Консультация для родителей "Профилактика нарушений речи у детей"
методическая разработка на тему

Овадюк  Елена Леонидовна

От правильного произношения зависит общая культура речи, и нормальное речевое общение ребенка со сверстниками и взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_narusheniy_rechi_u_detey.docx13.5 КБ

Предварительный просмотр:

         ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

    От своевременного формирования правильного произношения зависят общая культура речи и, следовательно, нормальное речевое общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное владение грамотой, а после поступление в школу — усвоение школьной программы.

   Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье.

   Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.

   Чтобы научиться четко и правильно произносить звуки, слова, ребенок должен прежде всего слышать их. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Даже при незначительном снижении слуха малыш лишается возможности нормально воспринимать речь. Необходимо оберегать слух от постоянных сильных звуковых воздействий  (включение на полную громкость радио, телевизор), а при заболевании органов слуха — своевременное лечение.

   Надо беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать  чрезмерно громко речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.

   Овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослы в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, четко произносили все звуки и слова. Нечеткая, торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка.

   Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых. В общение с ребенком нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно. Отрицательно сказывается на речи ребенка частое употребление взрослым слов с уменьшительными или ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для понимания или некоторых сложных в звуко-слоговом отношении. Неправильное произношение некоторых звуков на определенных возрастных этапах связанно с физиологическими особенностями развития детской речи.

  Ошибки в произношении слов могут выражаться не только в неправильном звукопроизношении, но и в несоблюдении норм литературного произношения (например, неправильное употребление ударения). В лексической неточности, грамматической неправильности. В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удолетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

   Овладение ребенком речью находится в тесной взаимосвязи с его умственным и психическим развитием. Расширяя круг представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ним на различные бытовые темы, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать быстрейшему овладению правильной речью.

  Овладение речью — это сложный, многосторонний психический процесс. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Формирование речи нельзя рассматривать в отрыве от общего развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профилактика нарушений речи у детей младшего возраста» 2017 г.

В статье описываются основные направления работы по профилактике нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста....

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Системный подход к коррекции психического развития ребенка диктует необходимость включения в программу  логопедического сопровождения методов смежных с логопедией наук.  Связи с нейропсихоло...

Коррекция нарушений речи у детей с ДЦП.

В СТАТЬЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ ВОПРОСЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, СТРАДАЮЩИМИ ДЦП И ИМЕЮЩИМИ ДИАГНОЗ «ДИЗАРТРИЯ», ДАНЫ РЕКОМЕНДАЦИИ, ПОДОБРАНЫ ВИДЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ....

Консультация для родителей "Что нужно знать родителям о причинах нарушений речи у детей"

Консультация о неблагоприятных воздействиях в период внутриутробного развития плода , в процессе родов и первые годы жизни ребенка...