Главные вкладки

    "Игровые упражнения и практические задания по формированию и коррекции лексики, грамматики, связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями" из опыта работы.
    методическая разработка по теме

    Кантур Татьяна Георгиевна

    Основной целью предложенного практического материала  является разработка комплекса игрогвых упражнений, по 42 лексическим темам

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tema.docx22.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Профессии»

    1. Расширение словарного запаса детей (ответы ребенка записать):

    Существительные:

    А: врач, строитель, учитель, пожарник, фотограф, повар, парикмахер, милиционер, пекарь, писатель, сапожник, летчик, водитель, библиотекарь, продавец, садовник, плотник, маляр, каменщик, электрик, крановщик, экскаваторщик, сварщик, стекольщик, мастер, тракторист, комбайнер, доярка, птичница, педиатр, стоматолог, окулист, хирург, невропатолог, медсестра.

    Б: архитектор, панель, котлован, кровельщик, паркетчик, паркет, бульдозер, плиточник.

    Прилагательные:

    А: добрый, внимательный, заботливый, ответственный, профессиональный, умелый, следит, знающий, добросовестный, дисциплинированный.

    Б: низкий, красивый, кирпичный, деревянный, городской, деревенский.

    Глаголы:

    А: лечит, учит, воспитывает, тушит, фотографирует, варит, готовит, стрижет, укладывает, следит, шьет, чинит, кроит, печет, пишет, сочиняет, летает, водит, принимает, продает, считает, ухаживает, кладет, устанавливает, поднимает, управляет, красит, строгает, стеклит, сваривает, сеют, сажают, копают.

    Б: монтировать, разравнивать, благоустраивать.

    Наречия:

    А,Б: красиво, ровно, прямо, высоко, быстро.

    2. Игровое упражнение «Один – много» (ответы ребенка записать)А:

    1. Учитель - учителя – учителей;
    1. Фотограф – фотографы - _______;
    1. Врач – врачи - ________________;
    1. Портной – портные - ___________;
    1. Продавец - ___________________;
    1. Доярка – доярки - _____________;
    1. Пекарь - _____________________;
    1. Почтальон – почтальоны - ______.

    3. Игровое упражнение «Кто что делает?» - назвать 3-4 действия (ответы ребенка записать)А:

    1. Учитель – учит писать, читать, считать;
    1. Фотограф – фотографирует;
    1. Пожарный - __________________;
    1. Повар - ______________________;
    1. Строитель - __________________;
    1. Портной - ____________________;
    1. Маляр-штукатур - ____________;
    1. Парикмахер - _________________;
    1. Тракторист - _________________;
    1. Библиотекарь - _______________;
    1. Доярка - _____________________;
    1. Врач - _______________________;
    1. Птичница - ___________________;
    1. Писатель - ___________________.

    4. Игровое упражнение «Назови, чей?» (ответы ребенка записать)Б:

    1. Мама – (значит, ты чей? чья?) мамин(а).
    1. Дедушка - ____________________.
    1. Папа - _______________________.
    1. Дядя - _______________________.
    1. Бабушка - ____________________.
    1. Тетя - _______________________.

    5. Массаж пальцев рук (на каждую цифру сгибаем один палец – работают обе руки) А,Б:

    Раз – огромен мир профессий.

    большой палец левой руки

    Два – загадочен, чудесен.

    указательный

    Три – лечить, ведь это чудо.

    средний

    левая рука

    Четыре – я врачом наверно буду.

    безымянный

    Пять – учить еще нужней.

    мизинец

    Шесть – учитель ведь важней?

    мизинец

    Семь – нет, буду я пилотом.

    безымянный

    правая рука

    Восемь – небо,  самолеты

    средний

    Девять – космос – вот так чудо.

    указательный

    Десять – космонавтом буду.

    большой палец правой руки

    6. Игровое упражнение «Кому, что надо для работы?» (ответы ребенка записать)А:

    1. Парикмахеру – ножницы, расческа, фен, бигуди;
    1. Рыболову - ___________________

    ______________________________;

    1. Врачу – лекарство, белый халат, градусник;
    1. Продавцу - ___________________

    ______________________________;

    1. Художнику - _________________

    _____________________________;

    1. Садовнику - __________________

    ______________________________;

    1. Учителю - ____________________

    ______________________________;

    1. Плотнику - ___________________

    ______________________________;

    1. Портному - ___________________

    ______________________________;

    1. Доярке - ______________________

    ______________________________.

    7. Игровое упражнение «Назови по образцу» (ответы ребенка записать) Б:

    1. Он художник, а она – художница;
    1. Он проводник, а она - __________;
    1. Он учитель, а она - ____________;
    1. Он певец, а она - ______________;
    1. Он писатель, а она - ___________;
    1. Он переводчик, а она - _________.

