Главные вкладки

    Использование игровых ситуаций и стихотворных текстов при обучении грамоте дошкольников с речевыми нарушениями
    методическая разработка по теме

    В данной разработке предложены стихотворные тексты и игровые ситуации, которые погут быть использованы при ознакомлении дошкольников со звуками и буквами родного языка.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Использование игровых ситуаций и стихотворных текстов при обучении грамоте детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

    Звук, буква.

    Игровая ситуация

    Стихотворные тексты.

    Звук

    Буква

    А

    Плачет Аленка

    Укачиваем куклу.

    - А! – со мною вместе пойте,

    - А! - пошире рот откройте!

    - А! – споем мы высоко,

    - А! – протянем низко.

    - А! – как будто далеко,

    - А! – мы слышим - близко.

    - А! – шепнем,

    - А! – крикнем звонко.

    - А! – тихонько,

    - А! – так громко.

    Все теперь мы будем знать:

    Вот как может А звучать!

    Вот два столбика наискосок,

    Между ними – поясок,

    Ты эту букву знаешь, А?

    Перед тобою буква А.

                   * * *

    Вот буква вроде шалаша.

    Не правда ль, буква хороша!

    И хоть она проста на вид,

    А начинает АЛФАВИТ.

    У

    Воет волк.

    Гудит паровоз.

    - У, - мы в дудочку дудим,

    - У, - как поезд мы гудим.

    - У, вперед мы тянем губки,

    В узенькую дуем трубку.

    Буква У напомнит ушки

    У зайчонка на макушке.

    У улитки рожки тоже

    Так на букву У похожи!

                      * * *

    У – сучок. В любом лесу

    Ты увидишь букву У.

                       * * *

    Буква У совсем проста:

    Тянет ушки из хвоста.

                     * * *

    Удобная буква!

    Удобно в ней то,

    Что можно на букву

    Повесить пальто!

    И

    Поет птичка.

    Пищит мышка.

    И, - широко мы улыбнемся.

    И, - кончик языка опустим,

    Им изнутри зубов коснемся

    И голос петь свободно пустим.

    Буква И  - как три иголки.

    Три иголки очень тонки.

            * * *

    Буква И наискосок

    Примеряла поясок.

    Снизу вверх его тянула –

    К правой ножке пристегнула.

                    * * *

    На калитку посмотри:

    Чем она не буква И?

    Между двух прямых досок

    Одна легла наискосок.

    О

    У Оли болит зуб.

    - О! – мы губки округляем.

    - О! – мы плавно напеваем.

    - О, - свободно голос льется.

    - О, - так звонко раздается.

    Буква О - как колесо.

    Обруч круглый словно О

    О у Олечки в очках,

    О у окуня в глазах.

                   * * *

    В этой букве нет угла,

    Оттого она кругла

    До того она кругла,

    Покатиться бы могла.

                   * * *

    Посмотри на колесо-

    И увидишь букву О.

                     * * *

    В старом дереве дупло

    Ну совсем как буква О.

                    * * *

    О ужасно удивилась:

    Сушка с маком ей приснилась.

    «Как похожа на меня!

    Может с нею мы родня?»

    Э

    Этот звук сказать нетрудно:

    Рот открыть немножко нужно,

    Кончик языка – внизу.

    _ Э услышим гласный звуку.

    Буква Э с открытым ртом

    И большущим языком.

                 * * *

    Рот разинув до ушей

    Буква Э сказала:  «ЭЙ»

    Ы

    Мишка рычит.

    Гудит пароход.

    Ы – спинку языка – повыше,

    Ы – кончик к нижним зубкам ближе.

    Ы – между языком и небом ты голос Пропустить попробуй.

    Никогда ты не готова

    Первой быть вначале слова,

    Но в середину слов, в конец

    Шмыгнешь быстро! Молодец!

    Ы – какая ты толстушка!

    Твой животик как подушка!

    Чтобы легче было жить, Палочку пришлось добыть!

                  * * *

    А бедняжка буква Ы

    Бродит с палочкой, увы.

                   * * *

    Вот топор. Полено рядом.

    Получилось то, что надо:

    Получилась буква Ы –

    Все мы знать ее должны.

    М

    Мычит теленок.

    М – нам губы звук смыкает!

    Звуку голос помогает.

    Если голос есть – Мычанье,

    Если нет – тогда молчанье!

    Палочка и палочка,

    Между ними – галочка.

    И понятно стало всем:

    Получилась буква М.

