Консультация для воспитателей ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР.(из опыта работы)
консультация

Григорьева Наталия Владимировна

Сообщение из опыта работы  ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_raboty_po_formirovaniyu_svyaznoy_rechi_u.pptx1.67 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР». СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ. Составила: учитель-логопед высшей квалификационной категории Григорьева Н.В. МАОУ СОШ№12 ИМ.В.П. ЧКАЛОВА(С/П Д/С «КОЛОКОЛЬЧИК» 09.02.2023Г.

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи- коммуникативная. Она осуществляется в двух формах-диалоге и монологе. Диалог-первичная по происхождению форма речи. Имея ярко выраженную социальную направленность. Она служит потребностям непосредственного живого общения. Диалог состоит из реплик, из цепи последовательных речевых реакций, осуществляется в виде вопросов и ответов, разговора двух и более участников. Монолог- связная речь одного лица, коммуникативная цель которой-сообщение о фактах, явлениях реальной действительности . Это наиболее сложная форма речи, служащая для целенаправленной подачи информации. Развитие обеих форм речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в системе работы по развитию речи в ДОУ.

Слайд 3

Особенности речевого развития детей с ОНР. Общее нарушение речи- комплексное нарушение, при котором страдают все стороны речевой системы(звукопроизношение, слоговая структура, фонематическое восприятие. Словарный запас. Грамматический строй речи, связная речь). У детей данной категории связная речь сформирована недостаточно(либо не сформировано вообще). Ограниченный словарный запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь детей бедной и стереотипной. При пересказе дети с ОНР ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, теряют действующих лиц. Рассказ-описание для них мало доступен , он заменяется обычным перечислением предметов и их частей. Отмечаются значительные трудности при описании игрушки или предмета по плану , данному логопедом.

Слайд 4

Обследование связной речи детей с ОНР включает: Понимание обращенной речи. Умение отвечать на вопросы Составление предложений по картинкам. Составление рассказа по картинке. Пересказ текста. Воспроизведение стихов.

Слайд 5

Основные этапы работы коррекционной работы по обучению детей старшего возраста с ОНР составлению рассказов и пересказов( подготовительная группа) Составление предложений по картинке с последующим распространением однородными определениями, другими однородными членами . Восстановление деформированных предложений, когда слова даются вразбивку . Составление предложений по живым картинкам с демонстрацией действий на фланелеграфе. Восстановление предложений со смысловой деформацией. Отбор слов из названных логопедом и составление из них предложений.

Слайд 6

Из опыта работы логопедической группы группы «Подснежник» В группе «Подснежник» практикуется игра «Бывает-не бывает»(дети находят и исправляют логические ошибки в предложениях). Хорошие результаты дает игра 2Найди слово») взрослый прочитывает предложение и задает вопрос к каждому слову. (КОТ ПОЙМАЛ МЫШЬ. КТО КПОЙМАЛ МЫШЬ? ЧТО СДЕЛАЛ КОТ? КОГО КОТ ПОЙМАЛ?) Игра развивает слуховое внимание формирует умение вычленять каждое слово из предложения, вызывает у детей интерес. Игра «Живое предложение». Взрослый произносит предложение, дает детям по слову из него. Дети выходят к доске в нужном порядке и озвучивают свои слова.

Слайд 7

Формирование навыков пересказа текстов. . Особую роль в обучении пересказу в развитии связной речи детей подчеркивают многие исследователи как в общей дошкольной , так и в коррекционной педагогике. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуется структура речи, произношение, усваиваются нормы построения предложения и целого текста. Большое внимание следует уделять подбору текстов. На начальном этапе используются небольшие тексты; в дальнейшем их объем увеличивается в зависимости от уровня речевых возможностей детей. Практика показывает, что обучение пресказу целесообразно проводить на двух занятиях, при усложнении выполняемых заданий – на трех.

Слайд 8

ОБЩАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ВКЛЮЧАЕТ : Организационная часть с включением подготовительных упражнений. Чтение произведения, разбор текста-1ое занятие. Пересказ текста, упражнения на усвоение и закрепление соответствующего речевого материала и анализ детских рассказов- 2ое занятие. Текст прочитывается дважды, в медленном темпе. Разбор содержания текста проходит в вопросно-ответной форме. В процессе разбора применяется иллюстративный материал, изображающий персонажей в статике и динамике, место действия и др. Лексический разбор включает выделение из текста слов-определений сравнительных конструкций,, служащих для характеристики предмета. Второе занятие по пересказу начинается с повторного чтения текста с установкой на пересказ, после чего дети приступают к его составлению. Применяются вспомогательные приемы, облегчающие составление пересказа: Опора на иллюстративный материал и помощь педагога, выделение основных сюжетных звеньев, составление рассказа по предваряющему плану- схеме,пересказ одного ребенка иллюстрирует другой, подбирая подходящие картинки.

Слайд 9

МАТЕРИАЛЫ ГРУППЫ «ПОДСНЕЖНИК» Работа по обучению пересказу опирается на следующие пособия: Е. Климантович «Учимся анализировать и пересказывать» Н.В. Нищева « Обучение детей пересказу по опорным картинкам»(4 выпуска) Н.Э. Теремкова «Я учусь пересказывать» (4 части) Г.Е. Сычева « Опорные картинки для пересказа текстов»

Слайд 10

МЫ СОВЕТУЕМ!!

Слайд 11

Методическая литература

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи

В докладе рассмотрена проблема развития связной речи у обучающихся школы VIII вида, предложены приемы работы по развитию монологической и диалогической речи у обучающихся...

«Использование элементов сказкотерапии в логопедической работе по формированию связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья».

Сказка в педагогической работе с детьми используется не один десяток лет и этот метод давно получил научное обоснование. В настоящее время, когда произошел отказ от авторитарного способа обучения и во...

Система работы по формированию связной речи у детей с системным недоразвитием речи

В данной работе описана система формирования связной речи у детей с речевыми нарушениями. В основе лежит методика Воробьёвой В.К. Материалы предназначаются для учителей-дефектологов, учителей-логопедо...

Формирование связной речи у дошкольников с тяжёлыми речевыми расстройствами.Одежда.

               Методическое  пособие для логопедов, воспитателей и родителей детей...

Презентация : формирование связной речи у дошкольников с нарушениями речевого развития

Работа над построением простого распространенного предложения и короткого рассказа по лексической теме " Одежда"...

Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературного чтения

ООдной из причин, препятствующих включению в социум обучающихся с интеллектуальными нарушениями, является низкий уровень развития речевой культуры. ССвоевременная и целенаправленная работа по раз...