Развитие зрительного восприятия учащихся специальных (коррекционных) школ IV вида: этап II
книга по теме

Татьяна Анатольевна Грищенко

В данной статье приводится содержание коррекционных занятий II этапа предлагаемой нами программы курса «Развитие зрительного восприятия» для учащихся специальных (коррекционных) школ IV вида, который мы назвали развивающим. Данный этап включает:

2.1. Восприятие объектов растительного и животного мира, формирование представлений о них.

2.2 Формирование представлений о человеке (восприятие и выделение индивидуальных отличий; позы и эмоции.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_3_2_etap.doc445 КБ

Предварительный просмотр:

В журнал «Коррекционная педагогика»

Развитие зрительного восприятия учащихся специальных (коррекционных) школ IV вида: этап II

Уфимцева Л. П., доктор психологических наук, профессор,

зав. кафедрой коррекционной педагогики Красноярского государственного педагогического университета им В.П. Астафьева

Грищенко Т. А., тифлопедагог Красноярской краевой специальной (коррекционной) школы-интерната III – IY вида

В данной статье приводится содержание коррекционных занятий II этапа предлагаемой нами программы курса «Развитие зрительного восприятия» для учащихся специальных (коррекционных) школ IV вида, который мы назвали развивающим. Данный этап включает:

2.1. Восприятие объектов растительного и животного мира, формирование представлений о них.

2.2. Формирование представлений о человеке (восприятие и выделение индивидуальных отличий; позы и эмоций).

Этап 2.1 Восприятие объектов растительного и животного мира, формирование представлений о них

Восприятие изображений объектов флоры и фауны представляет большую сложность для слабовидящих школьников. Многие авторы (М.И.Земцова, Ю. А. Кулагин, Л.И. Солнцева, А.Г. Литвак, В.П. Ермаков) отмечали целый ряд трудностей формирования правильных и адекватных представлений о мире растений и животных, связанных с недостаточным сенсорным опытом, ограниченной возможностью зрительного наблюдения натуральных объектов, их обследования с помощью сохранных анализаторов. Как отмечает Б.К. Тупоногов, образы биологических объектов у слабовидящих детей неполны, фрагментарны, а иногда искажены, что, в свою очередь, оказывает негативное воздействие на наглядно-образное мышление и речь. Помимо несформированности представлений, В.П. Ермаков выделяет еще одну причину трудностей «чтения» изображений объектов флоры и фауны: недостаточность динамических представлений, которые предполагают понимание изменений в форме, размерах, взаимоотношениях частей тела у животных и человека, изображенных в динамических позах.

Таким образом, изображения и объекты флоры и фауны, являясь, сами по себе, сложным объектом восприятия, в то же время могут выступать в качестве развивающего средства на определенном этапе коррекционной работы по формированию зрительного восприятия.

В начале и конце данного этапа проводится диагностический урок с целью выявления у слабовидящего учащегося уровня развития зрительного восприятия объектов животного и растительного мира в совокупности всех их свойств.

Задание 1. Выявить умение последовательно и целенаправленно выделять признаки объекта.

Прием: описание объектов животного и растительного мира.

Материал: предметные картинки, муляжи, натуральные объекты.

Высокий уровень. Учащийся описывает объекты последовательно и развернуто, правильно называет части. Выделяет информативные признаки и использует их для узнавания объекта. Имеет широкие представления об объектах животного и растительного мира. Относит изображение к определенному классу, использует обобщающие понятия: «дерево», «кустарник», «травянистое растение», «цветы», «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые».

Средний уровень. Описывает объекты недостаточно последовательно, может пропустить один-два признака; или называет все признаки, части, но их описание недостаточно развернуто. При описании не всегда использует обобщающие понятия. Представления об объектах животного и растительного мира в основном ограничиваются представлениями о флоре и фауне региона проживания.

