Программа факультатива "Обучение компьютерной грамотности" для школы VIII вида. 2-й год обучения.
календарно-тематическое планирование (7 класс) на тему

Ильясова Татьяна Геннадьевна

Продолжение работы по обучению компьютерной грамотности учащихся с нарушением интеллекта.

Программа 2-го года обучения факультатив "Основы компьютерной грамотности" составлена на основе программы "Информатика. 6 класс" Л. Л. Босовой. Рассчитана на учащихся, владеющих начальными навыками  рботы на компьютере.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okg_po__bosovoy_2y_god.doc76 КБ
Microsoft Office document icon okg_pourochnoe_2_god.doc84 КБ

Предварительный просмотр:


муниципальное образование

______________________________________________________________________________________________________

наименование образовательного учреждения

Обсуждено                                Согласовано                        Утверждено

на заседании МО                         заместитель                        решением педсовета

протокол № __ от______                директора                        протокол №___ то _______

руководитель МО                        __________ 2011                председатель педсовета

_______    ___________                _______   _________        __         _________  _____________

подпись                 Ф.И.О.                        подпись                Ф.И.О.                    подпись                Ф.И.О

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по предмету (курсу и т.д.) Факультатив «Основы компьютерной грамотности»

класс  5-10 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида

количество часов  34 (1 ч. в неделю)

уровень обучения:  второй год обучения

учитель Ильясова Татьяна Геннадьевна

Программа разработана на основе программы  «Программа по информатике и ИКТ для  V-VII классов средней общеобразовательной школы» Л. Л. Босов. -  М., БИНОМ Лаборатория знаний  2007 г.

Эксперты:

_______________________________________     ____________      ________________

        место работы эксперта                                        подпись                        ф.и.о.

_______________________________________     ____________      ________________

        место работы эксперта                                        подпись                        ф.и.о.

_______________________________________     ____________      ________________

        место работы эксперта                                        подпись                        ф.и.о.


ПРОГРАММА  ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

 «Основы компьютерной грамотности»

второй год обучения

Составитель:  Ильясова Т. Г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Основы компьютерной грамотности» является факультативным курсом, введённым в учебный план специальной коррекционной школы VIII вида, 5-10 класс, 1 час в неделю.

Цель: формирование начального навыка работы  на компьютере с текстом и графикой.

Задачи:

  1. Знакомство с возможностями компьютера.
  2. Воспитание познавательной активности, уверенности в своих возможностях, расширение представлений об окружающем мире.
  3. Коррекция познавательных процессов, тонкой моторики, ориентировки в пространстве, понимания связной речи.

        Курс ориентирован на учебный план, объемом 34 учебных часа. Данный учебный курс рассчитан на учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих начальные навыки обращения с компьютером (посещавших факультативные занятия первый год обучения), в дальнейшем планируется углубление знаний, умений и навыков в практической деятельности.  

        Рабочая программа факультатива «Основы компьютерной грамотности» составлена на основе Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы 6 класс Л. Л. Босовой.


№ п/п

разделы

Количество часов

Авторская (примерная программа)

Рабочая программа

1

Компьютер и информация

Компьютер — универсальная машина для работы с информацией. История вычислительной техники. Файлы и папки.

Как информация представляется в компьютере или Цифровые данные.. Двоичное кодирование числовой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. История счета и систем счисления.

Единицы измерения инфомации.

Компьютерный практикум

Клавиатурный тренажер.

Практическая работа №1. Работаем с файлами и папками. Часть 1.

Практическая работа №2. Знакомимся с текстовым процессором Word.

Практическая работа №3. Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи.

Практическая работа №4. Нумерованные списки.

Практическая работа №5. Маркированные списки.

11 ч.

 16 ч.

Человек и информация

Информация и знания.

Чувственное познание окружающего мира.

Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия.. Отношение между понятиями (тождество, перекрещиание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие.) Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.

Компьютерный практикум

          Практическая работа №6.

Создаем таблицы.

Практическая работа №7. Размещаем текст и графику в таблице.

Практическая работа №8. Строим диаграммы.

Практическая работа №9. Изучаем графический редактор Paint.

