Садовая земляника. Конспект урока биологии для учащихся 7 класса.
план-конспект урока (7 класс) по теме

Макаренко Виктория Владимировна

Коспект  урока  для учащихся 7 класса коррекционной школы VIII вида. Учебник З.А.Клепининой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sadovaya_zemlyanika.7_klass.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Макаренко Виктория Владимировна, учитель биологии.

ГКОУ школа-интернат ст-цы Новолеушковской

Краснодарского края.

                                                                                                                                                                                      Тема  урока.  Садовая  земляника.

Задачи  урока:

-  продолжение  знакомства  учащихся  с  представителями  сем. Розоцветные;

-  формирование  представлений  учащихся  об  особенностях  садовой  земляники  и  условиях  её  выращивания;

-  коррекция  и  развитие   связной  устной  речи  учащихся;

-  коррекция  и   развитие  мыслительной   деятельности  учащихся;

-  коррекция  и  развитие  личностных  качеств  учащихся: навыков  самоконтроля, усидчивости;

-  воспитание  интереса  к  учебе, к  предмету.

Оборудование  урока. Куст  садовой  земляники, картинки, карточки, Листы  заданий  к  уроку, CD  для  компьютера  «Биология. Определитель  растений», предметы  с  изображением  земляники, цветные  карандаши.  

1.Организационный  этап.

Цель – подготовка  учащихся  к  работе  на  уроке.

Взаимное  приветствие, настрой  учащихся  на  работу, организация  внимания, проверка  готовности  к  уроку.

2. Проверка  домашнего  задания.

Цель – выявить  уровень  знаний  учащихся, повторить  пройденный  материал, устранить  обнаруженные  пробелы  в  знаниях.

  1. Ребята, какое  семейство  растений  мы  сейчас  изучаем?
  2. От  названия  какого  растения  происходит  название  семейства?
  3. Назовите  представителей  семейства  Розоцветные.
  4. Перед  вами  лежат  Листы  заданий  к  уроку. Подпишите  их. Давайте  выполним  задание  №1.
  5. Задание  №2  выполните  самостоятельно. Проверка.
  6. Что  было  задано  на  дом?  (Рисунки)
  7. Скажите, для  чего  выращивают  малину?
  8. Малина – это  растение  однолетнее, двулетнее  или  многолетнее? Какая  особенность  у  малины?
  9. Опишите, как  выглядит  куст  малины, в  следующем  порядке:  стебли,

                                                                                                                     листья,

                                                                                                                     цветки,

                                                                                                                     плоды.

  1. Расскажите  об  условиях  выращивания  малины  по  плану.

А) Какова  зимостойкость  малины?

Б) Как  малину  укрывают  на  зиму  в  северных  районах?

В) Требования  к  влажности  почвы.

Г) Способы  размножения  малины.

Д) Продолжительность  жизни  куста  малины.

11) В  Листах  заданий  выполним  пункт  №3. Самостоятельно, я  проверю  после  урока.

3. Переход  к  теме  урока.

Цель – организовать  познавательную  деятельность  учащихся, привлечь  внимание  к  изучению  новой  темы.

Ребята, мы  продолжаем  изучение  Розоцветных. Название  растения, которому  посвящен  урок, вы  узнаете, выполнив  задание. Я  буду  читать  названия  растений, а  вы  из  первых  звуков  слов  составите  название  нужного  нам  растения. Кому  трудно  составлять  на  слух, тот  может  записывать  первые  буквы  на   листке.

Зверобой  -    з

Ежевика  -     е

Малина  -      м

Люпин  -        л

Яблоня  -        я

Нарцисс  -      н

Ирис  -            и

Картофель  -   к

Акация  -         а.

Итак, что  же  у  вас  получилось? Сегодня  мы  будем  говорить  о  землянике, точнее  о  садовой  землянике. Записываем  на  Листах  тему  урока (пункт  4). 

                                           Садовая  земляника.

( Учитель  записывает  на  доске.)

4. Сообщение  нового  материала.

Цель  -  дать  учащимся  конкретное  представление  об  изучаемом  предмете (садовой  землянике).

Мы  сегодня  узнаем  об  особенностях  и  условиях  выращивания  растений  садовой  земляники.

1) Землянику  знают  все. Посмотрите  на  экран. Вот  она  -  земляника. Так  и  просится  в  рот. Как  вы  думаете, почему  это  растение  назвали  земляникой?

Растет  она  и  в  лесах, и  в  садах. Только  часто  ее  неправильно  называют  клубникой. Правильное  название  -  садовая  земляника. Она  очень  вкусна  и  ароматна  и  вместе  с  тем  целебна. В  народе  говорят: « В  доме, в  котором  едят  землянику, врачу  делать  нечего». Картинки.

