«Профилактика нарушений речи у детей младшего возраста» 2017 г.
статья

В статье описываются основные направления работы по профилактике нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сысоева Инга Владимировна

учитель-логопед

«Профилактика нарушений речи у детей младшего возраста»

    Ранний возраст  в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.

    В настоящее время особенно актуальными становятся вопросы ранней диагностики и абилитации младенцев, форм и методов работы с детьми раннего возраста. И это не случайно, так как в последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с признаками перинатального поражения центральной нервной системы (ЦНС) (до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми). По данным разных авторов, в настоящее время перинатальная энцефалопатия (ПЭП) встречается в 83,3% случаев и является фактором риска возникновения у ребенка психической (в том числе речевой) и двигательной патологии. Все это приводит к тому, что дети с речевой патологией отстают в развитие, тормозиться формирование взаимоотношения с другими детьми и взрослыми, т.е. его поведение, а значит и личность ребенка в целом.

     В связи с увеличением числа новорожденных, имеющих недостатки в психофизическом развитии, коррекционно-логопедическая и социально-психологическая помощь детям в раннем возрасте должна быть приоритетной. Однако система логопедической помощи зачастую не охватывает детей раннего возраста. В сложившейся системе здравоохранения и образования специализированная помощь оказывается 68% детей с патологией речи после 5 лет, когда речевой дефект уже закрепился. С возрастом теряется возможность пластичного изменения состояния ребенка, ухудшаются условия для компенсации и коррекции. В тяжелых случаях речевая патология приводит к ограничению коммуникативных, когнитивных, деятельностных возможностей, к социальной недостаточности, трудностям школьного обучения, ухудшению качества жизни ребенка (В.П. Гудонис, 2004).

    Родной язык является средством общения, выражения и формирования мыслей и, таким образом, служит «активным могучим  средством всестороннего развития личности ребенка» (А.И. Сорокина).

          Все это предъявляет большие требования  к качеству нашей речи. Чем внятнее и выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже  и богаче его возможности познать действительность. Чем совершеннее речь малыша, правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, т.е. его поведение, а значит его личность в целом.

    В специальной литературе вопросы диагностики и коррекции отклонений в развитии речи у детей раннего возраста освящены многими авторами: Н.М. Аксариной, Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печорой, Э.Л. Фрухт, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, В.П. Балобановой, Е.В. Кирилловой, О.Е. Громовой, Н.Н. Матвеевой, Е.А. Стребелевой, и др. Все они выделяют следующие направления профилактической и развивающей работы с детьми раннего возраста: развитие зрительного и слухового восприятия, эмоциональных реакций, нормализация мышечного тонуса и работы органов артикуляционного аппарата, кистей и пальцев рук, развитие общих движений и действий с предметами, нормализация дыхания, развитие понимания речи и предпосылок активной речи, развитие взаимодействия взрослого и ребенка.

    Отсюда, в результате теоретического анализа литературы можно определить основные направления работы по профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста.

1. Формирование моторной сферы: нормализация мышечного тонуса (общий массаж, физкультурные занятия, дифференцированный массаж лицевой и оральной мускулатуры; дифференцированный массаж кистей и пальцев рук, самомассаж биологически активных точек); формирование кинестетического и кинетического ощущения ручных и артикуляторных движений (восприятие схемы тела, формирование пространственного чувства, пальчиковые игры, упражнения на определение положения губ, языка, челюсти); упражнения для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики (комплекс игр); развитие зрительно-моторной координации; развитие навыков самообслуживания.

2. Развитие высших психических функций: сенсорно-перцептивной деятельности и эталонных представлений, памяти (речеслуховой, зрительной, двигательной), внимания (зрительного, слухового, двигательного), восприятия (зрительного, слухового), мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи (познавательной активности, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, мыслительных операций, умения действовать целенаправленно), творческих способностей, межанализаторного взаимодействия; формирование ведущих видов деятельности (предметной, игровой); обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности.

3. Развитие импрессивной речи: понимания слов, обозначающих предметы, действия, признаки; грамматических категорий и предложных конструкций; инструкций, вопросов, несложных текстов).

4. Развитие экспрессивной речи: лексического запаса (называние слов, обозначающих предметы, признаки, действия и т.д.); фразовой речи, звукопроизношения, фонематических процессов, активизация словаря, совершенствование процессов поиска слов, перевода слова из пассивного в активный словарь, формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими, развитие знаний и представлений об окружающем.

5. Работа с родителями (совместное обсуждение программ профилактического обучения и воспитания; знакомство с результатами обследования, особенностями и возможностями ребенка, с планом развивающей работы с ребенком; анкетирование родителей; согласование тем, содержания, методов обучения ближайших занятий; посещение занятий; консультации для родителей о причинах, особенностях речевых нарушений у детей и способах их преодоления; занятия-консультации для родителей по развитию моторной, познавательной сфер, импрессивной и экспрессивной речи; просветительская работа (подготовка памяток, подбор и распространение логопедической и психолого-педагогической литературы) (Т.Н. Гирилюк, 2007).

        Речевые нарушения трудны в коррекции и требуют совместных усилий

 и педагогов, и медиков. В отдельности они бессильны – медицина не способна вылечить эти дефекты, а обычные методы по воспитанию речи безрезультатны. Вот здесь на помощь и приходит учитель-логопед, владеющий целым арсеналом специальных методов и приемов, использование которых базируется на знании неврологических основ речи и учении о компенсаторных возможностях ребенка.

    Современная наука  среди факторов, способствующих нарушения речи у детей, выделяет следующие причины.

1.     Различная внутриутробная патология.

2.     Родовая травма и асфиксия во время родов.

3.     Различные заболевания в первые годы жизни.

4.     Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.

5.     Наследственные факторы.

6.     Неблагоприятные социально – бытовые условия.

       Как сказываются вышеперечисленные факторы  на речевом развитии детей, посещающих наш детский сад, можно отчетливо увидеть, сделав анализ медицинской документации, речевой диагностики детей, социологических карт семей воспитанников.

        В настоящее время отчетливо прослеживается тенденция уменьшения количества детей с I группой здоровья, роста количества воспитанников, имеющих II  и III группы. Так,  с 2005  по 2007 год процент детей, поступивших с первой группой  колебался  от 1% до 5,9 %; со второй группой от 65% до 76%; с третьей от 14% до 30%. Кроме того, в анамнезе  у 92% поступающих детей, имеются различные неврологические  отклонения, а 35% детей имели неврологические диагнозы на момент поступления в ДОУ. Такой неврологический фон, несомненно, сказывается на развитии ребенка в целом, и речевом, в частности, в чем наглядно можно убедиться, проведя количественный анализ  ежегодной речевой диагностики детей младшего дошкольного возраста. Так, если в 2005 – 06 учебном году процент детей, имеющих тяжелую речевую патологию,  составил 8,1% от общего количества обследованных малышей, то  2007 – 08 вырос до 14,7%. За три учебных года процент детей, входящих в группу риска по развитию речевых нарушений поднялся от 43,5% до 45,5%.

      Таким образом, сегодня особое значение имеет определение основных направлений и содержания профилактической работы по предупреждению нарушений речи у детей раннего возраста. Гораздо легче предотвратить формирование отклонений в развитии речевых функций, чем их впоследствии устранить.

    Анализ литературы по теме исследования свидетельствуют о необходимости комплексного профилактического развивающего воздействия на соматическую, психомоторную сферы и речь детей раннего возраста. Формирование внимания, восприятия, памяти, мышления, общей, мелкой, артикуляционной моторики параллельно с развитием речи будет способствовать моторному, познавательному и речевому развитию ребенка раннего возраста.

     В структуре отечественной системы здравоохранения, воспитания и обучения существуют специализированные учреждения для детей с речевой патологией, но не все дети раннего возраста охвачены своевременной не только профилактической, но даже и коррекционно-развивающей работой. Большинство из них посещают общеобразовательные дошкольные учреждения, где отсутствует ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям. Традиционные технологии ДОУ не учитывают особенностей детей с задержками речевого развития, что снижает эффективность развивающих мероприятий. В связи с этим возникает необходимость искать новые формы логопедической работы с детьми раннего возраста.

             Я считаю, что коррекционная работа даст положительный результат в том случае, если  уже в младшем возрасте детского сада будет проведено обследование и выявлены «западания». Так, в начале 2008 уч. года, с целью уменьшения количества детей, нуждающихся в логопедической помощи, мною было проведено обследование детей четырехлетнего возраста  в количестве  29 человек по схеме А.Н. Гвоздева «Нормальное развитие детской речи», составитель Н.С. Жукова. Обследование происходило в непосредственной обстановке – в групповой комнате, посредством наблюдений, вхождения в детскую игру,  бесед с детьми и воспитателями.

 Результат показал, что только 55%  (16 детей) имеют уровень речевого развития, соответствующий  норме данного возраста, а у остальных детей  выявлены западания по различным разделам речевого развития  на 1год и полгода, чтобы проследить динамику развития показателей ребенка, в конце учебного года было проведено диагностирование повторно, после реализации проекта. На конец года только 14% (4 ребенка) имеют уровень речевого развития ниже среднего.

    Обследование позволяет обнаружить не только негативную симптоматику, но и выявить позитивные симптомы, компенсаторные возможности. Диагностика позволяет решить задачи развивающего обучения и разработать программу в соответствии с возможностями и способностями для каждого ребенка.

    Я согласна с положениями ученых (Левина, Чевелева, Чиркина, Каше и др.), что обучение и воспитание детей по индивидуальным коррекционным программам  позволит не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу. Своевременное личностно- ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволит  вернуть ребенка младшего дошкольного возраста в онтогенетический путь развития, т.к. пластичность нервной системы ребенка не беспредельна и с возрастом значительно понижается. Поэтому работа по диагностике, профилактике, коррекции и формированию речи с опорой на сохранные системы мозга должна начинаться в самом раннем возрасте. (В.К.Орфинская, К.А.Семенова, Е.М.Мастюкова) Это является необходимым условием для полноценной интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

    Логопедическую работу по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста следует строить с учетом основных положений специальной педагогики в области раннего вмешательства (раннее целенаправленное и дифференцированное «пошаговое» обучение; использование специфических методик, приемов, средств обучения; более глубокая дифференциация и индивидуализация обучения; обязательное включение родителей в развивающий процесс (А.А. Семенович, 2002).

    Кроме того, в основу работы должны быть положены следующие подходы  и принципы:

– принцип комплексности, заключающийся в медицинском и психолого-педагогическом воздействии на весь комплекс речевых и неречевых отклонений ребенка, основанном на согласованной деятельности всех специалистов (невропатолога, психолога, логопеда) и родителей;

– принцип опоры на различные анализаторы, предполагающий участие в формировании высших психических функций зрительной, слуховой, кинестетической и двигательной функциональных систем;

– принцип поэтапности, обеспечивающий преемственность и непрерывность этапов профилактической работы;

– принцип учета зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому), предполагающий предоставление ребенку заданий определенного уровня, выполнение которых возможно с дозированной помощью со стороны взрослого. При этом следует учитывать уровень психомоторного и речевого развития ребенка;

– принцип усложнения материала, предполагающий постепенное включение трудностей в развивающую работу;

– принцип наглядности, предполагающий использование наглядных средств на занятиях с детьми, что обеспечивает усвоение содержания задания и достижение конкретного результата;

– принцип онтогенетический, требующий учета последовательности формирования психомоторной сферы и видов деятельности ребенка (в том числе речевой деятельности) в онтогенезе;

– принцип реализации деятельностного подхода, предполагающий в раннем возрасте опору на ведущий вид деятельности – предметную деятельность, способствующую психическому развитию ребенка в целом: развитию моторики, восприятия, мышления, речи и т.д. (А.А. Венгер, Ю.С. Шевченко, 2004).

    Реализация проекта по профилактике речевых нарушений длился 2008-09 уч. год

Этапы работы были следующие:

Подготовительный

Цель:     Выявление начального уровня состояния речи детей, подготовка к  

            основному этапу работы.

Методы: Изучение научно-методической литературы;

               Изучение опыта коллег;

               Организация взаимодействия с воспитателями;

               Разработка комплексного перспективного плана совместной работы    

             специалистов  ДОУ;

               Подбор и приобретение совместно с воспитателями игр на развитие

             слухового внимания и мелкой моторики.

                 Подбор тренировочных упражнений и игр для использования в  

        системе занятий с педагогами-специалистами

                Разработка методического пакета;

                 Изучение

   анамнестических

   данных детей;

                 Диагностика состояния   речи детей.

II             Основной

Цель:     Повышение компетенции педагогов и родителей по вопросам  

               профилактики речевых нарушений, профилактическая работа с детьми.

Методы: Выступления на род. собраниях

               Практикум: «Учим артикуляционную гимнастику».

               Круглый стол: «Игротека в кругу семьи».

               Анкетирование родителей.

               Индивидуальное консультирование по запросам родителей.

             Консультация для воспитателей средних групп:

               Мини-педсовет: «Создание единого коррекционно-образовательного

             пространства»

               Открытое подгрупповое занятие.

             Утренняя гимнастика с элементами логоритмики

               Логопедические пятиминутки.

               Пальчиковая гимнастика.

               Речевой праздник.

III             Заключительный

Цель:     Проведение комплексного анализа результатов и определение  

             эффективности работы проекта. Оформление результатов, обобщение

             опыта.

Методы: Анкетирование родителей

               Отчеты родителей

               Повторная диагностика

 

              Сравнительный анализ результатов речевого развития данной                  

                 группы с речью детей без логопедического сопровождения

    Для анализа результатов реализации проекта были проанализированы  речевые диагнозы детей, поставленные ПМПК г. Тамбова при наборе в логопедические группы у контрольной группы и у группы детей, участвующих в реализации проекта.

2008-2009г.    по диагнозам ПМПК  от  24.04.09г.

(контрольная средняя группа №7)

(группа №2, где проводилась профилактическая работа)

  По диаграмме видно, что количество сложных речевых диагнозов в контрольной группе в 2 раза превышает количество тех же диагнозов (ФФН. Дизартрия м.п.) в экспериментальной группе, а детей с нормой речевого развития меньше на 40%.

Таким образом, во избежание роста числа задержки речевого развития и оптимизации воспитательно-образовательного процесса, важно своевременно проводить профилактическую работу  и видеть в каждом ребенке развивающуюся личность, в родителе – созидателя, так как помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна. Согласно компенсаторным возможностям ребенка, мы можем помочь малышу успешно развиваться, обучаться легко, легко адаптироваться в дошкольной, затем в школьной среде, а  впоследствии и в окружающей жизни взрослых. Опыт работы убедительно доказывает, что стойкость результатов достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного - воспитательного пространства с его сетью интегративных связей.

Список литературы:

 1. Венгер А.А., Шевченко Ю.С. Онтогенетический подход к коррекции психического развития ребенка. // Дефектология. 2004. № 1. - С.8-16.

 2. Гирилюк Т.Н. Педагогическая технология по преодолению задержки речевого развития у детей раннего возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии: Автореф. дисс…канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2007. - 26 с.

 3. Гудонис В.П. Анализ причин нарушения развития детей и некоторые пути их профилактики. // Дефектология. 2004. № 4. - С.8-17.

4. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

 5. Семенович А.В. Начальная диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: Академия, 2002. - 232 с.

6. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей. М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста

Направления в профилактике нарушений звукопроизношения...

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Это квалификационная работа, в которой отражены проблемы при освоении грамоты детьми младшего школьного возраста. Указаны пути исправления недостатков и приемы коррекции....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекции общего недоразвития речи III уровня и профилактики нарушений чтения у детей дошкольного возраста 5-7- лет «Грамотей»

Цель программы : коррекция общего недоразвития речи III уровня у детей дошкольного возраста 5- 7- лет, профилактика нарушений чтения различной этиологии у дошкольников.Практическая направленность прог...

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога при профилактике и преодолении нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста.

Выступление на ГМО для психологов на тему: Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога при  профилактике и преодолении нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста...

Причины нарушения осанки у детей младшего школьного возраста. Профилактика этих нарушений.

Что можно сделать для сохранения хорошей осанки у школьников....

Консультация для родителей "Профилактика нарушений речи у детей"

От правильного произношения зависит общая культура речи, и нормальное речевое общение ребенка со сверстниками и взрослыми....

Профилактика нарушений речи у детей.

Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. По данным мировой статистики число речевых расстройств у детей неуклонно растет, в связи с чем актуальность...