Дидактический материал по биологии.
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Пильтяй Ольга Анатольевна

Дидактический материал по биологии представлен тестами, заданиями по темам  "Цветок", "Водоросли", "Жизнедеятельность организмов". Данные задания можно использовать на уроке при проверке домашнего задания, а также на обобщающих уроках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

сельское поселение «Поселок Молодежный»

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

по биологии

                                                      Автор и составитель:

                                                                          учитель  биологии МБОУ СОШ

                                                                  с.п. «Поселок Молодежный»

                                         Пильтяй О.А.

Уважаемые коллеги! Предлагаю вам  свою работу – дидактический материал по биологии, представленный тестами, заданиями по темам: «Цветок», «Водоросли», «Жизнедеятельность организмов». Данные задания можно использовать  на уроке при закреплении знаний, при проверке домашнего задания, а также на итоговых уроках.

  1.  Задание: из предложенного текста выбрать неправильные предложения и записать их правильно.

Цветок.

( в редакцию газеты Петров И.И.  прислал статью)

1. Цветок – это самая яркая и красивая часть растения. 2. Цветы есть абсолютно у всех растений.3. Главные части цветка – лепестки, имеют исключительно светлую окраску. 4. Все вместе лепестки собираются и образуют венчик. 5. Цветок  всегда держится прямо, потому что держится  на  цветоножке. 6. А вот   зеленые лепестки крепятся именно к этой же цветоножке. 7. Кстати, зеленые лепестки, называются чашелистиками. 8. Цветоножка потом плавно переходит в цветоложе. 9. На цветоложе расположена чашечка. 10. Чашечка бывает иногда красной, иногда белой, иногда синей. 11. Внутри венчика расположился пестик, окруженный тычинками. 12. Тычинок может быть пять, шесть или много. 13. Цветок является хорошим приспособлением для опыления. 14. Цветки всегда собраны в соцветия. 15. Соцветия очень разнообразны: это и кисть, и корзинка, и зонтик, и колос, и головка. 16. Например, у укропа соцветие простой зонтик. 17. Цветок – важная часть растения, потому что является органом полового размножения.

Ответ редакции

«Конечно,  Ваша статья является очень важной и нужной. Мы ее обязательно напечатаем, если Вы перепишите некоторые предложения»

  1. Задание: из предложенных вариантов ответов выберите один правильный

Тест.

  1. Значение корня для растения:

А. получает воду и питательные вещества

Б. обогащает воздух кислородом

В. укрепляет растение на одном месте

2. Все корни одного растения называют корневой системой, потому что

А. у растения много корней

Б. у корней разные названия

В. все корни связаны общей функцией

3. Стержневая система, если

А. главный корень не развит

Б. имеется главный корень

В. имеются боковые и придаточные корни.

4. Верхний  слой почвы образует

А. песок

Б. перегной

В. песок и глину

5. Почва состоит из

А. воздуха

Б. органических веществ

В. минеральных веществ

6. Пикировку проводят с целью:

А. роста боковых и придаточных корней

Б прекращения роста корня

В. задержки роста растения

7. Корневой чехлик образован из ткани:

А. образовательной

Б. покровной

В. всасывающей

8. Корневой  волосок – это

А. вырост наружной кожицы корня

Б. вырост внутренней стенки клетки

В. вырост клеток корневого чехлика

9. Сосуды, проводящие воду проходят

А. через кору корня

Б. через центральную часть

В. через центральную часть и кору.

  1. Задание. Решите кроссворд   по   теме «Водоросли». Впишите в пустые клеточки ответы на вопросы, предложенные ниже. Если все правильно, получится слово «отлично».

1

О

2

Т

3

Л

4

И

5

Ч

6

Н

7

О

  1. Оплодотворенная клетка
  2. Половая клетка
  3. Группа отделов низших растений
  4. Зеленая нитчатая водоросль
  5. К этим отделам относится хламидомонада.
  6. Морская капуста.
  7. Способ питания водорослей.

  1. Задание:  Заполните таблицу, вписав в соответствующие  строки, недостающие сведения.

Признаки водорослей

Название отдела

Зеленые водоросли

Красные водоросли

Бурые водоросли

Среда обитания

Пресные, морские водоемы, почва

………….

Морские водоемы

Условия жизни

……….

Моря тропического и субтропического поясов

Мелководье, глубины до 200 м

Одно-или многоклеточ-ные организмы

Одно-и многоклеточ-

ные

………

Исключительно многоклеточные

Особенности строения

Одноклеточные и имеют жгутики

……..

Сильно расчленен-ный таллом

Наличие пигментов, их название

…….

