МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В КРУЖКАХ
статья по технологии (5, 6, 7 класс) на тему

Рожина Елена Евгеньевна

Перед руководителями кружков нередко встают вопросы: с чего начать занятия? Какие упражнения дать учащимся на первых порах? Как повышать сложность задания? Какие рисунки рекомендовать для перевода на материал? Как убедить своих воспитанников в том, что все видимые предметы и явления, прежде чем они будут воплощены в материале, должны пройти творческую декоративную переработку? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.rekom_.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В КРУЖКАХ

УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ

РОЖИНА

ЕЛЕНА ЕВГЕНЬЕВНА

МБОУ СОШ № 36

САХА(Я) Г. ТОММОТ

2016

Перед руководителями кружков нередко встают вопросы: с чего начать занятия? Какие упражнения дать учащимся на первых порах? Как повышать сложность задания? Какие рисунки рекомендовать для перевода на материал? Как убедить своих воспитанников в том, что все видимые предметы и явления, прежде чем они будут воплощены в материале, должны пройти творческую декоративную переработку? Чаще всего учащиеся стремятся сразу начать работать в материале. Поэтому их (особенно тех, кто не силен в рисунке) влечет к случайным, маловыразительным картинкам, которые они переводят на материал.

Воспитание эстетического вкуса в кружках декоративно-прикладного искусства должно идти через понимание учащимися художественных и технологических возможностей обрабатываемых материалов, что накладывает свой отпечаток на решение образа. В процессе творческой деятельности в области декоративно-прикладного искусства учащиеся должны понять, что каждый материал требует лишь ему присущей декоративной трактовке и обобщения.

Задача руководителя - направлять процесс отбора возможных композиций для перевода в материал. Обучающиеся должны усвоить, что и как можно сделать в той или иной технике. Для этого необходимы наглядные пособия - образцы. Работа по образцам позволяет на начальном этапе освоить технологию, познать декоративные и технологические возможности того или иного материала. Н.Д. Левитов пишет: «если даже замечательные люди из области искусства в начале своей творческой деятельности не могли обойтись без следования образцу, то учащиеся… нуждаются в помощи учителя, в противном случае их самостоятельность превратится в бесплодное оригинальничание или в непосильное «творчество» без знания путей и средств выполнения творческих замыслов».

Очень многое зависит от первого задания, которое руководитель предложит обучающимся. Оно должно быть понятным, доступным для выполнения, интересным по декоративным результатам. Желательно, чтобы первое задание было небольшим по объему и чтобы его можно было выполнить за один - два занятия.

Руководитель кружка должен иметь ввиду, что на задания общего характера, выполняемые учащимися по одному и тому же образцу, у каждого из них потребуется разное время. Пока один едва завершит первую композицию, другой успеет сделать две - три работы. В этом специфика индивидуально-творческой деятельности в кружке.

С самого начала надо приучать учащихся к самостоятельной работе. Получив от преподавателя рисунок первого задания, обучающийся должен самостоятельно перевести его на выбранный материал и приступить к работе. Использование образцов возможно на стадии общего знакомства со спецификой того или иного вида декоративно-прикладного искусства. В дальнейшем главной становится самостоятельная творческая работа учащихся.

Проблемное обучение, основой которого является создание и организация различных типов проблемных ситуаций перед учащимися, управление их деятельностью в ходе решения проблем способствует успешному решению учебно-воспитательных задач. Проблемное обучение предполагает проблемные ситуации, постановку в процессе обучения проблемных заданий и вопросов.

Проблемные ситуации характеризуются условиями, когда человек не может выполнить известными ему способами поставленного перед ним задания, для чего необходима активизация процессов его мышления. Проблемное задание - это задание практическое или теоретическое, которое вызывает познавательную потребность в новом неизвестном знании, служащим для наиболее эффективного выполнения действия, приводящего к решению задачи, достижению цели. Проблемный вопрос - это вопрос, определяющий область тех неизвестных закономерностей или способов действия, которые могут быть раскрыты на основе усвоенных знаний и достигнутого уровня способов действия.

При этом следует иметь в виду, что проблемные ситуации могут создаваться не только при постановке непосредственно проблем и проблемных вопросов, но и при творческом, самостоятельном выборе учащимися рационального способа действия, приема выполнения учебного задания, например, рисунка. Данные положения необходимо учитывать в процессе обучения детей декоративно-прикладному искусству, поскольку именно этот вид занятий часто характеризуется процедурами репродуктивного характера.

Для реализации путей организации коллективной творческой деятельности мы должны таким образом организовать кружковые занятия, чтобы учащиеся постоянно находились в ситуации решения творческих задач, то есть создавать проблемные ситуации. Проблемные ситуации возникли в результате побуждения учащихся к выдвижению гипотез, предварительных выводов, обобщений. Являясь сложным приемом умственной деятельности, обобщение предполагает наличие умения анализировать явления, выделять главное, абстрагировать, сравнивать, оценивать, определить понятия.

Проблемным называется такое обучение, при котором усвоение знаний и начальный этап формирования интеллектуальных навыков происходят в процессе относительно самостоятельного решения системы задач, протекающего под общим руководством учителя. В процессе поисков решения проблемы учащиеся нередко возникающие противоречия между уже имеющимися знаниями и требованиями задачи, выявляют новые элементы знаний, способы оперирования ими, овладевают способами познания, что расширяет их возможности в решении еще более сложных проблем. Эта активная самостоятельная деятельность приводит к формированию новых связей, свойств личности, положительных качеств ума и тем самым к микросдвигу в их умственном развитии.