Практическая работа №10. Планируем работу в графическом редакторе.

Практическая работа №11. Рисуем в редакторе Word.

13 ч.

16 ч.

 Элементы алгоритмизации.

Что такое алгоритм. О происхождении слова алгоритм.

Исполнители вокруг нас.

Формы записи алгоритмов.

Графические исполнители в среде программирования. Исполнитель Qbasic. Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE.  Исполнитель CIRCLE.

Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.

Ханойская башня.

Компьютерный практикум

Практическая работа №12. Рисунок на свободную тему.

Практическая работа №13.  Power point. «Часы»

Практическая работа №14. Power point. «Времена года».

Практическая работа №15. Power point. «Скакалочка»

Практическая работа №16 Работаем с файлами и папками. Часть 2.

Практическая работа №17. Создаем слайд-шоу.

Практическая работа №18. Знакомимся со средой программирования  Qbasic.

Практическая работа №19.  Исполнитель DRAW.

Практическая работа №20. .  Исполнитель LINE.

Практическая работа №21. Г  Исполнитель CIRCLE.

9 ч.

  2 ч.

Итого:

33 (+2) час.

 34 час.

        Изменения в программе Л.Л.Босовой связаны с особенностью контингента (учащиеся с ограниченными возможностями здоровья) и с организацией занятий (факультатив проводится 1 раз в неделю, после уроков). Все изменения направлены на приобретение и автоматизацию практических навыков.

Компьютер и информация

Время изучения темы продлено с 11 до 16 часов, т.к. на усвоение новых знаний, умений и навыков учащимся специальной (коррекционной) школы VIII вида требуется более длительное время. Темы для дополнительного изучения не изучаются.

Компьютер — универсальная машина для работы с информацией.  Файлы и папки. (8 ч.)

Как информация представляется в компьютере или Цифровые данные. Двоичное кодирование числовой информации. Тексты в памяти компьютера. (6 ч.)

Единицы измерения инфомации. (2 ч.)

Компьютерный практикум

Клавиатурный тренажер. (4 ч.)

Практическая работа №1. Работаем с файлами и папками. Часть 1. (2 ч.)

Практическая работа №2. Знакомимся с текстовым процессором Word. (2 ч.)

Практическая работа №3. Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи. (4 ч.)

Практическая работа №4. Нумерованные списки. (2 ч.)

         Практическая работа №5. Маркированные списки. (2 ч.)

Начиная со 2 занятия, на каждом проводится практическая работа на клавиатурном тренажёре (индивидуальные задания).

Человек и информация. Часы, отведённые на изучение блока, увеличены с 13 до 16 часов, для максимально возможного усвоения практических навыков работы с текстовым процессором и графическим редактором.

Информация и знания. (4 ч.)

Чувственное познание окружающего мира. (4 ч.)

Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношение между понятиями (тождество, перекрещиание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие.) Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления. (8 ч.)

Компьютерный практикум

          Практическая работа №6. Создаем таблицы. (3 ч.)

Практическая работа №7. Размещаем текст и графику в таблице. (3 ч.)

Практическая работа №8. Строим диаграммы. (3 ч.)

Практическая работа №9. Изучаем графический редактор Paint. (2 ч.)

Практическая работа №10. Планируем работу в графическом редакторе. (1 ч.)

Практическая работа №11. Рисуем в редакторе Word. (4 ч.)

Элементы алгоритмизации.  Блок сокращен с 9 до 2 часов. Изменения вызваны обилием сложного теоретического материала.

Что такое алгоритм. (1 ч.)

Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями. (1 ч.)

Компьютерный практикум

Практическая работа №12. Power point. «Времена года».

Практическая работа №13. Создаем слайд-шоу.

На каждом занятии проводится практическая работа по набору и форматированию текста, созданию графических фрагментов.

Содержание программы инвариантно к типу  ПК и программного обеспечения. Поэтому теоретическая составляющая курса не зависит от используемых в школе моделей компьютеров, операционных систем и прикладного программного обеспечения.  В практической деятельности обращается внимание учащихся, знакомых с операционной системой Windows на сходство и различие с системой Mac OS X.        

Необходимость введения данного курса в программу обучения обусловлена всеобщей компьютеризацией, интеграционными процессами между гуманитарной и научно-технической сферами, тенденциями инклюзивного образования. Связаны они, в частности, с распространением методов компьютерного моделирования (в том числе и математического) в самых разных областях человеческой деятельности.  Причина этого явления состоит в развитии и распространении ИКТ. Стали широко доступными компьютерные системы, направленные на реализацию математических методов, полезных в гуманитарных и других областях. Их интерфейс настолько удобен и стандартизирован, что не требуется больших усилий, чтобы понять, как действовать при вводе данных и как интерпретировать результаты.  Благодаря этому, применение методов компьютерного моделирования становится все более доступным и востребованным для социологов, историков, экономистов, филологов, химиков, медиков, педагогов и пр. Прогнозируется использование компьютерных технологий в малоквалифицированных сферах деятельности, в быту.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Компьютер и информация

Компьютер — универсальная машина для работы с информацией.  Файлы и папки. (8 ч.)

Как информация представляется в компьютере или Цифровые данные. Двоичное кодирование числовой информации. Тексты в памяти компьютера. (6 ч.)

Единицы измерения инфомации. (2 ч.)

Компьютерный практикум

Клавиатурный тренажер. (4 ч.)

Практическая работа №1. Работаем с файлами и папками. Часть 1. (2 ч.)

Практическая работа №2. Знакомимся с текстовым процессором Word. (2 ч.)

Практическая работа №3. Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи. (4 ч.)

Практическая работа №4. Нумерованные списки. (2 ч.)

         Практическая работа №5. Маркированные списки. (2 ч.)

16 ч.

Человек и информация.

Информация и знания. (4 ч.)

Чувственное познание окружающего мира. (4 ч.)

Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношение между понятиями (тождество, перекрещиание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие.) Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления. (8 ч.)

Компьютерный практикум

          Практическая работа №6. Создаем таблицы. (3 ч.)

Практическая работа №7. Размещаем текст и графику в таблице. (3 ч.)

Практическая работа №8. Строим диаграммы. (3 ч.)

Практическая работа №9. Изучаем графический редактор Paint. (2 ч.)

Практическая работа №10. Планируем работу в графическом редакторе. (1 ч.)

Практическая работа №11. Рисуем в редакторе Word. (4 ч.)

16 ч.

Элементы алгоритмизации.  

Что такое алгоритм. (1 ч.)

Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями. (1 ч.)

Компьютерный практикум

Практическая работа №12. Power point. «Времена года».

Практическая работа №13. Создаем слайд-шоу.

2 ч.

Итого

34 ч.

Учащиеся должны знать: 

  1. понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация»;
  2. определять информационную ценность сообщения;
  3. понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
  4. узнавать термин «двоичная система счисления»;
  5. иметь представление об алгоритмах;
  6. иметь представления об этических нормахр аботы с информационными объектами.
  1. знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

        Учащиеся должны уметь: 

  1. пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
  2. определять назначение файла по его расширению (иконке);
  3. выполнять основные операции с файлами;
  4. уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования  текстов, создания списков и таблиц;
  5. уметь применять инструменты простейшего графического редактора для создания и редактирования рисунков;
  6. создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений.

 


Учащиеся  специальной коррекционной школы VIII вида имеют ряд особенностей, учтенных составителем программы, учителем-дефектологом:

Особенности контингента

Способы преодоления

Интеллектуальная недостаточность, недоразвитие познавательных процессов

Неоднократное повторение, закрепление  в различных видах деятельности. Применение специальных методик коррекционной педагогики

Слабое восприятие теоретической базы

Опора на практические задания

Практическая деятельность должна приводить к заметным результатам

Оценка и самооценка результатов деятельности на каждом занятии

Ограниченные представления окружающем мире

Формирование представлений, расширение кругозора

Низкая культура поведения

Индивидуальная работа, повышение культуры

Отсутствие чувства самосохранения

Особое внимание к вопросам техники безопасности

Малообеспеченные семьи, не имеющие компьютера

Предоставление возможности обучения в условиях школы

Слабо развитая мелкая моторика

Использование клавиатурных тренажеров

Сложная структура дефекта (нарушения интеллекта, сопровождающиеся нарушениями в системе анализаторов, опорно-двигательного аппарата, речи, эмоционально-волевой сфере)

Использование специальных возмжностей компьютера.

