Жизненные трудности на пороге взросления
статья

Евгения Валерьевна Соболева

Доклад на методическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_zhizn_trudn_na_poroge_vzrosleniya.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

Жизненные  трудности  человека.  На  пороге  взросления

Доклад на МС 27.12.24.

Отрочество –этап онтогенеза, находящийся между детством и ранней юностью. Он охватывает период от 10-11 до 13-14  лет. Понятие  отрочество  объединяет  предподростковый,  младший  подростковый  и  средний подростковый возраст. Начало отрочества характеризуется появлением ряда специфических  черт,  важнейшими из  которых являются стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию.

Главная  особенность  подросткового  возраста – резкие,  качественные  изменения,  затрагивающие  все  стороны развития. Общение со сверстниками –важный фактор психического развития в подростковом возрасте, который выделяют в качестве ведущей деятельности этого периода. Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной комфортностью к ценностям и нормам группы сверстников.

Подростковый возраст–это возраст, который относится к так называемым критическим периодам жизни человека.

Происходит борьба за независимость, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении; у него не просто возникает чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и формируется способы поведения, которые позволят ему справляться с жизненными трудностями и в дальнейшем. Подростки пытаются продемонстрировать свою взрослость, которую проявляют зачастую только внешне. Это проявляется  в  манере  одеваться  как  взрослые,  разговаривать,  вести  себя.  Однако  очень  часто  эти  манеры  носят отрицательный характер. Подростки, стремясь как можно быстрее стать взрослыми, очень часто предпочитают общение с друзьями и сверстниками общению с близкими и родными людьми.

Многие подростки пытаются как можно меньше бывать с семьей, уклоняются от совместного времяпровождения, поэтому в рамках школы необходимо уделять большое внимание не только формированию интеллектуальных умений учащихся, но и формированию нравственных качеств личности ребенка, что имеет не менее важное значение.

Основная цель работы педагога – развитие умений у учащегося ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе, обсудить с учащимися проблему переживания человеком жизненных трудностей, изменить отношение к своему дому, своей роли в семье.

Задача – подготовить учащихся к осознанию и пониманию сложностей мира взрослых, показать, что взрослость – это проявление твердости характера, обладание такими качествами характера и умениями, которые научат справляться с трудностями жизни; научить учащихся анализировать свои возможности и преодолевать трудности, противостоять непредвиденным жизненным ситуациям.

Ребята в процессе общения с педагогами на уроках, воспитательских занятиях, индивидуальных тренингах учатся рассуждать, искать пути активного преодоления препятствий в процессе собственного развития. В конце проведения занятия должен происходить обмен мнениями с учащимися о том, что было интересного или что можно изменить в занятиях для большей их эффективности.

Такие уроки благотворно влияют на формирование ученического коллектива.

В ходе работы социального педагога с подростками используются беседы, игровые методы, метод группового обсуждения, проективные методики.

Учащиеся должны научиться:

-сотрудничать с малыми общностями (класс, двор);

-ставить обоснованные цели саморазвития, проявлять волю и терпение;

-противостоять негативному воздействию тех, кто побуждает к асоциальным действиям.

Важна совместная работа социального педагога с школьными педагогами-психологами. Психологами разработаны рекомендации родителям, как справиться с подростковым кризисом. Родители должны понимать – быть подростком очень тяжело, а уметь выстроить с ним эффективные взаимоотношения – еще сложнее. Поэтому мы предлагаем ряд рекомендаций для родителей, которые помогут вместе с ребенком преодолевать трудности переходного возраста:

