Главные вкладки

    Методическая разработка урока природоведения в 5 классе по теме "Жизнь на разных материках"
    план-конспект урока по природоведению (5 класс) по теме

    Астахова Лариса Николаевна

    Урок разработан по технологии личностно-ориентированного обучения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok.doc1005.5 КБ
    Binary Data pre.notebook880.59 КБ
    Файл pril.docx42.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 24 р.п. Юрты Тайшетского района Иркутской области

    Предмет: природоведение

    Класс: 5

    Тема урока: Жизнь на разных материках

    Форма урока: урок изучения нового материала

    Ф.И.О. учителя, разработавшего урок: Астахова Лариса Николаевна

    Урок природоведения в 5 классе:

     «Жизнь на разных материках».

    ЦЕЛИ УРОКА:

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ : 

    Начать формирование у пятиклассников представлений   об особенностях природы материков Земли, умения объяснять черты приспособленности живых организмов к условиям жизни. Познакомить учащихся  со своеобразием растительного и животного мира различных материков мира, с особенностями природы и типичными представителями флоры и фауны различных континентов. Начать формирование умения работать с географическими картами и другими дополнительными источниками информации.

    РАЗВИВАЮЩИЕ: 

    Развивать у учащихся умения выделять главное, существенное в изучении разнообразия животных и растений на материках, умение описывать природные объекты по предлагаемым критериям, использовать дополнительные источники информации, работать в группе, готовить краткие сообщения с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала;  продолжить формирование умений анализировать, обобщать, работать с различными источниками информации, умений устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, оформлять результаты мыслительных операций. 

    ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: 

    Содействовать формированию познаваемости мира и природы, воспитание бережного отношения ко всему живому, исходя из знаний об уникальности каждого вида на Земле, воспитание культуры труда, навыков общения и взаимоуважения.

     

    Тип урока: комбинированный.

    Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проектный(мини проект).

    Форма организации работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

    Оборудование: компьютер, проектор мультимедиа, ИД Smart Board, ПО Notebook 10, учебник «Природоведение» 5 класс, Дрофа, 2011, ПлешаковА.А., Сонин Н.И.

    Актуализация опорных знаний  

    Сегодня нам предстоит большое и интересное кругосветное путешествие. Ребята, что необходимо иметь, чтобы отправиться в путешествие?

    - средства передвижения

    - нужна карта

    Вы хорошо знаете карту?

    Давайте проверим!

    (Работа со слайдом №1. На экране появляются контуры материков. Именно контуры, так как в последствии, каждый материк будет заселяться растениями и животными  и их  яркие фотографии не будут сливаться с фоном)  

    - Чем представлена суша на нашей планете?

     -  Какие материки вам известны?

     Назовите:

    1. Самый крупный материк на планете? (Евразия)
    2. Самый жаркий материк? (Африка).
    3. Самый влажный материк? (Южная Америка)
    4. Самый маленький материк? (Австралия)
    5. Самый холодный материк? (Антарктида. -89,2°С)
    6. Какой материк мы не назвали? (Северная Америка)

    Мотивация и целеполагание.

    - Земля - уникальная планета. А в чем ее уникальность?

    В настоящее время только на ней обнаружена жизнь.

    -Скажите, а что способствует существованию жизни на нашей планете?

    (Работа со слайдом №1. Открытие шторки)

    У нас на уроке сегодня присутствуют гости. Но вот беда, они как герои мультфильма «Мадагаскар», пытаются найти дорогу домой! Давайте им поможем вернуться на свои материки.

    А что для этого нам надо сделать?

    - Надо выяснить, где обитают эти организмы.

    - Как мы можем это сделать?

    (ответы учащихся)

    (Учащимся предлагается выйти к доске и передвинуть организмы на материки. Попытка распределить животных и растения по материкам оказывается неудачной. Приходим к заключению о недостаточности знаний)

    Для того, чтобы вернуть животных и растения на материки, нам нужно с вами добыть знания, для этого  я предлагаю вам совершить кругосветное путешествие.

    Ребята, у нас мало времени и мы не сможем путешествовать вместе. Я предлагаю сформировать группы экспедиции по числу материков. Экспедициям предстоит собрать материал  и подготовить отчет для тех ребят, кто не побывал на вашем материке. 

    Путешествие наше будет долгим, и чтобы нам не забыть и рассказать своим близким и друзьям, что мы услышали и увидели, я прошу вас открыть тетради путешественника, которая поможет нам в определенном порядке записать сведения о животном и растительном мире своего материка.(Рабочая тетрадь стр. 70, задание №2)

    Изучение нового материала.

    1. Класс делится на 6 групп по количеству материков. Каждая группа готовит сообщение о растительном и животном мире материка (используя карту, информационные листы (Приложение 1), материал учебника стр. 126)
    2. Затем презентация работы каждой группы. Каждая группа рассказывает, о растениях и животных своего материка. (На ИД (работа со слайдом №1) передвигают изображения животных и растений на свой материк )
    3. По мере получения информации все учащиеся работают над заполнением таблицы в рабочей тетради. .(Рабочая тетрадь стр. 70, задание №2)

    Отработка умений и навыков  

    1. Ребята, если бы встретились с растениями и животными, изученными сегодня, вы бы узнали их?

    Давайте это проверим!

    Слайд №2 Игра «Узнай меня!»  

    1. Молодцы, вы отлично справились с заданием! Но хорошо ли  вы  запомнили, на каких материках обитают эти растения и животные? Давайте это проверим!

    Слайд №3 Игра «Откуда вы родом?».

    1. Работа тренировочного характера с последующей самопроверкой.

    Слайд №4 «Выполнение тестового задания

    Итоги урока

    1.  Выставление оценок
    2. Рефлексия учебной деятельности

    Сегодня урок

    -        Трудный -  лёгкий

    -        интересный – не интересный

    -        полезный – ненужный

    Я :

    -        старался – ленился

    -         был внимателен на уроке – был невнимателен

    -        урок усвоил –  не усвоил

    -        узнал новое – все знал (ничего не узнал нового)

    -        моя поставленная цель достигнута – не достигнута

    -        трудности были – небыли

    Какие выводы вы сделали после изучения темы?

    Домашнее задание

    1. с. 123 – 125, задания в р.т.
    2. Используя дополнительную литературу и ресурсы   Интернета, подготовить презентацию о жизни на материках. В презентации представить те растения и животные, которые на сегодняшнем уроке не изучались.


    Предварительный просмотр:

    Информационный лист №1

    Для путешественников на материк Евразия.

    Мы отравимся с вами в Юго-Восточную Азию. Здесь растет удивительное растение, которое называют «сыном воды и солнца». Для этого растения устраивают особые поля, которые как бассейн заполняются водой. Рассаду высаживают прямо в воду. Пропалывают это растение и собирают урожай часто с небольших лодок. Выращивать его стали около 7 тыс. лет назад. Из зерна производят крупу, крахмал, масло; из соломы – бумагу, картон, плетеные изделия.

    В Юго-Восточной Азии обитает удивительное животное – большая панда. Это животное уникальное, настоящая жемчужина среди диких зверей и очень красивая. Туловище большой панды удлиненное, на лапах она приземистая, формы тела округлые, морда короткая. Уши черные, вокруг глаз черные круги, будто зверь в роговых очках. На лапах черные «чулки», на груди черный жилет, а на остальных частях туловища шерсть белая. И в том удивительный контраст. Когти на всех четырех широких лапах длиной около 3 см, пальцы подвижны и частично втягиваются. Хвост белый, короткий длиной не более 20 см. У взрослых животных высота в плечах до 70 см, а длина тела до 170 м. Взрослые самцы достигают массы 150-180 кг, самки несколько легче. Места обитания густые труднопроходимые бамбуковые леса, покрывающие крутые горные склоны на высоте 2000-3800 м над уровнем моря. Плотность бамбука настолько велика, что видимость не превышает нескольких метров, но панды передвигаются в этих чащобах с удивительной быстротой и маневренностью. Живут они одиночками.

    Изображение большой панды – эмблема Всемирного фонда охраны природы, международной организации, созданной в 1961 г. Для оказания материальной помощи в охране дикой природы  там, где она находится под угрозой исчезновения.

    http://www.crazydot.net/wp-content/uploads/2010/04/wwf-2.jpg

    Информационный лист №2

    Для путешественников в  Африку.

     Африка. На этом материке   растут удивительные растения. Одно из них баобаб. Высота ствола до 20 м, диаметр 4-10 метров. Его мягкая древесина, как губка, может накопить до 120 т воды. В сухой, жаркий период года сбрасывает листья, поэтому легко переносит длительную засуху. Дерево немного «худеет», но после дождя опять «полнеет». Живет дерево до 5 тыс. лет. Враг баобаба слон, он любит полакомиться рыхлой, сочной древесиной баобаба во время периода засухи, когда не хватает влаги

    В Африке обитает самое высокое животное на свете – жираф. Человеку трудно охватить жирафа одним взглядом. Прямо перед собой он видит колени животного, потом, поднимая глаза, обозревает передние похожие на ходули ноги, плотную грудь, непомерно длинную шею и, наконец завершающую ее маленькую нелепую голову. Морда жирафа, его большие карие глаза, окаймленные густыми черными ресницами, выглядят очень кроткими и симпатичными, но уши его кажутся слишком большими, а голова увенчана двумя или несколькими рожками, которые  придают животному вечно изумленный вид. Высота тела до 5,5 м, масса до 1000 кг. Жираф обладает чутким слухом и острым зрением. Он замечает врагов на большом расстоянии, а относительно короткие, но мощные задние ноги позволяют ему молниеносно рвануть с места. Убегающий жираф способен довольно долго выдерживать очень высокую скорость – иной раз более 60 км в час. Это помогает ему без труда оставить далеко позади себя льва – единственного хищника, достаточно крупного и сильного, чтобы считать жирафа дичью. Но даже царь зверей дважды подумает, прежде чем бросится на взрослого самца-жирафа. Ведь если он не сумеет захватить его врасплох (а надежда на это плоха), ему грозит почти верная гибель под страшными ударами острых копыт, оборонительного оружия жирафа.

    Информационный лист №3

    Для путешественников в  Северную Америку.

    Северная Америка. Среди растений этого материка особенно удивительны растущие в Кордильерах вечнозеленые хвойные деревья секвойи. Высота дерева 100 м, диаметр 6-11 м. Живет 2000-4000 тыс. лет. Толщина коры может достигать 40-60 см. Древесина не гниет в воде, ее не трогают грибы и насекомые из-за большого содержания дубильного вещества танина. Поджечь древесину очень трудно, и, хотя молния довольно часто попадает в огромные секвойи, пожаров практически не бывает. В 1893 г. В США была повалена секвойя, на что ушло 22 дня. Диаметр ствола оказался равен 10 м. В дальнейшее на пне этого дерева бала устроена танцевальная площадка. На ней одновременно танцевали 16 пар, играл оркестр из 4 человек, и еще 20 человек стояли на пне вокруг танцующих.

    Из животных Северной Америки назовем одного зверька, которого здесь знают все. Он ни от кого не прячется: широкими белыми полосами на почти черном теле издалека привлекает внимание. Честно предупреждая врага, он сначала топает передними лапами, а затем задирает хвост, как сигнальный флажок, открывает анальные железы, из которых в случае необходимости брызнет струя вонючей жидкости. Жидкость имеет отвратительный запах, такой , что не выдерживают ни звери, ни люди – убегают подальше. Он спокойно занимается своими делами при приближении хищника, словно не испытывая ни малейшего страха. Этот равнодушный вид обманчив: характер у зверька достаточно свирепый; вынужденный вступить в бой, он демонстрирует и силу, и яростное упорство. Называют этого зверька полосатый скунс.

    Информационный лист №4

    Для путешественников в  Южную Америку.

    Южная Америка самый влажный материк на свете. Здесь протекает самая полноводная река мира Амазонка.   Виктория регия растет в речных заводях некоторых притоков Амазонки. Это наиболее крупное водное растение. Округлые листья достигают в ширину 2 м и полностью вырастают в течение всего нескольких дней. На таком листе может сидеть ребенок. Большие белые ароматные цветы распускаются в вечерние часы, а утром опять закрываются. У листьев снизу мощные поддерживающие перепонки, а приподнятые края листа защищают его верхнюю часть от замачивания. Цветок вырастает на длинном иглистом стебле и на несколько сантиметров поднимается над водой, достигая в ширину 40 см.

    В Южной Америке обитает самая большая бабочка в мире – совка агриппина, с размахом крыльев почти 30 см. Крылья передние удлиненные треугольные, серого или бурого цвета. Бабочки активны ночью или в сумерки. Жук дровосек-титан достигающий длинной до 18 см, самый большой в мире. 

     

    Информационный лист №5

    Для путешественников в  Австралию.

    Австралия самый маленький и засушливый материк на Земле. Здесь произрастают эвкалипты. Это вечнозеленые деревья и кустарники. Деревья высотой до 100 м. Растут быстро до 5 м в год, живут до 500 лет.

    Наиболее известное сумчатое животное Австралии – кенгуру. Обитают эти прыгуны в лесах, горах и на открытых пространствах. Всего насчитывается около 50 видов кенгуру.

    Самый маленький  мускусный. Его тело не превышает длиной 40 см, массой 0,5 кг. Самый большой – серый. Он может быть длиной до 3 м, массой около 30 кг. Это придел величины среди сумчатых. Детеныш рождается размером с грецкий орех и весит 1-2 г. Новорожденный слепой, голый, без ушей. Попав к маме в сумку, он настолько слаб, что молоко не сосет, оно само взбрызгивается ему в рот. Через 6-8 месяцев после рождения кенгуренок покидает сумку и начинает вести самостоятельный образ жизни, но далеко от матери не удаляется. И смешно бывает, когда, испугавшись чего-либо, уже взрослый кенгуренок бросается к матери и с разбегу ныряет в свою бывшую «крепость». Но теперь она его не спасает. Хотя голова и шея спрятались,  большая часть туловища, задние ноги и длинный хвост торчат наружу.

    Информационный лист №6

    Для путешественников в  Антарктиду.

    Антарктида – самый холодный материк на Земле. К таким суровым условиям приспособились немногие живые существа. Коротким, прохладным летом на побережье лед таит и на камнях видны мхи и лишайники. Другие растения здесь не живут, т.к. им не хватает тепла.

    Наиболее известные животные Антарктиды – пингвины. Эти птицы великолепно приспособились к существованию в воде. Их крылья преобразованы в ласты, которыми они гребут , передвигаясь с редкой быстротой. Их лапы служат отличными рулями и помещаются именно там, где могут выполнять эту функцию наиболее эффективно, - на самом конце тела. Вот почему на суше для этих птиц характерна вертикальная поза. Под кожей находится слой жира. Перья узкие и длинные. Наиболее крупный из пингвинов - императорский. Высота его 120 см, вес до 16 кг. Питаются рыбой. Лето они проводят в море, усердно нагуливая жир. Зимой самка откладывает одно яйцо, а самец принимает яйцо на собственные лапы и заталкивает под покрытую густыми перьями складку на нижней стороне брюха. Самки собираются в стаю и уходят в море. Через 2 месяца на свет появляется птенец и теперь о нем заботится мать. Вскармливая его переваренной рыбой.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Животные пресных водоемов. Методическая разработка урока природоведения.

    Урок проводится в 5 классе коррекционной школы 8 вида. Учитывает особенности психофизического развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья....

    Методическая разработка урока на тему "Женские идеалы красоты у разных народов мира".

    План конспект интегрированного урока. Урок изобразительного искусства и музыки....

    Методическая разработка урока риторики по теме «Побеседуем? Беседы бывают разными»

    Предмет: риторика.Класс: 6а «Школа – 2100».Тема: «Побеседуем? Беседы бывают разными»....

    методическая разработка урока природоведения по теме "Значение диких животных и их охрана"

    методическая разработка содержит поэтапную разработку урока и презентацию...

    Разработка урока для 5 класса "Сложение дробей с разными знаменателями"

    Урок открытия новых знаний Урок разработан с условием требований ФГОС, файл содержит конспект урока и презентацию к уроку....

    Методическая разработка урока математики 5 класс "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

    Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе учебника математики для 5 класса для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. ШарыгинаТип урока: Урок изуч...