и способствует интеграции детей в среду здоровых сверстников, успешно решая проблемы «особых» детей в сельской местности, связанные с недостатками общения, потребностью развития и реализации их творческих способностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_konkurs.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние творческой деятельности

на социальную реабилитацию «особого»  ребенка

Более десяти лет я  работаю педагогом дополнительного образования в Доме детского творчества «Искорка» с  сельскими  детьми, у которых ограничены возможности здоровья. За этот период накоплен большой материал и опыт работы с данной категорией детей.

Нынешнее положение в работе   с «особыми» детьми характеризуется неустойчивостью и рядом проблем.

Реабилитация детей-инвалидов возложена в нашем государстве на медицинские учреждения и социальные службы. Несогласованность в их действиях, а также недооценка влияния социальной сферы, как важнейшего воспитательного фактора, нередко затрудняют процесс реабилитации. Практика показывает, что проблемы в развитии ребенка с нарушениями здоровья обусловлены не только биологическими    (наследственными) факторами, но и неисполнением главных педагогических закономерностей: ограничено общение, деформирована система коллективных отношений (прежде всего со сверстниками), отсутствует или сужена социальная активность.

Особенно остро стоят эти проблемы в сельской местности.  Причины тому: отдаленность от города, низкое материальное положение семей, отсутствие специалистов по реабилитации детей.

Как правило,  у «особых» детей на селе  еще более ограничено  общение со сверстниками, не похожими на них, и взрослыми людьми. Это затрудняет их адаптацию в обществе.

Данная проблемная ситуация побудила меня разработать образовательную программу «Детство: равные возможности», направленную на социализацию «особых» детей и реализовать ее на практике. Помочь «особым» детям войти в мир взрослых и сверстников, научить их действовать и творить в нем -  вот основное предназначение данной авторской программы.

Образовательная программа рассчитана на четыре года реализации, она предполагает решение проблем социальной адаптации детей-инвалидов через активное включение их в социальные и межличностные отношения.

Цель программы: создание условий для социальной адаптации «особых» детей в общество нормально развивающихся сверстников посредством развития их творческих и коммуникативных способностей в процессе овладения различными видами народных ремесел.

Задачи:

  1. обучить практическим навыкам по различным видам народных ремесел;
  2. обеспечить развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка;
  3. способствовать приобретению ребенком социального опыта.

 Новизна данной программы определяется  тремя существенными моментами.

-Организация индивидуального надомного обучения.  Обучение ребенка, нуждающегося в индивидуальном подходе, сопряжено с рядом трудностей. Длительная изоляция ребенка негативно сказывается на формировании  его коммуникативных навыков, мотивации к любой активной деятельности. Продолжительность обучения зависит от возможностей и способностей ребёнка к деятельности.

Программой предусмотрен постепенный переход ребенка от индивидуальных занятий к деятельности в группе сверстников.

- Включение «особого» ребенка в группу здоровых сверстников (14 детей), где предоставлены равные права и возможности всем, независимо от особенностей развития и способностей. Взаимоотношения детей – инвалидов и здоровых детей   – мощнейший фактор социальной адаптации. А у нормально развивающихся  детей формируется толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. 

- Тесное сотрудничество педагога с родителями.  Автор исходит из того, что родитель является активным субъектом образовательного процесса. Поэтому необходимо заинтересовать родителей увлечением ребёнка, сделать их своими единомышленниками.

Наблюдая, как меняется их ребёнок от занятия к занятию, как растёт и совершенствуется его мастерство, родители начинают меньше его опекать, больше  ему доверять, предоставлять  больше самостоятельности.

Ключевая идея реабилитации заключается в построении разумной перспективы будущей жизнедеятельности ребенка.

 Дети с ограниченными возможностями  - сложный, своеобразный контингент. Их отличает ряд особенностей, главная из которых заключается в том, что результатов их обучения и воспитания педагог ждет достаточно долго. С этими  детьми труднее  установить «обратную связь», чем с их нормально развивающими сверстниками. У «особых» детей чаще всего   наблюдаются нарушения в развитии психических процессов, отклонения в умственном развитии и нарушения в эмоционально – волевой сфере.

 Поэтому приходится включать в образовательный и воспитательный процессы  многообразие  педагогических  приемов и методов, как традиционных, так и не традиционных. В работе используются такие формы занятий, как занятие – путешествие, занятие – игра, занятия с элементами психотерапии – рисования, сказки, музыки (смотреть приложение 1).

Занимаясь в кружке, дети знакомятся и осваивают практические навыки по народным ремеслам, таким как плетение, народная игрушка, лепка, вязание, вышивка, роспись.

Обучение ребенка ремеслу способствует его мотивации к познанию и творчеству, дает возможность творческого самовыражения, а в перспективе, и возможность обеспечить средства к существованию.

Пермский край издавна был разделен на промыслы. Береста – это «хлеб» Чусовского района, в Оханске – это  ива, в Орде – знаменитое на всю Россию гончарное производство. Были раньше ниши производства товаров, которые «приписывались» к тому или иному месту. Со временем ситуация резко изменилась. И сейчас мы в  чем-то должны вернуться назад и начать возрождать ту продукцию, которая будет иметь спрос у потребителей.

 В своей  программе автор решила соединить на практике старину и современность. Современность – это когда «особые» дети, обучившись старинным ремеслам, могут заработать себе на жизнь. Изготовленные своими руками настенные украшения, забавные игрушки, сувениры способны сделать дом непохожим на другие, наполнить его уютом и душевным теплом. Хотя народные ремесла – старина, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.

Осваивая народные ремесла, дети  развивают творческие и коммуникативные способности, нравственные качества личности, самовыражаются и самосовершенствуются, некоторые из них определяются с выбором профессии.

Занимаясь в кружке, дети находят себе друзей, они не чувствуют больше себя одинокими и беспомощными. Такие дети с желанием приходят заниматься любимым делом, принося радость себе и окружающим.

Кроме занятий творчеством в процессе занятий, дети совместно с родителями  проводят общие мероприятия: праздники, экскурсии, походы,  художественные мастерские, выставки.

 Автор считает, что результативность кружковой работы во многом зависит от  умения педагога поддерживать интерес ребенка к собственным достижениям и успехам и его товарищей через  создание   условий для демонстрации достижений каждого ребенка в форме участия в выставках, конкурсах, мероприятиях досугового плана.  Особое внимание обращается на воспитание чувства гордости у ребят за достижения своих друзей. 

Ребята, занимающиеся по программе «Детство: равные возможности» -  постоянные участники и призеры различных выставок декоративно-прикладного творчества, олимпиад, конкурсов на муниципальном, краевом и Всероссийском уровнях. 

Таким образом,  в рамках программы педагог не только помогает овладеть основами народных ремесел, но и создает  условия для формирования у ребёнка статуса здорового члена общества, снятия у него комплекса неполноценности через творческое самовыражение и доброжелательное общение со сверстниками и взрослыми.

Литература

1. Белкина В.И. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям, Ярославль «Академия развития», 2007

2. Вернер Дэвид. Реабилитация детей-инвалидов, Москва «Филантроп»,2008

3. Зиневич-Евстигнеева Т.Д. Тисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку, Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2007

4. Коноваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-6 лет, Москва «Гном», 2010

5. Ильина Е.Т. Особый ребенок. Проблемы и решения,  Москва  Научно-методическая фирма «МБН», 2009

6. Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии,  Москва «Арти»,  2008

7. Старобина Е.М. Профессиональное образование инвалидов,  Москва,  2010

8. Суворов А.В. Школа взаимной человечности,  Москва,  2009

10. Холостова Е.И. Социальная реабилитация, Москва,  2011

Приложение 1

Слайд 1

Тема занятия  « Коса – девичья краса» (плетение).

Слайд 2

Цель: развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством овладения навыками плетения.

Слайд 3

Задачи:

  1. Дидактическая – научить плетению из ниток в три пряди.
  2. Коррекционная – совершенствовать координацию движений, развивать мелкую моторику (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений).

Воспитательная – повышать мотивацию к творчеству через формирование интереса к славянской культуре. 

Методы обучения:

  1. Словесный – рассказ педагога, диалог.
  2. Наглядный – образец готовой работы, демонстрация мультимедийной презентации.

Слайд 4

Материалы и инструменты: нитки, готовое изделие, куклы из ниток, ножницы, ленты, мультимедийная установка для показа презентации «Коса – девичья краса».

Ход занятия:

  1. Организационный момент (3-5 минут).

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок

На места все тихо сели

На меня все посмотрели.

1. Теоретическая часть занятия (15 мин.)

Педагог - Здравствуйте,  ребята!

Все дети любят сказки.

 Я предлагаю вам посмотреть несколько иллюстраций к  русским народным сказкам.

Слайд 5 - 6

Ребята, что общего на этих слайдах?

(Предположения детей)

Во многих русских народных сказках главные героини девушки носили длинные волосы и  заплетали их в косу.  

Тема занятия: «Коса – девичья краса»

 Я расскажу вам сказку о девочке-Снегурочке.

Жили-были дед да баба.

Слайд 7

 Детей у них не было. Решили они вылепить из снега дочку-Снегурочку.

Слайд 8 - 9

Принесли ее домой. Стала Снегурочка,  расти, деда с бабкой радовать.

 Вот посмотрите, ребята,  какая она. Веселая была Снегурочка, работящая. Деду с бабой во всем помогала. И горницу приберет, и котишку-плутишку накормит.

Слайд 10

И волосы могла в косу красиво заплести. А вы, ребята, умеете плести косичку? Давайте попробуем ее сплести, но только из ниток.

Сегодня я  научу вас плести косичку из трех прядей.  Одна прядь условно будет определяться в две нитки.

Выберите на столе понравившуюся куклу-девочку из ниток. Каждый из вас заплетет своей кукле-девочке косичку  из трех прядей.  

 В древности славянские девушки и женщины заплетали косы в три пряди.

Слайд 11

 Ребята, а кто мне скажет, почему у славян косы плели именно в три пряди?

(Предположения детей)

Педагог - Я вам помогу правильно ответить на этот вопрос: число три считалось священным и означало три главных события в жизни человека: рождение – жизнь – смерть.

Ребята, а почему считается оскорблением дергать за косу?

 (Предположения детей)

Педагог - Волосы, считали наши предки, имеют большую магическую силу.  Дергать девушку за косу означало оскорбление. Ребята, скажите, почему девушки носили всегда одну косу, а женщины каждое утро заплетали две косы? 

(Предположения детей)

Красивые длинные волосы, заплетенные в толстую косу, всегда привлекали внимание добрых молодцев. Девушки заплетали косу, укладывая пряди одну поверх другой. А в день свадьбы подружки расплетали девичью косу и заплетали с песнями две косы, укладывая в них пряди одну под другую. Такая прическа говорила о том, что теперь невеста не одна, а «за мужем» и будет подчиняться ему в семье.

В три пряди заплетали не только волосы, но и нити - шерстяные, льняные.

Слайд 12

Первый поясок – «опоясонку», сплетенный из трех нитей, завязывали ребенку вскоре после рождения, когда надевали крест и рубашку. Эту первую опоясонку носили всю жизнь,  на голое тело, а поверх рубашки – другой пояс, более широкий и красивый.

Косичка из ниток плелась в определенном строгом порядке. Это заданная человеком последовательность действий использовалась в магии. Например, хозяйка плела из ниток косичку и приговаривала, чтобы корова так же «из следа в след», «из шагу в шаг» приходила обратно домой, на свой двор, а сплетенный поясок женщина закапывала у порога двора, через который коровушка утром переступала.

Последние колоски пшеницы или ржи девушки обязательно заплетали косичкой («завивали бородку Волосу»), чтобы земля в поле была плодородной.

В «косы» было принято заплетать пучки лука и чеснока и развешивать их по стенам для просушки и хранения.

Сегодня для работы нам понадобятся ножницы. Повторим правила техники безопасности с ножницами.

Правило  первое.  Ребята, перед вами два рисунка, вам нужно выбрать верное изображение.

Слайд 13

(Дети выбирают верный ответ: передавать ножницы следует кольцами вперед с сомкнутыми концами).

Правило второе. Ребята, перед вами опять два рисунка, вам нужно выбрать верное изображение.

Слайд 14

(Дети выбирают верный ответ: не оставлять ножницы на столе с открытыми концами).

Педагог - Не забывайте эти правила и соблюдайте их.

 3. Практическая работа

 «Отработка навыка плетения в три пряди на  нитках» (25 мин.)

слайд 15 - 16

Педагог - Технология плетения косички весьма проста: каждая из двух крайних прядей (полосок) по очереди перебрасывается и укладывается в середину, между двумя другими. Плетение нужно постоянно уплотнять.

