Жизненные трудности на пороге взросления
статья
Доклад на методическом совете
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Жизненные трудности человека. На пороге взросления
Доклад на МС 27.12.24.
Отрочество –этап онтогенеза, находящийся между детством и ранней юностью. Он охватывает период от 10-11 до 13-14 лет. Понятие отрочество объединяет предподростковый, младший подростковый и средний подростковый возраст. Начало отрочества характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию.
Главная особенность подросткового возраста – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Общение со сверстниками –важный фактор психического развития в подростковом возрасте, который выделяют в качестве ведущей деятельности этого периода. Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной комфортностью к ценностям и нормам группы сверстников.
Подростковый возраст–это возраст, который относится к так называемым критическим периодам жизни человека.
Происходит борьба за независимость, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении; у него не просто возникает чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и формируется способы поведения, которые позволят ему справляться с жизненными трудностями и в дальнейшем. Подростки пытаются продемонстрировать свою взрослость, которую проявляют зачастую только внешне. Это проявляется в манере одеваться как взрослые, разговаривать, вести себя. Однако очень часто эти манеры носят отрицательный характер. Подростки, стремясь как можно быстрее стать взрослыми, очень часто предпочитают общение с друзьями и сверстниками общению с близкими и родными людьми.
Многие подростки пытаются как можно меньше бывать с семьей, уклоняются от совместного времяпровождения, поэтому в рамках школы необходимо уделять большое внимание не только формированию интеллектуальных умений учащихся, но и формированию нравственных качеств личности ребенка, что имеет не менее важное значение.
Основная цель работы педагога – развитие умений у учащегося ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе, обсудить с учащимися проблему переживания человеком жизненных трудностей, изменить отношение к своему дому, своей роли в семье.
Задача – подготовить учащихся к осознанию и пониманию сложностей мира взрослых, показать, что взрослость – это проявление твердости характера, обладание такими качествами характера и умениями, которые научат справляться с трудностями жизни; научить учащихся анализировать свои возможности и преодолевать трудности, противостоять непредвиденным жизненным ситуациям.
Ребята в процессе общения с педагогами на уроках, воспитательских занятиях, индивидуальных тренингах учатся рассуждать, искать пути активного преодоления препятствий в процессе собственного развития. В конце проведения занятия должен происходить обмен мнениями с учащимися о том, что было интересного или что можно изменить в занятиях для большей их эффективности.
Такие уроки благотворно влияют на формирование ученического коллектива.
В ходе работы социального педагога с подростками используются беседы, игровые методы, метод группового обсуждения, проективные методики.
Учащиеся должны научиться:
-сотрудничать с малыми общностями (класс, двор);
-ставить обоснованные цели саморазвития, проявлять волю и терпение;
-противостоять негативному воздействию тех, кто побуждает к асоциальным действиям.
Важна совместная работа социального педагога с школьными педагогами-психологами. Психологами разработаны рекомендации родителям, как справиться с подростковым кризисом. Родители должны понимать – быть подростком очень тяжело, а уметь выстроить с ним эффективные взаимоотношения – еще сложнее. Поэтому мы предлагаем ряд рекомендаций для родителей, которые помогут вместе с ребенком преодолевать трудности переходного возраста:
- Необходимо внимательно относиться к возрастному развитию своего ребенка, чтобы не пропустить первые, еще смазанные и неотчетливые, признаки наступления подросткового возраста. Время наступления у каждого своё и никакие общие правила не могут быть догмой.
- Отнеситесь серьезно к индивидуальным темпам развития вашего ребенка. Не считайте его маленьким, когда он уже начинает ощущать себя подростком. Но и не толкайте в подростковость насильно. Возможно, вашему сыну (или дочке) нужно на год или два больше времени, чем его сверстникам. Ничего страшного в этом нет.
- Выслушайте все декларации вашего подростка, какими бы глупыми и незрелыми они вам не казались. Обсудите и проанализируйте вместе с сыном (или дочкой) каждый пункт. Добейтесь того, чтобы вы одинаково понимали, что именно значит, например, такая фраза, как: «Я все могу решать сам!». Что именно за ней стоит? Я могу сам решать, какую куртку мне надеть на прогулку? Или я могу сам решать, ночевать ли мне дома? Дистанция, согласитесь, «огромного размера». Кроме того, серьезное, лишенное насмешки и пренебрежения обсуждение важно еще и потому, что подросток довольно часто делает свой запрос «с запасом», так же как называет цену рыночный торговец. Именно для того, чтобы можно было поторговаться и уступить. А родители иногда, вместо того чтобы увидеть эту «рыночность» запроса, пугаются непомерности требований и начинают паниковать и запрещать все подряд.
- Прекрасно, если вы сами и вовремя перережете «связь-резинку». Как можно раньше дайте нашему подростку столько самостоятельности, сколько он может съесть. Утомительно и занудно советуйтесь с ним по каждому пустяку («Как ты думаешь, какие лучше обои купить? Подешевле и похуже или получше, но подороже?», «А огурцы, какие будем в этом году сажать? Как в прошлом году или попробуем новый сорт?»). Беззастенчиво впутывайте его в свои проблемы и проблемы семьи («Сегодня мой начальник опять ругался, что клиенты жалуются… А что я могу сделать, если половина из них явно нуждается в помощи психиатра! Как бы ты на моем месте поступила?», «Опять у бабушки почка болит. Что будем делать? Вызвать врача или опять те таблетки купить, что в прошлый раз помогли?»). Пусть подросток поймет, что вы не на словах, а на деле, видите в нем равного вам члена семьи.
- Обязательно сами делайте то, чего вы хотите добиться от своего сына (или дочки). Звоните домой, если где-то задерживаетесь. Рассказывайте не только о том, куда и с кем вы ходите, но и о содержании вашего времяпрепровождения. Давайте развернутые и по возможности многоплановые характеристики своим друзьям и знакомым. Это позволит вам больше узнать о друзьях вашего сына (или дочки). Чаще приглашайте к себе гостей. Если у вас, родителей, «открытый дом», вы, скорее всего, будете видеть тех, с кем проводит время ваше чадо. И вовремя сможете принять меры, если что-то пойдет наперекосяк. Рассказывайте о своих чувствах и переживаниях. Возможно, иногда что-то расскажет и ваш ребенок. Делитесь с подростком своими проблемами. Не стесняйтесь попросить у него совета. Вопреки распространенному мнению, иногда подростки очень чувствительны и тактичны в оценке и коррекции именно чужих ситуаций. Кроме того, в этом случае существенно повышается вероятность того, что и со своей проблемой чадо пойдет именно к вам, а не в ближайший подвал.
- Постарайтесь обнаружить и исправить те ошибки в воспитании, которые вы допускали на предыдущих этапах. Если вы, конечно, не сделали этого раньше. Относительно «обнаружить» проблем обычно не бывает. Потому что именно в подростковом возрасте все допущенные ранее ошибки лезут наружу и зацветают пышным цветом.
Нам, взрослым, необходимо быть внимательными и чуткими в воспитании подрастающего поколения. От этого зависит их и наше будущее.
Подготовила: социальный педагог Соболева Е. В.
Список, используемой литературы
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ЧеРо,2003.
- Шнейдер Л.Б. Кризисные состояния у детей и подростков: направления работы школьного психолога – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.
- Моргулец Г.Г. Формирование семейных ценностей: игры и тренинги для учащихся и родителей – Волгоград: Учитель, 2011.
- Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти – Спб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002
- Новикова Г.В. Принципы и правила взаимодействия педагога с семьей ученика / Г.В. Новикова //Справочник педагога-психолога – М.: МЦФЭР Ресурсы образования, 2011. - №1
- Интернет-ресурсы: http://psyhiat.ru, http://grazuma.ru, www.askwoman.ru, http://www.volkovss.ru, http://pcdv.ru, http://www.webpolyglot.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская коррекционно-реабилитационная программа "На пороге взросления"
Эта программа направленна на помощь подросткам в социальной адаптации, самооприделении и самореализации....

Классный час в 8 классе на тему: «На пороге взросления».
- На пороге «взрослой жизни» становиться актуальным задуматься о том, что такое жизнь, в чем ее смысл. Чтобы поразмышлять над этой не легкой...
Классный час в 9 классе на тему: «На пороге взросления».
В ходе классного часа -беседы учащиеся проходят тренинги, которые способствуют лучшему осознанию собственной жизни, ее целей, пониманию своих сил и возможностей....
Рабочая программа внеурочной деятельности «На пороге взросления»
Программа «На пороге взросления» разработана на основании возрастных потребностей обучающихся 15-17 лет. Выбор адресатов программы продиктован возрастными и личностными особенностями...
Классный час в 8 классе на тему «На пороге взросления»
Цель: формирование ценностного отношения школьников к своему эмоциональному состоянию и умения адаптироваться к окружающей действительности....
беседа "На пороге взросления"
Беседа "На пороге взросления" 9 класс...