  1. Необходимо внимательно относиться к возрастному развитию своего ребенка, чтобы не пропустить первые, еще смазанные и неотчетливые, признаки наступления подросткового возраста. Время наступления у каждого своё и никакие общие правила не могут быть догмой.
  2. Отнеситесь серьезно к индивидуальным темпам развития вашего ребенка. Не считайте его маленьким, когда он уже начинает ощущать себя подростком. Но и не толкайте в подростковость насильно. Возможно, вашему сыну (или дочке) нужно на год или два больше времени, чем его сверстникам. Ничего страшного в этом нет.
  3. Выслушайте все декларации вашего подростка, какими бы глупыми и незрелыми они вам не казались. Обсудите и проанализируйте вместе с сыном (или дочкой) каждый пункт. Добейтесь того, чтобы вы одинаково понимали, что именно значит, например, такая фраза, как: «Я все могу решать сам!». Что именно за ней стоит? Я могу сам решать, какую куртку мне надеть на прогулку? Или я могу сам решать, ночевать ли мне дома? Дистанция, согласитесь, «огромного размера». Кроме того, серьезное, лишенное насмешки и пренебрежения  обсуждение важно еще и потому, что подросток довольно часто делает свой запрос «с запасом», так же как называет цену рыночный торговец. Именно для того, чтобы можно было поторговаться и уступить. А родители иногда, вместо того чтобы увидеть эту «рыночность» запроса, пугаются непомерности требований и начинают паниковать и запрещать все подряд.
  4. Прекрасно, если вы сами и вовремя перережете «связь-резинку». Как можно раньше дайте нашему подростку столько самостоятельности, сколько он может съесть. Утомительно и занудно советуйтесь с ним по каждому пустяку («Как ты думаешь, какие лучше обои купить? Подешевле и похуже или получше, но подороже?», «А огурцы, какие будем в этом году сажать? Как в прошлом году или попробуем новый сорт?»). Беззастенчиво впутывайте его в свои проблемы и проблемы семьи («Сегодня мой начальник опять ругался, что клиенты жалуются… А что я могу сделать, если половина из них явно нуждается в помощи психиатра! Как бы ты на моем месте поступила?», «Опять у бабушки почка болит. Что будем делать? Вызвать врача или опять те таблетки купить, что в прошлый раз помогли?»). Пусть подросток поймет, что вы не на словах, а на деле, видите в нем равного вам члена семьи.
  5. Обязательно сами делайте то, чего вы хотите добиться от своего сына (или дочки). Звоните домой, если где-то задерживаетесь. Рассказывайте не только о том, куда и с кем вы ходите, но и о содержании вашего времяпрепровождения. Давайте развернутые и по возможности многоплановые характеристики своим друзьям и знакомым. Это позволит вам больше узнать о друзьях вашего сына (или дочки). Чаще приглашайте к себе гостей. Если у вас, родителей, «открытый дом», вы, скорее всего, будете видеть тех, с кем проводит время ваше чадо. И вовремя сможете принять меры, если что-то пойдет наперекосяк. Рассказывайте о своих чувствах и переживаниях. Возможно, иногда что-то расскажет и ваш ребенок. Делитесь с подростком своими проблемами. Не стесняйтесь попросить у него совета. Вопреки распространенному мнению, иногда подростки очень чувствительны и тактичны в оценке и коррекции именно чужих ситуаций. Кроме того, в этом случае существенно повышается вероятность того, что и со своей проблемой чадо пойдет именно к вам, а не в ближайший подвал.
  6. Постарайтесь обнаружить и исправить те ошибки в воспитании, которые вы допускали на предыдущих этапах. Если вы, конечно, не сделали этого раньше. Относительно «обнаружить» проблем обычно не бывает. Потому что именно в подростковом возрасте все допущенные ранее ошибки лезут наружу и зацветают пышным цветом.

Нам, взрослым, необходимо быть внимательными и чуткими в воспитании подрастающего поколения. От этого зависит их и наше будущее.

Подготовила: социальный педагог Соболева Е. В.

Список, используемой литературы

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ЧеРо,2003.
  2. Шнейдер Л.Б. Кризисные состояния у детей и подростков: направления работы школьного психолога – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.
  3. Моргулец Г.Г. Формирование семейных ценностей: игры и тренинги для учащихся и родителей – Волгоград: Учитель, 2011.
  4. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти – Спб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002
  5. Новикова Г.В. Принципы и правила взаимодействия педагога с семьей ученика / Г.В. Новикова //Справочник педагога-психолога – М.: МЦФЭР Ресурсы образования, 2011. - №1
  6. Интернет-ресурсы: http://psyhiat.ruhttp://grazuma.ruwww.askwoman.ruhttp://www.volkovss.ruhttp://pcdv.ru, http://www.webpolyglot.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская коррекционно-реабилитационная программа "На пороге взросления"

Эта программа направленна на помощь подросткам в социальной адаптации, самооприделении и самореализации....

календарное планирование кружка "На пороге взросления"

материал для работы с детьми группы риска...

Классный час в 8 классе на тему: «На пороге взросления».

-   На пороге  «взрослой жизни»  становиться  актуальным  задуматься о том, что такое  жизнь, в чем ее смысл. Чтобы  поразмышлять над этой не легкой...

Классный час в 9 классе на тему: «На пороге взросления».

В ходе классного часа -беседы учащиеся проходят тренинги, которые способствуют лучшему осознанию собственной жизни, ее целей, пониманию своих сил и возможностей....

Рабочая программа внеурочной деятельности «На пороге взросления»

Программа «На пороге взросления» разработана на основании возрастных потребностей обучающихся 15-17 лет. Выбор адресатов программы продиктован возрастными и личностными  особенностями...

Классный час в 8 классе на тему «На пороге взросления»

Цель: формирование ценностного отношения школьников к своему эмоциональному состоянию и умения адаптироваться к окружающей действительности....

беседа "На пороге взросления"

Беседа "На пороге взросления" 9 класс...