Организация самостоятельной творческой деятельности учащихся 10-11 классов на уроках русского языка
статья по русскому языку (11 класс) на тему

Формы и методы организации деятельности учащихся старших классов на уроках русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чернякова Татьяна Леонидовна                                          МОУ СОШ № 14

                                                                                            станицы Ярославской

                                                                                     муниципального образования

                                                                                               Мостовский район

Организация самостоятельной  творческой  деятельности учащихся 10 – 11 классов на уроках русского языка

    Одной из актуальных проблем для учителя третьей ступени школы является подготовка выпускников к единому государственному экзамену. Необходимо помочь старшекласснику подойти к ЕГЭ, так как эта форма итоговой аттестации существенно отличается от традиционного экзамена как по содержанию, так и по форме проведения.

    В течение пяти лет обучения (5-9 классы) ученики знакомились с языком как системой. Следующие два года логично посвятить совершенствованию коммуникативных умений и  навыков, развитию умения строить устные и письменные высказывания, ведя при этом систематическую  работу по повторению орфографических и пунктуационных правил и их практическому применению.

  Усиление самостоятельности старшеклассников в получении знаний заставляет пересмотреть формы подачи учебного материала. Главное – суметь организовать занятия так, чтобы они не превратились в немотивированный тренинг, «натаскивание». Однообразные работы по выполнению тестов (заданий А, В), десятки  ходовых фраз-подсказок для написания сочинения сделают занятия скучными, а следовательно -  малоэффективными.

  Структура уроков в старших классах предполагает организацию самостоятельной, творческой лингвистической деятельности учащихся с различным уровнем учебных и лингвистических возможностей. Учитель должен уметь не только грамотно объяснить материал, но и так смоделировать урок, чтобы учащиеся сами искали ответы на поставленные преподавателем вопросы, участвовали в планировании работы по той или иной теме. Задания для этих уроков русского языка могут содержать материал для языкового осмысления, формирования культуры речи, решать определенные воспитательные задачи, давать  возможность психологической диагностики и коррекции поведения.

 Так, работа с текстом дает школьникам возможность практического применения своих знаний из области русского языка, литературы, истории, культурологии. В творческой работе по тексту дети должны  видеть  возможность если не поделиться своими открытиями с собеседником, то поспорить с писателем или поговорить о том, что волнует (и, конечно, написать сочинение по исходному тексту согласно предъявляемым требованиям и критериям оценивания).

 Наиболее распространенный вид работы – комплексный анализ текста. Повторяя фонетику, орфографию, пунктуацию, учащиеся «углубляются» в текст, прикасаясь к эстетической стороне языка. Многие задания к тексту формулируются в форме вопросов, приглашающих школьников вчитаться, вдуматься в текст, почувствовать слово, языковую ткань текста. Например:

1. Как бы вы определили, что такое речь правильная и речь хорошая? (Слабым ученикам можно дать предложения, продолжив которые, дети составят связный ответ на вопрос.) 2.Найдите ключевые слова и запишите их. Определите их лексическое значение. Запишите свои ассоциации к словам. 3. Прочитайте высказывание. Согласны ли вы с ним? Подумайте, может ли оно стать началом вашего будущего текста. О чем он? Определите тип вашего текста. Запишите его.

   Как для групповой, так и для индивидуальной работы можно предложить игру «Эксперт» (написать экспертное заключение на работу одноклассника или младшего школьника), конкурс на лучшее начало сочинения, подбор пословиц, стихотворений по теме, написание сочинений по теме в художественном, публицистическом или разговорном стиле (можно предложить коллективное написание сочинения: один ученик пишет начало, другой – основную часть, третий – заключение. В каждой группе обязательно должен быть сильный учащийся), составление заданий для комплексного анализа текста.

   Во время работы над заданиями А, В учителю необходимо систематически контролировать уровень практической грамотности учеников, потому что на месте стоящих в нужном месте крестиков, к сожалению, далеко не всегда кроется правильный ответ. Даже если ребёнок получил балл за успешно выполненное задание, учитель не может быть уверен в действительной правильности данного ответа, ход мысли ученика не виден. После проведения самостоятельных работ с использованием тестов, индивидуальных карточек нужно обязательно проанализировать результат, выявить «проблемные» темы, составить план работы с учеником. Большое значение имеют разноуровневые дидактические материалы, включающие учебные задания для самостоятельной работы. Их  можно в основном делить по следующим логическим основаниям: 1) по методу самостоятельной работы учащихся (например, наблюдения, упражнения, работа с текстом учебника); 2) звеньям учебного процесса (задания на восприятие, систематизацию, закрепление и повторение учебного материала); 3) по характеру познавательной деятельности учащегося (репродуцирующие  и творческие задания); 4) по характеру руководства (подробное или менее подробное инструктирование). Но было бы неправильным, ссылаясь на недостаточную подготовку некоторых учащихся, ограничивать их самостоятельную работу заданиями пониженного уровня сложности. Задача учителя - довести этих учащихся до уровня средних, обучить их приемам рациональной умственной деятельности, дифференцировать задания по степени оказания помощи ученику со стороны учителя, по степени самостоятельности учащихся при выполнении задания.

Кроме того, если ученик не выполняет правильно самостоятельную работу или не сдает зачет с первого раза, ему предоставляется возможность пересдать, так ученик учится распоряжаться своим временем, планировать свою работу (не успел сегодня, надо сделать завтра, но не позднее такого-то времени).

Каждому ученику обеспечивается возможность выбора индивидуальной траектории развития внутри одного класса, которая дает больше возможностей достижения учебного успеха ученика в соответствии с уровнем его развития и подготовки.

   Работа организуется так, чтобы со временем степень самостоятельности школьников возрастала, а доза помощи учителя постепенно снижалась.    

   Формы заданий для самостоятельной, исследовательской работы  учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку разнообразны. Можно предложить старшеклассникам самостоятельно (или работая в группе) составить тесты по темам; взаимопроверку с последующим обсуждением результатов;  составление опорных конспектов для слабых учеников; взаимообучение (работа в парах постоянного (или сменного) состава), обобщение видов заданий по теме; работу с компьютерной программой, предполагающей подготовку к ЕГЭ;  составление тестов для младших школьников по той или иной теме, предлагаемой на экзамене; иллюстрирование языковых явлений примерами (составление сборника задач и упражнений); предложения разных точек зрения на проблему; диалог с книгой, собеседником; организацию игр (например, «Иностранцы») и т.п. Ко многим упражнениям учащиеся самостоятельно придумывают задания. Эта работа осуществляется на основе анализа учебного материала и последующей антиципации (предвидения). Например, в карточке дается запись:

1) абон…мент, б…тон, д…ректор

2) вел…колепный, вест…бюль, инж…нер

3) д…зинфекция, д…мократия, пр..ц…дент

4) кр…терий, л…цензия, с…рвиз

Внимательно прочитайте данную запись. Сформулируйте к ней свое задание.

     Конечно, хороший результат на экзамене возможен только при организации системной самостоятельной работы учащихся как на уроках, так и во внеурочное время. Для этого нужно предлагать дифференцированные домашние задания, проводить консультативные занятия, организовывать «полетное» повторение, своевременно знакомить с учебно-методической литературой по проведению ЕГЭ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имитационная игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся 5-6 классов на уроках русского языка

Статья на тему "Игровые технологии". Описывается такой вид деятельности как имитационная игра. Материал будет интересен учителям русского языка и литературы....

Развитие творческих способностей учащихся 5 – х классов на уроках русского языка в период адаптации к новым условиям учебного труда.

Методическая статья на тему: Развитие творческих способностей учащихся 5 – х классов на уроках русского языка в период адаптации к  новым условиям  учебного труда....

"Активизация творческого потенциала учащихся с помощью ИКТ на уроках русского языка и литературы"

Творческая индивидуальность каждого человека, реализуемая им в личной, профессиональной и общественной сферах, является основным ресурсом развития современного общества. Главной задачей образования ...

Самостоятельная работа учащихся V-VI классов на уроках русского языка

Организация  самостоятельной  работы  учащихся   на  уроке  -  одна  из коренных  проблем  обучения.  Самостоятельная  рабо...

«Формы организации самостоятельной и исследовательской работы обучающихся 5 класса на уроках русского языка».

Методический семинар: Формы организации самостоятельной и исследовательской работы обучающихся 5 класса на уроках русского языка...

«Формы организации самостоятельной и исследовательской работы обучающихся 5 класса на уроках русского языка».

Презентация: Формы организации самостоятельной и исследовательской работы обучающихся 5 класса на уроках русского языка...

«Организация совместной учебной деятельности при использовании сетевых сервисов на уроках русского языка и литературы"

В докладе представлен опыт организации совместной учебной деятельности с использованием сетевых сервисов на уроках русского языка и литературы. Автор осуществляет обзор ресурсов, которые существуют дл...