    8. Игровое упражнение «Угадай профессию» (ответы ребенка записать) Б:

    1. Кто носит багаж? (Носильщик.)
    1. Кто чинит часы? ______________
    1. Кто сваривает трубы? __________
    1. Кто работает на экскаваторе? ____
    1. Кто вставляет стекло? __________
    1. Кто красит стены? _____________
    1. Кто работает на кране? _________
    1. Кто ухаживает за птицами? _____
    1. Кто укладывает кирпичи? _______
    1. Кто сочиняет музыку? __________
    1. Кто точи ножи? _______________
    1. Кто играет на рояле? ___________

    Слова для справок: композитор, стекольщик, пианист, точильщик, крановщик, каменщик, экскаваторщик, сварщик, птичница, маляр.

    9. Отгадай загадки.

    Мы учим детишек читать и писать,

    Природу любить,

    Стариков уважать.

                           (Учитель)

    Наведет стеклянный глаз,

    Щелкнет раз –

    И помнит вас.  (Фотограф)

    С огнем бороться мы должны –

    С водою мы напарники.

    С нами будут не страшны.

    Газы вам угарные.

    Мы очень людям всем нужны,

    Так вот же мы? - … (Пожарные)

    Встаем мы очень рано,

    Ведь наша забота –

    Всех отвозить по утрам на работу.

                                        (Водитель)

    10. Игровое упражнение «Назови» (ответы ребенка записать) Б:

    1. Детского врача - … (педиатр).
    1. Врача, делающего операции - … __
    1. Зубного врача - … _____________
    1. Врача, лечащего нервы - … ______
    1. Глазного врача - … ____________
    1. Помощника врача - … ___________

    Слова для справок: хирург, окулист, стоматолог, медицинская сестра, невропатолог.

    11. Игровое упражнение «Посчитай 1-2-5» (ответы ребенка записать)Б:

    1. Один каменщик – два каменщика – пять каменщиков.
    2. Один штукатур - _________________________________________________.
    3. Один повар - ____________________________________________________.
    4. Один врач - _____________________________________________________.
    5. Один плотник - __________________________________________________.
    6. Один маляр - ____________________________________________________.
    7. Один садовник - _________________________________________________.

    12. Пальчиковая гимнастика    А:

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Профессии нужно сосчитать.

    Каменщик нам строит дом,

    Маляр его красит.

    Плотник выстругает планки.

    Топором, рубанком.

    Крановщик все неустанно

    Нажимает рычаги,

    Разговаривает с краном;

    Ты рабочим помоги.

    Штукатур берет раствор,

    Штукатурит новый дом.

    Сжимаем пальцы правой руки

    На каждое название профессии загнуть по одному пальцу левой руки.

    13. Игровое упражнение «Назови профессию» (ответы ребенка записать) Б:

    1. Рыбу ловит - ____________________
    1. Трубы чистит - __________________
    1. Пчел разводит - _________________
    1. Коров доит - ____________________
    1. Землю копает - __________________
    1. За конями ухаживает - ___________
    1. Лес рубит - _____________________
    1. Печь кладет - ___________________

    Слова для справок: рыбалов, пчеловод, землекоп, лесоруб, трубочист, доярка, конюх, печник.

    14. Игровое упражнение «Расскажи о профессиях твоих родителей по плану?» (ответы ребенка записать А:

    1. Как зовут твою маму? (имя, отчество,) _______________________________

    2. Кем работает твоя мама? __________________________________________

    3. Чем занимается твоя мама на работе? ________________________________

    4. Как зовут твоего папу? ____________________________________________

    5. Кем работает твой папа? __________________________________________

    6. Чем занимается твой папа на работе? ________________________________

    15. Игровое упражнение «Что кому нужно? (ответы ребенка записать А):

    1. Ком нужна кисть? ________________________________________________.
    2. Кому нужен микрофон? ___________________________________________.
    3. Кому нужны кирпичи? ____________________________________________.
    4. Кому нужны весы? _______________________________________________.

    Слова для справок: маляру, диктору, строителю,  каменщику, продавцу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Нарушения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР)

    В работах многих авторов (В.К. Воробьевой, В.П. Глухова, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Р.И. Спировой Л.Ф., А.В. Ястребовой и др.) подчеркивается, что у детей с ОНР отмечается различны...

    Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников

    Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон его речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным язык...

    Формирование связной речи у дошкольников с тяжёлыми речевыми расстройствами.Одежда.

                   Методическое  пособие для логопедов, воспитателей и родителей детей...

    Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников в играх с мячом

    При развитии речи дошкольников и коррекции ее недоразвития на одно из ведущих мест выходит формирование лексико-грамматических навыков — это одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания...

    Презентация : формирование связной речи у дошкольников с нарушениями речевого развития

    Работа над построением простого распространенного предложения и короткого рассказа по лексической теме " Одежда"...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «ИГРОВАЯ ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР»

    Разработка раскрывает игровые приемы при формировании лексико-грамматических средств речи у дошкольников с ОНР....

    Приказ 07.02.2019 №11/1-в О проведении тематической проверки «Состояние образовательной работы в ОУ по развитию связной речи у дошкольников»во всех возрастных группах.

    Входила в состав комиссии по проведению тематической проверки «Состояние образовательной работы в ОУ по развитию связной речи у дошкольников»во всех возрастных группах....