Развитие двигательных возможностей учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках трудового обучения
материал на тему

Климова Светлана Петровна

Доклад по теме самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx38.52 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными  возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 3»

Доклад на тему:

«Развитие двигательных возможностей учащихся специальной (коррекционной) школы  VIII  вида на уроках трудового обучения».

Учитель трудового обучения:

Климова Светлана Петровна

г. Комсомольск - на – Амуре

2015 год

В связи с гуманистическими  тенденциями в обществе возросло внимание к детям, имеющим интеллектуальные нарушения.   Важнейшей задачей специальной школы VIII вида является коррекция недостатков развития детей данной категории. Для решения этой задачи разрабатываются вопросы повышения коррекционно – развивающей роли обучения в подготовке учащихся к жизни.

            Особое внимание специальная (коррекционная) школа VIII вида обращает на подготовку учащихся к самостоятельному труду, который является для выпускников  одним из источников социальной адаптации.

            Важную роль в коррекции недостатков развития занимает проблема формирования двигательной сферы  и пространственной ориентировки. Поэтому работа по развитию двигательно-моторной сферы и пространственной ориентировки занимает значительное место в процессе обучения школьников. Известно, что успешность трудовой деятельности во многом зависит от состояния координации рук и глаз, развитие произвольных движений,    своевременного переключения мышечного тонуса от одного состояния к другому.

    Несовершенство, недоразвитие моторики учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида является одной из причин, затрудняющих их продуктивную деятельность. Низкий уровень общего развития двигательной сферы и особенно недостаточная способность рационально организовать сложные целенаправленные акты в значительной степени затрудняют решение главной задачи, которая стоит перед специальной  школой – подготовка детей к производительному труду. Кроме того, от состояния развития моторики в значительной мере зависит дальнейшее психическое развитие ребенка. 

Психолог А.Н. Леонтьев  подчеркивает, что психика не просто «проявляется в движениях: в определенном понимании движения формируют психику». Уроки трудового обучения дают возможность решать данную коррекционную задачу. На уроках трудового обучения уделяется внимание развитию крупной моторики (статическую и динамическую координацию движений, силу и выносливость основных мышечных групп).        

Моторная недостаточность у разных детей проявляется по–разному.  Коррекционную работу с учащимися, имеющими выраженную умственную отсталость, следует проводить с учётом наличия двух клинических групп олигофрении: возбудимых и заторможенных.        При умственной отсталости тормозного типа двигательное недоразвитие обнаруживается в бедности, однообразии движений, резкой замедленности их темпа, вялости, неловкости.        У детей с преобладанием процесса возбуждения, наоборот, отмечается повышенная подвижность, но их действия нецеленаправленны и беспорядочны, им нелегко производить последовательные действия. 

Коррекционное развитие мелкой моторики рук на уроках  проводится в нескольких направлениях:

- повышение тактильной чувствительности пальцев рук (узнавание предметов на ощупь, не является врожденным свойством, а приобретается в процессе предметно-практической деятельности ребенка);

- тактильно – двигательное запоминание;

- подвижность и скоординированность  работы пальцев;

- эластичность связочного аппарата, подвижность суставов;

- развитие силы и объема движения кисти и пальцев;

- привлечение к работе пораженных конечностей.

Коррекционной работе на уроках способствует комплекс мероприятий:

- пальчиковая и кистевая гимнастика;

- самомассаж кистей и пальцев рук;

- использование в работе различных по качеству материалов (бумага разной плотности, бисер, ткани различных структур и т.д.).

       Особенно важным для развития психики ребенка является овладение движениями руки. Следует особо подчеркнуть, что развитие движения руки во многом зависит от способа владения ручными орудиями и инструментами. В процессе трудового  обучения коррекция дефектов умственного и физического развития  школьников состоит в формировании у них интеллектуальных трудовых умений, двигательных трудовых навыков  (развитие точности, ловкости, координации тонких движений рук).

 Около трети всей площади двигательной проекции головного мозга занимает проекция кисти руки, которая расположена рядом с проекцией речевой моторной зоны (М.М. Кольцовой).

Поэтому нельзя недооценивать руку и двигательный анализатор, роль которого чрезвычайно важна. Большое значение развитию руки придавал русский физиолог И.П. Павлов. Он указывал, «что рука является тонким анализатором. Мыслительная деятельность во многом зависит от деятельности руки, от того, насколько богаты их кинестетические представления». Работа над движениями пальцев рук действительно стимулирует созревание центральной нервной системы.

    На уроках швейного дела учащиеся осваивают следующие двигательные трудовые навыки:

навыки разметки (разметка путем сгибания бумаги или ткани по разным направлениям, нанесение разметочных линий по данным размерам на бумагу  линейки);

навыки обработки материала (резание);

навыки соединения деталей (соединительные швы);

навыки контроля (наложением, измерение «на глаз», измерение с помощью линейки).

     Эти навыки подразделяются на:

безорудийные (складывание материала и т.д.)

орудийные (вырезание ножницами, работа с иглой и т.д.)

      Программой предусмотрено постепенное знакомство учащихся вначале с простыми безорудийными и несложными орудийными навыками, затем с более сложными орудийными. Практические работы, указанные в программе, позволяют закреплять и периодически повторять двигательные навыки. Так, резать ножницами по линиям различной формы школьники упражняются в течение всех лет, применяя их при работе то с бумагой и картоном, то с тканью. Следует подчеркнуть, что большинство навыков, которыми овладевают учащиеся, являются профессиональными, применяемые в дальнейшем на производстве. Поэтому учитель должен знать и  уметь выполнять задания не на бытовом, а на профессиональном уровне, т.е. соблюдая все необходимые требования к орудию труда, его двигательной программе.

    Основную трудность вызывает у учащихся овладение двигательной программой приёма (рабочая поза, умение держать инструмент, движение правой руки с инструментом и положение левой руки с материалом, величина трудовых усилий).

При обучении правильного использования того или иного инструмента, при овладении определённым двигательным приёмом труда тщательно, поэтапно отрабатывать с учащимися отдельные движения с многократным закреплением навыка. В противном случае у них может сформироваться неправильный навык работы, что приведёт к некачественному выполнению изделия и нарушению правил безопасности труда.

       Для достижения удовлетворительного результата трудовых усилий учащийся должен научиться следить за выполнением любого приёма, главным образом за пространственным передвижением инструмента. Если в начале овладения приёмом зрительный контроль имеет решающее значение, то затем к нему присоединяется и контроль мышечный.

     При формировании  двигательных трудовых приёмов необходимо выделить  для наблюдений несколько параметров:

 - правильность выполнения двигательного приёма (умение держать инструмент, последовательность движений, темп, пространственная точность и плавность выполнения приема, дифференциация усилий);

- понимание фронтального объяснения приёма;

- реакцию на разные виды помощи (активизация внимания, повторная инструкция, показ последовательности движений, совместно с учителем выполнения приема);

- темп овладения приёмом;

- прочность сформированного умения (изолированное выполнение приёма, применение его наряду с другими при изготовлении аналогичной и новой поделки);

- качественный результат выполнения.

     В ходе обучения следует наблюдать, как изменяется деятельность учеников при той или иной организации урока, отмечать, что помогает им выполнить задание, что остается непонятным. Фиксируя свое внимание на трудностях, мешающих ребенку справиться с работой, учитывая уровень его знаний и возможностей, варьируя задания, намечая путь и приемы работы с учениками.   