 Хлорофилл, каратиноиды, фикоэриниты, фикоцианины

…….

Значение в природе

Фитопланктон, почвообразование

…….

Источник органики в прибрежной зоне, убежище и место прикрепления животных, место нереста рыб.

Использова-

ние человеком

……

Употребление в пищу; сырье для получения агар-агара, корм для скота

 5.  Задание.  Тест  «Отдел Красные водоросли». Найдите правильный   ответ на вопросы теста. Выпишите буквы правильных ответов в таблицу, получив  название науки о водорослях.

1.

Какие пигменты  содержатся в хлоропластах красных водорослей?

  1. Хлорофилл (Б)
  2. Фикоэритрин, фикоциан (А)

2.

Что является запасным веществом красных водорослей?

  1. Багрянковый крахмал (Л)
  2. Целлюлоза(Д)

3.

Где распространены красные водоросли?

  1. В северных морях (У)
  2. В морях тропических и субтропических поясов? (Ь)

4.

С телом каких водорослей сходен таллом?

  1. Хламидомонада(У)
  2. Бурые водоросли (К)

5.

Какова длина тела водорослей?

  1. до 30 м (Ю)
  2. до 2 м (О)

6.

В какой части моря растут красные водоросли?

  1. Бентос (Л)
  2. Литораль (Е)

7.

Какое вещество используют  в микробиологии ?

  1. Целлюлоза (Ш)
  2. Агар-агар (О)

8.

Каково общее число видов?

  1. 300 тыс(Ж)
  2. 4 тыс.(Г)

9.

Какое количество видов находится в пресных водоемах?

  1. 200 (И)
  2. 500 (Ы)

10.

В какой стране во время отлива на литораль выпускают овец?

  1. Дания (М)
  2. Норвегия (Я)

(Ответ: элькология)

  1. Задание.  Словарная работа. Дополните предложение.
  1. Образование сложных веществ из простых и распад сложных веществ  на простые с  выделением энергии, называется ……………
  2. Животные, температура тела которых зависит от температуры окружающей среды, называются ………………………………
  3. Животные, температура тела которых  не зависит от температуры окружающей среды, называются …………………
  4. В основном у всех беспозвоночных  животных скелет ……………………, а  у всех позвоночных  животных скелет ………………..
  5. Инфузория туфелька передвигается при помощи ……………...
  6. Дождевой червь передвигается в почве благодаря сокращению …....   и ……….. мышц.
  7. Способ передвижения кальмаров называется ………………….
  8. У водоплавающих птиц между пальцами имеется ……     …….
  9. Разность между давлением под крылом и над крылом птицы называется ……    ………...
  10. Среди ходильных млекопитающих в зависимости как они опираются на стопу, различают стопоходящих, копытных и ……
  11. Способность организмов отвечать на воздействие окружающей среды, называется ………………………………..
  12.  Работу всех органов, их связь с окружающей средой у сложноорганизованных животных регулирует …….и ………..
  13. Тип нервной системы у гидры, называется …………….
  14. Ответная  реакция организма на раздражение, которая контролируется нервной системой, называется ……………….

  1. Задание. Тест «Отдел Бурые водоросли». Найдите правильный   ответ на вопросы теста. Выпишите буквы правильных ответов в таблицу и получите название водоросли.

1.

Какие водоросли относятся к Бурым?

1.Только одноклеточные (Б)

2.Только  многоклеточные  (Л)

2.

Почему водоросли называются бурыми?

  1. Растут под водой (Е)
  2. Образуется смесь разных пигментов (А)

3.

Каково общее число видов?

1. 1500 (М)

2 200 (О)

4.

Компонентом какой растительности являются водоросли?

  1. Детрит (Ц)
  2. Фитобентоса (И)

5.

Какова длина тела водорослей?

  1. От 30до 60 м (Н)
  2. до 2 м (Ж)

6.

На какие части тела расчленено тело водорослей?

  1. Стебель, корень (У)
  2. Ствол, ризоиды, листовые пластинки? (А)

7.

Почему тело водоросли держится в вертикальном положении?

  1. Имеются  усики (Б)
  2. Имеются воздушные пузырьки ((Р)

8.

Какое вещество входит в состав клеточных стенок?

1. Гликоген (Ы)

  1. Целлюлоза (И)

9.

Что образуют отмершие части водорослей?

