Методические рекомендации по планированию коллективной творческой деятельности и социального проектирования
методическая разработка по теме

Наталья Александровна Ращупкина

В связи с введение ФГОС актуально стоит проблема коллективной творческой деятельности и социальному проектированию. В данном материале представлены методические рекомендации педагогам, лидерам и активистам ученического самоуправления для успешной органиции деятельности органов ученического самоуправления. Используя данную методику педагог может стимулировать самостоятельность воспитанников при организации воспитательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дорогой юный друг!

Если ты хочешь, чтобы жизнь в твоём классе, школе, организации стала интересней, изменилась в лучшую сторону; если хочешь интересных и необычных дел, но не знаешь, как это сделать,  если хочешь привлечь сверстников к организации мероприятия, то этот выпуск брошюры "В помощь активисту - лидеру" - для тебя.

С чего начать

Начинай подготовку дела с "мозгового штурма".

Это поможет вам (творческой группе):

привлечь большое число людей к обсуждению и решению проблемы;

собрать большое количество нестандартных идей по решению проблемы;

объединить несколько идей в одно хорошее интересное дело;

продумать дело до мелочей;

найти помощников на каждом этапе подготовки и проведения дела;

получить в итоге интересное, нестандартное дело.

Запомни правила:

Твори, ищи, фантазируй смелее -

Поиск идёт необычной идеи!

Сваливай мысли в гору большую,

Из сотни простых найдём золотую!

Камнем в соседа бросать не смей.

Бросишь камень - не будет идей!

Особенно ценится комплекс идей.

Созрели идеи - на штаб их скорей!

Как это сделать…

У тебя всё получится, если, организуя обсуждение, ты пойдёшь следующим путём, учтёшь все шаги "мозгового штурма".

Шаг 1. Разбей весь коллектив на малые микрогруппы по 5 - 7 человек. (Способы разбивки смотри в приложении.)

Шаг 2. Банк идей. Абсолютно все идеи, пришедшие на ум участникам "мозгового штурма", записываются на одном большом листе бумаги или на доске. Критика не принимается - принимаются только идеи.

Шаг 3. Объединение идей по общим признакам. Составляется перечень групп идей, выражающих общие принципы, подходы к решению творческой задачи.

(Шаг 2 и 3 можно осуществить еще и другим способом:

Шаг 1. Ведущий сбора предлагает собравшимся определить проблемы, существующие в окружающей жизни, и записать их на отдельных листочках. Когда все справились с заданием «проблемы» озвучиваются и собираются в одном месте (коробка, конверт и т.д.).

        Шаг 2.  Ведущий по очереди озвучивает «проблемы», и все участники  коллективно обсуждают, в какой конверт определить ту или иную проблему: проблемы, с которыми будем работать сами; проблемы, с которыми должны работать другие; проблемы, которые необходимо оставить до лучших времен.

        Шаг 3. Работаем над проблемами из  первого конверта. Выбираем одну самую актуальную, или, разбившись на микрогруппы, обсуждаем несколько проблем. В форме «мозгового штурма» находим пути решения проблемы (высказываем идеи  и не критикуем их).

Шаг 4. Идеи идут в микрогруппы. Каждая микро группа берёт для рассмотрения какую-нибудь группу идей и составляет план действий по воплощению этих идей в жизнь.

Шаг 5. Ходоки. Каждая микрогруппа посылает "ходока", который, обойдя все микрогруппы, расскажет об основной концепции их варианта решения проблемы и запишет все критические замечания.  "Ходок" не отвечает на критику, а только записывает реплики.

Шаг 6. Возвращение и обсуждение. Микрогруппа, выслушав вернувшегося "ходока", делает поправки и изменения в своём проекте.

Шаг 7. Защита проекта. Каждая микрогруппа защищает свой проект. Все вместе выбираем наиболее удачный, заинтересовавший всех проект.

Шаг 8. План действий. Корректируется план действий, назначаются ответственные за выполнение каждого этапа, раздела проекта.

Планирование завершено - начинайте подготовку дела. А поможет вам "СТРЕЛКА ПЛАНИРОВАНИЯ"

Стрелка планирования

                Сколько раз вы ловили себя на мысли, что все перевернулось с ног на голову из-за недостаточно продуманного плана действий? А сколько раз опускались руки от глобальности и неприступности так мешающей проблемы.

        Стрелка планирования является схемой организации и планирования сколь угодно большого мероприятия, дела  или проекта. На первый взгляд она  сложна и объемна, но очень эффективна. Используя ее, вы сможете без труда продумать все до мелочей, не упустить ни одной  детали. Начертите на листе ватмана или на доске такую стрелку:

1. Как это ни банально, начать надо с  названия проекта.    

Потом это поможет и  тем, кто не сможет не опоздать, и тебе самому, если на планирование уйдет больше одного захода.

   2. На  следующем шаге важно продумать, чего же мы, собственно, хотим, а точнее, каким мы хотим видеть результат  исполнения проекта, который мы только начинаем планировать. Надо во всех деталях описать, каким стало (вернее, станет) то, что заставило всех здесь собраться, после того как план уже сработает.

3. Гораздо позже у тебя и твоей группы почти наверняка возникнет необходимость убедить в необходимости этого проекта власти, спонсоров и т.д., - так, что теперь не помешало бы и самим решить, что же делает проект таким важным и ценным.  Проведите "мозговой штурм" для выявления тех положительных перемен, к которым он приведет и других его достоинств.

