Педагогическое проектирование как инструмент профессионального саморазвития учителя.
статья на тему

Шайхуллина Зиля Мухарамовна

В условиях перехода к ФГОС нового поколения, ориентированным на формирование у учеников универсальных учебных действий, учителю предстоит не только овладеть новым методологическим языком, реализовать на практике новые теоретические знания, но и во многом перестроить свою профессиональную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тюменская область,

г. Нижневартовск

МБОУ «СШ №29»

Шайхуллина Зиля Мухарамовна

учитель химии и биологии.

Педагогическое проектирование как инструмент профессионального саморазвития учителя

В условиях перехода к ФГОС нового поколения, ориентированным на формирование у учеников универсальных учебных действий, учителю предстоит не только овладеть новым методологическим языком, реализовать на практике новые теоретические знания, но и во многом перестроить свою профессиональную деятельность. Поэтому вопрос: «Как же сподвигнуть педагога не только удержать позиции своего профессионализма, но и побудить себя к дальнейшему саморазвитию?» – становится особенно актуальным.

Процессы, происходящие в сфере образования, привели к широкому проникновению в образовательную практику проектной деятельности.  Обращение к проектированию как способу построения и организации своей деятельности в меняющихся условиях стало характерным для образовательных систем различного уровня, начиная с федерального и заканчивая школьным. Однако анализ современной ситуации убеждает в том, что инструментами педагогического проектирования сегодня должен владеть и каждый педагог. Динамичные и подчас весьма серьезные изменения, касающиеся самых разных аспектов образовательного процесса, все чаще ставят учителя перед ситуациями, когда у него не оказывается готовых, отработанных рецептов решения вновь возникающих профессиональных задач. В подобных условиях проектная компетентность, позволяющая эффективно действовать в ситуации неопределенности, приобретает характер одной из ключевых составляющих профессионализма педагога. Особенно наглядным это стало в связи с задачами, возникшими перед общеобразовательной школой в условия перехода на федеральные государственные образовательные стандарты.

Как и любой другой проект, педагогический проект должен отвечать общим признакам проектной деятельности. К таким признакам в первую очередь можно отнести следующие: выработка и реализацию решения определенной проблемы, возникающей в ходе практической деятельности. Проект всегда направлен на практическое решение определенной и конкретной задачи.

Важным моментом выстраивания проектной деятельности педагога является определение цели, задач, гипотезы и планируемых результатов проекта.

Профессиональное саморазвитие, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов. Обычно движущей силой и источником самовоспитания педагога называют потребность в самосовершенствовании.

Для развертывания процессов саморазвития большое значение имеет уровень сформированности самооценки. Если к саморазвитию относиться как к целенаправленной деятельности, то обязательным компонентом ее должен быть самоанализ. Педагогическая деятельность предъявляет особые требования к развитию познавательных психических процессов: мышления, воображения, памяти. Не случайно многие психологи и педагоги в ряду профессионально значимых свойств личности учителя называют способность к распределению внимания, профессиональную память на лица, имена, психические состояния, педагогическое воображение, наблюдательность.

Составной частью профессионального саморазвития является самообразовательная работа.

Цель проекта – это значимый конечный результат, которого мы намерены достичь в результате реализации проекта.

Задачи проекта – это совокупность действий, которые необходимо осуществить для достижения цели проекта. Особую сложность педагогов вызывает формулировка гипотезы проекта. 

Гипотеза– это утверждение, указывающее на существование предполагаемой взаимосвязи между некоторыми явлениями, фактами, изменениями и нуждающаяся в опытном подтверждении.

Необходимым требованием к планируемым результатам проекта является их реалистичность в рамках определенного срока и условий проектной деятельности.  

Неотъемлемой и важнейшей содержательной частью проекта является отчетливое и достаточно компактное описание предлагаемого способа и средств решения проблемы. При подготовке этой части проекта не стоит злоупотреблять чрезмерно объемным теоретическим описанием: проект, по сути своей, - это практико-ориентированная работа, а не фундаментальное научное исследование. В то же время эта часть проекта должна давать полноценное и наглядное представление внешним лицам о том, за счет какой системы действий и реализации каких подходов в рамках проекта его разработчику   удалось обеспечить   достижение планируемых результатов.

Используемая литература.

1. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учебное пособие. – М.: издательский центр «Академия», 2012.

2. Личностное и профессиональное развитие педагога средствами изобразительного творчества Бондарева В. В.// Интернет журнал СахГУ «Наука, образование, общество», 2010.

3. Трунцева Т.Н. Аттестация педагогов: проектирование программы саморазвития. 1–11 классы. – М.: ВАКО, 2013. – 160 с. – (Современная школа: управление и воспитание)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессионального саморазвития учителя

 Данная программа позволит учителю повысить свой профессиональный уровень по изучению вопроса о формировании универсальных учебных умений обучающихся....

Сетевые педагогические сообщества как форма профессионального развития учителя

Следует поддержать развитие сетевых педагогических сообществ, интерактивных методических кабинетов – словом, всего того, что формирует профессиональную среду.В. Путин...

План профессионального саморазвития учителя-логопеда Срещиковой В.В. на 2015 – 2016 учебный год

Тема:  «Использование медиатехнологий в логокоррекционной работе с  детьми с ЗПР, как условие формирования мотивации исправления недостатков речи»Цель: Повышение интереса к логопедическ...

Индивидуальный план профессионального саморазвития учителя изобразительного искусства Числовой Г.Н.

План саморазвития  по теме "Развитие творческой активности через применение инновационных методов на уроках изобразительного искусства как фактор достижения нового качества образования в усл...

Индивидуальный план профессионального саморазвития учителя русского языка и литературы

Индивидуальная тема по самообразованию:  «Инновационные образовательные технологии в преподавании русского языка и литературы  (ИКТ, ЦОР) »...

Программа профессионального саморазвития учителя русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС

Программа профессионального саморазвития учителя русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС позволяет выстроить перспективную траекторию самообразования учителя на несколько лет вперёд, что...