«Использование электронной лупы при реабилитации детей с нарушениями зрения»
статья по теме
Благодаря современным технологическим разработкам становится возможным обеспечить доступность восприятия текстов, таблиц и изображений различной сложности слабовидящим детям и детям с остаточным зрением, что крайне важно в процессе обучения. Комфортное восприятие снижает зрительную нагрузку и позволяет свести к минимуму недостатки зрительного восприятия, обусловленные характером зрительной патологии, а также позволяет привлечь к чтению обычного шрифта большую группу детей с низким зрением, без которой чтение было невозможным.
Изучив опыт использования Электронных луп в Новочеркасской школе-интернате IIIвида, мы пришли к выводу, что использование Электронных луп целесообразно не только на коррекционных занятиях по развитию зрительного восприятия и для самостоятельного свободного чтения текстов, но и во время уроков по общеобразовательным дисциплинам: русскому языку и литературе, истории, географии и др. Благодаря Электронной лупе с несколькими мониторами становится возможным использование демонстрационного материала, имеющегося в единичном варианте одновременно всей группе учащихся. Соответственно, существенно сократится время, затраченное на этот вид деятельности при достижении более качественного уровня восприятия объекта. Например, учитель литературы при работе над сочинением по картинам получит возможность выделить наиболее существенные детали, фрагменты картины в наиболее доступном для восприятия учащихся формате, что обеспечит более качественное понимание сюжета учащимися. Учитель истории, географии сможет использовать видеоряд, дающий наглядное представление об изучаемом объекте. Кроме того, по географии, истории, немецкому языку и другим предметам нет учебников для слабовидящих, поэтому адаптация учебников массовой школы становится важной задачей в процессе обучения, решить которую позволит применение Электронных луп.
Таким образом, в ходе урока учитель получит возможность более точно соблюдать офтальмо-гигиенические требования при работе с раздаточными карточками, предметными картинками и рисунками, графиками, картами и более полно их использовать. Кроме того, на новый уровень переходит индивидуальная работа с учащимися: в классах детей, обучающихся по Брайлю, можно выделить учащихся, которым доступна работа с плоским текстом в данном увеличенном варианте, и некоторые виды заданий они могут выполнять, опираясь на собственные зрительные возможности, а в классах слабовидящих детей могут обучаться дети, которым доже при наличии достаточного количества демонстрационного материала может потребоваться значительное увеличение. Возможна самостоятельная индивидуальная работа учащихся по опорным конспектам, дополнительным текстам.
Электронная лупа позволяет выполнять некоторые другие виды работ: письмо, рисование, черчение. В этих случаях используется минимальное увеличение прибора для улучшения восприятия изображения, как правило, применяется позитивная инверсия изображения (на белом фоне черные буквы).
Таким образом, применение Электронных луп позволит повысить качество образовательного процесса и расширит образовательные возможности учащихся.
Алгоритм работы с изображением
1. Включить питание на мониторе и электронной лупе.
2. Расположить увеличиваемый объект на платформе.
3. Отрегулировать контрастность, цвет изображаемого в соответствии со зрительными возможностями учащегося.
4. Определить границы изображения, рассмотреть изображение в целом.
5. Определить, увеличить на мониторе и рассмотреть основные детали изображения, их взаимосвязи (поиск информативных признаков, сюжет)
6. Определить пространственное расположение изображаемого.
7. Повторное целостное восприятие всего изображения
8. Дать словесную характеристику рассматриваемого (Контр. вопросы)
Программным содержанием занятий с использованием электронной лупы могут быть:
- рассматривание сенсорных эталонов с изменением размера изображения
-Демонстрация объекта с целью ознакомления с объектом,
-Последовательное обведение контура объекта восприятия с целью тренировки как целостного восприятия объекта, так и выделения его характерных частей.
-Выделение объекта восприятия из множества или его же части из целого при помощи кисточки,
-Изменение графических средств, фона для формирования константности восприятия и концентрации внимания ребенка на объекте и удержании этого объекта в поле зрения в течении продолжительного времени
-Перекрытие контура или части изображения
- рассматривание предметов, трудных для дистантного восприятия
-тренировка восприятия движущегося объекта (развитие умения удерживать в поле зрения зрительный стимул)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современной тифлотехники при обучении детей с нарушениями зрения
Использование современной тифлотехники при обучении детей с нарушениями зрения...
Использование метода "замещающего онтогенеза" в реабилитации детей в нарушениями в развитии
Теоритические и практические методы нейропсихологического сопровождения ребенка с ОВЗ...
Памятка по использованию наглядного материала на уроках у детей с нарушением зрения
Памятка по использованию наглядного материала на уроках у детей с нарушением зрения...
Опыт работы по использованию иллюстрированных книжек для маленьких слепых детей благотворительного фонда "Иллюстрированные книжки..." в группе для детей с нарушением зрения.
Наш детский сад тесно сотрудничает с Благотвортельным фондом со дня его открытия. Книги, издаваемые фондом, очень помогают детям с нарушением зрения при ознакомлении с окружающим миром. Все книги очен...
Связь с общественностью как средство реабилитации и социализации детей с нарушениями зрения
Отчет о педагогических проектах, выполненных ГКОУ «Общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся» г. Троицка Челябинской области в рамках социальн...
консультация для воспитателей "Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения"
Материал предназначен для педагогов, работающих с дошкольниками, имеющими зрительные нарушения....
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания в обучении детей с нарушением зрения как инновационный метод обучения.
Информатизация образования открывает нам педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновац...