Дидактический материал по биологии для учащихся с ОВЗ
методическая разработка по биологии по теме

Кулиева Дильбар Фаридовна

Данный дидактический материал можно  использовать в качестве дополнительной информации на уроке по естествознанию в 8 классе школы VIII вида. Материал расположен в порядке изучения тем по программе "Естествознание": Черви, Насекомые, Рыбы, Земноводные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_material_po_estestvoznaniyu.docx49.18 КБ

Предварительный просмотр:

Дождевой червь.

Поэтическая страница.

  Почему его зовут дождевой червяк?

Может, любит дождик он?

Нет, совсем не так.

Он живет в земле и роет

Длинные ходы.

Этот дом ему подземный

Нужен без воды.

Но польется дождь на землю-

Заливает дом, червяку спасенье нету

Сразу в доме том.

Выползает на поверхность

Житель земляной,

Появляется лишь в дождик,

Значит – дождевой.

Дождевой червь.

Круглый, розовый бочок.

Проползает червячок.

Ручек нету, ножек нету.

Как же получается,

Что так быстро по земле

Он передвигается?

Посмотрите на него -

Зуба нет ни одного!

Но тогда, скажите мне,

Как же приключается,

Что под землю, аж на метр,

Червячок вгрызается?

Этот хвост от головы

Отличите, вряд ли Вы.

И нигде не видно глаз.

Но без промедления

Червячок сбежит от Вас

В нужном направлении!

Нет врага у червяка

Пострашнее рыбака.

Ну, тогда скажите мне,

Как же так случается,

Что всё время с рыбаком

Червячок встречается?

Я давно уже знаком

С очень славным червячком.

Если Вы похожего

Где-нибудь увидите,

Дайте слово, что его

В жизни не обидите!

Загадки.

  1. Его мы изредка встречаем на дороге.

    Без палки ходит он, безглавый и безногий.

    Боится не собак, не кошек, не коров,

    А кур и петухов. ( анг. загадка в переводе С.Маршака)

2. Без рук, без ног, на брюхе ползает.

3.Мой хвост не отличишь от головы

   Меня всегда  в земле найдете вы.

4. Кто первый землю пашет.

5. Долго я смотрел за ней

   6.А она с утора до ночи

     То сама себя длинней,

     То сама себе короче.

Экологическая сказка «Дождевой червяк»

Жили-были брат и сестра – Володя и Наташа. Володя хоть и младше сестры, но смелей. А Наташа – такая трусиха! Всего боялась: мышей, лягушек, червяков и паука-крестовика, который плёл свою паутину на чердаке.
Летом дети играли в прятки возле дома, как вдруг небо потемнело, нахмурилось, сверкнула молния, на землю сначала упали крупные тяжёлые капли, а потом хлынул проливной дождь.
Дети спрятались от дождя на веранде и стали смотреть, как по дорожкам побежали пенистые ручьи.
Вскоре ливень стих. Дети надели резиновые сапоги и отправились на прогулку.
В огороде сильно пахло укропом. На мягкий влажный чернозём выползли дождевые червяки. Ведь дождь залил их подземные домики, и червям стало в них сыро и неуютно.
Володи поднял червяка, положил его на ладонь и стал рассматривать, а потом захотел показать червяка сестренке. Но та в страхе отшатнулась и закричала:
- Володька! Брось сейчас же эту гадость! Как ты можешь брать червяков в руки, они такие противные – скользкие, холодные, мокрые.
Девочка расплакалась и убежала домой.
Володя вовсе не хотел обидеть или напугать сестру, он швырнул червяка на землю и побежал за Наташей.

  1. Хорошо ли поступили дети?
  2. А вы боитесь дождевых червей?

Дождевому червяку стало больно и обидно. «Какие глупенькие дети! – подумал червяк. – Они даже не догадываются, как много пользы мы приносим их огороду».

  1. Знаете ли вы, какую пользу приносят дождевые черви?

Недовольно ворча,  червяк пополз на грядку с кабачками, где под листьями собирались поболтать дождевые червяки со всего огорода.
- Чем ты так взволнован?– заботливо спросили его друзья.
- Вы даже не представляете, как обидели меня дети! Трудишься, стараешься, рыхлишь землю – и никакой благодарности!
И он рассказал о том, как Наташа назвала его противным и гадким.
- Какая неблагодарность! – возмутились дождевые червяки. – Ведь мы не только рыхлим и удобряем землю, но через прорытые нами подземные ходы к корням растений поступают вода и воздух. Без нас растения будут хуже расти, а могут и совсем засохнуть.
И знаете, что предложил молодой и решительный червячок?
- Давайте все вместе уползём в соседний сад. Там живёт настоящий садовод, дядя Паша, он знает нам цену и в обиду не даст!
Червяки прорыли подземные туннели и через них попали в соседний сад.
Сначала люди не заметили отсутствия червяков, а вот цветы на клумбе и овощи на грядках почувствовали беду сразу. Их корешки стали задыхаться без воздуха, а стебельки – вянуть без воды.
- Не пойму, что случилось с моим огородом? – вздыхала бабушка Поля. – Земля стала чересчур твёрдой, все растения сохнут.
В конце лета папа стал перекапывать огород и с удивлением заметил, что в комьях чернозёма нет ни одного дождевого червяка.
- Куда же делись наши подземные помощники? – огорчённо размышлял он – Может быть дождевые черви уползли к соседям?
- Папа, почему ты назвал червяков помощниками, разве они полезные? – удивилась Наташа.
- Конечно, полезные! Через прорытые дождевыми червями ходы к корешкам цветов и трав попадают воздух и вода. Они делают почву мягкой и плодородной!
Папа пошёл посоветоваться с садоводом дядей Пашей и принёс от него большущий ком чернозёма, в котором жили дождевые черви. Так дождевые черви вернулись в огород бабушки Поли и принялись помогать ей выращивать растения. Наташа и Володя стали относиться к дождевым червям бережно и уважительно, а дождевые черви забыли прошлые обиды.

  1. Где Володя и Наташа отдыхали летом?
  2. Кто появился на грядках в огороде после дождя?
  3. Почему после дождя червяки выползли на поверхность земли?
  4. Почему дождевой черввь обиделся на детей?
  5. Что произошло после того, как дождевые черви уползли из огорода?
  6. Почему папа назвал дождевых червей подземными помощниками?
  7. Как стали относиться дети к дождевым червям после их возвращения в огород?
  8. Как поступите вы, если увидите дождевого червяка?

 Достижения.
Ученые подсчитали, что за 24 часа на площади в один гектар мы производим более двух центнеров перегноя. В год это составляет около 40 тонн, которые мы равномерно распределяем по поверхности земли. Конечно, одному мне с этим не справиться. На площади размером примерно с футбольное поле со мной живет еще около 150000 других дождевых червей. На „жирном" лугу нас может быть несколько миллионов. Если бы вы захотели всех нас взвесить, это, несомненно, было бы нелегкой задачей. 

Опыт

При изучении значения дождевого червя учащиеся могут провести опыты с дождевыми червями. Для этого необходимо взять литровую стеклянную банку, насыпать в нее чередующимися слоями чернозем и светлый песок так, чтобы сверху был светлый песок. Банку поставить в слабо освещенное место или обернуть бумагой и следить за влажностью: почва должна быть слегка увлажненной. Поместить в банку двух дождевых червей. Переползая из слоя в слой, черви будут перемешивать слои чернозема и песка. Этот опыт помогает выяснить роль дождевых червей в почвообразовательном процессе.

Знаете ли вы что…

Самый большой земляной червь - австралийский. Его тело бывает длиной до 2,5 метров при толщине 2-2,5 см. Если такой червь выползает на поверхность Земли, его можно принять за змею.

Насекомые.

Поэтическая страница.

Гусеница яблонной плодожорки.

В яблоко червяк забрался.

«Ну и домик мне попался!

Буду жить, да поживать,

И жилплощадь расширять». ( Виталий Сибирцев).

Стадии развития насекомого.

Сначала ползет

Червяком живет.

Потом умирает,

Сучком засыхает.

Потом оживает,

Как птичка летает.

Жук Майский.

Белая личинка в земле подрастает

Майский жук рогатый из неё вырастает.

Меж деревьями цветущими майский жук летает, -

От гусениц - вредительниц сады очищает. ( Лев Постолов).

***

|Жу-жу-жу! Жу-жу-жу!

Я летаю и жужжу!

Отдохну немножко

И опять в дорожку:

Вправо! Влево! Вжук! Вжук! Вжук!

Я – веселый майский жук!

Муха.

Летним днём мешает муха

Спать: куснёт то в нос, то в ухо.

Люди с мухами не ладят. -

То на мусор муха сядет,

То усядется на хлеб,-

Не почистив свои лапки,-

То на пряник сядет сладкий.

Спасаясь от такой назойливой соседки,

Вставляют люди летом в окна сетки. ( Лев Постолов).

***

Я простая муха.

У меня нет слуха.

Но зато я на ходу вижу вкусную еду.

Подлетаю и сижу, И от радости жужжу.

А, бывает, и дрожу.

...Уберите мухобойку -

я попить слетаю в мойку

Пчёлы.

Села пчёлка на цветок,

Опустила хоботок,

Подлетает к ней комар:

-Что ты ищешь там?

- Нектар.

А тебе не надоело?

Не наскучило искать?

- Нет!

Тому, кто занят делом,

Просто некогда скучать! (Г. Ладонщиков).

***

Пчёлка золотая сладенький медок

Собрала, летая, в глиняный горшок.

Собрала, летая по полям, лугам,

Устали не зная, дар бесценный нам.

Собрала, не скрою, летнее тепло,

Чтоб оно зимою нас согреть могло. (Тамара Маршалова).

Муравьи.

В лесу мурашки-муравьи

Живут своим трудом,

У них обычаи свои

И муравейник-дом.

Миролюбивые жильцы

Без дела не сидят:

С утра на пост бегут бойцы,

А няньки в детский сад.

Рабочий муравей спешит

Тропинкой трудовой,

С утра до вечера шуршит

В траве и под листвой. (С. Михалков).

***

 - Комары! Комары!

   Вы уж будьте так добры,

   Не кусайте вы меня

   Столько раз средь бела дня!

   Отвечали комары:

  - Мы и так к тебе добры,

     Ведь кусаем мы тебя,

     Хоть до крови, но любя! (С. Михалков).

Жук Колорадский.

Безлистый куст картофельный пожух. -

Листву его съел колорадский жук.

Объели поле всё, не пощадив и тоненькой былинки,

Жуки прожорливые и их личинки. ( Лев Постолов).

Загадки.

1.Шевелились у цветка все четыре лепестка.

   Я поймать его хотел - он вспорхнул и улетел (бабочка).

2.Над цветком порхает, пляшет,

   Веерком узорным машет (бабочка).

3.Волосата, зелена,

   В листьях прячется она.

  Хоть и много ножек,

   Бегать все равно не может. (гусеница)

4.Я думал: ног не унесу,

   Есть и у храбрости границы!

  Сегодня встретилось в лесу

  Мне помесить гуся и синицы… (гусеница)

5.Растет червячком, питается листком

 Потом засыпает, заботы не знает.

 Не ест, не глядит, неподвижно висит.

 Потом вдруг проснется,

 Как птица взовьется,

 Живет, веселится, летает, резвится,

 По цветкам порхает, нектар собирает.(бабочка)
6.Не жужжу, когда сижу,

   Не жужжу, когда хожу,

   Не жужжу, когда тружусь,

   А жужжу, когда кружусь (Жук)

7.Рогат, да не бык, шесть ног без копыт, летит — воет, сядет — землю роет.            (Жук).

8.Кто над нами вверх ногами

   Ходит - не страшится,

   Упасть не боится, целый день летает,

  Всем надоедает? (Муха)

9.Домовитая хозяйка

  Пролетела над лужайкой,

  Похлопочет над цветком -

  Он поделится медком (Пчела)

10.Лежит кучка поросят, только тронешь - завизжат (пчелы)

11.Кто в лесу без топоров строит избу без углов (муравей)

12.На поляне возле ёлок

     Дом построен из иголок.

     За травой не виден он,

     А жильцов в нём миллион (муравьи)

13.Пришли мужики без топоров,

     Срубили избу без углов.( муравьи)

14.Самого не видно, а песню слышно;

     Летит, пищит, случай не упустит:

     Сядет и укусит (комар)

 15.Кто над нами верх ногами. ( мухи, комары)

Игра в слова.

Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят муравью (шмелю, пчеле, таракану).

Словарь: муравейник, зелёный, порхает, мёд, увёртливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

Загадка кресс-кросс « Насекомые».

э

л

м

у

х

а

д

о

с

а

м

и

к

о

м

а

р

б

р

е

р

а

с

м

у

р

а

в

е

й

к

н

б

а

б

о

ч

к

а

у

т

г

у

с

е

н

и

ц

а

д

ц

а

р

к

у

к

о

л

к

а

у

л

и

ч

и

н

к

а

б

о

а

ж

у

к

т

к

о

к

о

н

Ответы: муха, оса, комар, муравей, бабочка, куколка, личинка, жук, кокон.

 «Четвёртый лишний».

Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»


заяц, ёж, лиса, шмель; 
трясогузка, паук, скворец, сорока; 
бабочка, стрекоза, енот, пчела; 
кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук; 
пчела, стрекоза, енот, пчела; 
кузнечик, божья коровка, воробей, комар; 
таракан, муха, пчела, майский жук; 
стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка; 
лягушка, комар, жук, бабочка; 
стрекоза, мотылёк, шмель, воробей. 

Экологическая сказка.   «Одно лечит, другое калечит».

Как-то напали на лес полчища прожорливых гусениц. Глодают листву – хруст по всему лесу.

Стали деревья лечить, от гусениц спасать разными ядовитыми порошками, ядовитыми туманами. Всех гусениц перетравили, а за одно и … всех других, в том числе и полезных насекомых.

Птицы стали их клевать – тоже отравились. Птиц принялись есть звери – и их не стало.

На другой год стоит лес совсем здоровый, но… и совсем пустой: не слыхать ни птичьего пения, ни звериного шороха.

Вот с какой осторожностью надо пользоваться ядовитыми лекарствами и снадобьями. Иначе получается: одно лечим – другое калечим.

Знаете ли вы, что…?

- Медоносная пчела машет крыльями со скоростью 11400 раз в минуту. Именно это создает характерное пчелиное жужжание.

    - Для получения ложки меда (30 г) 200 пчел должны собирать нектар в течение дня. Примерно столько же пчел должны заниматься приемом нектара и обработкой его в улье. При этом часть пчел усиленно вентилирует гнездо, чтобы быстрее шло испарение из нектара излишней воды.

- Самый крупный жук нашей страны - уссурийский дровосек: без его великолепных усов длина тела 10 см. Немногим меньше его жук- олень: длина до 8 см вместе с рогами.

- Рекордсмен по прыжкам в длину среди насекомых – блоха,  длина прыжка 1метр, что в 300 раз превосходит размеры ее тела.

Рыбы.

Поэтическая страница.

Гуляет, резвится,

И счета ей нет.

И панцирь на каждой

Надет из монет. (В. Каризна)

Загадки:
В воде - жива,
На суше – мертва.( рыба)

У родителей и деток
Вся одежда из монеток.( рыбы)

В воде она живет, нет клюва, а она клюет. (рыба)

Я по земле не хожу,

вверх не гляжу,

гнезда не завожу,

 а детей вывожу.(рыба)

Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает.( щука)

Выходит на охоту
Она, как на работу.
Плотва и караси,
Пощады не проси!
Она в пруду хозяйка.
Кто это? Угадай-ка!(щука)

Рот есть — не говорю,
Глаза есть — не мигаю.(рыба)

Экологическая сказка.  «Сказка о рыбаке и нефтяной рыбке»
Жили-были старик со своей старухой у самого синего моря. Старуха справно хозяйство вела, а длинными вечерами любила сериалы смотреть. Старик к морю ходил, рыбу ловил. Но с каждым днём его улов становился всё меньше и меньше…

И вот однажды пошёл старик к синему морю с надеждой рыбку поймать и свою бабушку ухой побаловать. Забросил он невод, но вернулся невод обратно с тиной морскою. Забросил второй раз — пришёл невод с ржавыми банками, битыми бутылками, рваными пластиковыми пакетами и прочим мусором. А в третий раз закинул невод — попалась старику рыбка, да не простая, а золотая! Как взмолится золотая рыбка! Голосом молвит человечьим. Но вот чудо! Не стала золотая рыбка просить: «Отпусти меня, старче!» А, наоборот, промолвила рыбка: «Только не отпускай меня, старче, в море, посади меня в аквариум с чистой водою! Отслужу тебе за это любую службу. Не хочу я быть рыбкой нефтяною, а хочу остаться рыбкой золотою!»

Принёс дед рыбку домой, рассказал старухе эту невероятную историю. Бабка сериалы перестала смотреть, стала во все колокола бить тревогу: к губернатору ходила, на телевидение писала, журналистов приглашала…  И вот высадился на берег десант экологический, стал он дно морское очищать, с берега мусор увозить, за кораблями смотреть, которые нефть перевозят, на заводах фильтры очистительные поставили. И стала вода в море прозрачнее, рыбы много стало.

И золотая рыбка с аквариума в море запросилась. Молвит: «Отпусти меня, старче, домой, в море-океан, исполню я все ваши желания». Отвечает ей старик: «Ничего не надо, рыбка, наше главное желание и так исполнилось: море теперь чистое, я снова могу ловить рыбу, чтобы старуха моя варила уху и сериалы свои спокойно смотрела. То, что ты не стала рыбкой нефтяною, а осталась рыбкой золотою — это и есть самое великое чудо!

Земноводные.

Поэтическая страница.

Ну, кто, говорит, что лягушки - уроды!
Он должен, наверно себе уяснить:
Законы свои у суровой природы,
И главная цель у животного - жить.
Прыгунья, пловчиха - в воде и на суше,
Наряд у лягушки удобен и прост.
Зачем под водой ей пушистая шерстка?
И прыгать мешал бы искрящийся хвост.

Лягушата.

Раньше были мы икрою, ква-ква!
А теперь мы все - герои, ать-два!
Головастиками были, ква-ква!
Дружно хвостиками били - ать-два!
А теперь мы - лягушата, ква-ква!
Прыгай с берега, ребята! Ать-два!
И с хвостом и без хвоста
Жить на свете - красота! (В. Берестов)

Животные не водные 
И не совсем земные.
Назвали земноводными,
Жить любят у воды они.

Загадки.

Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку,
И комар, и мушка.(лягушка)

Кто по мшистой
Мокрой тропке,
Словно мячик
Скачет ловкий?(лягушка)

Не зверь, не птица,
Всего боится.
Половит мух -
И в воду - плюх!(лягушка)

Подрастала -
Хвост растила,
Платье тёмное носила.
Подросла -
Зеленой стала,
Хвост на весла поменяла.(лягушка)

В воде родилась,
а в ней мало бывает.(лягушка)

Плавают под мостиком -
Черные, проворные,
С тонким, гибким хвостиком.
Запятые подрастут -
Прыгать по лугам начнут.(головастики) 

Скачет зверушка, 
Не рот, а ловушка.
Попадет в ловушку 
И комар и мушка.(лягушка)

Сказка.  «Жалейкин и лягушонок».

Под кочкой в сыром болотце заметил Жалейкин маленького

 слабенького лягушонка.

- Бедный, несчастный малыш! – воскликнул Жалейкин.

– Как же плохо тебе, бедняжка, в этом грязном болоте!

Темно, сыро, холодно! Но ты не унывай! Я спасу тебя,

у меня дома тебе будет хорошо и уютно.

Дома Жалейкин посадил лягушонка в самую красивую расписную

шкатулку, постелил на дно мягкую сухую вату, поставил

шкатулку на теплое солнышко и весело рассмеялся от радости.

- Помни, лягушонок, мои заботы! Будешь жить теперь в

тепле, сухости и чистоте. Не то, что в твоем грязном

болоте!

 А лягушонок не радуется. А лягушонку не до веселья.

Ему очень плохо, он чуть жив. Он перегрелся на солнце,

засох и запутался в вате.

 Как увидел его Жалейкин, так и заревел. Всего лягушонка

облил слезами, и вовремя: еще немножко – и лягушонок бы

околел (погиб). Помчался Жалейкин с лягушонком к болоту.

Тому самому, где сыро, грязно и холодно, но где лягушонку

так же хорошо, как Жалейкину в своей теплой и чистой

комнате. ( Н. Сладков)

Задания.

1.Расшифруйте "звонок" по сотовой связи прудовой рыбки в службу спасения: Каждой цифре на панели сотового телефона соответствует буква, в скобках ее порядковый номер:  5(1), 5(2),5(3),2(4),5(3) 4(4),9(5),2(4),6(4),8(1),3(2),4(3) - 5(4),5(3),5(1),5(3),2(4),4(1),6(3),3(2).

(Много лягушек - помогите.)

2.Составьте слова из букв, входящих в них - названия земноводных, или их личинок:  А) Я, шаг, лук. Б) Кол, ива, стог. В) Рана сад, мал. Г) Жар, як, лен. Д) Ваш, как.

Ответы: А- лягушка; Б - Головастик; В - Саламандра;   Г- Жерлянка;              Д - Квакша.

3.В клетках нужно записать названия тех земноводных, которые заканчиваются на букву «а»:

Ответы: 1. Жаба. 2. Квакша. 3. Лягушка. 4. Жерлянка. 5. Саламандра.

Вопросы к  викторине (Вопросы учитель использует по своему усмотрению)

- Чем дышат лягушки?

- Как лягушка ловит летающих насекомых?

- Каким стилем плавает лягушка?

- Какую лягушку можно считать взрослой?

- Что такое лягушачий концерт?

- Как отличить лягушку от жабы?

- Могут ли жабы изменять свой внешний облик?

- Есть ли враги у жаб?

- Почему жаб нужно разводить, а не истреблять?

Программированное задание

1. Какой из перечисленных признаков внешнего строения лягушки указывает на ее приспособленность к обитанию в воде:

а) короткое тело, лишенное хвоста; 
б) заостренная клиновидная голова; 
в) перепонки на задних конечностях?

2. Какой из перечисленных признаков внешнего строения лягушки указывает на ее приспособленность к обитанию на суше:

а) широкое туловище; 
б) наличие конечностей; 
в) клиновидная голова?

3. Почему глаза и ноздри лягушки возвышаются над поверхностью головы:

а) это необходимо для поиска пищи; 
б) это способствует дыханию на суше;
в) это обеспечивают возможность атмосферного дыхания и видения предметов в воздухе в то время, как тело лягушки погружено в воду?

4. Глаза лягушки снабжены подвижными веками. Это является признаком:

а) приспособленности к жизни в воде; 
б) хорошего зрения; 
в) приспособленности к жизни на суше.

5. Долго находясь под водой, лягушка не погибает, хотя у нее и нет жабр, потому что:

а) органом дыхания лягушки является кожа, богатая кровеносными сосудами; 
б) лягушка расходует запас воздуха, имеющийся в легких; 
в) жизненные процессы в организме лягушки резко замедляются.

6. Какая пара ног играет основную роль при движении лягушки:

а) передняя; 
б) задняя; 
в) обе пары?

7. Какова роль задних конечностей при движении лягушки в воде:

а) лягушка плывет вперед, отталкиваясь задними лапами; 
б) задние конечности обеспечивают всплытие лягушки; 
в) задние конечности служат рулем?

Биологические задачи.

Можно ли сделать рентген грудной клетки лягушки?

Почему у лягушки мышцы задних конечностей развиты более, чем передних?

Головастик, превращаясь в лягушку, ничего не ест. Идёт глубокая перестройка пищеварительной системы. Откуда тогда головастик получает энергию, необходимую для его превращения в лягушку?

Если кожу лягушки смазать растительным маслом или обсыпать крахмалом, то через некоторое время она погибнет. Чем это можно объяснить?

Кожа у земноводных голая, с большим количеством желез, выделяющих много слизи. Почему слизь защищает земноводных от гибели на суше, уменьшает затраты энергии при плавании в воде?

Знаете ли вы, что…?

Сколько лет живут амфибии?

Травяные лягушки  - 16-18 лет.
Квакши                     -22 года.
Тритоны                   -30 лет.
Серые жабы             -36 лет.
Саламандры             - 43 года.

- Амфибии первыми из наземных животных приобрели голосовой аппарат. Кому-то они мешают спать, кого-то наводят на размышления о смысле жизни. А по разнообразию голосов лягушки могут соперничать с птицами.
- Глаза лягушек часто называют удивительными. Почему?
Во-первых, их масса в 2 раза превышает массу мозга!
Во-вторых, глаза участвуют в проглатывании пищи.
В-третьих, принцип работы лягушачьего глаза используется при создании радиолокационных устройств (способны видеть только движущиеся предметы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по биологии, 7 класс

Проверочная работа по теме «Водоросли»...

Дидактический материал по биологии, 6 класс

Проверочная работа по теме «Строение растительной клетки»Проверочная работа по теме «Органы цветковых растений»...

Дидактический материал по биологии. Тема: "Тип Членистоногие. Класс Насекомые"

Дидактический материал по биологии. Тема: "Тип Членистоногие. Класс Насекомые"...

Дидактический материал по биологии 8 класс

Тема. Строение и принципы работы нервной системы Текущий контроль...

Дидактический материал по биологии (6класс)

Тренировочные тестовые задания, дидактические карточки помогут ученикам 6 класса лучше усваивать биологический материал...

Дидактический материал по биологии.

Дидактический материал по биологии представлен тестами, заданиями по темам  "Цветок", "Водоросли", "Жизнедеятельность организмов". Данные задания можно использовать на уроке при проверке домашнег...

Дидактический материал по биологии "Биология для всех"

Предлагаемый сборник состоит из двух  разделов, включающих в себя различные формы заданий. Первый раздел «Математические задачи по курсу анатомии» включает задачи  с б...