Авторская коррекционно-реабилитационная программа "На пороге взросления"
методическая разработка по теме

Ревзина Людмила Михайловна

Эта программа направленна на помощь подросткам в социальной адаптации, самооприделении и самореализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2011-revzina_-_programma_-_na_poroge_vzrosleniya.doc333.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное учреждение социального обслуживания

“Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних

«Возвращение» 

программа

«на
пороге взросления»

Подготовила:

воспитатель  старшей группы

отделения социальной реабилитации

Р Е В З И Н А          Л .    М .

г. Саратов

Актуальность программы.

Подростковый возраст – время вопросов и ответов, в котором засеиваются семена на будущие годы жизни, время нового осмысления себя, мира и своих отношений с окружающими.

Взрослеющие дети задают себе вопросы о будущем, о способностях и возможностях, о выборе профессии.

Их волнуют проблемы взаимоотношений полов, семейной жизни.

Подросток оказывается перед необходимостью сделать ряд важных жизненных выборов, и ему требуются  определенные умения осознать готовность проявить свои возможности в реально-взрослой позиции. Если необходимые умения не приобретаются на пороге взрослой жизни, человек оказывается незащищенным перед трудностями, стрессовыми ситуациями, в дальнейшем терпит неудачу в неформальных отношениях, оказывается социально-некомпетентным и личностно зависимым.

У большинства воспитанников нашего Центра самооценка неадекватна, многие подростки имеют заниженную самооценку, он не уверены в себе, подавлены, легко ранимы.

Наблюдения за несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей, имевшими негативный опыт семейного воспитания в социально-неблагополучной семье, показывали, насколько отдалены эти дети  от нормальной жизни, как искажены их понятия о необходимости образования, о нормальной семье, об ответственности за слово и поступки.

Естественно это негативно отражается на адаптации в новом месте, на умении подростков анализировать свои возможности и преодолевать трудности, желании работать над собой, постигать себя, видеть свои сильные и слабые стороны, формировать собственную культуру самопознания, саморазвития и самовоспитания, критического отношения к  информации.

Используя эти предпосылки, я пришла к выводу о необходимости создания коррекционно-реабилитационной программы «На пороге взросления».

Данная программа направлена на помощь подросткам в социальной адаптации, самоопределении и самореализации.

Вместо того, чтобы навязывать подросткам нравственные правила и стратегии поведения, мы будем стараться развить в них ростки самостоятельности и ответственности, пробудить стремление к достижению позитивных целей, благополучия.

 Основной методический принцип программы: воспитатель не подменяет, не подавляет своим опытом и авторитетом личную инициативу  подростков.

Мы стремились пробудить активность их собственного поиска многозначностью тем, разнообразием методических подходов, деликатностью и возможностью анализировать разные точки зрения.

ЦЕЛЬ:

Подготовить подростка к выбору правильного жизненного пути.

ЗАДАЧИ:

  1. Подготовить несовершеннолетних к осознанию и пониманию сложностей мира взрослых.
  2. Развивать желание работать над собой, постигать себя, видеть свои сильные и слабые стороны.
  3. Формировать потребности несовершеннолетних в здоровом образе жизни, в создании собственной благополучной семье, в самопознании.
  4. Воспитывать ответственное отношение к профессиональному выбору.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ  РЕЗУЛЬТАТ:  

Подростки смогут адекватно оценить свое место в жизни, выбрать правильный самостоятельный жизненный путь, овладеть профессией, создать собственную благополучную семью.

Формы проведения и методы работы:

  1. час чтения,
  2. час обсуждения,
  3. беседа,
  4. обсуждение проблемы,
  5. дискуссия,
  6. радиопередача,
  7. театрализация,
  8. устный журнал,
  9. изодеятельность,
  10. наблюдение,
  11. тестирование,
  12. анкетирование,
  13. развивающие игры,
  14. ролевые игры.

ЦЕЛЕВАЯ  ГРУППА: несовершеннолетние от 12 до 18 лет.

Программа носит комплексный характер, затрагивая интеллектуальное, эмоциональное, социальное развитие подростка.  

Программа «На пороге взросления» состоит из 3 блоков.

1 блок  Анкетирование несовершеннолетних.

Анкета «На пороге взросления».

2 блок  Комплексные занятия.

Принципы построения коррекционно-реабилитационной работы с несовершеннолетними по программе «На пороге взросления»:

1. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей несовершеннолетних.

2. Принцип доступности излагаемого материала.

3. Принцип актуальности предлагаемых тем для обсуждения.

4. Принцип связи с жизненным опытом.

5. Принцип установления доверительных отношений, уважения права участников на собственное мнение.

Если состав группы разновозрастной, для участия в занятиях воспитанники делятся на 2 подгруппы:

- от 11 до 14 лет,

- от 14 до 18 лет.

Задания дифференцируются с учетом возрастных особенностей подгруппы.

Изложение познавательного материала  предлагается в доступной форме.

Обсуждение строится в эмоциональной форме – форме дискуссий, споров, столкновений мнений.

3 блок  Оценка результативности мероприятий программы.

Итоговая диагностика.

Анализ результатов реабилитации.

Программа «На пороге взросления» состоит из 3 тематических циклов. Занятия проводятся 2 раза в неделю в течение 6 месяцев.

1 цикл

«Каким человеком я хочу стать?»

Его  цель – включить подростка в процесс самопознания, помочь ему определить, каким человеком он хочет стать в будущем.

Этот цикл нацелен на то, чтобы научить несовершеннолетних изучать себя, определять свои потенциальные возможности, способности и развивать их, формировать в себе положительные качества личности.

Он включает в себя занятия:

1.

«Кто я?», «Какой я?», «Моя жизненная лестница».

2.

«Как научиться жить в оптимальном режиме?».

3.

«Как все успевать?» (практикум).

4.

«Жизнь – это …» (беседа).

5.

«Доброта для души, а здоровье для тела» (час чтения).

Тематический цикл

включает также организацию других видов деятельности:

1.

«Киллеры XXI века»

(устный журнал – информационно-тематическая акция).

01 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом.

2.

«Настоящий друг. Какой он?» (обсуждение).

«7 историй о настоящей дружбе?»

(радиоспектакль «СТРИЖа».

3.

«Трудное решение» (ролевая игра).

2 цикл

«Дело, которое мне по душе»

Его  цель – помочь  подросткам выявить свои склонности к различным видам человеческой деятельности, разобраться в области своих интересов, способствовать формированию ответственного отношения к профессиональному выбору.

Он включает в себя занятия:

1.

«Кем мне стать?» (анкетирование).

2.

«Мои жизненные интересы и пути их реализации».

3.

«Все работы хороши, выбирай на вкус».

4.

«Мастерство тому дается, кто весь делу отдается».

Тематический цикл

включает также организацию других видов деятельности:

5.

«Родник талантов не иссякнет»

(выставка совместно с Потаповой Л.Ю.)

6.

«Мир твоих увлечений» (вечер встреча с интересными людьми – представителями учреждений дополнительного образования).

7.

«Новые профессии на рынке труда»

(посещение «Ярмарки вакансий» при Центре занятости).

8.

«Операция ТД «Мой выбор» (акция-практикум).

9.

«Мир моих увлечений».

«Остановись мгновенье, ты прекрасно»

(организация фотовыставки).

10.

«Парад профессий» (познавательная игра).

3 цикл

«Какой должна быть благополучная семья?»

Его  цель – помочь подростку открыть для себя значение семьи в жизни, изменить отношение подростков к своему дому, своей роли в семье.

Он включает в себя занятия:

1.

«Моя будущая семья» (проект).

2.

«Семья – бесценный дар жизни».

«Кто в семье самый главный?» (беседа).

3.

«Нравственные контуры семьи»

(разбор конкретных ситуаций).

4.

«Каково на дому, таково и самому» (устный журнал).

Тематический цикл

включает также организацию других видов деятельности:

5.

«Мужские и женские обязанности по дому» (практикум).

6.

«Женщина – хранительница домашнего очага и покоя семейного» (посещение клуба «Берегиня»).

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Афанасьев Т. Семья. М., изд. «Просвещение», 1988.
  2. Байярд Р.Т., Байярд Я. Ваш  беспокойный  подросток: Практическое руководство  для отчаявшихся родителей. Пер. с анг. М., изд. «Просвещение», 2001.
  3. Бестужев-Лада. Ступени к семейному счастью. М. 1998.
  4. Вульфов Б.З., Гребенников И.В. Мир детства: Подросток, изд. «Педагогика», 1982.
  5. Добрович А. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М. 1987.
  6. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! М, «Педагогическое общество России», 2000.
  7. Карнеги. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. М., 1989.
  8. Козлов Н. Как относиться к себе или практическая психология на каждый день, М., 1994.
  9. Павлова Л.Г. Спор. Дискуссия. Полемика. 1996.
  10. Сагир В. Как строить себя и свою семью, М. 1992.
  11. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М, изд. «Творческий центр», 2003.
  12. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинение. Том первый, М., изд. «педагогика, 1979.
  13. Сухомлинский В.А.  Сердце  отдаю детям. Киев, 1984.
  14. Тимошенко А.Н. Воспитание старшеклассников. М. 1983.
  15. Хоментауская Т. Семья глазами ребенка. М., изд. «Педагогика», 1989.
  16. Элиум Д. Элиум Дж. Воспитание сына. С-Петербург, 1997.
  17. Элиум Д. Элиум Дж. Воспитание дочери. С-Петербург, 1997.
  18. Диалоги о воспитании. Ваш ребенок. Педагогика семейных воспитаний. Когда наступит зрелость, М., изд. «Педагогика, 1983.
  19. Мы  живем среди людей. Кодекс поведения. М., 1989.
  20. Семейно-бытовая культура, Минск, 1981.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОКАЗАВШИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

 ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОКАЗАВШИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ...

календарное планирование кружка "На пороге взросления"

материал для работы с детьми группы риска...

Классный час в 8 классе на тему: «На пороге взросления».

-   На пороге  «взрослой жизни»  становиться  актуальным  задуматься о том, что такое  жизнь, в чем ее смысл. Чтобы  поразмышлять над этой не легкой...

Классный час в 9 классе на тему: «На пороге взросления».

В ходе классного часа -беседы учащиеся проходят тренинги, которые способствуют лучшему осознанию собственной жизни, ее целей, пониманию своих сил и возможностей....

Рабочая программа внеурочной деятельности «На пороге взросления»

Программа «На пороге взросления» разработана на основании возрастных потребностей обучающихся 15-17 лет. Выбор адресатов программы продиктован возрастными и личностными  особенностями...

Классный час в 8 классе на тему «На пороге взросления»

Цель: формирование ценностного отношения школьников к своему эмоциональному состоянию и умения адаптироваться к окружающей действительности....