Методические рекомендации «Формирование личностных универсальных учебных действий в образовательном процессе».
методическая разработка на тему

Данное пособие позволит учителю познакомиться с типовыми задачами формирования ЛУУД, с методиками, приёмами и способами диагностики личностных универсальных учебных действий и успешно применять в своей практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7.2.5._metodicheskie_rekomendatsii_luud.docx551.28 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\МОЯ АТТЕСТАЦИЯ 2017\сканы\Scanned Documents\Documents\Рисунок (11).BMP


 

Администрация  муниципального образования муниципального района

«Сыктывдинский»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Выльгортская средняя общеобразовательная школа №2»

Методические рекомендации

«Формирование  личностных универсальных учебных действий в образовательном процессе».

Составители:   Ермакова О.В., Анисимова Т.А

2016

Аннотация

Данное пособие позволит учителю познакомиться с типовыми задачами формирования ЛУУД, с методиками, приёмами и способами диагностики личностных универсальных учебных действий и успешно применять в своей практике.

Содержание

Часть 1.

Личностные универсальные учебные действия        с.3-5

Часть 2.

Технологии направленные на формирование ЛУУД.        С.6

Часть 3.

Типовые задачи направленные на формирование ЛУУД.        С.7-12

Часть 4.

Диагностика уровня сформированности ЛУУД.        С.13-23

Часть 5.

Список литературы.        С.24

Часть 1. Личностные универсальные учебные действия.

К Личностным УУД  относятся:

  • положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
  • желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся;
  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • осваивать новые виды деятельности;
  • участвовать в творческом, созидательном процессе;
  • осознание себя как  индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
  • осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
  • стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Личностные УУД

Пути формирования личностных УУД

1. Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности

Упражнения, стимулирующие познавательную деятельность (найти информацию, дополнить текст, заполнить таблицы)

2. Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

Работа с интересными текстами на различные темы, обсуждение тем

3. Желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

Анализ и синтез текста

4. Желание осваивать новые виды деятельности

Разнообразие упражнений(ответы на вопросы, аудирование, заполнение таблиц, подготовка презентаций и докладов)

5. Желание участвовать в творческом, созидательном процессе

Выполнение проектов, написание сочинений

6.Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества

Тексты и темы для обсуждения о семье, себе, о своем хобби и т.д.

7.Признание для себя общепринятых морально-этических норм

Обсуждения поведения персонажей текстов и их действий

8.Осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры;

Интерес и уважение к другим народам, проявление толерантности к проявлению иной культуры (Социокультурный компонент)

Тексты и темы для обсуждения по страноведению, о городах, достопримечательностях, знаменитых людях и событиях России и других стран

9.Создание у ученика целостной картины мира и понимания собственной личной ответственности за будущее планеты и человечества

Тексты, упражнения, темы для обсуждения по экологии, страноведению. Работа в парах и группах.

10.Развитие критического мышления школьника, ценностных ориентаций , чувств и эмоций

Анализ текстов, поведения персонажей, сопоставления явлений в родном и ин.языках.

Часть 2. Технологии направленные на формирование ЛУУД.

Технологии направленные на формирование личностных УУД  относятся:

Технология

Какие личностные УУД развивает

1

технология проблемного  обучения

стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения

2

проектная деятельность

формирует накопление смыслов, оценок, отношений, позитивных поведенческих стереотипов

3

ИКТ-технологии

позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации

4

технология уровневой дифференциации

формирует адекватную самооценку, саморазвитие и самосовершенствование, учебную мотивацию, умение ставить цели

5

технология ситуативного обучения

формирует умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия

6

технология продуктивного чтения

формирует личностные УУД, если анализ текста порождает оценочные суждения

Часть 3.Типовые задачи направленные на формирование ЛУУД.

Типовые задачи направленные на формирование личностных УУД.

Задание  «Самоанализ. Кто Я? Какой Я?»

Цель: формирование и оценивание уровня сформированное личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений.

Возраст: 10—15 лет.

Форма выполнения задания: групповая работа учащихся под руководством психолога.

Материал: тетради, ручки, карандаши, разноцветная коробка с прорезями, обклеенная полосками шести разных цветов.

Работа по теме «Самоанализ. Кто Я? Какой Я?».
Продолжите письменно предложения:

Я думаю, что я...

Другие считают, что я...

Мне хочется быть...

Для каждого предложения подберите 5—10 определений из списка слов на плакате (психолог вывешивает список слов, которые помогут учащимся продолжить предложения):

симпатичный, слабый, приятный, грубый, справедливый, хвастливый, трудолюбивый, скучный, остроумный, смелый, жадный, хитрый, смешной, терпеливый, надёжный, неприятный, задумчивый, хороший, здоровый, вежливый, робкий, честный, глупый, одинокий, красивый, резкий, нежный, сильный, задиристый, лживый, сообразительный, дружелюбный.

Упражнение «Горячий стул»

Инструкция: упражнение даёт возможность каждому ученику проверить, насколько представление о нём одноклассников совпадает с его собственным представлением о себе. Каждый ученик (по очереди) будет занимать место на стуле в центре комнаты, а одноклассники, отвечая на вопрос: «Какой он?» — называют одно или несколько определений из списка слов, помещённых на плакате (симпатичный, слабый, приятный, грубый, справедливый, хвастливый, трудолюбивый, скучный, остроумный, смелый, жадный, хитрый, смешной, терпеливый, надёжный, неприятный, задумчивый, хороший, здоровый, вежливый, робкий, честный, глупый, одинокий, красивый, резкий, нежный, сильный, задиристый, лживый, сообразительный, дружелюбный.).

Сидящий в центре записывает те слова, которые совпадают с его мнением (Я думаю, что я...). Количество совпадений подсчитывается.

Затем учащиеся отвечают на вопросы: что понравилось? Какие испытывали трудности? Кого труднее оценивать — себя или других?

Домашнее задание. Выполнить дома рисунок под названием «Я в лучах солнца». Нарисовать крут, в центре написать букву «Я». От границ круга нарисовать лучи. Их количество должно соответствовать отмеченным совпадениям в определении черт характера. Лучи с совпадениями положительных качеств нужно рисовать красным карандашом, а отрицательных — синим.

Игровое задание «Чемодан»

Цель: формирование личностной и коммуникативной рефлексии, осознание подростками своих качеств и мотивов. В игре проявляется внимание, наблюдательность, такт по отношению к своим одноклассникам. Ребята учатся анализировать ситуацию, сравнивать, доказывать, убеждать, быть терпимее друг к другу.

Возраст: 10—15 лет.

Форма выполнения задания: групповая игра учащихся

Материал: конверты.

Описание задания: один из участников игры выходит из класса, а другие начинают ему собирать «чемодан». Они называют те качества симпатичный, слабый, приятный, грубый, справедливый, хвастливый, трудолюбивый, скучный, остроумный, смелый, жадный, хитрый, смешной, терпеливый, надёжный, неприятный, задумчивый, хороший, здоровый, вежливый, робкий, честный, глупый, одинокий, красивый, резкий, нежный, сильный, задиристый, лживый, сообразительный, дружелюбный.), которые помогают этому человеку в общении с другими людьми, и отрицательные качества, которые мешают ему строить дружеские отношения, над которыми ему надо работать, чтобы от них избавиться.

Затем каждое качество обсуждают и большинством голосов выбирают 5—7 качеств. После этого их зачитывают тому, кто выходил из класса. Этот ученик имеет право задать только один вопрос, если ему что-то непонятно. Игра продолжается до тех пор, пока есть желающие узнать о себе мнение одноклассников.

В конце игры тот, кто узнал информацию о себе, отвечает на вопросы:

  1. Что нового ты узнал о себе во время занятий группы?
  2. Что нового ты узнал о других людях? Что ты хотел бы изменить в себе по итогам работы в группе?
  3. Каким образом ты собираешься это сделать?

Ответы на эти вопросы ученик записывает на листе бумаги и помещает его в конверт. Конверт подписывается и будет отправлен адресату через месяц

Задание «Рефлексивная самооценка учебной деятельности»

(О. А. Карабанова)

Цель: формирование рефлексивности (осознанности и обоснованности) самооценки в учебной деятельности, личностного действия, самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик».

Возраст: 10—15 лет.

Учебные дисциплины: любые гуманитарные (литература, история и др.) и естественно-научные (математика, физика и др.).

Форма выполнения задания: фронтальный письменный опрос.

Описание задания: учащимся предлагают в свободной форме письменно ответить на вопросы:

  1. Как ты считаешь, кого можно назвать хорошим учеником? Назови качества хорошего ученика.
  2. Считаешь ли ты себя хорошим учеником?
  3. Если нет, то чем ты отличаешься от хорошего ученика?
  4.  Что нужно, чтобы можно было уверенно сказать про себя: «Я — хороший ученик»?

Критерии оценивания: адекватность выделения качеств хорошего ученика (успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению).

Уровни рефлексивной самооценки:

  1. Называет только одну сферу школьной жизни.
  2. Называет две сферы школьной жизни.
  3. Называет более двух сфер школьной жизни.

Даёт адекватное определение отличий Я от хорошего ученика.

Уровни оценивания:

  1. Называет только успеваемость.
  2. Называет успеваемость и поведение.
  3. Даёт характеристику по нескольким сферам; даёт адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик»;
  1. — нет ответа;
  2. — называет достижения;
  3.   — указывает на необходимость самоизменения и саморазвития.

Игровое задание «Моя Вселенная»

Цель: формирование личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений, и оценивание уровня сформированности.

Возраст: 10—15 лет.

Учебные дисциплины: литература, история, изобразительное искусство, музыка и др.

Форма выполнения задания: групповая работа учащихся под руководством психолога.

Материалы: альбомные листы, цветные карандаши.

Описание задания: учащимся предлагают на альбомном листе нарисовать окружности — одну в центре, а восемь вокруг неё. Затем соединить линиями-лучами центральную окружность с остальными окружностями-планетами. В центральной окружности написать букву «Я», а в других — окончания следующих предложений:

  1. Моё любимое занятие...
  2. Мой любимый цвет...
  3. Мой лучший друг...
  4. Моё любимое животное...
  5. Моё любимое время года...
  6. Мой любимый литературный герой...
  7. Моё любимое музыкальное произведение...
  8. Мой любимый фильм...

Дети сравнивают свои ответы, проводится групповое обсуждение.

Учитель  задаёт вопросы для обсуждения: что нового вы узнали о себе? Как могут вам пригодиться полученные сегодня знания?

Задание «Моральный смысл»

Цель: формирование ориентировки на нравственно-этическое содержание поступков и событий. Возраст: 11—15 лет.

Учебные дисциплины: гуманитарные (литература, история, обществознание и др.).

Форма выполнения задания: работа в группах с последующим совместным обсуждением в классе.

Материалы: примеры моральных дилемм.

Описание задания: учащимся предлагается в качестве домашнего задания найти в художественном произведении, в публикациях в средствах массовой информации или в книгах по истории страны описание такого события, которое может быть рассмотрено как моральная дилемма. Учащиеся приносят свои работы в письменном виде и устраивают их презентацию в классе. Из предложенных работ учитель выбирает несколько наиболее интересных для учащихся. Их обсуждают во время специально организованной групповой дискуссии.

Инструкция: моральная дилемма должна касаться сферы взаимоотношений людей между собой и иметь альтернативные решения в зависимости от интересов участников. Рассказ о моральной дилемме должен включать в себя описание содержания, её участников, их намерений и действий. Для анализа дилеммы нужно использовать уже знакомую схему анализа ситуаций морального выбора. Обсуждаются возможные варианты решения и выявляется, как поступили бы учащиеся в этих ситуациях на месте её героев.

Критерии оценивания:

  • соответствие содержания описываемых поступков и событий критерию моральной дилеммы;
  • умение прислушиваться к аргументам других участников дискуссии и учитывать их в своей позиции;
  • соотнесение уровня развития морального сознания с содержанием моральной дилеммы.

Задание «Социальная реклама»

Цель: развитие способности к анализу содержания моральных норм и необходимости их соблюдения; развитие морального сознания через дискуссию и аргументацию.

Возраст: 11—15 лет.

Учебные дисциплины: гуманитарные (литература, история, обществознание и др.).

Форма выполнения задания: работа в группах.

Описание задания: задание носит творческий проектный характер. Ученикам сообщается о том, что существуют различные моральные нормы. Организовав высказывания учащихся по кругу, учитель формулирует содержание моральных

норм (справедливости, заботы, честности, взаимопомощи, равноправия и т. д.). Учащимся предлагается самостоятельно назвать другие моральные нормы, которые встречаются в жизни. Название каждой нормы записывают на отдельном листе бумаги.

Затем учащиеся делятся на группы по 3—4 человека. Каждая группа получает задание — написать рекламный текст «Пять причин, по которым следует выполнять моральную норму» для одной из норм (ведущий вытягивает по листу с названием нормы и раздаёт подгруппам как задание) — и готовится в течение 10 минут.

Ребятам необходимо обдумать и в яркой убедительной

 форме представить пять аргументов, обосновывающих, почему данная норма должна выполняться. Во время презентации

 проекта социальной рекламы одной из групп (реклама может быть текстовой, игровой, символической и т. п.) остальные

 ученики участвуют в обсуждении как в качестве оппонентов, так и в качестве защитников проекта. Всё рассматривается с точки зрения того, насколько убедительно группа аргументирует необходимость выполнения той или иной нормы. По итогам представления проводится голосование и выбирается лучший вариант социальной рекламы. Материал: список моральных норм. Инструкция: учитель сообщает ребятам, что, например,

 телеканал задумал провести цикл передач по вопросам морали и классу заказали подготовить одну из передач, на которой в течение 5 минут нужно привести пять аргументов в пользу того, что ту или иную моральную норму следует выполнять. Телеканал назвал несколько моральных норм, которые считает важными: справедливость, забота, честность, равноправие.

  Учитель просит назвать другие моральные нормы.

        Критерии оценивания:

  1. умение полно и адекватно охарактеризовать содержание
     моральных норм;
  2. характер, убедительность и последовательность аргументации;
  3. эмоциональная модальность представления норм;
  4. выразительность социальной рекламы

Задание «Кодекс моральных норм

Цель: обсуждение и выработка кодекса моральных норм, которыми должны руководствоваться учащиеся в классе при , общении с одноклассниками.

Возраст: 11—15 лет.

Учебные дисциплины: гуманитарные (литература, история, обществознание и др.).

Форма выполнения задания: индивидуальная и групповая работа.

Описание задания: учащимся предлагается обсудить кодекс моральных норм, которыми они должны руководствоваться в школе при общении с одноклассниками. Им даётся время для обдумывания и составления набора необходимых правил и моральных норм. Их количество не должно превышать 5-7.

Далее ученики объединяются в пары, обсуждают и на основании общего решения выделяют 5—7 моральных норм. Затем по 2—3 пары объединяются в группы и обсуждают общие правила для группы. Далее объединение продолжается вплоть до общей группы. Тогда формулируется моральный кодекс класса. Предложения к кодексу записываются на доске. После этого учащимся предлагается оформить «Моральный кодекс» в виде плаката и расписаться на нём, дав обязательство следовать заложенным в нём нормам.

Материал: бумага, лист ватмана.

Инструкция: в общении люди руководствуются нормами и правилами поведения. Ребятам предлагается определить, какие нормы и правила они используют во взаимодействии с одноклассниками. Сначала каждый учащийся определяет, что для него является наиболее важным в общении со сверстниками и почему. Затем обсуждают свои предложения в группах и составляют моральный кодекс поведения в классе.

Критерии оценивания:

  • умение анализировать выделенные моральные нормы;
  • умение прислушиваться к аргументам других участников дискуссии и учитывать их в своей позиции;
  • анализ аргументации учеников в соответствии с уровнем развития их морального сознания.

Часть 4. Диагностика уровня сформированности ЛУУД.

Диагностика уровня сформированности Личностных УУД

Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся (модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот)

Критерии

Бал-лы

Поведенческие индикаторы сформированности критерия

1.

Критерии эффективности учебной деятельности

1.1.

Учебная активность

0 -

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

– активность отсутствует;

– пассивен на уроке, часто дает неправильные ответы или не отвечает совсем, переписывает готовое с доски;

– активность кратковременная, часто отвлекается, не слушает;

– редко поднимает руку, но отвечает преимущественно верно;

– стремится отвечать, работает со всем классом, чередуются положительные и отрицательные ответы;

– активно работает на всех уроках, часто поднимает руку, отвечает преимущественно верно, стремится отвечать.

1.2.

Целеполагание

0 -

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

– плохо различает учебные задачи разного типа, отсутствует реакция на новизну задачи, нуждается в постоянном контроле со стороны учителя, не может ответить на вопросы о том, что сделал или собирается сделать;

– осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи, в теоретических задачах не ориентируется;

– принимает и выполняет только практические задачи, в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленные действия;

– охотно осуществляет решение познавательной задачи, регулирует процесс выполнения, четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения;

– столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит деятельность в соответствии с ней;

– самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований программы, выдвигает содержательные гипотезы.

1.3.

Самоконтроль

0 -

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

– не умеет обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, некритично относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников;

– контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, не может обосновать своих действий;

– осознает правила контроля, но одновременно выполнять учебные действия и контролировать их не может, после выполнения может найти и исправить ошибки;

– ошибки в многократно повторенных действиях исправляет самостоятельно, контролирует выполнение учебных действий другими, но при решении новой задачи теряется;

– задачи, соответствующие усвоенному способу контроля выполняются безошибочно, с помощью учителя может обнаружить неадекватность способа новой задаче и внести коррективы;

– контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы до начала решения.

1.4.

Усвоение знаний, успеваемость

0 -

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

– плохое усвоение материала по всем темам и предметам, большое количество грубых ошибок;

– частые ошибки, неаккуратное выполнение учебных заданий;

– плохое усвоение материала по отдельным темам и предметам;

– редкие ошибки, чаще связанные с невнимательностью, успеваемость на оценки «3» и «4»;

– единичные ошибки, усвоение знаний на «хорошо»;

– правильное и безошибочное выполнение практически всех учебных заданий.

2.

Усвоение нравственно-этических норм и школьных норм поведения

2.1.

Нравственно-этическая готовность

0 -

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

– не умеет выделять моральное содержание ситуации (нарушение/следование моральной норме);

– ориентируется на моральную норму (справедливое распределение, правдивость, взаимопомощь);

– понимает, что нарушение моральных норм оценивается как серьезное и недопустимое;

– учитывает при принятии решения объективные последствия нарушения моральной нормы;

– адекватно оценивает свои действия и действия других с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы;

– умеет аргументировать необходимость выполнения моральной нормы.

2.2.

Поведение на уроке

0 -

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

– не выполняет элементарных требований, большую часть урока занимается посторонним делом, играет;

– часто отвлекается на посторонние предметы, вертится, постоянно отвлекается;

– на уроке скован, напряжен или часто отвлекается;

– иногда поворачивается, обменивается мнениями с товарищами, но отвлекается редко;

– выполняет требования учителя, но иногда отвлекается;

– сидит спокойно, внимателен, добросовестно выполняет все требования учителя.

2.3.

Поведение вне урока

0 -

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

– часто нарушает нормы поведения, мешает окружающим;

– пассивен, движения скованы, избегает общения вне урока;

– не может найти себе занятие на перемене, переходит от одной группы детей к другой;

– активность ограничена занятиями, связанными с подготовкой к другому уроку или мероприятию;

– активность выражена в меньшей степени, предпочитает занятия в классе, чтение и т.д.;

– высокая активность, с удовольствием участвует в общих делах.

3.

Успешность социальных контактов

3.1.

Взаимоотношения с одноклассниками

0 -

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

– негативизм по отношению к сверстникам, постоянно ссорится, одноклассники его не любят;

– замкнут, пассивен, предпочитает быть один, другие ребята к нему равнодушны;

– предпочитает находиться рядом с одноклассниками, но не вступает с ними в контакт;

– сфера общения ограничена, контакт только с некоторыми сверстниками;

– мало активен,  но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются;

– общительный, коммуникативный, сверстники его любят, часто общаются.

3.2.

Отношение к учителю

0 -

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

– общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, неадекватно реагирует, обижается, плачет;

– избегает контактов с учителем, при контакте тревожен, замыкается;

– выполняет требования формально, не заинтересован в общении, старается быть незаметным;

– старательно выполняет все требования учителя, но от контакта с учителем уклоняется, за помощью обращается к сверстникам;

– дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнять все требования, в случае необходимости обращается за помощью;

– проявляет дружелюбие, стремится понравиться, часто подходит после урока.

4.

Эмоциональное благополучие

0 -

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

– преобладает агрессия или депрессия;

– выражены депрессивные проявления без причин, агрессивные реакции, часто ссорится с одноклассниками;

– отрицательные эмоции превалируют (тревожность, огорчение, страхи, вспыльчивость, обидчивость);

– эмоциональные проявления снижены, часто бывает в подавленном настроении;

– спокойное эмоциональное состояние;

– находится преимущественно в хорошем настроении, часто улыбается, смеется.

Высокий уровень – 44-50 баллов

Уровень выше среднего – 36-43 балла

Средний уровень – 26-35 баллов

Уровень ниже среднего – 21-25 баллов

Низкий уровень – менее 20 баллов

Опросник мотивации

Цель: опросник предназначен для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности.  Может быть использован в работе со школьниками 2-5 классов.

Оцениваемые УУД:  действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося.

Форма:  опросник.

Ситуация оценивания:  опросник содержит 27 высказываний, объединенных в 9 шкал:  1 - отметка,  2 – социальная мотивация одобрения - требования авторитетных лиц (стремление заслужить одобрение или избежать наказания), 3 – познавательная мотивация; 4 – учебная мотивация, 5 – широкие социальные мотивы;  6 - мотивация самоопределения в социальном аспекте;  7. прагматическая внешняя утилитарная мотивация; 8 – социальная мотивация – позиционный мотив; 9 – отрицательное отношение к школе.

        Ниже приведены высказывания, соответствующие каждой из перечисленных шкал.

1. Отметка

чтобы быть отличником

чтобы хорошо закончить школу

чтобы получать хорошие отметки

2. Социальная мотивация одобрения - Требования авторитетных лиц

чтобы родители не ругали

потому что этого требуют учителя

чтобы сделать родителям приятное

3.Познавательная мотивация

потому что учиться интересно

потому что на уроках я узнаю много нового

потому что в школе я получаю ответы на интересующие меня вопросы

4. Учебная мотивация

чтобы получить знания

чтобы развивать ум и способности

чтобы стать образованным человеком

5. Социальная – широкие социальные мотивы

чтобы в будущем приносить людям пользу

потому что хорошо учиться – долг каждого ученика перед обществом

потому что учение самое важное и нужное дело в моей жизни

6.Мотивация самоопределения в социальном аспекте

чтобы продолжить образование

чтобы получить интересную профессию

чтобы в будущем найти хорошую работу

7. Прагматическая внешняя утилитарная мотивация

чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать

чтобы получить подарок за хорошую учебу

чтобы меня хвалили

8. Социальная – позиционный мотив

чтобы одноклассники уважали

потому что у нас в школе хорошие учителя и я хочу, чтобы меня уважали

потому что не хочу быть в классе последним

9. Негативное отношение к учению и школе

мне не хочется учиться

я не люблю учиться

мне не нравится учиться

Инструкция: «Ниже приведен ряд утверждений, высказанных твоими сверстниками о том, зачем и для чего они учатся. Прочитай их внимательно. Можешь ли ты сказать так о себе, о своем отношении к учению? С некоторыми из этих утверждений ты согласишься, с некоторыми – нет.

Пожалуйста, оцени степень своего согласия с этими утверждениями по 4-балльной шкале: 4 – совершенно согласен, 3 – скорее согласен, 2 – скорее не согласен, 1 – не согласен.

Я учусь, чтобы быть отличником

Я учусь, чтобы родители не ругали

Я учусь, потому что учиться интересно

Я учусь, чтобы получить знания

Я учусь, чтобы в будущем приносить людям пользу

Я учусь, чтобы потом продолжить образование

Я учусь, чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать

Я учусь, чтобы одноклассники уважали

Я не хочу учиться

Я учусь, чтобы хорошо закончить школу

Я учусь, потому что этого требуют учителя

Я учусь, потому что на уроках я узнаю много нового

Я учусь, чтобы развивать ум и способности

Я учусь, потому что хорошо учиться – долг каждого ученика перед обществом

Я учусь, чтобы получить интересную профессию

Я учусь,  чтобы получить подарок за хорошую учебу

Я учусь,  потому что у нас в школе хорошие учителя и я хочу, чтобы меня уважали

Я не люблю учиться

Я учусь, чтобы получать хорошие отметки

Я учусь, чтобы сделать родителям приятное

Я учусь, потому что в школе я получаю ответы на интересующие меня вопросы

Я учусь, чтобы стать образованным человеком

Я учусь, потому что учение самое важное и нужное дело в моей жизни

Я учусь, чтобы в будущем найти хорошую работу

Я учусь, чтобы меня хвалили

Я учусь, потому что не хочу быть в классе последним

Мне не нравится учиться

Критерии оценивания:

Обработка результатов: подсчитывается количество  баллов, набранных по каждой из шкал. Строится профиль мотивационной сферы, дающий представление об особенностях смысловой сферы учащегося.

Интегративные шкалы:

Учебно-познавательная – суммируются баллы по шкалам (3 познавательная +4 учебная).

Социальная   – суммируются баллы по шкалам (5 широкие социальные мотивы +6 перспектива самоопределения социального и профессионального).

Внешняя мотивация – суммируются баллы по шкалам (1 отметка + 7 прагматический).

Социальная – стремление к  одобрению – суммируются баллы по шкалам  (2 требования авторитетных лиц +8 позиционный)

Негативное отношение к школе – 9.

Уровни: оценивается мотивационный профиль.

0 – пик на шкале «негативное отношение к школе»,

1 – пики неадекватной мотивации (внешняя, социальная – одобрение)

2- нет явного преобладания шкал, выражены учебно-познавательная и социальная шкалы.

3 – пики учебно-познавательной и социальной мотивации. Низкие показатели негативного отношения к школе.

Личностные универсальные учебные действия

Действия самоопределения и смыслообразования.

Беседа о школе 

(модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина).

Цель:  -  выявление сформированности внутренней позиции школьника

        -  выявление мотивации учения

Оцениваемые УУД: действия, направленные на  определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Возраст: ступень предшколы (6,5 – 7 лет)

Форма (ситуация оценивания): индивидуальная беседа с ребенком.

Метод оценивания: беседа

Вопросы беседы:

1а. Ты хочешь пойти в школу?         1б. Тебе нравится в школе?

2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?

3.Представь себе, что, что мама тебе говорит – Хочешь, я договорюсь, чтобы ты пошел в школу  не сейчас, а позже, через год? Что ты ответишь маме?  

4. Представь себе, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает кто такой – «Хороший ученик»? Что ты ему ответишь?

5. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты каждый день учился в школе, а чтобы ты дома занимался с мамой и только иногда ходил в школу? Ты согласишься?

6. Представь, что есть школа А и школа Б. В школе А такое расписание уроков в 1 классе – каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание – там каждый день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?

7. Представь себе, что к вам домой         приехал знакомый родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает…. Отгадай, о чем он тебя спрашивает?

8. Представь, что  ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша,  (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошее учение. Выбери сам, что ты хочешь – шоколадку, игрушку или тебе отметку поставить в журнал?»