(Индивидуальная помощь учащимся).

Педагог - А теперь соберем кукол-девочек  в хоровод.

(Дети совместно с педагогом делают аппликацию хоровод)

Педагог - Вот такая  коллективная творческая работа получилось у нас.  

Ее можно  подарить или оставить себе на память. Она может  украсить детскую комнату.  Пусть это панно напоминает вам сказку о девочке-Снегурочке.

Пришло лето красное. Собрались девочки-подружки на лужок погулять, хороводы поводить – и  Снегурочка с ними.

Слайд 17

 Долго подружки гуляли, песни пели да играли.

Слайд 18

 А вы хотите поиграть?

Игра «Платочек»  (Приложение 3)

Все участники игры встают в круг. Водящий с платочком идет за кругом, кладет его на плечо одному из играющих и быстро бежит по кругу, а тот, кому положили платок, берет его в руки и бежит за водящим. И тот и другой стараются занять свободное место в круге.

Если игрок с платком догонит водящего и сможет положить ему платок на плечо, прежде чем тот займет свободное место в круге, тот вновь становится водящим, а игрок, отдавший платок, занимает свободное место. Если же убегающий первым встанет в круг, то водящим остается игрок с платком. Он идет по кругу, кому-то кладет платочек на плечо, игра продолжается.

Правила

  1. Дети не должны перебегать через круг.
  2. Во время бега не разрешается задевать руками стоящих в круге.
  3. Стоящие игроки не должны задерживать бегущих.
  4. Играющие не должны поворачиваться в то время, когда водящий выбирает, кому положить на плечо платок.

Педагог - А как вечер наступил, решили костер разжечь. Высоко взметнулось пламя жаркое.

Слайд 19

 Стали девочки через костер прыгать, а Снегурочка и подойти боится. «Прыгай, Снегурочка, не бойся!» Прыгнула она и… растаяла.

Слайд 20

Лишь по небу поплыло белое облачко прямо к дому родному. Пролилось оно дождем на цветы луговые.

Закручинились дед да бабка, а облачко говорит…  Ребята, а как вы думаете, что сказало облачко деду и бабе?  Попробуйте закончить сказку.

 (Дети придумывают конец сказки: не плачьте, не горюйте, придет зима – вернется ваша Снегурочка).

  1. Итоговый этап занятия (5 мин.)

(В заключение занятия идет коллективное обсуждение творческих работ детей.  Детям предлагаются вопросы на обсуждение и творческое осмысление).

Педагог - Появилось ли у вас желание самостоятельно сплести  такую косичку дома? Где можно использовать плетение косичкой? (при изготовлении коврика, куклы из соломы или ниток, браслета, шнурка для волос, пояска для ребенка или куклы, уздечки для лошади, веревочки для санок и т.д.)

5.  Рефлексия

С каким настроением вы уходите с занятия?

Скажите, ребята, чего не хватает на косах у наших кукол-девочек? Конечно – же, ленточек, правильно.  Если  ваше настроение хорошее – завяжите на косичку  красную ленточку, если настроение не совсем хорошее – завяжите на косичку желтую ленточку, если вы загрустили – завяжите на косичку голубую ленточку.

На этом занятие окончено, всем спасибо за работу.

Уборка рабочих мест.

Литература

  1. Кудинова, З.А. Создаём рукотворный мир / З.А. Кудинова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. - №1. – С. 24-29.
  2.  http://www.bankreceptov.ru (дата обращения 20.12.2011.)
  3.  http://maminsite.ru (дата обращения 25.12.2011.)
  4. http://parohod.kg (дата обращения 11.01.2012.)
  5. http://images.yandex.ru (дата обращения 15.01.2012.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Влияние творческой деятельности на развитие личности ребенка"

Презентация кафедры художественно эстетического цикла....

Методические рекомендации по планированию коллективной творческой деятельности и социального проектирования

В связи с введение ФГОС актуально стоит проблема коллективной творческой деятельности и социальному проектированию. В данном материале представлены методические рекомендации педагогам, лидерам и актив...

Влияние творческой деятельности детей в правовой сфере на избирательную активность родителей

Проектная работа обучающихся 6-го класса по изучению избирательной активности родителей. Включает в себя результаты анкетирования, рекомендации и сценарий мюзикла "Семейные дебаты"....