Животные пресных водоемов. Методическая разработка урока природоведения.
методическая разработка (5 класс) по теме

Макаренко Виктория Владимировна

Урок проводится в 5 классе коррекционной школы 8 вида. Учитывает особенности психофизического развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivotnye_presnyh_vodoyomov.docx49.32 КБ

Предварительный просмотр:

 Макаренко В.В., учитель биологии.

ГКОУ школа-интернат ст-цы Новолеушковской

Краснодарского края

Урок природоведения в 5 классе коррекционной школы.

Тема. Животные пресных водоёмов.

Задачи урока:

  1. показать разнообразие животного мира;
  2. выявить особенности животных пресных водоёмов;
  3. учить умению устанавливать простейшие связи между обитателями природы;
  4. развивать мышление учащихся, учить умению сравнивать, сопоставлять;
  5. воспитывать экологическую культуру на примере отношения к животным водоёмов.

Оборудование: плакаты «Погода сегодня», «Водоём», схема «Водоёмы», карточки «4-й лишний», «Продолжи ряд», «Рыбы», «Черепаха», «Допиши текст», «Водомерка», красный фломастер, цветные карандаши, слоги, рассказ «Кувшинка»  Н. Сладкова, ерш, видеокассета «Микрокосмос», аудиокассета с записью (П.И. Чайковский «Июнь»), телевизор, видеомагнитофон, картинки с изображением растений и животных водоёмов, живые растения: тростник, элодея, книга «1000 чудес природы».

Ход урока.

I.  Организация класса.

II. Беседа о погоде.

1.Какое сегодня число?

2. Какой сегодня день недели?

3. Какая погода сегодня?

4. Заполнение плаката «Погода на сегодня».

III. Повторение изученного материала.

1.Всё, о чём мы с вами сейчас поговорили, относится к неживой природе. Вода, водоемы – это тоже неживая природа.

2. Какой водоем есть возле нашей школы?

3. Какие еще виды водоемов вы знаете?

4. Назовите пресные водоемы.

Моря       реки     болота

             Водоемы

Океаны     озера     пруды

5. Значит, река возле нашей школы – это пресный водоем. В любом природном водоеме есть жизнь. Какие же растения населяют пресные водоемы?

(Картинки: тростник,кувшинка, кубышка, телорез, ряска. Живые растения: тростник, элодея.)

6. «4-й лишний».

Каждому выдается карточка. Выполняют работу самостоятельно. Некоторые работы проверяются.

7. Продолжите ряд.

Камыш, водоросли, элодея…

8. Сейчас я прочту рассказ Н. Сладкова. Называется он так же, как и растение, о котором в нем говорится. Внимательно прослушайте рассказ и скажите, как он называется.

     Днем она нежится на воде – и все любуются ею. А ночью ныряет под воду. Стиснет белые лепестки в кулачок и нырнет с головой. Спит всю ночь в глубине.

     Ясное будет утро – снова вынырнет из воды. Снова развернет лепестки навстречу солнцу и станет радовать всех. Ну а если облачно, если дождь и туман, то весь день под водой проспит. И носа наружу не высунет! И будут смотреть на нее одни только рыбы. (Н. Сладков «Кувшинка».)

9. Какие растения водоемов вы встречаете на нашей речке?

(Подходят к картинкам на доске со словами «Я встречал(а)…». Картинки снимают.)

IV.Переход к теме урока.

     Люди издавна селились по берегам рек, озер. Река – это вода, и пища, и возможность отправиться в другие земли. Много и животных населяют водоемы, т.к. здесь множество разнообразной пищи. О животных пресных водоемов мы сегодня и поговорим.

V. Сообщение темы урока.

     Мы на уроке вспомним о тех животных, которых вы знаете. О некоторых узнаете впервые. Более подробно остановимся на тех животных, которых вы сможете летом встретить на реке и понаблюдать за их поведением.

VI. Беседа по теме урока.

1. На прибрежных растениях можно увидеть много стрекоз. Это очень красивые насекомые. Их крупные крылья переливаются всеми цветами радуги. Интересно наблюдать за полетом стрекоз: то они стремительно летят куда-то, то парят на одном месте. Такие полеты стрекоз люди называют танцами. Стрекоза очень прожорлива, и весь день ее занят погоней за насекомыми, которых она ловит прямо на лету. Поедая насекомых-вредителей, стрекоза приносит человеку большую пользу. А вот личинки стрекоз живут в воде.

     Ребята, вам, конечно, знакомо выражение «схватывать на лету». Так говорят о человеке. А что значит это выражение?

2. Если посмотреть на поверхность воды, то можно увидеть, как по ней бегают водомерки. У этого животного длинные ноги, и оно как бы мерит расстояние по воде, поэтому его так назвали.

3. Просмотр отрывка фильма «Микрокосмос». Кого увидели в фильме?

4. В прудах, небольших озерах встречается жук-плавунец. Он хорошо приспособлен к жизни в воде. У него обтекаемое тело. Задние длинные ноги выполняют роль весел. Плавунец дышит атмосферным воздухом. Поэтому ему приходится подниматься к поверхности воды и выставлять наружу конец брюшка. Через специальные отверстия поступает воздух, которым плавунец дышит.

5. В водоемах встречаются улитки, напр. прудовик, катушка. У них мягкое тело защищено раковиной. При помощи мягкой ноги прудовик и катушка двигаются по дну и ползают по растениям. Если их потревожить, то они прячутся в раковину.

6. В водоемах живут раки. Раки обитают в водоемах с чистой водой на илистом дне. Здесь под корягами, камнями, корнями подводных растений они роют норки, в которых проводят светлое время суток. Рак обычно активен в сумерках и ночью. В случае опасности рак пятится назад, подгибая заднюю часть тела.

7. В воде немало разнообразной рыбы. Вы вспомните названия некоторых рыб, если выполните задание.

р

у

м

щ

у

к

а

е

д

п

б

к

а

р

а

с

ь

м

и

ж

п

л

у

ф

р

о

к

а

р

п

и

в

к

с

о

м

ш

ю

з

и

д

м

о

к

у

н

ь

т

и

я

с

ы

ж

п

ё

р

ш

с

в

щ

Названия рыб можно выделять любым цветным карандашом, какой вам понравится, в зависимости от вашего настроения.

8. Проверка.

     Рыба – ценный продукт питания, поэтому в некоторых водоемах ее разводят специально. В нашей реке рыбы тоже немало: это караси, щуки, карпы, судаки, сомы и многие другие рыбы.

9. Физразминка.

     Представьте себе, что сейчас лето. Вы пошли на рыбалку и поймали щуку. Закрытыми глазами нарисуйте щуку. Головой не двигать! «Стереть», быстро поморгав.

10. В прибрежной части водоемов живут лягушки. Лягушка – полезное животное. Она питается мухами, комарами. Рассмотрите лапы лягушки. Что в них особенного?

     Лягушки всегда привлекали внимание людей. О них даже сочиняли литературные произведения. Какие сказки о лягушках вы читали?

11. Название следующего обитателя водоемов вы узнаете, выполнив задание.

А Е А Е П Р Ч Х

   Для черепахи вода – ее спасение, ее дом, а родилась ведь она на суше. Летом черепахи откладывают яйца в вырытых на берегу ямках, потому что яйца черепах в воде развиваться не могут. Питаются черепахи головастиками, пиявками, прудовиками, мелкой рыбой. Иногда летом и в начале осени ребята ловят черепах и черепашат. Хорошо ли эти ребята поступают?

12. В водоемах находят себе пищу и некоторые птицы: утки, гуси, цапли, лебеди. Уток много и на реке в нашей станице. Иногда можно увидеть лебедей, цаплю. Каких водных птиц приходилось видеть вам?

     Определите, какие ноги принадлежат водным птицам? (Рисунок) Назовите номер.

13. Физразминка.

     Если говорю название птицы – подняться на носки, руки поднять вверх. Если название рыбы – присесть.

14. Среди животных водоемов встречаются также нутрии, выдры, ондатры, бобры.