2) В  Листах  заданий  есть  небольшой  текст  о  землянике. Посмотрите  №5. некоторые  слова  в  тексте  пропущены. Будем  читать  текст  и  вписывать  пропущенные  слова.

Текст.

В  России  издавна  с  очень  большим  уважением  относились  к  землянике. Её  называли  «земляница», « берёзовые  ягоды», о  __________________  слагали  песни  и  сказки. Изображения  _____________________  часто  украшают  иллюстрации  к  русским  народным  сказкам. Славянские  народы  верили, что  в  _________________  заключён  дух  земли, поэтому  она  лечит  многие  болезни. Наши  предки  говорили: «Кто  съест  горсть  _____________________  летом, тот  не  будет  болеть  зимой».

Что  вы  узнали  из  этого  текста?

Сейчас  тоже  часто  используют  сюжеты  с  изображением  земляники, например, при  разукрашивании  скатертей, покрывал, посуды. Вот  такая  чашка  есть  у  меня.

3) Ребята, кто  дома  выращивает  садовую  землянику? Как  вы  ее  используете?

Землянику  надо  есть  в  свежем  виде, можно  ее  сушить, замораживать, делать  из  нее  варенье, компот, сок.

4) Рассмотрим  растение. Куст  земляники.

Садовая  земляника  -  многолетнее  растение. Имеет  укороченный  стебель  и  сложные  листья  на  длинных  черешках. Корневая  система  расположена  в  слое  почвы  около  20см. Кроме  укороченных  стеблей, отрастают  длинные  стебли  с  почками  на  концах  -  усы. Из  этих  почек  развиваются  молодые  кустики  садовой  земляники. Ус  продолжает  расти  дальше, и  через  некоторое  время  на  нем  вырастает  еще  кустик. Так  за  лето  от  одного  куста  может  вырасти  3-4, а  то  и  5  молодых  кустиков. Поэтому  земляника  очень  быстро  образует  заросли.

Теперь  давайте,  выполним  задание  №6  в  ваших  Листах.

5) Цветет  садовая  земляника  в  мае  -  июне. Цветки  белые. Цветки  богаты  нектаром, поэтому  на  них  всегда  много  пчел. Запишем  формулу  цветка. Плод  -  ложная  ягода  (запись).

Вспомните, какие  растения  имеют  плод  ягоду.

В  ягодах  семена  находятся  в  мякоти. Рисунок. А у  земляники  на  поверхности  ягоды  находятся  беловатые  орешки. Это  и  есть  настоящие  плоды. Поэтому  ягода – ложная.

У  какого  еще  из  изученных  растений  плод – ложная  ягода?

У  разных  земляник  ягоды  отличаются  по  окраске, размерам, форме. Обычно  самыми  крупными  бывают  первые  ягоды.

Рисунок  в  Листах  заданий. При  выполнении    сверяться  с  рисунком  на  странице  199  учебника.

6) Физкультминутка.

7) Условия  выращивания  садовой  земляники.

Земляника – растение  светолюбивое. Хорошо  растет  на  рыхлых, удобренных  почвах. Любит  влагу. Особенно  нуждается  в  воде  в  период  плодоношения. Морозостойкость  земляники  невысокая.  При  -15град. Растения  гибнут. Однако  земляника  хорошо  растет  и  в  северных  регионах  России. Да  и  у  нас  в  Краснодарском  крае  бывают  очень  морозные  зимы.

Как  вы  думаете, почему  же  земляника  выживает  в  такие  зимы?

(Кустики  земляники  низкие. В  случае  снегопадов  они  полностью  покрываются  снегом. А  под  снегом  температура  значительно  выше, чем  над  снегом. На  случай  бесснежной зимы  садовую  землянику  у  нас  принято  укрывать  осенью  соломой.)

Записи.

Ребята, кто  дома  выращивает  садовую  землянику? Вспомните, как  зимует  земляника – с  листьями  или  без? Земляника  зимует  с  зелеными  листьями.

8) А  как  же  завести  у  себя  в  саду  землянику? Можно  посеять  семена, а  можно  поступить  проще. Размножают  землянику  кустиками, которые  образуются  на  усах.

Выполнение  задания  №8. Как вы  думаете, какой  кустик  надо  взять  для  посадки, считая  от  основного?

1-й  и  2-й. из  них  образуются  более  сильные  растения. Усы  для  своего  роста  берут  много  питательных  веществ  от  основного  куста  и  ослабляют  его. Поэтому  для  получения  посадочного  материала  обычно  оставляют  2-3  уса, а  остальные  удаляют. Если  посадочный  материал  не  нужен, удаляют  все  усы  и  дают  развиваться  основному  кусту. Сажают  землянику  в  конце  лета  или  рано  весной.