Низкий уровень. Описание непоследовательное и сводится к простому перечислению. Обобщающие понятия не используются. Представления об объектах животного и растительного мира ограничиваются ближайшим окружением.

Задание 2. Выявить уровень способности к зрительному анализу, познавательно-поисковой деятельности.

Прием: сравнение 2-х объектов растительного мира и 2-х объектов животного мира.

Материал: предметные картинки, муляжи, натуральные объекты.

Высокий уровень. Учащийся способен к наблюдению и извлечению предметной информации. Сравнение последовательное, в форме развернутого описания и обобщения, происходит по разным параметрам с выделением похожего и различного в предметах.

Средний уровень. Способность к наблюдению и извлечению предметной информации развита недостаточно хорошо. Сравнение не всегда последовательное, но происходит по большинству параметров, могут быть пропущены 1-2 признака.

Низкий уровень. Способность к наблюдению не превышает уровня перечисления или фрагментарного описания отдельных частей объекта. Сравнение непоследовательное, превалирует сравнение по одному какому-либо параметру (например, цвету).

Задание 3. Выявить уровень сформированности зрительных образов.

Прием: узнавание объектов животного и растительного мира в усложненных условиях.

Материал:

силуэтные изображения, выполненные в условиях обратного контраста (5 силуэтов);

«наложенные» изображения (на первом рисунке 5 объектов растительного мира, на втором 5 объектов животного мира);

сложный предметный рисунок, с изображением различных растений;  

сложный предметный рисунок с изображением животного в движении.

Высокий уровень. Учащийся узнает все объекты, в т.ч. растения и животных на сложном предметном рисунке. Правильно осмысливает и называет движения животного.

Средний уровень. Узнает большинство объектов (не менее 3-х). Не всегда правильно узнает растения на сложном предметном рисунке. Животных в динамической позе путает со сходными по внешнему виду другими животными. Для восприятия и точного осмысления объектов на сложном предметном рисунке требуется помощь педагога.

Низкий уровень. Узнает менее 3-х объектов. Увеличение времени восприятия, наводящие вопросы не повышают качества восприятия. Растения и животных на сложном предметном рисунке не узнает. При восприятии движений животного назвать и описать его не может.

На этапе 2.1 используются следующие дидактические темы: растительный мир, цветы, деревья, домашние звери, дикие звери (Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии, Антарктики), домашние птицы, дикие птицы, рыбы, насекомые.

Последовательность работы по формированию зрительного восприятия объектов растительного мира.

Формирование зрительного образа. Б.К. Тупоногов отмечает, что непосредственный чувственный опыт – основа для обогащения знаний о природе. Поэтому коррекционная работа начинается с экскурсии на улицы города, в парк с целью наблюдения и обогащения сенсорного опыта через восприятие натуральных объектов с использованием всех сохранных анализаторов:

знакомство с понятиями «дерево», «кустарник», «травянистое растение», «цветы»;

формирование представлений о частях растений и их особенностях как информативных признаках при распознавании и отнесении к тому или иному классу;

совершенствование навыка последовательного осязательного обследования частей растений в направлении их роста и развития: корень, количество стволов, их высота, толщина, наличие коры и т.д.

В дальнейшем сенсорный опыт, полученный во время экскурсий, обобщается на уроке; при этом активно используется прием описания деревьев, цветов с опорой на схему-алгоритм (см. Приложение 1)..         Уточняется относительная высота растений. Учащиеся тренируются в узнавании и назывании растений на предметной картинке, фотографии, учатся соотносить натуральный объект и предметное изображение (например, натуральный цветок – предметная картинка, гербарий из листьев – предметные картинки с изображением деревьев). 

При восприятии изображений и натуральных объектов растительного мира стимулируется использование учащимися оптических средств коррекции.

Закрепление и уточнение зрительного образа. Для закрепления представлений о частях дерева, кустарника, цветка используется прием складывания растений из отдельных деталей на фланелеграфе.

Для уточнения представлений и активизации навыка осязательного обследования учащимся предлагается сравнивать листья с дерева и травянистого растения при непосредственном тактильном восприятии (плотность листовой пластины, гладкость, шершавость, наличие черешка, размер).

Обобщить и систематизировать знания помогает прием сравнения двух цветков, деревьев с опорой на схему-алгоритм восприятия.

Учащиеся учатся узнавать и называть цветы, деревья в различные периоды вегетации (семена, бутон, цветок), соотносить цветок и его семена, дерево и плод.

Затем учащимся предлагается узнавать листья деревьев и цветов в условиях, усложняющих восприятие (силуэтные, точечные, наложенные изображения, зашумленный контур), составлять разрезанную картинку. 

Учащиеся знакомятся с понятием «крона дерева». Обводя крону дерева через кальку на предметной картинке, учатся анализировать ее форму и видеть отличия формы кроны у различных деревьев.

Оперирование зрительным образом в различных видах деятельности. Зарисовка в альбоме деревьев, кустарников, цветов. Решение логических заданий на выделение «четвертого лишнего», классификацию (цветы: по цвету, месту произрастания, времени цветения; деревья: лиственное – хвойное, листопадное – не листопадное и т.д.). Дети учатся составлять устные и графические описательные загадки. Обязательным на этом этапе является прием, когда для восприятия и узнавания растений предлагается дидактическая картина или фотография.

Последовательность работы по формированию зрительного восприятия объектов животного мира.

Формирование зрительного образа. Коррекционная работа по формированию восприятия объектов животного мира начинается с экскурсии в зоопарк и наблюдения натуральных объектов.

Можно посетить краеведческий музей, где имеется большое количество чучел животных, богатая коллекция насекомых, оформлены композиции, отражающие среду обитания каждого животного. Нельзя исключать из практики возможности, предоставляемые другими образовательными учреждениями, например, станцией юных натуралистов, где можно понаблюдать за домашними животными.

В качестве домашнего задания слабовидящим учащимся предлагается зарисовать, сфотографировать зверей, живущих в ближайшем окружении.

Для овладения приемами осязательного обследования используются муляжи, чучела, игрушки, изображающие зверей. Согласно рекомендациям Б.К. Тупоногова, осязательное обследование пособий идет от головы к туловищу и, далее, к конечностям.

Анализ ответов учащихся, проведенный нами, показал, что качество представлений о животном мире других климатических зон (например, степи, тундры) и, тем более, других континентов значительно снижено. Поэтому знакомство с животным миром различных континентов планируется отдельными темами.

В коррекционной работе активно используется прием описания зверей, птиц, рыб, насекомых с опорой на схему-алгоритм (см. Приложение 2).

Ученики учатся узнавать изображения животных на предметном рисунке и соотносить с муляжом или игрушкой. Для уточнения представлений о мелких частях тела (клюв, хвост, ноги и т.д.) используются их отдельные изображения крупным планом, которые рассматриваются и соотносятся с целым изображением животного.

Для слабовидящих учащихся достаточно трудным является узнавание и называние детенышей зверей и птиц. В то же время эта работа способствует развитию анализирующего восприятия и обогащению словаря.

Закрепление и уточнение зрительного образа. Сравнение объектов как внутри определенного класса, так и между классами с опорой на схему-алгоритм является эффективных приемом формирования способности к зрительному анализу, самостоятельной познавательно-поисковой деятельности.

Ученики учатся узнавать животных в условиях, усложняющих восприятие (силуэтные, точечные, наложенные, зашумленные изображения; картинки – «нелепицы, разрезные картинки).

Определенную трудность слабовидящие учащиеся испытывают при формировании представлений о реальной величине животных. Важно сформировать эталоны истинных пропорциональных зависимостей. Для этого ученикам предлагают предметы, изображенные в разных и одинаковых масштабах, чтобы определить, какие рисунки соответствуют реальным соотношениям по величине. Предлагается также соотнести реальную величину животного с величиной окружающих предметов, распределить зверей по величине. Здесь используется два вида наглядности:

муляжи, изображения животных, передающие реальное соотношение их величин;

муляжи, изображения животных, не передающие реальное соотношение их величин.

Оперирование зрительным образом в различных видах деятельности. Рисование животных с использованием трафаретных линеек, шаблонов, дорисовывание недостающих частей, дорисовывание второй половины – симметричного изображения (насекомые).

Для обобщения представлений используется задание, направленное на нахождение среды обитания животного. Для этого необходима наглядность - пространственные модели или картины с изображениями мест обитания. Учащиеся соотносят животное со средой обитания, объясняют связанные с этим особенности его строения.

Далее осуществляется переход от восприятия статических изображений животных к изображению их в динамике. Для этого используется восприятие как отдельных изображений животных в динамических позах, так и восприятие динамических поз на сложном предметном рисунке.

Учащимся предлагаются логические задания на выделение «четвертого лишнего», классификацию, нахождение животного по семантическому образу, составление описательных и графических загадок.

Этап 2.2 Формирование представлений о человеке (восприятие и выделение индивидуальных отличий, позы и эмоций)

В начале и конце этапа проводится диагностический урок. Методики направлены на выявление уровня развития зрительного восприятия человека в совокупности всех его свойств; выявление уровня восприятия эмоций и действий человека.

Задание 1. Выявить умения последовательно и целенаправленно выделять особенности человека.

Прием: описание человека.

Материал: предметная картинка, фотография с изображением человека.

Высокий уровень. Учащийся описывает человека последовательно и развернуто, правильно называет части тела; при описании использует обобщающие понятия. Выделяет информативные признаки, характеризующие возраст, пол, индивидуальные отличия.

Средний уровень. Описание недостаточно последовательное и развернутое, учащийся может не выделить 1-2 признака, сделать ошибку в названии частей. При описании не всегда использует обобщающие понятия. Информативные признаки, характеризующие возраст, пол, индивидуальные отличия, выделяет не всегда правильно, требуется небольшая помощь педагога.

Низкий уровень. Описание непоследовательное и сводится к простому перечислению. Обобщающие понятия не используются. Информативные признаки, характеризующие возраст, пол, индивидуальные отличия, не выделяются или выделяются только с помощью педагога.

Задание 2. Выявить уровень восприятия действий человека.

Прием: подбор к позе человека предмета, с которым он выполняет действие, называние действия.

Материал: предметные картинки с изображением человека в различных позах; предметные картинки с изображением предметов, с которыми человек выполняет действие (6 пар).

Высокий уровень. Учащийся имеет широкий запас представлений о действиях, правильно анализирует позу, устанавливает связь между позой и предметом, осмысливает и называет действия человека. При выполнении задания не делает ни одной ошибки.

Средний уровень. Запас представлений о действиях ограничен. Для точного осмысления и называния действия, установления связи между позой и предметом требуется помощь педагога. При выполнении задания допускает не более 3-х ошибок.

Низкий уровень. Запас представлений о действиях ограничивается теми, которые имелись в личном опыте учащегося. При восприятии действия человека назвать его не может. Позу анализирует только с помощью педагога; связь между позой и предметом самостоятельно не устанавливает. При выполнении задания делает более 3-х ошибок.

Задание 3. Выявить уровень восприятия  эмоций человека.

Прием: называние эмоционального состояния персонажа, непосредственно включенного в смысловую ситуацию.

Материал: предметные картинки, на которых прослеживается связь между эмоцией персонажа и причиной, ее вызвавшей (базовые эмоции).

Высокий уровень. При восприятии изображения человека учащийся правильно осмысливает его эмоциональное состояние, устанавливает причинно-следственные связи.

Средний уровень. При восприятии изображения человека не всегда правильно осмысливает его эмоциональное состояние, устанавливает причинно-следственные связи с помощью педагога. При выполнении задания делает не более 3-х ошибок.

Низкий уровень. При восприятии изображения человека учащийся не осмысливает его эмоциональное состояние, не устанавливает причинно-следственные связи. При выполнении задания с помощью педагога делает более 3-х ошибок.

Последовательность работы по формированию зрительного восприятия человека и представлений о нем

Формирование зрительного образа. Работа по формированию представлений о человеке начинается с беседы на тему «Кто живет на планете Земля?». Учащимся предлагают сравнить человека и животное по плану:

живой (т.е. дышит, ест, растет, имеет детей);

способ передвижения;

покров;

наличие речи.

Для формирования или уточнения представлений о строении тела человека используются приемы называния и показа частей тела человека на себе, на другом человеке, на предметной картинке.

Затем осуществляется формирование или уточнение представлений о строении и индивидуальных отличиях лица человека. Уточняются следующие понятия: овал лица, лоб, нос, глаза (брови, ресницы), шея, губы, щеки, подбородок, уши, затылок, волосы. При этом используются следующие приемы: называние, выделение качественных характеристик и показ частей лица на себе, на другом человеке, на предметной картинке; составление описательного рассказа о лице человека с опорой на алгоритм восприятия; выкладывание изображения лица человека по словесной инструкции, по замыслу. Для выкладывания используется дидактическое пособие «Фоторобот» (основа – овал, вырезанный из бархатной бумаги; детали – части лица, проклеенные с обратной стороны бархатной бумагой) или «Перевертыш» (матерчатая безликая кукла; детали – части лица на липучках).

Закрепление и уточнение зрительного образа. Школьник учится выделять в изображениях человека возрастные и половые признаки, относить изображение к определенной группе (ребенок, подросток, взрослый, пожилой человек; девочка, мальчик, женщина, мужчина, бабушка, дедушка), аргументируя свой выбор.

Активно используется прием сравнения двух изображений человека с опорой на схему-алгоритм (см. Приложение 3). Сначала сравниваются изображения, имеющие существенные отличия, например, женщины и мужчины; затем - изображения с менее ярко выраженными отличиями, например, девочки и женщины.

Наш опыт показывает, что слабовидящие учащиеся легче выделяют признаки на графическом изображении человека, чем на фотографии. Ием не менее, мы активно используем фотографии, т.к. они в большей степени готовят слабовидящего школьника к восприятию человека в процессе непосредственного общения.

Оперирование зрительным образом в различных видах деятельности. Рисование человека с использованием трафаретов и шаблонов, дорисовывание недостающих частей. Обучение рисованию лица женщины, мужчины, ребенка, передавая типичные особенности пропорций их лиц.

Учащимся предлагаются логические задания на выделение «четвертого лишнего», классификацию; нахождение человека по семантическому образу, составление описательных загадок; выстраивание ряда из изображений людей разного возраста («Разложи картинки в порядке увеличения возраста людей»).

Работу, направленную на развитие восприятия эмоций и действий человека можно рассматривать как средство, стимулирующее оперирование зрительным образом, активизирующее представления о строении тела и лица человека.

Последовательность работы по формированию зрительного восприятия эмоций человека и представлений о них

Формирование зрительного образа. Учащихся учат дифференцированно воспринимать на изображениях лица человека базовые эмоции (по К.Э. Изарду): радость, печаль, злость (гнев), страх, интерес, удивление, стыд, вину. При этом эмоции изучаются согласно последовательности, предложенной В.А. Феоктистовой (8).

Формирование представления об эмоциях начинается с прослушивания стихотворения, рассказа, музыкального произведения, беседы о том, какое настроение создают эти произведения. Педагог предлагает учащимся вспомнить, когда они испытывали эти эмоции, в связи с какими событиями. С этой целью используются следующие произведения: спокойствие - стихотворение Е. Благиной «Посидим в тишине»; радость - песня В. Шаинского «От улыбки хмурый день светлей»; печаль - стихотворение Э. Мошковской «Плакали ночью желтые клены…»; злость - стихотворение Л. Успенской «Гуси и Люся»; страх – стихотворение С. Михалкова «На прививку, первый класс!»; интерес – стихотворение И. Михайловой «А почему дом растет?»; удивление – стихотворение С. Погореловского «Прежде и теперь»; стыд – стихотворение З.Александровой «Мама недовольна».

Затем ученик учится изображать мимикой и жестами нужную эмоцию, анализирует изменения в лице у себя, товарищей, подробно описывает эти изменения.

Следующим этапом является «чтение» реального изображения лица человека,  где эмоция акцентирована изобразительными средствами.

Закрепление и уточнение зрительного образа. Учащиеся учатся моделировать эмоцию на «Фотороботе» (описание этого пособия см. выше). Анализ схематических изображений лица человека, символизирующих различные эмоциональные состояния, помогает уточнить представления об изменениях в мимике лица. Также используются карточки с описанием мимики лица, к которым ученики подбирают соответствующее схематическое изображение эмоции, или реальное изображение лица человека в различных эмоциональных состояниях.

Как уже отмечалось выше, мы активно используем фотографии. Прием подбора схематического изображения эмоции к соответствующей фотографии достаточно труден для слабовидящих учащихся, но эффективен в качестве коррекционного средства. Наша практика показывает, что если слабовидящий ученик научился «читать» эмоцию на фотографии, он легко «читает» ее и на графическом рисунке, а самое главное - в процессе непосредственного общения.

Сравнение полярных эмоций (например: спокойствие – радость, радость – грусть) - важный прием коррекционной работы на этом этапе, способствующий развитию анализирующего восприятия и закрепляющий представления о мимике при каждой эмоции.

Оперирование зрительным образом в различных видах деятельности. Рисование человека в различных эмоциональных состояниях, дорисовывание недостающих частей лица, акцентирование эмоционального состояния изобразительными средствами. Школьники учатся воспринимать, анализировать изображения лица человека, имеющего различную степень проявления эмоций (например, радости), выстраивать ряд из рисунков с изображением разной степени проявления эмоции. При этом, если на предыдущих этапах приемы были направлены на углубленное изучение отдельной эмоции, то теперь ученик учится оперировать всем комплексом эмоций, сравнивать, анализировать их.

Для закрепления речевого обозначения мы предлагаем учащимся подобрать к изображениям (реальным или схематическим) карточки, на которых написаны названия эмоций. Для активизации личного опыта предлагаем нарисовать (выложить готовое изображение) эмоцию, адекватную высказыванию, например: «Нарисуй, с каким выражением ты обращаешься к другу». Используем схематические изображения эмоций для обозначения настроения и отношения детей к различным видам деятельности (фэйс – тесты).

Мы описали те приемы, которые использует тифлопедагог в ходе урочной формы проведения коррекционной работы, не останавливаясь на эффективности приема инсценирования сказок, небольших рассказов, разыгрывания этюдов и многих других. Здесь мы выходим на проблему междисциплинарного взаимодействия.

Последовательность работы по формированию зрительного восприятия действий человека и представлений о них

Формирование зрительного образа. Для того чтобы правильно понимать содержание работы, необходимо уточнить понятия: «действие», «движение», «поза» и их иерархию. Действие - процесс взаимодействия с каким - либо предметом. В результате принятия решения о совершении какого-либо действия и реализации его человек совершает движения. Движение - изменение положения тела и его частей. Поза - положение тела. На рисунке мы «читаем» движение через анализ позы, а действие – через анализ позы и установление логической связи между позой и предметом. Поэтому, когда мы говорим о восприятии движений и действий человека на рисунке, мы имеем в виду восприятие и анализ позы.

