Методический доклад "Формирование личностных универсальных учебных действий в процессе коллективной творческой деятельности"
методическая разработка на тему

Андреенкова Любовь Павловна

 

Музыкальное воспитание детей должно быть направлено, прежде всего, на развитие восприимчивости к языку музыки, способности к эмоциональному отклику, а также на активизацию слуховых способностей и потребностей слушать музыку. Важно увлечь ребенка музыкой, развить его художественное мировосприятие независимо от того станет он профессиональным музыкантом или будет просто любителем музыки.           

Одной из возможностей, позволяющих помочь в обучении юного музыканта, помогающих заглянуть в его  внутренний мир, раскрыть его творческие способности, воспитать культуру исполнения, чувство ответственности, трудолюбие, артистизм, любовь к музыке,  являются занятия в ансамбле.

Целью  игры в ансамбле   является  формирование у обучающихся навыков, позволяющих  демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла.

Задачи, которые решает педагог в процессе работы с коллективом - это    воспитание навыков совместной игры,   расширение музыкального кругозора путем исполнительского ознакомления с ансамблевыми произведениями разных стилей, жанров и форм, воспитание чувства устойчивого ритма, единства темпа, единого характера звукоизвлечения. Участники ансамбля должны слышать основную тему, подголоски, вариации,   уверенно исполнять свою партию в соответствии с замыслом автора,   слышать и понимать музыкальное произведение, исполняемое в целом или отдельными партиями, развивать артистизм и навыки публичного выступления, коллективного творчества и художественно-творческую активность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование личностных универсальных учебных действий в процессе коллективной творческой деятельности.

Музыкальное воспитание детей должно быть направлено, прежде всего, на развитие восприимчивости к языку музыки, способности к эмоциональному отклику, а также на активизацию слуховых способностей и потребностей слушать музыку. Важно увлечь ребенка музыкой, развить его художественное мировосприятие независимо от того станет он профессиональным музыкантом или будет просто любителем музыки.        Одной из возможностей, позволяющих помочь в обучении юного музыканта, помогающих заглянуть в его  внутренний мир, раскрыть его творческие способности, воспитать культуру исполнения, чувство ответственности, трудолюбие, артистизм, любовь к музыке,  являются занятия в ансамбле.

 Ансамбль (от французского – ensemble - вместе) – группа исполнителей, выступающих совместно. Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соразмерять свою художественную индивидуальность, свой исполнительский стиль, творческие приемы с индивидуальностью, стилем, приемами исполнения партнеров, что обеспечивает слаженность и стройность исполнения в целом.

Ансамбль – коллективная форма творческой деятельности, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения. Исполнение в ансамбле предусматривает не только умение играть вместе, здесь важно другое – чувствовать и творить вместе. Единство художественных  намерений, единство эмоционального отклика на исполняемое, вдохновенная игра всех – вот чем характеризуется ансамблевое искусство.

Ансамбль — вид коллективного музицирования, которым занимались во все времена и на любом уровне владения инструментом. В этом жанре сочиняли почти все выдающиеся композиторы.  Они создавали свои произведения как для домашнего музицирования, так и для интенсивного обучения и концертных выступлений.

 Подбирая репертуар педагогу  необходимо  учитывать достижения мировой музыкальной культуры, российские традиции, культурно – национальные особенности региона.   На занятиях коллективным музицированием необходимо создавать условия  для развития личности ребёнка, развития мотивации к познанию и творчеству, посредством дифференцированного музыкального развития каждого ребёнка, взаимодействия с семьёй и удовлетворения социального заказа. Мелкогрупповая формы занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Целью  игры в ансамбле   является  формирование у обучающихся навыков, позволяющих  демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла.

Задачи, которые решает педагог в процессе работы с коллективом - это    воспитание навыков совместной игры,   расширение музыкального кругозора путем исполнительского ознакомления с ансамблевыми произведениями разных стилей, жанров и форм, воспитание чувства устойчивого ритма, единства темпа, единого характера звукоизвлечения. Участники ансамбля должны слышать основную тему, подголоски, вариации,   уверенно исполнять свою партию в соответствии с замыслом автора,   слышать и понимать музыкальное произведение, исполняемое в целом или отдельными партиями, развивать артистизм и навыки публичного выступления, коллективного творчества и художественно-творческую активность. 

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический (освоение приемов игры на инструменте);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

        Коллективное музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в коллективных занятиях музыкой.

         Занятия в ансамбле позволяют решить ряд взаимосвязанных проблем, с которыми сталкиваются учащиеся и преподаватели в процессе обучения. Это повышение заинтересованности учащихся, формирование чувства коллективизма, ответственности. Это также помогает формировать художественную индивидуальность ученика, выявляет его творческие наклонности.         

        Ансамбли всегда пользуются неизменным успехом у слушателей благодаря их широким художественно-выразительным и техническим возможностям. Наша задача — воспользовавшись этой популярностью для привлечения большего числа учеников, воспитать в них хороший музыкальный вкус методом коллективного исполнительства в ансамбле.

 В процессе коллективного исполнительства обучающиеся приобретают навыки   ансамблевого чтения с листа и быстрой ориентации в музыкальном тексте.

Занятия учащихся в ансамбле или оркестре, несомненно, сопряжены с определенными трудностями: не так легко научиться ощущать себя частью целого. В то же время, игра в ансамбле воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств – она дисциплинирует в отношении ритма, дает ощущение нужного темпа, способствует развитию мелодического, полифонического, гармонического и тембрового слуха, вырабатывает уверенность, помогает добиться стабильности в исполнении.  В результате  совместных репетиций участники ансамбля обмениваются знаниями, опытом, отчего каждый становится богаче как  музыкант, игра учащихся становится осмысленнее, эмоциональнее. Менее яркие в исполнительском отношении дети подтягиваются до уровня более сильных, под влиянием партнеров активнее развивается художественный вкус участников ансамбля.

Думается, что обогащение происходит и в более широком смысле: в результате продолжительного общения друг с другом каждый становится лучше как человек, как личность, поскольку в результате коллективной творческой деятельности воспитываются такие качества как взаимопонимание, взаимоуважение, чувство коллективизма. В совместной деятельности не может быть деления на ведущих и ведомых, на солистов и аккомпаниаторов, в ансамбле все равны, все должны уметь переключиться с одной функции на другую. Партитура хорошо звучит только в том случае, если на   высоком профессиональном уровне исполнены все голоса, все партии,   и чем меньше ансамбль, тем больше значимость каждого участника коллектива, тем большая нагрузка ложится на него.

Занятия в ансамбле обязывают исполнителей согласовывать свои действия с действиями других участников коллектива не только в творческом аспекте, но и по таким вопросам как подчинение законам коллективизма, строгим правилам дисциплины. С данной точки зрения ансамблевая деятельность несет в себе немалый воспитательный заряд.

Ансамбль, как форма коллективного творчества, воспитывает в каждом из его участников такое качество, как умение жить и творить в коллективе, то - есть, попросту говоря, находить общий язык друг с другом. От этого зависит та непринужденно-деловая обстановку, тот психологический климат, которые будут способствовать творческому росту ансамбля. Руководителю коллектива следует иметь в виду, что у каждого участника ансамбля свой характер, свои привычки, свой круг интересов. Как же объединить разных по своему складу учащихся, чтобы это способствовало наибольшей эффективности в работе? Прежде всего, участников ансамбля сплачивает общая цель. Она должна стать смыслом всей дальнейшей работы, главным ее содержанием.   

        Величайшим стимулом для детей,  без сомнения,  является участие в  концертной деятельности. Коллективное музицирование отчасти помогает решить проблему боязни сцены. Многие дети, даже при очень хорошей подготовке в классе, на сцене теряются. Их исполнение звучит невыразительно, а иногда просто неудачно. Выход на сцену в составе ансамбля позволяет почувствовать поддержку товарищей или педагога и снимает чрезмерную нервозность перед выступлением.

         Для некоторых учащихся именно ансамблевая игра может стать основой их концертных выступлений. Чувство локтя и взаимной поддержки уменьшают эстрадное волнение исполнителей, объединённых удовлетворением от совместно выполненной творческой работы. Нужно верить в себя, нужно освободиться от страха, довериться вдохновению и почувствовать, что концерт – это великий праздник! 

Публичное выступление – это не только итог большой предварительной работы  коллектива ансамбля, это главная составляющая обучения юных музыкантов, и важное, радостное событие в жизни детей и их родителей.  С первых лет обучения в школе дети должны привыкать делиться с окружающими своим искусством.