5.Закрепление  полученных  знаний.

Цель – закрепить  знания  и  умения, необходимые  для  самостоятельной  работы  учащихся  по  новому  материалу.

1) Работа  с  учебником. У  вас  открыты  учебники  на  с. 199. Давайте  прочитаем  об  особенностях  внешнего  строения  садовой  земляники  (абзацы  2-3).  

Какие  стебли  имеет  садовая  земляника?

Почему  плод  садовой  земляники  называют  ложной  ягодой?

2) Стрелкой  обозначить  правильный  ответ.

                                     ПРОСТЫЕ

ЛИСТЬЯ

                                     СЛОЖНЫЕ

                                       КОСТЯНКА

                                       ЯГОДА

ПЛОД

         

                                       ЯБЛОКО

                                       ЛОЖНАЯ  ЯГОДА

                                       ПАСЛЁНОВЫЕ

СЕМЕЙСТВО                                       РОЗОЦВЕТНЫЕ

                                       ЛИЛЕЙНЫЕ

Почему  садовую  землянику  относят  к  сем. Розоцветные?

6.Подведение  итогов.

Цель – сделать  вывод  и  подвести  итог, как  работал  класс  на  уроке, отметить  работу  учащихся, выяснить, что  нового  узнали  они  на  уроке.

Выводы.

Запись  домашнего  задания. С. 198 – 201.

Оценка  работы  учащихся.

Окончание  урока.

                                     

       

                            Лист  заданий  к  уроку  по  теме

                                  “Садовая земляника”.

Ученик  ________________________________________________

1.Обведи  кружком  названия  растений, относящихся  к  семейству  Розоцветные.                Картофель, кольраби, яблоня, тыква, шиповник, малина, томат.

2.Подчеркни  название  “4-го  лишнего”.                                                                             Малина, груша, огурец, яблоня.

3.Подчеркни  выражения, которые  можно  отнести  к  малине.

Листья  сложные.                           Листья  простые.

Стебли  без  шипов.                       Стебли  с  шипами.

Ч   Л   Т   П                                      Ч   Л   Т   П

Плод  ягода.                                    Плод  сборная  костянка.

4.Тема  урока. _____________________________________________________________

5. В  России  издавна  с  очень  большим  уважением  относились  к  землянике. Её  называли  «земляница», «берёзовые  ягоды», о  _____________________  слагали  песни  и  сказки. Изображения  _______________________  часто  украшают  иллюстрации  к  русским  народным  сказкам. Славянские  народы  верили, что  в  _________________  заключён  дух  земли, поэтому  она  лечит  многие  болезни. Наши  предки  говорили: «Кто  съест  горсть  ____________________  летом, тот  не  будет  болеть  зимой».

6.Особенности  садовой  земляники.

Стебли  ____________________________________________

Листья  ____________________________________________

Формула  цветка  ____________________________________

Плод  ______________________________________________

Условия  выращивания: растение  _______________________________________________  __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



7.Рисунок  плода.








8.Вегетативное  размножение  земляники.


Обведи  карандашом  молодые  растения  земляники, которые  ты  оставишь  для  посадки.







           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока биологии для 10 класса "Фотосинтиез"

Конспект урока биологии в профильном 10 классе с использованием кейс- технологии....

План-конспект урока биологии в 9 классе с применением ЭОР на тему "Учение Ч.Дарвина о естественном отборе"

Урок "Учение Чарльза Дарвина о естественном отборе" разработан на основе базового учебника Мамонтов С.Г. Биология. Общие закономерности. 9 кл.: Учебн. Для общеобразовательных заведений/С.Г. Мамонтов, ...

План - конспект урока биологии в 8 классе "Роль витаминов в обмене веществ человека"

План- конспект урока, для учащихся 8 класса. Урок может быть проведен как с использованием ИКТ, так и в традиционной форме....

Конспект урока биологии в 7 классе "Класс Птицы. Вслед за птицами"

Данные об автореАвтор: Кадырова Руфина Хамитовна  Место работы, должность: МБОУ Наримановского района "СОШ №11", Астраханская область  Регион: Астраханская область Характеристики ресурсаУ...

Конспект урока биологии в 10 классе (УМК Н.И. Сонин) Тема урока: Строение клетки. Особенности строения органоидов.

Конспект урока поможет организовать изучение и обеспечить понимание взаимосвязи функций органоидов со строением....

План-конспект урока биологии в 6 классе Тема урока: Движение.

План-конспектурока биологии в 6 классеТема урока: Движение....

конспект урока биологии в 5 классе "ЗНАЧЕНИЕ ЖИВОТНЫХ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА" и самоанализ урока

      На данном уроке учащиеся научатся различать изученные объекты в природе на рисунках ; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль...