Программа профессионального саморазвития учителя
материал по теме

Лобанова Татьяна Михайловна

 Данная программа позволит учителю повысить свой профессиональный уровень по изучению вопроса о формировании универсальных учебных умений обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ouun.docx30.2 КБ

Предварительный просмотр:

Программа профессионального саморазвития учителя русского языка и чтения ГКС(К)ОУ «Введенская школа-интернат VIII вида» Лобановой Татьяны Михайловны на 2010-2011 учебный год

по теме: «Формирование общеучебных умений и навыков обучающихся»

                       

«Жесток тот учитель, который, предложив ученикам работу, не разъясняет, как ее выполнить, а еще менее того помогает им при первых попытках... И свирепеет, если они что-либо сделают не совсем правильно. Но что это такое, как не истязание юношества? Это равносильно тому, как если бы няня пожелала заставить свободно ходить ребенка, который еще боится стоять на ногах и принуждала бы его к этому побоями».

                                                                Я.А.Каменский

                                                                                             

Пояснительная записка

      Педагогическая общественность понимает, что современные реалии выдвигают особые требования к подготовке школьников к жизни – вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими.  В условиях резкого увеличения объема знаний требуется смена педагогических приоритетов  - научить учащихся учиться.

    Помочь  ученику в овладении  соответствующими умениями и навыками, полная реализация  его возможностей – ключевая задача школьного образования.Это означает отказ от ориентации на освоение учащимися суммы знаний как основного результата школьного образования и нацеленность на

формирование универсальных  общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям,развитие познавательных и творческих способностей и интересов.

   Таким образом, речь идет о том, чтобы научить учащихся  оптимальной совокупности навыков учебной работы, которые обеспечивают формирование у них способностей к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, умению организовать этот процесс.  А это значит учащихся необходимо  научить:

•    основам  организации  собственной  учебной  деятельности;

•    способам  поиска, переработки и представления информации;

•    приемам и методам умственного труда;

•    основам  коммуникативных умений.

 Учителям важно не только осмыслить, но и учесть в практике обучения  требования к подготовке учащихся, на которых  в стандарте второго поколения  будет акцентироваться особое внимание. В повседневной работе при организации учебной деятельности на уроке учитель всегда определяет для себя те общеучебные и специальные (предметные) умения и навыки, которые необходимо развивать у учащихся.

  Результаты изучения уровня сформированности ОУУН обучающихся специальной коррекционной школы показывают, что они не владеют элементарными умениями:

  1. извлекать необходимую информацию из текстов,
  2. выявлять основную и второстепенную информацию,
  3. ставить задачи и организовывать собственную деятельность без внешнего контроля,  
  4. отличать значительное от малозначительного, аргументировать свои суждения, поэтому у педагога возникает

ПРОБЛЕМА, как сформировать у учащихся общеучебные умения и навыки?

ЦЕЛЬ:  организация работы по формированию общеучебных умений и навыков обучающихся.

Задачи:

  1. Выявить готовность к саморазвитию.
  2. Создать условия для работы по самосовершенствованию.
  3. Построить индивидуальную траекторию по профессиональному саморазвитию.  
  4. Обобщить результаты работы по саморазвитию в решении проблемы формирования ОУУН.

Реализация программы

Причины возникновения проблемы

1. Низкий уровень мотивационной готовности к работе по формированию ОУУН.

Способы и время ее решения

  1. Изучение уровня теоретической и практической готовности педагогов: наблюдение, анкетирование, интервью, беседа, тестирование, изучение мнений коллег, изучение самооценки.

Критерии

  1. Обобщение  и анализ  имеющихся данных,  вывод об уровне собственной готовности к саморазвитию.
  2. Создание картотеки затруднений.

2. Недостаточный уровень теоретических знаний: не знаю классификаций ОУУН; характеристик структурных компонентов содержания образования.

Способы и время ее решения

  1. Установление соответствия профессионализма требованиям квалификационной характеристики.
  2. Выявление профессиональных возможностей.
  3. Сопоставление достижений с успехами в прошлом и эталонами профессионализма.
  4. Рейтинг.
  5. Изучение литературы.
  6. Участи в работе постоянно действующего семинара – практикума «Формирование общеучебных умений и навыков обучающихся» с привлечение специалистов  ИРОСТ Курганской области.
  7. Изучение опыта работы коллег школы,  других школ. Взаимопосещение уроков.
  8. Создание банка данных передового опыта по  вопросам формирования ОУУН.
  9. Консультирование.
  10. Обучение на курсах повышения квалификации.

Критерии

  1. Создание  условий для успешной самообразовательной деятельности  по проблеме формирования ОУУН.
  2. Повышение профессиональной компетентности.

Причины возникновения проблемы

3. Не учитываю сенситивные  периоды формирования общеучебных умений и навыков.

 

Критерии

  1. Выпуск методического бюллетеня.

Причины возникновения проблемы

4. Не владею диагностикой уровня  сформированности  ОУУН.

Способы и время ее решения

  1. Участие в работе временных коллективов  по проблеме формирования ОУУН.
  2. Создание методической копилки диагностических материалов по  формированию ОУУН.
  3. Участие в работе  школьных МО.

Критерии

  1. Анализ диагностик  изучения  ОУУН обучающихся.
  2. Построение диаграмм.

 

Причины возникновения проблемы

5. Не  умею организовать работу по формированию ОУУН на конкретном уроке.

 

Способы и время ее решения

  1. Конструирование  уроков с позиций организации работы по формированию ОУУН.
  2. Проведение  открытых уроков.

Критерии

  1. Анализ и самоанализ  уроков.
  2. Положительные отзывы коллег.
  3. Сравнительная характеристика деятельности обучающихся.
  4. Положительная динамика уровня.

 

Причины возникновения проблемы

6. Отсутствие межпредметной схемы разъяснения на всех ступенях обучения  общих способов учебно-познавательной деятельности.

 

Способы и время ее решения

  1. Разработка программы развития личности ребёнка, формирование ОУУН в рамках каждого предмета.
  2. Организация работы по интеллектуальному воспитанию обучающихся во внеурочное время.

 

Критерии

  1. Повышение мотивации обучающихся к конкретному предмету.
  2. Рост активности обучающихся на уроках.
  3. Увеличение количества обучающихся желающих посещать  факультативные занятия по предмету.
  4. Повышение интереса обучающихся к внеурочным  мероприятиям (предметные недели, интеллектуальные марафоны, олимпиады).

 

Причины возникновения проблемы

7. Недостаточный уровень умений организации  целостной  системы работы по формированию ОУУН.

 

Способы и время ее решения

  1. Моделирование системы общеучебных умений и навыков в процессе учебной деятельности.
  2. Разработка и реализация комплексной программы формирования  интеллектуальных и ОУУН.
  3. Марафон открытых уроков.
  4. Организация работы «Школы профессионалов».

Критерии

  1. Участие в  школьной  практической конференции (с элементами опыта).
  2. Издание сборника по  обобщению опыта работы педагогов  по проблеме.
  3. Повышение уровня профессиональной компетентности по проблеме.
  4. Повышение уровня  обученности обучающихся.
  5. Повышение уровня  самооценки, воспитанности  и социализации обучающихся  в обществе.

Источник помощи

  1. Методисты ИРОСТ Курганской области.
  2. Интерентресурсы.
  3. Библиотекарь.
  4. Консультации психолога.
  5. Руководители МО.
  6. Опытные педагоги.

Литература:

  1. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности
  2. Бардин К.В. Как научить детей учиться.
  3. Бозина Н.А. Внутришкольная система повышения квалификации педагогов.
  4. Бобкова Л.Г. Программа изучения профессиональной компетентности педагога: учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации.
  5. Гужавина, Н.А. Организация деятельности образовательного учреждения по повышению квалификации педагогов.
  6. Генеке Е.А. Профессиональная компетентность педагога.
  7. Кабанова-Меллер Е.Н. Психология формирования знаний и навыков учащихся.
  8. Кулько В.А., Цехмистрова Т.Д. Формирование у учащихся умений учиться.
  9. Криволапова Н.А. Компетентностный подход в реализации федерального компонента государственного образовательного стандарта.
  10. Криволапова Н.А. Учимся учиться, размышлять, исследовать.
  11. Криволапова Н.А., Цибаева И.Ю. Умники и умницы.
  12. Лившиц, В.Б. Повышение профессиональной компетентности педагогических работников.  
  13. Новикова Т. Оценивание при повышении квалификации педагогических работников.  
  14. Пунский В.О. Азбука учебного труда.
  15. Ройтблат, О.В. Региональная система повышения квалификации руководителей образовательных учреждений. 
  16. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессионального саморазвития педагога дополнительного образования Банцыкина Сергея Валентиновича

Программа содержит основные направления деятельности по повышению педагогического и профессионального мастерства учителя....

Программа профессионального саморазвития воспитателя БОУ СПО «ОТСЛХ» на 2012-2015 гг.

Цель Программы: Обеспечение непрерывного профессионального развития, роста профессионального мастерства, развития личностных качеств необходимых в профессиональной деятельности....

План профессионального саморазвития учителя-логопеда Срещиковой В.В. на 2015 – 2016 учебный год

Тема:  «Использование медиатехнологий в логокоррекционной работе с  детьми с ЗПР, как условие формирования мотивации исправления недостатков речи»Цель: Повышение интереса к логопедическ...

Педагогическое проектирование как инструмент профессионального саморазвития учителя.

В условиях перехода к ФГОС нового поколения, ориентированным на формирование у учеников универсальных учебных действий, учителю предстоит не только овладеть новым методологическим языком, реализовать ...

Индивидуальный план профессионального саморазвития учителя изобразительного искусства Числовой Г.Н.

План саморазвития  по теме "Развитие творческой активности через применение инновационных методов на уроках изобразительного искусства как фактор достижения нового качества образования в усл...

Индивидуальный план профессионального саморазвития учителя русского языка и литературы

Индивидуальная тема по самообразованию:  «Инновационные образовательные технологии в преподавании русского языка и литературы  (ИКТ, ЦОР) »...

Программа профессионального саморазвития учителя русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС

Программа профессионального саморазвития учителя русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС позволяет выстроить перспективную траекторию самообразования учителя на несколько лет вперёд, что...