4. Теперь, имея в четкой форме "видение", можно приступать к  выписыванию целей. На этом шаге важно определить общие направления будущей работы. Они не должны быть слишком конкретными, их задача - назвать "конечные точки".

Например:" Найти спонсора на 300 тыс. рублей". 

О том, как найти, разговор пока не идет. Здесь же часто используются всевозможные "уменьшить/ увеличить".

5.Все это время мы двигались от конца стрелки к ее началу; сейчас же изменим это направление и

задумаемся о ресурсах, т.е. о том, что есть в нашем расположении. Это исключительно важно, чтобы  потом не делать лишнего. Например, если потребуется пойти зачем-либо к директору крупной фирмы, надо будет сначала договориться о встрече, основательно подготовиться к

разговору и перепробовать массу всевозможных уловок, чтобы добиться от него того, что вам нужно. Если же в вашей группе есть человек, который  с эти директором на дружеской ноге, потребуется лишь один звонок. Такой человек - один из ваших ресурсов. Другими могут быть время добрые помощники и т.д.

6.Пока не возвращаясь в центр стрелки, заметим, что некоторые  аспекты проекта просто обязаны быть обеспечены. Выпишем их в  поля "критические факторы успеха", чтобы потом всегда держать их на виду. Это вещи, без которых проект не срабатывает то, что важно настолько же, насколько человеку - любой из его органов.  Среди критических факторов успеха могут быть согласие властей, наличие некоторого минимума людей и денег и т.д.

7. Рядом есть и поле "препятствия". Запишем в него то, что может стать непреодолимым препятствием для всего проекта в том виде, какой мы выбрали (скажем, стихийное бедствие). Это позволит сэкономить время и быстрее переформулировать постановку задачи так, чтобы проблема, о которой идет речь, перестала бы иметь отношение к делу или нашла

бы решение.

8. Теперь вернемся в стрелку. Сейчас все готово для того, чтобы начать углубляться в детали. Поле "задачи" предназначено для того, чтобы в нем конкретно  расписать составляющие всех  пунктов поля "цели". При этом надо помнить о создании условий для всех критических  факторов успеха. В нашем примере с поиском трехсот тысяч рублей там могли бы оказаться такие подпункты:

найти организацию, владеющую информацией о благотворительных фондах;

обзвонить найденные фонды;

встретиться с представителями выбранного фонда и т.д.

Важно не упустить ни одну деталь при такой конкретизации ради следующего поля:

9. " Задания". Оно же и самое главное. В нем для каждого пункта "задач" рассматриваются все необходимые шаги для их выполнения. Здесь же

каждому шагу назначается время  и человек, за него отвечающий. Возьмем для примера: "Найти организацию":

Возьмем для примера: "Найти организацию":

узнать телефон нужных справочных   - Вася, до 3 мая;

обзвонить справочные   - Вася, 3 мая  до обеда;

выбрать подходящие фонды   - Вася, 3 мая после обеда;

Здесь не случайно один и тот же Вася отвечает за все 3 шага поиска. Это связано с самой процедурой заполнения графы "Задания". Она токова.

        После того, как все готово с задачами, ведущий раздает листочки бумаги и ручки и предлагает всем членам группы разобрать поровну все задачи. Эти люди автоматически становятся ответственными и для каждой задачи расписывают себе все действия, необходимые для ее выполнения. После этого бумажки вывешиваются в поле "задания" и сверяются; одинаковые задания (если есть) вешаются одно на другое.

   Стрелка заполнена! А теперь оглянемся… Что же получается? Во-первых, мы имеем набор элементарных  заданий. Каждый набор заданий ведет к выполнению какой-то одной задачи, потому что просто был из нее сделан. Дальше реализация всех задач (уже обеспеченная) гарантирует выполнение поставленных целей. И, наконец, эти цели, набранные по сути дела из нашей казавшейся нереальной мечты, записанной как видение, просто автоматически гарантируют ее исполнение, причем ко времени последней даты  в заданиях. Впечатляет, да?

Приложение

Способы разбивки на микрогруппы:

По сезонам дней рождения.

С помощью разрезанных открыток.

С помощью разрезанных пословиц.

По цветным жетонам.

Собрать части разрезанных картин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Радость творчества (методические рекомендации по организации коллективной творческой деятельности учащихся на занятиях в изостудии)

Коллективная  художественная  деятельность детей в  школе,  на  занятиях  в  изостудии,  в  разных  кружках,  в  летних  лагерях...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В КРУЖКАХ

Перед руководителями кружков нередко встают вопросы: с чего начать занятия? Какие упражнения дать учащимся на первых порах? Как повышать сложность задания? Какие рисунки рекомендовать для перевода на ...

Методический доклад "Формирование личностных универсальных учебных действий в процессе коллективной творческой деятельности"

Музыкальное воспитание детей должно быть направлено, прежде всего, на развитие восприимчивости к языку музыки, способности к эмоциональному отклику, а также на активизацию слуховых способностей ...

Методический семинар «Использование методики коллективно творческой деятельности на уроках физики»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16713222","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"316","width":"480"}}]]...

Методические рекомендации по проведению коллективно-творческого дела «Путешествие по России»

Коллективное творческое дело можно провести в классе, на выезде в лагере. Для него не требуется интернет, мультимедийное оборудование.Цель: создание условий для  формирования потребности в изучен...

Методические рекомендации по проведению коллективного творческого дела «Интеллектуальный BOX Новогодний»

laquo;Интеллектуальный BOX Новогодний» рассчитан на многократное проведение на тематических классных часах в 5-9 классах ГБОУ СОШ № 564 в преддверии Новогодних праздников или во время классных ...