Профилактика нарушений речи у детей.
презентация к уроку

Наталья Анатольевна Киреева

Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. По данным мировой статистики число речевых расстройств у детей неуклонно растет, в связи с чем актуальность проблемы их выявления и коррекции становится неоспоримой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_rechi.pptx125.66 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика нарушений речи у детей . Составила учитель-логопед: Киреев Н.А

Слайд 2

Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. По данным мировой статистики число речевых расстройств у детей неуклонно растет, в связи с чем актуальность проблемы их выявления и коррекции становится неоспоримой. Причины этого явления неоднозначны, это могут быть : - перинатальные поражения центральной нервной системы (ППЦНС) - минимальная мозговая дисфункция (ММД) - внутриутробные инфекции - гипоксия плода (недостаток кислорода) - хронические заболевания матери - осложнения во время родов: асфиксия(обвитие плода пуповиной), узость таза роженицы, кесарево сечение, преждевременный отход околоплодных вод, затяжные или стремительные роды - заболевания ребенка до 1 года - ухудшение экологии - социальные причины

Слайд 3

К 3-м годам у ребенка словарь включает 1000-1200 слов. Малыш употребляет почти все части речи, распространенные предложения, его общение со взрослым становится речевым. Несмотря на довольно большой словарный запас, внешнее оформление в этом возрасте еще несовершенно: нет чистоты звучания шипящих, звуков (р), (л), наблюдается перестановка звуков. Обычно эти особенности исчезают к 4-5 годам жизни. Для профилактики нарушений речи у детей, важно развивать общие речевые навыки и работу необходимо планировать по следующим направлениям: - РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ДЫХАНИЯ - РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ И ОБЩЕЙ МОТОРИКИ - РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ - РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА - РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ - РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Слайд 4

Используя простую дыхательную гимнастику можно научить ребенка правильно дышать. Дуть в дудочки, язычки «Шторм в стакане» (в стакан с водой опустить соломинку для коктейля – сделать вдох носом и подуть) «Забей мяч в ворота» «Сдувать с ладони ватку, перышко» Подуть на легкий шарик, плавающий в воде 6. Развитие плавного, длительного выдоха «Ветерок» (подуть на листок) Очень жаркий день-денечек Дунь- подунь , мой ветерочек . Ветерочек -ветерок Дунь- подунь , наш ветерок. Развитие правильного дыхания

Слайд 5

Развитие мелкой моторики О пользе пальчиковой гимнастики наверно наслышаны все. Еще во втором веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Японцы считают, что на кистях рук расположены точки, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы и ЦНС. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга, а известный педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев» В настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Поэтому очень полезно делать ребенку массаж кистей рук, также пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику.

Слайд 6

1. Игры с массажными мячами 2. Ловить намагниченных рыбок 3. Развитие мелкой моторики с использованием разных поверхностей 4. Игры с пальчиковым бассейном (горох, фасоль, шарики из пенопласта) «Ладушки» - указательным пальцем правой руки водить по ладошке 5. Выполнение пальчиковых игр с использованием стихотворений «Компот» (дети указательным пальцем правой руки «мешают, рубят, крошат») Будем мы варить компот. Фруктов нужно много. Вот. Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Варим, варим мы компот, Угостим честной народ. 6. Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи Капля раз очень медленно сперва все бегом, бегом, бегом. Капля два а потом, потом, потом (прыжки и бег) 7. Кроме упражнений в стихотворной форме полезно использовать игры с бусинами, мелкими камешками, крупой, горохом, задания с пластилином, конструктором, вырезание ножницами, рисование, обводка, штриховка, раскрашивание. 8. Мелкая моторика развивается в быту нисколько не хуже, но не время от времени, а постоянно: затачивать карандаш точилкой, включать и выключать свет, вытирать пыль, собирать ягоды, перебирать крупу, сматывать нитки в клубок, самостоятельно одеваться