Наибольший эффект при проблемном обучении дают задачи, предполагающие открытие новых для учащихся причинно-следственных связей, закономерностей, общих принципов решения целого класса задач, в основе которых лежат неизвестные субъекту отношения между определенными компонентами исследуемых конкретных ситуаций. Выбор задачи  - проблемы зависит и от наличия у обучающегося исходного минимума знаний или возможности за относительно короткий срок до постановки проблемы ознакомить его с необходимыми для самостоятельного решения сведениями. Вместе с тем надо помнить, что эти знания должны служить опорой для поисков пути решения, а не наводить, не подсказывать этот путь, иначе задача перестанет быть проблемной. Поставив проблему, преподаватель должен дать учащимся самим попытаться ее решить на основе уже имеющихся знаний и убедиться, что этих знаний для достижения цели явно недостает, а затем принять участие в построении доступных для них звеньев рассуждения, приводящих к новому знанию. Он ограничивается критикой ложных ходов мысли при попытках школьников найти решение.

Наиболее эффективное средство для создания проблемных ситуаций - использование противоречий, конфликта между усвоенными знаниями, знакомыми способами решения определенного класса задач и теми требованиями, которые предъявляет новая задача.

Задачи - проблемы ставят учащегося в условия неопределенности, и возникновение ошибок здесь вполне возможно. Такие ошибки не страшны, если преподаватель обратит внимание на них и добьется понимания тех причин, которые породили ошибки, и способов их преодоления,

Основной путь к открытию нового для человека способа решения проблем – «анализ через синтез». Он предполагает включение содержащихся в условии задачи основных и выводимых из них промежуточных данных во все новые и новые системы связей, благодаря чему в них выявляются не выделенные ранее свойства, отношения, раскрываются возможности их использования для достижения цели.

Применение проблемных ситуаций в учебном процессе дает возможность формировать у учащихся определенную познавательную потребность, но и обеспечивает необходимую направленность мысли на самостоятельное решение возникшей проблемы.

Таким образом, создание проблемных ситуаций в процессе обучения обеспечивает постоянное включение учащихся в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем. Это неизбежно ведет к развитию стремления, к познанию и творческой активности учащихся и требует от них выведения такого уровня, на основе имеющегося, которым он еще обладал, то есть решение творческой задачи.

Изменение социокультурной среды ставит новые задачи дополнительного образования, форм и методов обучения и воспитания обучающихся разного возраста, создание оптимальных условий для развития творческой личности, его адаптации в современной жизни.

Для успешной организации коллективной творческой деятельности преподаватели декоративно-прикладного искусства проводят большую работу.

Творческая работа по декоративному искусству это проведение бесед, лекций, докладов, руководство кружками, декоративно-прикладному искусству, истории искусств; проведение экскурсий в музеи, на выставки, в мастерские художников; организация выставок. Важнейшей задачей всех видов декоративно-прикладного искусства является творческое развитие учащихся, расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном, развитие способности понимать и чувствовать прекрасное в окружающей действительности.

Основная задача кружков по декоративному - прикладному искусству,  развитие художественных способностей учащихся в процессе обучения. Формирование у учащихся эстетических потребностей, вкуса, интереса к искусству, понимание его роли в жизни народа.

Как правило, в кружке одновременно занимаются 12-15 учащихся. Меньшее количество учащихся в кружках декоративно-прикладного творчества дает возможность педагогу больше объяснить каждому обучающемуся правила выполнения работы. Особенности организации процесса занятий в кружках позволяют успешно выполнять учебно-воспитательные задачи кружковой работы

Условия работы в кружках позволяют широко ознакомить учащихся с произведениями художественных народных промыслов, с национальными особенностями культуры народов.

Следовательно, для организации коллективной творческой деятельности необходимо создать благоприятствующие условия, использовать наиболее эффективные методы и учитывать возможности каждого. К сожалению, даже самые полные и эффективные методики лишь инструмент в рукахпедагога. Умело используя их, можно добиться высоких результатов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Радость творчества (методические рекомендации по организации коллективной творческой деятельности учащихся на занятиях в изостудии)

Коллективная  художественная  деятельность детей в  школе,  на  занятиях  в  изостудии,  в  разных  кружках,  в  летних  лагерях...

Организация самостоятельной творческой деятельности учащихся 10-11 классов на уроках русского языка

Формы и методы организации деятельности учащихся старших классов на уроках русского языка и литературы...

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РОЛИ КНИГОИЗДАТЕЛЕЙ

Статья посвящена актуальному вопросу воспитания в детях любви к книге. В статье описывается опыт воспитания любви к книге через организацию проектной деятельности учеников в роли книгоиздателей. Стать...

Методическое пособие "Проектная и творческая деятельность учащихся по химии"

Суть моей педагогической идеи в том, что предметные и метапредметные результаты обучения улучшаются, если учитель выстраивает четкую систему использования современных образовательных технологий. Мной ...

Методическое пособие "Проектная и творческая деятельность учащихся по химии"

Суть моей педагогической идеи в том, что предметные и метапредметные результаты обучения улучшаются, если учитель выстраивает четкую систему использования современных образовательных технологий. Мной ...

Организация художественно-творческой деятельности учащихся в 5-7 классах на уроках изобразительного искусства.

Организация художественно-творческой деятельности учащихся в 5-7 классах на уроках изобразительного искусства.Автор: Дягилева С.А....

Организация совместной творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства.

Статья предназначена  для педагогов начальной  и средней школы, художественных студий и кружков. В статье рассматриваются теоретические и практические вопросы организации совместной творческ...