Коррекционная работа начинается с формирования представлений о различных движениях: восприятие и воспроизведение разнообразных движений по подражанию (вслед за тифлопедагогом, с обязательным проговариванием), выполнение движений по заданию тифлопедагога.

Затем учащиеся учатся зрительному и тактильному анализу позы, соответствующей определенному движению. Для этого используется прием имитации движений на объемной или бумажной плоской кукле с подвижными частями тела, в том числе в коленях и локтях.

Обучение установлению связи между движением и конкретным предметом, с которым оно совершается, начинается с восприятия и называния действий с предметами, производимых тифлопедагогом. Затем учащиеся выполняют конкретные действия с предметами по заданию, имитируют действия с предметами на игрушках и моделях. Все это происходит с подробным описанием позы.

Следующий прием - узнавание и называние разнообразных действий человека, изображенных на предметных картинках, т.е. «прочитывание» элементарных ситуаций.

Закрепление и уточнение зрительного образа. Схематическое изображение позы помогает слабовидящему школьнику анализировать пространственное расположение частей тела. При обучении «чтению» схематически изображенной позы используются следующие задания:

«Сделай и замри!» - педагог показывает ученику карточку, нужно принять позу; изображенную на ней;

посмотри на карточку и дай такую команду другому ученику, чтобы он смог принять соответствующую позу;

найди на рисунке человечка в такой же позе;

имитация на игрушке позы, заданной схемой;

складывание из овалов, палочек человечка в позе, заданной схемой.

Когда мы учим читать схематическое изображение позы, то речь идет об описании движений. После того, как ученик научился «читать» схематически изображенную позу, переходим к анализу позы, изображенной в виде контурного или силуэтного изображения. И здесь речь идет об описании действий. Для этого используем следующие задания:

педагог называет действие и предлагает принять соответствующую позу («Покажи мальчика, который моет руки»);

педагог предлагает ученику проанализировать позу и назвать действие;

педагог предлагает ученику подобрать предмет из нескольких, подходящий к данной позе.

Оперирование зрительным образом в различных видах деятельности. Оперирование представлениями о действиях, эмоциях активизируется при восприятии сюжетной дидактической картины, а также серии картин с развивающимся сюжетом. Требования к дидактической картине на этом этапе:

четкое изображение действия и предмета, на который оно направлено;

выразительное изображение эмоции и возможность «прочитывания» причины, ее вызвавшей;

наличие фона, позволяющего отнести действие к определенному месту и времени;

наличие одного, максимум двух планов, отсутствие  изображений, выполненных по законам перспективы.

Остановимся на некоторых приемах, активизирующих восприятие позы и эмоций на сюжетном изображении:

соотнесение силуэтного изображения персонажа картины с реальным, изображенным на картине;

составление описательной загадки о персонаже картины;

подбор предмета к позе (карточки с позами и предметами, изображенными на картине);

имитация позы персонажа картины;

подбор схематического изображения эмоции к персонажу картины;

«оживление» картины, моделирование учащимися всего сюжета картины;

моделирование композиции картины с помощью силуэтов-подставок;

составление описательного рассказа - педагог стимулирует подробное описание содержания картины; выделение главного в сюжете; определение объекта и субъекта действия; определение эмоционального состояния персонажей; придумывание названия к картине как обобщение увиденного.

Для активизации внимания и интереса учащихся мы используем сюжетные картинки, где допущены ошибки в изображении эмоции, позы персонажей, предмета, с которым он действует.  

Итак, на этапе 2.2 начинается работа по формированию навыка последовательного восприятия сюжетного изображения, которая будет продолжена на последующем этапе - восприятии объектов изобразительного искусства.