Индивидуальный подход к учащимся.

        


УМК

  1. Босова Л. «Информатика». Учебник для 5 класса. М., БИНОМ. Лаборатория знаний. 2008 г.
  2. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2007.
  3. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т. Ю. Практикум по информатике и ИКТ для 10-11 классов. Базовый уровень.   Информатика. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2007.
  4. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2004.
  5. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,     2007. – 159 с.
  6. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень) 10кл. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007г.
  7. Паутова А. Информатика. Часть 1. Рабочая тетрадь 2 класс. НПО «Школа» - издательство «Открытый мир» М. 1997г.
  8. Валединский В. Информатика. Разберёмся с компьютером. Рабочая тетрадь 3 класс. НПО «Школа» - издательство «Открытый мир» М. 1998г.
  9. Камбурова Л. Информатика. Часть 2. Рабочая тетрадь 3 класс. НПО «Школа» - издательство «Открытый мир» М. 1998г.
  10. Валединский В. Информатика. Основные понятия. Рабочая тетрадь для 5-6 классов. НПО «Школа» - издательство «Открытый мир» М. 1998г.
  11. Валединский В. Информатика. Алгоритмы. Рабочая тетрадь для 5-6 классов. НПО «Школа» - издательство «Открытый мир» М. 1998г.



Предварительный просмотр:

№ урока

Содержание (разделы, темы)

Количество часов

Дата проведения

оборудование

Практическая работа

Примечание

план

факт

Компьютер и информация

16 ч.

Компьютер — универсальная машина для работы с информацией.  

1

Компьютер iMac

П/р 1. Клавиатурный тренажер.

Файлы и папки. Текстовые файлы.

1

Компьютер iMac

П/р  2.  Клавиатурный тренажер.

Файлы и папки. Файлы изображения.

1

Компьютер iMac

П/р 3. Клавиатурный тренажер.

Файлы и папки. Файлы презентаций.

1

Компьютер iMac

П/р 4. Клавиатурный тренажер.

Файлы и папки. Аудиофайлы и видеофайлы.

1

Компьютер iMac

П/р 5.  Работаем с файлами и папками.

Файлы и папки. Создание папки.

1

Компьютер iMac

П/р 6.  Работаем с файлами и папками.

Файлы и папки. Выбор файлов для объединения в папку.

1

Компьютер iMac

П/р 7. Клавиатурный тренажер.

Файлы и папки. Конфиденциальность информации в личной папке.

1

Компьютер iMac

П/р 8 Знакомимся с текстовым процессором Word.

Как информация представляется в компьютере.

1

Компьютер iMac

П/р 9.  Знакомимся с текстовым процессором Word.

Цифровые данные.

1

Компьютер iMac

П/р 10.  Редактируем и форматируем текст .

Двоичное кодирование числовой информации.

1

Компьютер iMac

П/р 11.  Редактируем и форматируем текст.

Двоичное кодирование числовой информации. Примеры двоичного кодирования букв.

1

Компьютер iMac

П/р 12.  Редактируем и форматируем текст.

Двоичное кодирование числовой информации. Примеры двоичного кодирования цифр.

1

Компьютер iMac

П/р 13. Создаем надписи.

Тексты в памяти компьютера.

1

Компьютер iMac

П/р 14.  Нумерованные списки.

Единицы измерения инфомации.  Биты и байты.

1

Компьютер iMac

П/р 15.  Нумерованные списки.

Единицы измерения инфомации. Гигабайты и Мегабайты.

1

Компьютер iMac

П/р 16

Маркированные списки.

Человек и информация

16 ч

Информация и знания.

1

Компьютер iMac

П/р17. Создаем таблицы.

Способы получения информации.

1

Компьютер iMac

П/р18. Создаем таблицы.

Способы обработки информации.

1

Компьютер iMac

П/р19. Создаем таблицы.

Способы хранения информации.