                   * * *

    Взявшись за руки,

    Мы встали

    И на М похожи стали.

                  * * *

    Вот качели –

    Буква М!

    Здесь качаться можно всем!

                   * *

    Буква М с двумя горбами,

    Как верблюд – смотрите сами!

    Н

    Нона ноет.

    Напряженно, языком

    На десну, наверх нажмем.

    Н! – Мы звонко произносим.

    (Звуку помогает носик!)

    Ножка, ножка, поперек

    Положили поясок.

                  * * *


    На букве Н

    Я, как на лесенке,

    Сижу и распеваю

    Песенки!

    П

    Паровоз пускает пар.

    - П, п , п! – пускает пар

    Полный чая самовар.

    - П! – мы губы сложим вместе.

    - П! – мы выдохнем порезче!

    - П! П! П! – пыхтим мы глухо:

      Нету голоса у звука.

    Букву П в спортивном зале

    Перекладиной назвали.

    - Ну-ка, милый, не ленись,

    Подойди да подтянись.

                    * * *

    На хоккее, на футболе

    Буква П – Ворота в поле.

                   * * *

    Влез на букву озорник:

    Он решил, что П – турник.

    Т

    Стучат колеса поезда.

    Стучит молоток.

    Языком, передним краем

    В верхнюю десну ударим.

    - Т! – и выдохнем сильнее,

    Чтобы было всем слышнее:

    Т – не звонкий, Т – глухой

    Т – короткий, Т – взрывной.

    Т в антенну превратилась

    И на доме очутилась.

                * * *

    Отвечайте, кто знаток:

    Это что за молоток?

                  * * *

    Молоток стучит: «Тук- тук!»

    Букве Т я старый друг.

    К

    Капает дождь.

    Спинкой языка попробуй

    Стукнуть сильно, быстро в нёбо.

    Ну, а кончик языка

    Глубже, ниже опускай!

    К – короткий, К – взрывной,

    К – без голоса – глухой!

    На прямую палочку

    Слево села галочка.

    Там поныне и сидит –

    Буквой К на нас глядит.

               * * *

    Какаду, клюв открывая,

    Букву К напоминает.

    Б

    Бренчит крышка чайника.

    Б! – нам губы звук смыкает.

    Б, - и голос пробегает.

    Голос в горлышке дрожит,

    Голос по губам бежит!

                   * * *

    - Б, Б, Б, - ты поиграй-ка

    На губах, как на балалайке.

    Буква Б с большим брюшком,

    В кепке с длинным козырьком.

                    * * *

    Б – большая бочка с краном,

    Пьем из бочки утром рано.

    Д

    Дятел стучит по дереву.

    Вверх, в десну язык ударит, голос звонкий звук украсит.

    Буква Д на дом похожа,

    Дачку Д напомнит тоже.

    Две доски углом сложили,

    Снизу доску положили.

    На коротких досках дом.

    Звуку Д удобно в нем!

                    * * *

    Д – это домик аккуратный,

     С высокой крышею двускатной.

    Г

    Гусь гогочет.

    - Га, га, га! – гогочут гуси,

    Убегая от бабуси.

    Гром гремит, грачи галдят,

    Галки громко гомонят.

    - Г! – ты спинкой языка

    Нёбо посильней толкай!

    - Г! – без голоса нельзя

    звонкий звук сказать друзья!

    - ГА- га – га! – так гусь гогочет.

    Букву Г представить хочет.

    Шея – палочка прямая

    К ней приставлена другая,

    Как гусиная головка….

    Гусь нам Г представил ловко!

                  * * *

    Перед нами буква Г

    Стоит  подобно кочерге.

                 * * *

    Букву на плече носил

    На лугу траву косил.

                 * * *

    Букву Г я не боюсь.

    Г – не злой, а добрый гусь.

    Х

    Погреем руки.

    Спинку языка попробуй

    Приподнять повыше к нёбу.

    Кончик языка – пониже,

    И легко, легко подышим.

    Х – забавная игрушка,

    Деревянная вертушка.

    Деревянная вертушка –

    Ветру вольному подружка.

    Ф

    Ежик фыркает.

    Ф, - произнесем мы с вами,

    Губку прикусив зубами.

    Воздух выбежит из щели-

    Верно Ф сказать сумели.

    Ф, - звучит негромко, глухо,

    Нету голоса у звука.

    Ф на филина похожа,

    Ф фонарь напомнит тоже.

    Ф! – надула буква щеки.

    Ф! и встала -  руки в боки!

    Фу! Мы выдохнем невольно –

    Чем ты буква недовольна?

    Ф фырчит: «какая скука!

    Я служу глухому звуку!»

                    * * *

    Федя ходит руки в боки.

    Значит выучил уроки.

                    * * *

    Подбоченясь пляшет лихо

    Ф – большая щеголиха.

    В

    Воет вьюга.

    Зубками губу прикусим,

    Между ними голос пустим…

    Словно звук виолончели,

    Словно струны вдруг запели…

    Так над свежею листвою

    Веет ветерок весною!

    В – буква очень важная,

    Воображала страшная:

    Грудь колесом, живот надут –

    Как будто нет важнее тут!

               * * *

    К единице три приставим…

    Что за букву мы составим?

               * * *

    На букве В объеду свет,

    Ведь буква В – велосипед.

    С

    Течет вода из крана.

    Накачиваем колеса насосом.

    Распластай язык пошире,

    Кончик – к нижним зубкам ближе.

    По середине языка

    Струйку воздуха пусти.

    Улыбнись и посвисти,

    СС С – произнеси!

    Полумесяц в небе темном

    Буквой С повис над домом.

                 * * *

    Села мышка в уголок,

    Съела бублика кусок.

               * * *

    Букву С писать мне просто.

    С как серп, кривой и острый.

    З

    Звенит комарик.

    Язычок широкий ниже,

    Кончик – к нижним зубкам ближе!

    И со звонким ветерком

    Звонко ззз произнесем.

    ЗЗЗ заливисто звенит,

    Звонко ззз в словах звучит:

    Зайка, зонт, звонок, загадка,

    Зал, значок, звезда, зарядка!

    На эту букву посмотри:

    Она совсем как цифра три.

                   * * *

    З – не просто завитушка,

    З – пружинка, крендель, стружка.

                  * * *

    Извиваюсь словно змейка.

    Срисовать меня сумей-ка!

                 * * *

    З загнулась как змея,

    Но ей не запугать меня.

    Ц

    Тише, не шумите.

    Поет синичка.

    Под скорлупкою секрет:

    Т – С – Т – С, - разбуди, найдешь ответ.

    В скорлупе щелчок,

    Треск – родился малышок.

    Т – С – Т- С,

    Ц  - Ц – Ц – Ц.

    Вот такая буква Ц:

    С коготочком на конце.

    Коготок – царапка

    Как кошачья лапка.

                 * * *

    Буква Ц –внизу крючок,

    Точно с краником бачок.

                * * *

    Что за хвостик на конце –

    На конце у буквы Ц?

    Этот хвостик не виляет,

    Комаров не отгоняет.

    Ш

    Шипит сердитый гусь.

    Шумит ветер.

    Лопнуло колесо, выходит воздух.

    Пусть не хвастает змея –

    Чашечка у нас своя,

    Губы трубочкой тяни,

    Язычок приподними,

    Теплый воздух пропусти,

    Зашипи попробуй громко,

    Отползай, змея, в сторонку –

    Ш –Ш – Ш.

    Посмотри на букву Ш –

    Буква очень хороша,

    Потому что из нее

    Можно сделать Е и Ё.

                            * * *

    Буква Ш стремя шипами –

    Не хватай ее руками.

    Ж

    Жук жужжит.

    Ж как Ш мы произносим,

    Только голос в гости просим.

    Звонко Ж в словах жужжит,

    Ж как жук большой гудит:

    Жужелица, жук, жужжанье,

    Жар, жемчужина, журчанье.

    Посмотри-ка: буква Ж

    На жук похожа,

    Потому что у нее

    Шесть жучиных ножек.

               * * *

    Эта буква широка

    И похожа на жука.

    И при этом точно жук

    Издает жужжащий звук:

    Ж – ж – ж – ж – ж – ж!

                  * * *

    Ж похожа на жука,

    Только не жужжит пока.

    Ч

    Стрекочет сверчок.

    В путь пора нам собираться,

    С ветерочком покачаться,

    Чуть прислушайся, малыш,

    ТЬ – Ш, ТЬ – Ш, ТЬ – Ш,

    Ч – Ч – Ч- Ч – Ч.

    Да, вы правильно решили:

    Ч мы пишем как четыре.

    Только с цифрами, друзья,

    Буквы путать нам нельзя.

                        * * *

    С арифметикой я в мире:

    Ч похожа на четыре.

    Щ

    Кипит яичница.

    Чистим щеткой.

    Веет свежий ветерок:

    Ш- Ч – Ш – Ч – Ш – Ч,

    Он в дороге нам помог –

    Щ – Щ – Щ.

    На расческу Щ похожа.

    Три зубца всего? Ну что же!

                 * * *

    Щ – играющий щенок.

    Кверху лапками он лег.

                  * * *

    Буква Щ поможет нам

    Чистить зубы по утрам.

    Л

    Летит самолет.

    Узкий кончик языка

    Ветер, в зубы упирается.

    По бокам от языка

    Воздух пробирается.

    Л получится певучий,

    Плавный, ласковый и звучный:

    Ласка, лама, ландыш, лапа,

    Лук, луна, лужайка, лампа.

    Алфавит продолжит наш

    Буква Л – лесной шалаш.

                    * * *

    Л уставилась на цаплю:

    «Мы похожи как две капли:

    Ноги длинные у цапли,

    Как у буквы Л, не так ли.

    Р

    Заводим мотор.

    Тигр рычит.

    РРР! – ракета рвется ввысь!

    РРР! – рычит сердито рысь.

    РРР! – рокочет ровно робот.

    РРР сказать и ты попробуй!

    РРР! – возьмемся за учебу!

    РРР! – язык широкий к нёбу!

    Язычком передним краем

    Вверх на дёсны нажимаем.

    Дунь на кончик языка,

    Чтоб сильнее задрожал.

    РРРР – раскатистый и громкий,

    РРР – рокочущий и звонкий!

    Буква Р – на мачте парус,

    Вдаль плывет небес касаясь.

            *  *  *

    Буква Р – рук в кармане.

    Буква Р – подарок маме.

    Й

    Вот И краткое, взгляни-ка.

    Три иголки, сверху нитка.

                   * * *

    Букву Й зовут «И кратким».

    Й как И в твоей тетрадке.

    Чтобы Й не путать с И,

    Сверху галочку пиши.

    Е

    На дворе – такая жалость! –

    Наша лесенка сломалась.

    Наша лесенка сломалась,

    Буква Е зато осталась.

                * * *

    Ева гребнем причесалась-

    В нем три зубчик а осталось.

              * * *

    Ежи делали прически

    Поломали все расчески.

    А ежиха так старалась-

    Лишь три зубчик осталось.

    Ё

    Е и Ё – родные сестры,

    Различить сестер не просто.

    Но у буквы Ё две точки,

    Словно в лесенке гвоздочки.

                 * * *

    Е – как ель с тремя ветвями,

    Ё – как ёлочка с шарами.

    Ю

    Чтобы О не укатилось,

    Крепко к столбику прибью.

    Ой, смотри-ка,

    Что случилось:

    Получилась ..буква Ю.

    Я

    От яхты якорь – буква Я.

    Поднимем якорь – и в моря.

                   * * *

    Я – бродяга с рюкзаком,

    Путешествую пешком.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игровые приемы в подготовке к обучению грамоте детей с речевыми нарушениями

    Особое значение при подготовке дошкольников с речевыми нарушениями к школьному обучению  имеет освоение ими основ грамоты в условиях дошкольного учреждения.Использования игровых приемов помогает ...

    Игровые приемы в подготовке к обучению грамоте детей с речевыми нарушениями

    Особое значение при подготовке дошкольников с речевыми нарушениями к школьному обучению  имеет освоение ими основ грамоты в условиях дошкольного учреждения.Использования игровых приемов помогает ...

    "Игровые упражнения и практические задания по формированию и коррекции лексики, грамматики, связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями" из опыта работы.

    Основной целью предложенного практического материала  является разработка комплекса игрогвых упражнений, по 42 лексическим темам...

    Консультация для воспитателей ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

    Консультация для воспитателей логопедических групп(ОНР, ФФНР) по обучению грамоте  детей с речевой патологией....

    Предметно-развивающая среда логопедического кабинета , игровой и наглядно-дидактический материал при обучении грамоте дошкольников

    Предметно-развивающая среда логопедического кабинета , игровой и наглядно-дидактический материал при обучении грамоте дошкольников...

    Фронтальное логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 6-7 лет с использованием метода моделирования. Звуки [С,С’].

    Фронтальное логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и  обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 6-7 лет с использованием метода моделирования. Звуки [С,С’]....

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СКАЗКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

    Данный проект направлен на обучение грамоте детей подготовительной логопедической группы, что, прежде всего, предполагает работу, направленную на развитие фонематического слуха и восприятия, а также о...