Таким образом, в конце второго этапа учащийся должен показать высокий или средний уровень выполнения диагностических заданий, т.е.:

иметь достаточные представления об объектах окружающего мира по темам «Растительный и животный мир», «Человек»;

владеть алгоритмами зрительного и тактильного восприятия объектов растительного и животного мира, человека;

демонстрировать достаточный уровень вербализации, описывая объекты последовательно и развернуто, правильно называя части, выделяя их цвет, форму и размер по отношению к целому;

сравнение двух объектов вести последовательно, демонстрировать способность и стремление своими силами выполнять целенаправленную поисковую деятельность;

узнавать животных, человека, как в статической, так и в динамической позе; правильно осмысливать и называть движения, эмоции.

при восприятии дидактической сюжетной картины правильно определять сюжетную канву, устанавливать логические связи и вербализировать их в процессе описания.

Эти умения мы считаем достаточными для перехода на третий этап коррекционной работы, который будет описан в следующей статье.

Список литературы

Григорьева Л. П., Сташевский С. В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. – М.,1990.

Ермаков В.П. Обучение слабовидящих детей чтению графических  изображений: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1987.

Ковалец И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими обклонения в психическом развитии и эмоциональной сфере: Метод. Пособие для педагогов общего и спец. Образования. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

Коррекционная работа с учащимися начальных классов школ для слепых детей. Учебно-методическое пособие под ред. Л.И.Солнцевой. – М.: ВОС, 1990.

Никулина Г.В., Фомичева Л.В, Замашнюк Е.В. Развитие зрительного восприятия: Учебное пособие / Под ред. Никулиной Г.В. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей). Часть II – Начальная школа. Под ред. Плаксиной Л.И. М.: Город, 1999 .

Потемкина А.В.  Методика обучения изобразительной деятельности и тифлографика: Учебно-методическое пособие – СПб.: изд-во РГПУ им. Герцена, 2004.

Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей. – СПб.: Речь, 2005.  

Приложение 1. Алгоритм восприятия растения

1-6 – описание частей растения.

7 – цвет лепестков во время цветения.

8 – место произрастания.

                                                                                                Приложение 2. Алгоритм восприятия животного

1-5        - описание частей тела

6        - цвет шерсти

7        - размер тела

8        - чем питается

9        - дикое или домашнее

10        - польза для человека

Приложение 3. Алгоритм восприятия лица человека.

1-8        - описание частей головы и лица

1

2

3

4

5

6

голубой

зеленый

желтый

оранжевый

8

7

2

1

5

4

3

6

7

8

9

10

1

2

2

3

4

5

6

7

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития зрительного восприятия учащихся специальных (коррекционных) школ IV вида

В 2002 г. МО РФ утвержден учебный план специальных (коррекционных) общеобразовательных школ IY вида, отражающий специфику обучения слабовидящих детей и содержащий ряд коррекционных предметов, в частно...

Развитие зрительного восприятия учащихся специальных (коррекционных) школ IV вида: этап I

В данной статье приводится содержание коррекционных занятий I этапа предлагаемой нами программы курса «Развитие зрительного восприятия» для учащихся специальных (коррекционных) школ IV вида, который м...

Развитие зрительного восприятия учащихся специальных (коррекционных) школ IV вида: этап III

В данной статье приводится содержание коррекционных занятий III этапа предлагаемой нами программы курса «Развитие зрительного восприятия» для учащихся специальных (коррекционных) школ IV вида, который...

Рабочая программа "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности" 3 класс для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида

Рабочая программа по  развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности для учащихся 3 класса составлена на основе программы специальных ( коррекцио...

Мастер-класс на тему : "Формирование коммуникативно-речевых умений у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках письма и развития речи.

*«Формирование коммуникативно-речевых умений у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках письма и развития речи»....

Мастер-класс «Формирование выразительности речи учащихся специальной коррекционной школы 8 вида посредством речевых разминок на уроках чтения и развития речи » .

Цель: создать условия для профессионального развития педагогов и освоения опыта приемов работы по выразительности речи. Цитата: «Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для ...