1. Бентос (Ю)

2. Детрит (Я)

(Ответ: Ламинария)

Летние задания по ботанике для 5- 6-го класса

                                                                                   

Выбор учащимися тех или иных летних заданий проводится до окончания учебного года по согласованию с учителем. Письменные отчеты о выполнении заданий и прилагаемые к ним гербарные листы, фотоколлекции,  композиции, панно, презентации  предоставляются учителю биологии в начале нового учебного года. Записи наблюдений осуществляются в дневнике наблюдений (обычная тетрадь) или в электронном дневнике.

Выберите любую интересную для вас тему.

Задание 1. Многообразие растительного мира.

Присмотритесь к растениям, которые вас окружают в городе или вашем поселке. Какие это растения? Постарайтесь определить их систематическую принадлежность; принадлежность к жизненным формам: деревьям, кустарникам, травам. Посмотрите, в каком состоянии их стволы и кроны, какие виды цветут, какие у них цветки и плоды, кто опыляет их и кто затем питается их плодами.

Задание 2. Споровые растения.

Будучи за городом, в парке, на даче,  в лесу или в другом природном сообществе, отправляясь туда за ягодами, грибами или просто для отдыха, обратите внимание на споровые растения. Посмотрите, как разнообразны и красивы зеленые мхи. Выберите по одному-два побега каждого вида. Сделайте коллекцию мхов для себя или для школы.

Задание 3. Флористические миниатюры.

Примите участие в изготовлении красивых флористических миниатюр-поделок, панно или композиций.  Соберите и засушите в расправленном виде красивые листья, побеги, цветки, соцветия, плоды и шишки. Создайте композицию в виде картины, подарочной открытки или закладки для книги.

Задание 4. Наглядные пособия.

Изготовьте наглядные пособия, например, по таким темам: "Многообразие листьев", "Жилкование листьев", "Повреждения листьев", "Сорные растения огорода", "Лишайники соснового леса", "Шишки хвойных растений". На клейкую ленту соберите для школы коллекцию спор разных мхов, папоротников, шляпочных грибов, надпишите их.

Задание 5. Исследование процесса цветения травянистых растений.

Найдите цветки насекомоопыляемые и цветки ветроопыляемые. Сравните их между собой. Понаблюдайте, какие насекомые посещают эти цветки, чем растения их привлекают.  Сделайте фотографии. Отметьте, как ведут себя цветущие растения в солнечную и пасмурную погоду, прохладным утром и в жаркий полдень. Оформите  записи об этом в дневнике наблюдений.

Задание 6. Наблюдения за состоянием растений барометров.

  • Проведите наблюдения состоянием цветков желтой акации, мальвы, вьюнка полевого, мокрицы и соцветий одуванчика, ноготков (календулы). Выясните, что происходит с их цветками или соцветиями в ненастную погоду перед наступлением дождя. Подумайте, в связи с чем возникли у них такие приспособления.
  • Выясните, какие другие растения и каким образом могут предсказать приближение дождя. Соберите по одному растению барометру, засушите их между листьями газетной бумаги и смонтируйте гербарные листы с подписями названий растений.

                             Задание 7. Наблюдения над растениями цветочными часами.

  • Проведите наблюдения за временем раскрытия и закрытия цветков или соцветий некоторых дикорастущих и садовых цветковых растений, например, одуванчика, ноготков, садового вьюнка ипомеи. Сделайте фотографии. Выясните, в какое время раскрываются и закрываются цветки каких либо других наиболее известных вам цветковых растений.
  • Установите, с чем связаны наблюдаемые явления в жизни растений. Соберите для засушивания и изготовления гербарных листов несколько растений, открывающих цветки или соцветия в строго определенное время суток.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по биологии для учащихся с ОВЗ

Данный дидактический материал можно  использовать в качестве дополнительной информации на уроке по естествознанию в 8 классе школы VIII вида. Материал расположен в порядке изучения тем по програм...

Дидактический материал по биологии, 7 класс

Проверочная работа по теме «Водоросли»...

Дидактический материал по биологии, 6 класс

Проверочная работа по теме «Строение растительной клетки»Проверочная работа по теме «Органы цветковых растений»...

Дидактический материал по биологии. Тема: "Тип Членистоногие. Класс Насекомые"

Дидактический материал по биологии. Тема: "Тип Членистоногие. Класс Насекомые"...

Дидактический материал по биологии 8 класс

Тема. Строение и принципы работы нервной системы Текущий контроль...

Дидактический материал по биологии (6класс)

Тренировочные тестовые задания, дидактические карточки помогут ученикам 6 класса лучше усваивать биологический материал...

Дидактический материал по биологии "Биология для всех"

Предлагаемый сборник состоит из двух  разделов, включающих в себя различные формы заданий. Первый раздел «Математические задачи по курсу анатомии» включает задачи  с б...