Ключ . Все ответы кодируются буквой А или Б.

А – балл в счет сформированности внутренней позиции школьника,

Б – балл в счет несформированности внутренней позиции школьника и предпочтения дошкольного образа жизни.

  1. а  Да – А., не знаю, нет – Б.
  2. А – называет школьные предметы, уроки;  

Б – перемены игры, общение с друзьями, школьные атрибуты (ранец, форма и пр.)

  1. А – нет, не хочу. Б – хочу или согласен не ходить временно (месяц, полгода)
  2. А – указание на отметки, хорошее поведение, прилежание, старательность, заинтересованность в новых знаниях и умениях;

      Б – нет ответа или неадекватное объяснение;

  1. А – нет;

 Б – согласие, при этом может оговаривать посещение школы (иногда)

  1. А – школа А,  Б – школа Б
  2. А – вопросы о школе (учишься ли в школе, когда пойдешь в школу, какие отметки, хочешь ли пойти в школу и пр.)  

Б – вопросы, не связанные со школой. Если ребенок не связывает вопросы взрослого со школой,  например, говорит, что взрослый спросит его имя, то можно задать вопрос: «А еще о чем он тебя спросит?)

  1. А – выбор отметки, Б – выбор игрушки, шоколадки.

Критерии (показатели) сформированности внутренней позиции школьника:

  1. положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания;
  2. проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется  в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа;
  3. предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки  дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) (Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер, 1988).

Уровни сформированности внутренней позиции школьника на 7-м году жизни:

0.   отрицательное отношение к школе и поступлению в школу.

  1. положительное отношение к школе при отсутствии  ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.
  2. возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с учебными аспектами.
  3. сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.

0 уровень – обязательно вопрос 1, 3, 5 - Б,  в целом преобладание ответов типа Б.

1 уровень -  обязательно 1, 3, 5  - А,     2, 6, - Б. В целом равенство или преобладание ответов А.

2 уровень – 1, 3, 5, 8  – А; в ответах нет явного преобладания направленности на школьное содержание. Ответы А преобладают.

3 уровень  – 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8 – А.

Рефлексивная самооценка учебной деятельности.

Цель: выявление рефлексивности самооценки в учебной деятельности.

Оцениваемые УУД: личностное действие самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик»; регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности.

Возраст: ступень начальной школы (10,5 – 11 лет)

Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос.

Ситуация оценивания: учащимся предается в свободной форме письменно ответить на вопросы вопросника:

Как ты считаешь, кого можно назвать «хорошим учеником»?  Назови  качества хорошего ученика.

А можно ли тебя назвать хорошим учеником?

Чем ты отличаешься  от хорошего ученика?

Что нужно, чтобы можно было уверенно сказать про себя – «Я – хороший ученик»?

Показатели и уровни рефлексивной самооценки:

-   адекватность выделения качеств хорошего ученика (успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению)

Уровни:

1 – называет только 1 сферу школьной жизни,

2 – называет 2 сферы,

3 – называет более 2 сфер.

- адекватное определение отличий Я от «хорошего ученика»

Уровни:

1 -  называет только успеваемость,

2 -  называет успеваемость + поведение,

3 – дает характеристику по нескольким сферам

- адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик»:  

1 – нет ответа, 2 – называет достижения; 3 – указывает на необходимость  самоизменения и саморазвития.

«Шкала выраженности учебно-познавательного интереса»

 Цель: определение уровня сформированности учебно-познавательного интереса.

Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами учащихся.

Возраст: ступень начальной школы (10,5 – 11 лет)

Форма (ситуация оценивания): опросник для учителя. .

Ситуация оценивания:

Методика представляет собой шкалу с описанием поведенческих признаков, характеризующих отношение ученика к учебным задачам и выраженность учебно-познавательного интереса. Шкала предъявляется  учителю с инструкцией отметить  наиболее характерные особенности поведения при решении задач для каждого ученика.  

Критерии оценивания представлены в таблице 1.

Уровень

Критерий оценки поведения

Дополнительный диагностический признак

1. Отсутствие интереса

Интерес практически не обнаруживается. Исключение составляет яркий, смешной, забавный материал.

Безразличное или негативное отношение к решению любых учебных задач. Более охотно выполняет привычные действия, чем осваивает новые.

2. Реакция на новизну

Интерес  возникает лишь на новый материал, касающийся конкретных фактов, но не теории  

Оживляется, задает вопросы о новом фактическом материале, включается в выполнение задания, связанного с ним, но длительной устойчивой активности не проявляет

3. Любопытство

Интерес возникает на новый материал, но не на способы решения.

Проявляет интерес и задает вопросы достаточно часто, включается в выполнение заданий, но интерес быстро иссякает

4. Ситуативный учебный интерес

Интерес возникает к способам решения новой частной единичной задачи (но не к системам задач)

Включается в процессе решения задачи, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца, после решения задачи интерес исчерпывается

5. Устойчивый учебно-познавательный интерес

Интерес возникает к общему способу решения задач, но не выходит за пределы изучаемого материала

Охотно включается в процесс выполнения заданий, работает длительно и устойчиво, принимает предложения найти новые применения найденному способу

6. Обобщенный учебно-познавательный интерес

Интерес возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Ученик ориентирован на общие способы решения системы задач.

Интерес – постоянная характеристика ученика, проявляет  выраженное творческое отношение к общему способу решения задач, стремится получить дополнительную информацию. Имеется мотивированная избирательность интересов.

Уровни:

Шкала позволяет выявить уровень сформированности учебно-познавательного интереса в диапазоне шести, качественно различающихся уровней:

  1. отсутствие интереса,
  2. реакция на новизну,
  3. любопытство,
  4. ситуативный учебный интерес,
  5.   устойчивый учебно-познавательный интерес;
  6. обобщенный учебно-познавательный интерес.

Уровень 1  может быть квалифицирован как несформированность учебно-познавательного интереса; уровни  2 и 3 – как низкий, уровень 4 – удовлетворительный, уровень 5 – как высокий и уровень 6 как очень высокий.

Методика КТО Я? (модификация методики Куна)

Цель: выявление сформированности Я-концепции и СО.

Оцениваемые УУД: действия, направленные на  определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Возраст: ступень начальной школы (10,5 – 11 лет)

Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный  опрос.

Ситуация оценивания: Учащимся предлагается следующая инструкция:

Напиши как можно больше ответов на вопрос «Кто Я?»

Критерии оценивания:

1. Дифференцированность – количество  категорий  (социальные роли, умения, знания, навыки; интересы, предпочтения; личностные свойства, оценочные суждения).

2. Обобщенность  

3. Самоотношение – соотношение положительных и отрицательных оценочных суждений

Уровни:

Дифференцированность

1 – 1-2 определения, относящихся  к 1-2 категориям

2 -   3-5 определений, преимущественно относящихся к 2-3 категориям (социальные роли, интересы-предпочтения)

3 – от 6 определений и более, включая более 4 категорий, в том числе характеристику личностных свойств.

Обобщенность

1 - указывают конкретные действия (я учусь в школе), свои  интересы;

2 – совмещение 1+3;  

3 – указывают социальные роли (я ученик), обобщенные личностные качества (сильный, смелый)

Самоотношение

1 – преобладание отрицательных оценочных суждений или равенство отрицательных и положительных суждений (низкое самопринятие или отвержение)

2  -  незначительное преобладание положительных суждений  или преобладание нейтральных суждений  (амбивалентное или недостаточно позитивное самоотношение)

3 . – преобладание положительных суждений  (положительное самопринятие).

Часть 5.Список литературы.

Литература

1.«Примерная   основная образовательная программа образовательного учреждения

 Начальная школа»  Москва « Просвещение» 2011г

2.«Примерные  программы  по учебным предметам

Иностранный язык « Москва « Просвещение» 2012г

3.«Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия  к мысли. Система заданий» А.Г. Асмолова Москва  « Просвещение», 2011г

4.«Рабочая программа по русскому языку 5 класс  к УМК « Т.А. Ладыженской и др. Москва « Вако», 2014г

5.«Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В. Занкова»  издательство « Учебная литература» , 2010г

6.«Поурочное планирование Начальная школа Русский язык: обучение грамоте 9 обучение чтению) 1 класс «  Е.В. Кислякова . Волгоград  издательство « Учитель», 2011г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе в контексте усвоения учебного предмета технологии

Учебный предмет «Технология» вносит существенный вклад в формирование всех универсальных учебных действий:  личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных....

Мастер – класс «Формирование Универсальных Учебных Действий на образовательном занятии вокального объединения «Серебряные нотки»

Мастер-класс на вокальном кружке посвящен знакомству участников мастер-класса с комплексом упражнений, способствующих формированию универсальных учебных действий...

Статья. Связь универсальных учебных действий с образовательными технологиями и формами работы

В данной статье предложены педагогические технологии, при использовании которых возможно, формирование различных видов УУД на уроках географии и биологии....

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УДОД

Обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов становится приоритетным направлением. Развитие личности в системе образования, прежде всего, обеспечивается путем формирования унив...

Доклад на тему: «Методы и приемы формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся в процессе образовательной деятельности на уроках предметной области «Искусство»

Доклад Августовская конференция работников образования «Школа Минпросвещения России»: единое образовательное пространство, равные возможности»...