Концерт – это музыкальный праздник, которого ждут, и к выступлению в котором надо старательно готовиться. Участие в концерте и почётно, и ответственно, это       радость от общения с публикой, творческое вдохновение и профессиональный рост. Ничто не может сравниться с чувством творческой радости и удовлетворения после удачного выступления, которое является огромным стимулом для его дальнейших интенсивных занятий музыкой.

        Ансамблевое исполнительство –   одна из привлекательных форм,    которая    украшает  и делает более разнообразными    концертные программы. Игра в ансамбле позволяет значительно расширить репертуар и формы его изучения.

Что следует понимать под творческой атмосферой на уроке? Это, прежде всего исключительная организованность и дисциплина всех без исключения участников коллектива. Без тренировки, выдержки, дисциплины в ансамбле  не  может быть плодотворной   деятельности.

На чем основано искусство играть  вместе? Имеются ли определенные рычаги, при помощи которых можно овладеть навыками ансамблевой игры? Увы, навыки ансамблевой игры не приходят так быстро, как порой  кажется. Ансамбль, как художественная единица, рождается только тогда, когда каждый учащийся обретает свободу и уверенность. Такое чувство ансамбля – результат напряженного и кропотливого труда педагога.

Для современной педагогики и психологии характерно понимание интереса, как важнейшей мотивации к учебной деятельности. Интерес повышает работоспособность коллектива, вызывает стремление исполнять даже труднодоступный материал, интересное легче воспринимается учащимися, лучше запоминается и прочнее удерживается в памяти. На занятиях  необходимо  создать творческую атмосферу, руководитель коллектива должен  заинтересовать учащихся, вызвать у них желание  заниматься с увлечением   и радоваться результатам своего труда.

Очень важна подготовительная работа. Всегда надо стремиться,  в процессе занятий отрабатывать все так, чтобы на концерте никто, из  зрителей  не задумывался о том, насколько кропотливой была та самая подготовительная работа к выступлению на публике.    Творческая лаборатория ансамбля или оркестра, безусловно, чрезвычайно сложна. Чего стоит, например, всем участникам коллектива одинаково почувствовать темп, уловить незначительное отклонение от него, взять одновременно аккорд, а главное, чтобы все это выходило естественно, непринужденно.

Игра в ансамбле открывает перед учащимися новые возможности, так как становятся доступными для исполнения произведения симфонической, камерной, хоровой, органной музыки.     В ансамбле баянистов можно выделить тот или иной голос на фоне звучания других, что ценно вообще, а при исполнении полифонической музыки особенно. При этом каждый из голосов может быть исполнен учениками в соответствии со своим характером, в отличие  от солиста, который не всегда располагает возможностями для рельефного воспроизведения каждого голоса. Особенностью ансамбля является и то, что он располагает более богатыми тембровыми возможностями, поскольку в его состав входят, как правило, инструменты разных конструкций.

Если выступление солиста можно сравнивать с «театром одного актера», то ансамбль представляет собой как бы небольшую театральную группу. Благодаря этому возникает возможность живого диалога между разными «действующими лицами», отчего действие «спектакля», его драматургия развиваются более динамично, более активно. Участники ансамбля имеют возможность соревноваться в мастерстве исполнения своей «роли».  А,  как известно, дух соревнования, дух товарищеского соперничества рождает не только заинтересованность, но и общую приподнятую атмосферу, от которой выигрывает весь «спектакль». 

Занятия в ансамбле  не только  формируют общую культуру учащихся, но и посредством исполнительской деятельности, всесторонне развивают личность, воспитывают творческую активность, волю.  

Для реализации всех возможностей коллективного исполнительства необходимо, чтобы все участники ансамбля технически безупречно владели своими инструментами и каждый из исполнителей способен выразительно и технично сыграть ведущий голос.

Зависимость исполнителей друг от друга при игре в ансамбле остается всегда, но если на первых порах она сковывает учащихся в такой степени, что они чувствуют себя неуверенно, то со временем это ощущение скованности проходит, и каждый начинает чувствовать себя уверенно.  В процессе   дальнейшей работы,  учащиеся все глубже вникают в смысл исполняемого материала,  и на определенном этапе появляется та непринужденность и  независимость,     вследствие которой,  каждый участник коллектива получает истинное удовлетворение от своей игры, и от игры всего коллектива в целом.  