     Бобров называют «инженерами-строителями». Свое жилище они строят на берегу водоема из веток растений и земли. Строят и подземные жилища – спальни. Спальня бобров настолько широка и удобна, что в ней могут поместиться 2 человека среднего роста. Выход из спальни и надземного жилища обязательно находится под водой. Если уровень воды в водоеме падает, бобры строят плотину, где и проявляется их особое мастерство.

     Сначала они выбирают место для плотины. Затем в середине этого места собирают камни, сучья, ил до тех пор, пока не получится островок. Затем от островка к берегам укладывают водные растения, камни, деревья, часто довольно толстые. Деревья они валят с помощью передних очень острых зубов. Бобру достаточно 2-3 минут, чтобы перегрызть ствол дерева толщиной с человеческую руку. Деревья в плотине они переплетают сучьями, склеивают илом. Так получаются прочные и нередко крупные сооружения.

     В некоторых местах обнаружены построенные бобрами плотины высотой до 4,5 м и длиной до 650м. Часто зверьки не останавливаются на строительстве только одной плотины. И тогда на реке появляется целая система плотин.

VII. Закрепление материала урока.

1. Какие же животные обитают в водоемах? Перечислите.

2. Из слогов составьте названия животных водоемов.

ка       ут          гуш      за

ка       стре      рась      мер

ко       ля          ка         ка

            во        сом       до

3. Прослушивание музыки.

П.И. Чайковский «Июнь».

      Представьте себе лето, реку возле школы, себя возле реки. Расскажите о своих впечатлениях.

4. Прочитайте текст. Впишите недостающие слова.

     Наша  школа стоит рядом с рекой. Таких речек в России очень много. Называются они по-разному. А эта Тихонькая. Плавают, скачут, бегают по воде и в воде жители Тихонькой. Их много самых разных. Весело и задорно мчатся по поверхности воды …………….. . С камышинки на камышинку перепархивают изящные ……………….. . Вот плеснула хвостом по поверхности воды ……………… . Рядом с берегом появился маленький бугорок, а на нем два глаза. Это смотрит на тебя ………………… . Зеленые лягушки – постоянные жители реки Тихонькой. А еще иногда здесь появляется удивительная птица – длинноногая  ……………… . Наша речка – любимое место отдыха и летом, и зимой.

Слова  для справок: лягушка, водомерки, рыба, цапля, стрекозы.

5. Водоемы, особенно малые реки и озера, очень чувствительны к загрязнению, они нуждаются в постоянном уходе и охране. Что вы можете сделать для сохранения нашей реки?

VIII. Подведение итогов, выставление оценок.

IX. Домашнее задание.

В кроссворд вписать названия животных водоемов.

X. Окончание урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 7-ом классе по программе 2100 с применением информационно -коммуникационных технологий по теме "Бесчерепные животные- наши морские предки"

Урок биологиив 7 классе составлен в соответствии с  программой 2100 с использованием информационных технологий.  Презентация позволяет более наглядно показать учащимся особенности строения и...

Методическая разработка урока-исследования по природоведению по теме " Полезное ископаемое - нефть"

Урок-исследование по природоведению к теме «Строение Земли» в 5 классе "Полезное ископаемое - нефть".  В урок включена презентация, имеется практическая часть, прослеживаются метапредметные ...

Изучение пресных водоемов. Методическое пособие.

Методическое пособие можно использовать при подготовке и проведении экскурсий, заочная экскурсия на гидрологический пост. Для 6-8 классов....

Методическая разработка урока природоведения в 5 классе по теме "Жизнь на разных материках"

Урок разработан по технологии личностно-ориентированного обучения...

Технологическая карта урока. Методическя разработка урока по теме "Сравнительная характеристика царства Растения и царства Животные"

Разработка технологической карты урока биологии 7 класса по теме "Сравнительная характеристика царства Растения и царства Животные"...

методическая разработка урока природоведения по теме "Значение диких животных и их охрана"

методическая разработка содержит поэтапную разработку урока и презентацию...