            Любое трудовое действие состоит из движений. Изделие полезного назначения или его деталь обычно изготавливается с помощью целого ряда рабочих движений. Начинающие обучаться любому виду труда тратят значительное время на овладение необходимой операции. У ребёнка с органическим повреждением коры головного мозга каждое новое движение, действие формируется в замедленном темпе. Включение в работу разнообразных мышц, предоставление возможности использовать их в разной очерёдности и комбинации друг с другом, способствует развитию всего мышечного аппарата, улучшает координацию движений. Особенно затруднены у детей тонкие и дифференцированные движения рук и пальцев – мелкая моторика.

Самые большие трудности учащиеся испытывают при выполнении творческих работ (вышивании, выжигании, плетении).

Вышивание — это общеизвестное и распространенное  рукодельное искусство украшать  разными

узорами всевозможные ткани и материалы. На уроках швейного

дела  используются простейшие виды ручной вышивки: нитками, лентами, стеклярусом, бисером.

Работая с умственно отсталыми детьми нужно учитывать, что главными являются преобладание чувственного (сенсорного) восприятия мира и стремление познавать мир в игре.

Следует обращать внимание детей на организацию рабочего места и разумное использование материалов. Особое внимание уделяется соблюдению правил безопасности труда и охране здоровья.

Из-за слабо развитой мускулатуры пальцев и рук, отсутствия достаточной координации движений у некоторых детей знание не переходит в умение длительное время. Педагог сталкивается с тем, что ребенок понимает, “что” и “как” надо сделать, но не может. Такие дети резко отстают от других сверстников именно на уроках труда. Здесь нужны совместные действия педагога, как по развитию мелкой моторики, так и по формированию и воспитанию чувства уверенности в себе. На уроках в коррекционной школе развитию мелкой моторики необходимо уделять особое внимание. От задействованных мышц – сгибательных и разгибательных – постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему и способствуя её развитию.

В двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток, управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны даёт возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребёнка через тренировку тонких движений пальцев рук.

 Пальчиковые игры - важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.

Выполняя трудовые движения, учитель указывает точные пространственные характеристики их направления. В ряде случаев приходится прибегать к наглядным пособиям. После демонстрации двигательной программы приёма учащиеся на своих рабочих местах упражняются в его выполнении. Вначале упражнения проводятся без материала. Повторив его несколько раз, ученики упражняются на бросовом материале. Учитель наблюдает за их действиями и, подметив типичные ошибки в позе, положении рук, рабочих движениях, останавливает работу, вновь показывает и комментирует правильное выполнение приема.

Ошибочные действия показывать нецелесообразно, так как учащиеся ещё не овладели приёмом, и отличить правильные движения от ошибочных не могут. Единичные ошибки учитель исправляет индивидуально.

Помощь может выражаться в активизации внимания, повторной устной инструкции, показе отдельного компонента приема. Иногда требует контролировать движения рук ученика в момент действия.

Трудовая деятельность есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением трудовому процессу человека. Трудовая деятельность везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое. Поэтому я пришла к выводу, что именно уроки швейного дела могут решать проблему коррекции и развития познавательных процессов и двигательных навыков в трудовой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. 

     В процессе обучения следует наблюдать, способствуют ли намеченные виды помощи формированию у школьников умственной деятельности и двигательных умений, вырабатывают ли самостоятельность, повышают ли работоспособность. Необходимо проследить, как дети применяют приобретенные знания и умения при изготовлении нового простого или сложного изделия, насколько адекватно заданию используют приобретенный навык.

Приобретённый навык – это способность выполнять входящие в состав трудовой деятельности приёмы или их комплексы правильно, экономно, быстро и легко, без специально направленного на них внимания, но под контролем сознания.

Владея навыками работы на швейной машине, ученица не задумывается, как ей направить ткань, с каким усилием нажать на педаль. Мысли её сосредоточены на решении более сложных задач.

Важным показателем овладения двигательными навыками является переход работающего от зрительного контроля над своими движениями к двигательному контролю.

В результате появляется возможность использовать зрение при контроле результатов работы и для оценки различных условий, в которых осуществляется работа. 

Успешность в овладении умственно отсталыми учащимися моторными и практическими навыками обеспечивается определенными педагогическими условиями.

 К их числу относятся:

 поэтапность формирования двигательных навыков у учащихся специальной коррекционной школы с переходом от подготовительных к тренировочным, а затем, к контрольным упражнениям. При этом начальным этапом обязательно должна быть предварительная общая ориентировка учащихся в основных компонентах объекта изображения и доведения до сознания учащихся значимости и цели данной работы;

аналитико-синтетический характер двигательной деятельности, включающий дифференцированное восприятие объекта изображения в целом и отдельных его компонентов, вычленение существенных признаков предмета (формы, пропорции), необходимые для их реального воспроизведения;

сочетание у учащихся двигательных представлений с их словесной характеристикой;

поэтапное формирование двигательных понятий о пространственных свойствах предметов: от понятий об основных направлений к понятиям о форме;

применение на уроках упражнений, способствующих отработке двигательных навыков, включенных в процесс ручного труда;

последовательное сокращение педагогической помощи, путем активизации самостоятельной работы учащихся в процессе создания основного изделия, с использованием ранее приобретенного опыта, что является одним из путей контроля сформированности того или иного навыка;

С. Л. Мирский указывает, что «…овладение приёмами работы на уровне сформированных навыков – это одно из наиболее важных условий высокой производительности труда и получения необходимого качества продукции».

Таким образом, в процессе обучения в специальной коррекционной школе у большинства учащихся формируются прочные умения и навыки, предусмотренные учебной программой по трудовому обучению.

Литература:

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.; Педагогика. – 1999.
  2. Жекотов Ю.В. Развитие двигательных возможностей у учащихся специальной школы.//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007.- №1.
  3. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. – М.; Сфера. – 2003.
  4. Уфимцева Л.П. Коррекция и развитие двигательной сферы подростков. //Коррекционная педагогика. – 2006. - №6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития зрительного восприятия учащихся специальных (коррекционных) школ IV вида

В 2002 г. МО РФ утвержден учебный план специальных (коррекционных) общеобразовательных школ IY вида, отражающий специфику обучения слабовидящих детей и содержащий ряд коррекционных предметов, в частно...

Развитие зрительного восприятия учащихся специальных (коррекционных) школ IV вида: этап I

В данной статье приводится содержание коррекционных занятий I этапа предлагаемой нами программы курса «Развитие зрительного восприятия» для учащихся специальных (коррекционных) школ IV вида, который м...

Развитие зрительного восприятия учащихся специальных (коррекционных) школ IV вида: этап II

В данной статье приводится содержание коррекционных занятий II этапа предлагаемой нами программы курса «Развитие зрительного восприятия» для учащихся специальных (коррекционных) школ IV вида, который ...

Развитие зрительного восприятия учащихся специальных (коррекционных) школ IV вида: этап III

В данной статье приводится содержание коррекционных занятий III этапа предлагаемой нами программы курса «Развитие зрительного восприятия» для учащихся специальных (коррекционных) школ IV вида, который...

Доклад "Развитие устной речи учащихся коррекционных школ на уроках трудового обучения"

Развитие речи — одна из центральных задач всей системы коррекционной работы в школе VIII вида. Помимо характерных нарушений в произношении, лексике, грамматике, дети с нарушением интеллекта имеют барь...

КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И НАВЫКОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОЙ НА УРОКАХ трудового обучения по профилю «Штукатурно - малярное дело»

В материале освещаются вопросы связанные с развитием познавательной деятельности на урока профессионально-трудового обучения у учащихся с интеллектуальной недостаточностью....

Методическая раработка "Формы и методы организации самостоятельной деятельности учащихся коррекционной школы на уроках трудового обучения.", 2023г.

В данном материале указаны основные формы и методы организации самостоятельной деятельности учащихся коррекционной школы на уроках трудового обучения...