Ансамбль не только группа музыкантов, играющих вместе, а такая форма коллективного исполнительства,  где каждый, сохранив свою индивидуальность, вместе с тем подчиняется общим задачам, общим требованиям в воплощении авторского замысла. Индивидуальность музыканта не подавляется, напротив, каждый участник ансамбля или оркестра получает новый импульс для своего развития и совершенствования.

В процессе работы над произведением обусловливается не только общий план исполнения, но и детали, способствующие реализации этого плана. В зависимости от звучания главной мелодической линии определяется характер других партий: где играть громче, где тише, каков штрих в том или ином такте.

          Важным фактором в развитии коллективного исполнительства является репертуар. Это народная песенно-танцевальная музыка, переложения классической музыки, оригинальные сочинения. Вместе с тем возрос интерес к эстрадному и фольклорному направлениям, расширилась практика аккомпанементов.

Выбирая репертуар для детского ансамбля или оркестра, педагог должен руководствоваться принципом постепенности и последовательности обучения, соблюдая дидактические принципы доступности. Не допустимо включать в репертуар произведения, превышающие музыкально-исполнительские (художественные и технические) возможности учащихся и не соответствующие их возрастным особенностям. Работа участников коллектива  над такими произведениями становится препятствием для их музыкального развития и не дает положительных результатов. При выборе репертуара руководителю приходится не только опираться на учебные программы, свой вкус и желания, но учитывать целый комплекс условий и факторов: репертуар должен соответствовать исполнительскому уровню учащихся, быть интересным для участников и слушателей, достаточно разнообразным, чтобы с ним можно было принимать участия в различных концертах.

Важно, чтобы коллектив  имел в своем репертуаре пьесы, которые можно было бы использовать для различной аудитории, на различных мероприятиях. Каждый концерт требует соответствующих по характеру и содержанию пьес, которыми можно было бы открыть и завершить выступление, создать определенное эмоциональное состояние у слушателей.

Опыт и стаж педагога не должны приводить к раз и навсегда найденным и ко всем одинаково применяемым догмам, к шаблону в обучении. Система, включающая в себя основные принципы и главные задачи обучения, должна быть незыблемой. Методика же, определяющая пути к практическому решению этих задач может быть разной. В умении найти для ансамбля учащихся наилучший путь и темп развития проявляется диалектика педагогической работы. Педагог должен быть не только хорошим музыкантом и исполнителем, но и хорошим чутким наблюдателем и знатоком души ребенка.

Педагог, для осуществления поставленных перед ним задач коллективного музицирования должен любить и понимать детей,  как разносторонне образованный человек, он должен не только  находиться в курсе всех музыкальных событий современности, но и знакомиться с различными явлениями в разных областях искусства. 

Список литературы:

  1. Баренбойм Л. Рубинштейновские традиции и наша современность. Сов. Музыка, 1971, №12;
  2. Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением. – М., 1981;
  3. Из репертуара баянистов киевской государственной филармонию – М., 1983
  4. Ризоль Н. Очерки о работе в ансамбле баянистов. – М., 1986

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в процессе использования различных видов творческой деятельности на уроках английского языка.

Изменения, произошедшие в системе образования за последние годы, привели к переосмыслению методов и технологий обучения иностранным языкам. В связи с этим педагогический процесс обучения английскому я...

Методические рекомендации «Формирование личностных универсальных учебных действий в образовательном процессе».

Данное пособие позволит учителю познакомиться с типовыми задачами формирования ЛУУД, с методиками, приёмами и способами диагностики личностных универсальных учебных действий и успешно применять в свое...

Реализация личностных универсальных учебных действий через внеурочную деятельность по физике на примере кружка

Основной целью программы является: создание условий для развития познавательных и творческих способностей учащихся, активизации их познавательной деятельности....

Творческие домашние задания как средство развития личностных универсальных учебных действий

На протяжении всей истории человечества математика является составной частью человеческой культуры, основой научно-технического прогресса. Без математики не может обходиться ни одна область человеческ...

Методическая разработка Использование интерактивных методов на уроках литературы с целью формирования коммуникативных и личностных универсальных учебных действий (Для учителей русского языка и литературы старшего звена)

В данной методической разработке описаны три интерактивных метода (ролевая игра, дискуссия, кейс-метод). Представлен опыт их использования в старших классах на уроках литературы (УМК по литературе для...