1

Компьютер iMac

П/р20. размещаем текст в таблице.

Чувственное познание окружающего мира.

1

Компьютер iMac

П/р 21. Размещаем графику в таблице.

Органы чувств человека и их компьютерные аналогии. Зрение.

1

Компьютер iMac

П/р 22. Размещаем текст и графику в таблице.

Органы чувств человека и их компьютерные аналогии. Слух.

1

Компьютер iMac

П/р 23. Строим диаграммы.

Органы чувств человека и их компьютерные аналогии. Особые возможности компьютера.

1

Компьютер iMac

П/р 24 Строим диаграммы.

Мышление и его формы.

1

Компьютер iMac

П/р 25.  Строим диаграммы.

Понятие как форма мышления.

1

Компьютер iMac

П/р 26 . Изучаем графический редактор Paint.  

Как образуются понятия.

1

Компьютер iMac

П/р 27.  Изучаем графический редактор Paint.

Содержание и объём понятия.

1

Компьютер iMac

П/р 28.   Планируем работу в графическом редакторе.

Отношение между понятиями (тождество, перекрещиание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие.) Определение понятия.

1

Компьютер iMac

П/р 29.  Рисуем в редакторе Word.

Классификация.

1

Компьютер iMac

П/р 30.    Рисуем в редакторе Word.

 Суждение как форма мышления.

1

Компьютер iMac

П/р 31.  Рисуем в редакторе Word.

Умозаключение как форма мышления

1

Компьютер iMac

П/р 32.  Рисуем в редакторе Word.

Элементы алгоритмизации

2 ч.

Что такое алгоритм?

1

Компьютер iMac

П/р 33.   Power point. «Времена года».

Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.

1

Компьютер iMac

П/р 34.  Создаем слайд-шоу.

Итого:

34 ч.

34

Контрольные работы -  нет

Лабораторные работы - нет

Практические работы  34.


 Согласовано

                                                                заместитель директора по УВР

                                                                __________________  _________

                                                                подпись зам. директора               ф.и.о.

                                                                «  ____»______________ 2011 г

Календарно-тематическое планирование

на _______________ учебный год

По предмету (курсу и т.д.) _______________________________________________

Количество часов:  всего ____________________  в неделю ___________________

Класс _________________________________________________________________

Уровень _______________________________________________________________

Учитель _______________________________________________________________

Планирование составлено на основе рабочей программы учителя _______________________________________________________________________

                                        ф.и.о.

утвержденной решением педагогического совета  № ________ от _________ 2011 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультатива "Обучение компьютерной грамотности" для школы VIII вида. 1-й год обучения.

Программа факультатива составлена на основе программмы "Информатика. 5 класс" Л. Л. Босовой.Программа рассчитана на учащихся с нарушением интеллекта, не владеющих компьютерными навыками.Апробируется в...

Программа факультатива "Обучение компьютерной грамотности" для школы VIII вида. 3-й год обучения.

Адаптированная для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида программа Л. Л. Босовой "Информатика" 8 класс....

Познавательная программа для старшеклассников коррекционной школы VIII вида. Тема: «Георгий Победоносец».

Ознакомить детей с жизнью христианского святого великомученика Георгия Победоносца и с традициями почитания этого святого....

Разработка внеклассного мероприятия Игра – викторина по русскому языку и чтению для учащихся 6 – 7 классов, обучающихся по программе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида

Цель:  повышение познавательного интереса к изучению русского языка посредством активного применения здоровьесберегающих технологийЗадачи:1.Повторение программного материала по русскому языку на ...

Обмен опытом. Интеграция – одна из форм познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида в условиях надомного обучения.

Дети с отклонениями в умственном развитии, в отличие от нормально развитых детей, трудно усваивают учебный материал, у них низкая работоспособность, неустойчивое внимание, они быстро утомляемые, ...

 Адаптированная рабочая программа по географии 9 класса разработана на основе программы специальной ( коррекционной ) образовательной школы VIII вида

p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; text-align: justify; font: 12.0px \'Times New Roman\'; color: #000000; -webkit-text-stroke: #000000} span.s1 {font-kerning: none}  Адаптированная рабоча...