Слайд 7

Развитие артикуляционной моторики Многие родители не догадываются, какую тяжелую работу выполняют дети, которые учатся постановке звуков. Но предшествует этому артикуляционная гимнастика. С помощью нее укрепляются мышцы ротовой полости. Простые упражнения можно выполнять и дома с родителями. Улыбка Дудочка Заборчик Окошечко Лапаточка Иголочка Часики Качельки Лошадка Киска лакает молоко

Слайд 8

Развитие чувства ритма Что самое главное в развитии чувства ритма у детей этого возраста? Формирование умения двигаться в такт с музыкой. Формированию и тренировке умения способствуют упражнения утренней гимнастики, повторяющиеся игровые и танцевальные движения, игра на детских музыкальных инструментах (бубны, барабаны, погремушки), пение, исполнение песенок на клавишных инструментах.

Слайд 9

Развитие понимания речи Понимание речи происходит у ребенка путем установления связи между словами, произносимыми взрослыми, и предметами, окружающими ребенка. Поэтому взрослые поступают неправильно, пытаясь по мимике и жестам угадать желания малыша. При этом у ребенка не появляется необходимости в голосовых реакциях и произнесении звуков и слов Запомнить название игрушки, части тела 2. Развитие пассивного и активного глагольного словаря, состоящего из названий действий: спит, ест, стоит, идет, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, купается, одевается, говорит, рисует, везет, подает. Дети показывают эти действия на картинках, называют их и выполняют, определяют по имитации, кто что делает 3. Различать понятия «большой – маленький», используя знакомые игрушки 4. Понятия «громко – тихо» со звучащими игрушками 5. Учить узнавать игрушки по их описанию (у нее пушистый хвост, мягкая шерсть, длинные усы; у нее есть крылья, клюв, две лапки, тело покрыто перьями; он круглый, красный, пластмассовый)

Слайд 10

Развитие слухового внимания и фонематического слуха Речью занимается относительно поздняя по происхождению структура нервной системы. Неречевой же слух – восприятие шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки – по своему происхождению гораздо древнее. Формируясь, сложные психические процессы опираются и зависят от более элементарных функций, лежащих в их основе и составляющих как бы «базу» для их развития. Ребенок может научиться говорить и мыслить только воспринимая. Формирование речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных, птиц и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным и ребенок мог догадаться о нем, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки. С другой стороны так же полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать звуки только на слух, без опоры на зрение.

Слайд 11

Игры на развитие слухового внимания « Угадай, что звучит» Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными. «Угадай, чей голос» Одному ребенку завязывают глаза (отворачивается), другие по –очереди зовут его по имени. Ребенок должен угадать, кто его позвал «Узнай музыкальный инструмент» Взрослый показывает как звучат музыкальные инструменты(бубен, дудочка, колокольчик, погремушка). Затем то же самое только за ширмой. Дети угадывают музыкальный инструмент.

Слайд 12

Игры на развитие фонематического слуха Узнать звучание барабана среди других музыкальных инструментов Пение птичек громко и тихо. Когда звучит громкое пение, дети машут руками(летают), тихое – приседают Кто позвал Узнай по голосу Доскажи словечко - Зайку бросила хозяйка, под дождем остался…(зайка) - Уронили мишку на пол, оторвали мишке…(лапу) - Наша Таня громко плачет, уронила в речку…(мячик) Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей, уточнению артикуляции и произношения звуков помогает, если не предотвратить задержку речевого развития, то хотя бы не терять времени и не усугублять речевой дефект.

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профилактика нарушений речи у детей младшего возраста» 2017 г.

В статье описываются основные направления работы по профилактике нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекции общего недоразвития речи III уровня и профилактики нарушений чтения у детей дошкольного возраста 5-7- лет «Грамотей»

Цель программы : коррекция общего недоразвития речи III уровня у детей дошкольного возраста 5- 7- лет, профилактика нарушений чтения различной этиологии у дошкольников.Практическая направленность прог...

Консультация для родителей "Профилактика нарушений речи у детей"

От правильного произношения зависит общая культура речи, и нормальное речевое общение ребенка со сверстниками и взрослыми....

презентация "Профилактика нарушения речи у дошкольников"

В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдает...