Групповое логопедическое занятие по теме: "Родственные слова. Употребление родственных слов в речи"
план-конспект урока (5 класс) по теме

Методическая разработка группового логопедического занятия с учащимися 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatiemicrosoft_word_3.doc24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Родственные слова. Употребление родственных слов в речи.

Цели: уточнить представление о родственных словах; упражнять учащихся в подборе родственных слов, выделять в словах общую часть - корень; обогащать лексический запас слов; расширять связную речь; формировать наблюдательность, внимание; развивать мелкую и общую моторику; активизировать словарный запас в рамках лексической темы: «Осень»; воспитывать внимание к языковым явлениям.

Оборудование: слоги, слова, ребусы, грибы со словами, корзины, иллюстрация гнома, деформированный текст, диск с презентацией урока.

Ход занятия.

I.        Орг.момент

II.        Псих, настрой

Включение зрительного и речевого внимания.

- Собери из слогов слово, и ты узнаешь, что ждет нас сегодня на занятии, (путе-шест-вие — поездка или передвижение пешком по разным странам, местностям)

-        Как вы понимаете это слово? Как называются люди, которые путешествуют?

III.        Подготовка к восприятию нового материала.

-        Вот и мы будем сегодня путешественниками. Мы пойдем в гости к нашему старому знакомому — гному. Наше путешествие будет увлекательным и интересным. На нашем пути будут встречаться задания, с которыми мы должны обязательно справиться. Это позволит нам продолжить путь. Путь наш будет лежать через лес. За правильные ответы я буду выдавать листочки из нашего леса. Этот лес необыкновенный, в нём есть волшебная грамматическая поляна. Послушайте, какие чудеса происходят на ней.

(грамматическая сказка)

Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова- веточки и называли их однокоренными. А так как они были дети одного корня- папы, то ещё их называли родственными.

-Послушайте стихотворение о таких словах. (слова вывешиваются на доску)

        Жило - было слово ход

        В слове выход, в слове вход,

        В слове ходики стучало

        И в походе в даль шагало.

-Какая общая часть у всех этих слов? Назовите её. (ход)

-Как называется общая часть, от которой образованы все эти слова? (корень)

А что обозначает слово ход? (движение в каком либо направлении) -Слово выход? (место через которое выходят), вход(место через которое входят), ходики (стенные часы упрощённого устройства, с гирями), поход (путешествие или прогулка пешком, своим ходом)

Скажите, эти слова близки по смыслу?

В русском языке есть такое правило: все слова, которые имеют общую часть- корень, и близки по смыслу называются родственными.

Правило (читают хором)

Родственные слова близки по смыслу. В них повторяется общая часть- корень.

Родственные слова называются также однокоренными словами.

Вывод: являются ли слова выход, вход и т.д. родственными? Почему?

IV Основная часть.

        Корень слова - значимая часть

        Над словами родственными

        Держит власть.

        Выясним умело линию родства

        Однокоренные подберём слова.

Если вы правильно отгадаете ребус, у вас получится семья родственных, однокоренных слов.(слайд № 1, 2, 3,4)

Получилась семья? Почему? Составь предложения со словами лесник,

настольная, листок. Кто такой столяр? (рабочий, занимающийся изготовлением изделий из дерева) Что такое «лиственница»? (хвойное дерево с мягкой, опадающей на зиму хвоей) Что такое «грибница»? (часть гриба) Кто такие грибники? В какое время года собирают грибы? А какое время года сейчас? По каким признакам вы это определили? Так как сейчас время грибное, давайте отправимся за грибами. У каждого из вас будет корзина. На ней написано слово. На грибах тоже. Вы должны подобрать к своему слову—родственное, однокоренное. (3 корзина и грибы сделаны из плотного картона. Слова на грибах: подосиновик, осинка, осинник, березняк, подберезовик, цветовод, цветок, цветник. На корзинах слова — цвет, осина, береза)

-        Давайте вспомним, какие слова называются родственными? (дети выполняют задание).

V.        Физ. минутка.

        За грибами в лес пошли Белый гриб мы нашли

        Раз - грибок, два - грибок Положи их в кузовок.

        По дорожке тихо шли Боровик нашли

        Боровик боровой

        В мох укрылся с головой.

VI.        Работа со стихотворением.

Посмотрите на слова, которые написаны на доске (дом, домосед, домовой, домочадцы, домашний)

Как можно назвать эти слова? Какими они являются? Почему? Докажите что они близки по значению.

домосед - человек, любящий дом. домовой - существо, которое охраняет дом. домочадцы - все кто живёт в одном доме, в одной семье.

У нас есть стихотворение о нашем друге гноме, но оно незаконченное. Давайте попробуем закончить каждую строчку стихотворения, (слайд № 5)

Ребята, мы справились с заданиями и перед нами наш друг и его замечательный дом. (слайд № 6)

Но вот беда, гном решил отправить письмо друзьям. У него рассыпались слова. Что мы можем составить из слов? Что такое предложение? (предложение выражает законченную мысль, слова расположены в определённом порядке и связаны по смыслу)

-        Давайте правильно составим предложения и запишем их. Но сначала подготовим пальчики для письма.

VII.        Пальчиковая гимнастика
        
Вот и осень наступила

        Тучка солнышко закрыла,

        И над лесом, сделав круг,

         Птицы подались на юг.

        С ветки листья опадают,

        В щель букашки заползают.

VIII. Работа в тетради (деформированный текст)

Гном в лесу построил дом. У него за печкой жил домовой. Вечером гном встречался с любимым домочадцем. Дом гнома всегда открыт для гостей. Найдите однокоренные слова, Выделите корень в этих словах.

X.        Закрепление

- Давайте расскажем гному, что мы изучали? Что называется родственными словами? Какие слова называются однокоренными?

XI.        Итог урока

Подведение итогов, поощрение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционное логопедическое занятие "Слова-приятели, слова-неприятели, родственные слова (закрепляющее занятие)" с самоанализом

Данное занятия было разработано и проведено с обучающимися 3 класса, имеющими нарушение письма и  чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР. Также представлен и са...

Конспект группового логопедического занятия для первоклассников с ФФН. Тема: "Дифференциация Ч-Щ в слогах, словах и предложениях"

Цели занятия:Научить различать звуки и буквы Ч-Щ с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения.Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и фонематического восприятия.Научить применя...

Групповое логопедическое занятие по теме «Слова-предметы»

Предназначено для 1 – го класса с общим недоразвитием речи. Для детей с ОНР свойственно неразграничение таких понятий, как звук, слог, слово, предложение. Это в дальнейшем ведет к нарушениям фонетичес...

Конспект группового логопедического занятия по теме: "Слова, обозначающие предметы."

Данный конспект поможет с легкостью провести занятие по данной теме, понравится и детям, и педагогу. Ход занятия чётко структурирован, соблюдены все основные этапы. Лексическая тема: " Осень"...

Групповое логопедическое занятие для учащихся 3 класса имеющих заключение «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи и фонематическое недоразвитие речи. Дисграфия» Тема: Образование слов при помощью суффикса

Цель: учить детей образовывать существительные и прилагательные суффиксальным способом.Задачи:Образовательные:1)​ Закреплять знания о правописании суффиксов;2)​ Знакомить детей со значениями...

Групповое логопедическое занятие на тему: «Зрительно-слуховая дифференциация И-У в слогах, в словах, в предложениях» (2-й класс)

Цель: Дифференциация звуков [и-у] на слух, букв и - у на письме.Задачи:Коррекционные:-учить детей дифференцировать сходные по начертанию буквы и-у в слогах, в словах и в ...