Конспект группового логопедического занятия по теме: "Слова, обозначающие предметы."
план-конспект на тему

Гранова Анастасия Николаевна

Данный конспект поможет с легкостью провести занятие по данной теме, понравится и детям, и педагогу. Ход занятия чётко структурирован, соблюдены все основные этапы. Лексическая тема: " Осень".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Слова, обозначающие предметы.32.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: « Слова, обозначающие предметы». Лексическая тема: «Осень».

Цель занятия: закрепить у детей понятие о словах, обозначающих предметы.

Задачи

Коррекционно – развивающие:

- корригировать произношение;

- корригировать и развивать связную устную речь через формирование ответа полным предложением;

- корригировать и развивать слуховое восприятие;

- корригировать и развивать зрительное и слуховое внимания, память;

- корригировать и развивать мыслительную деятельность операций анализа и синтеза;

- корригировать и развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук (формирование ручной умелости и соразмерности движений).

Образовательные:

- сформировать навык различения живых и неживых слов – предметов;

- сформировать навык графически изображать слова, обозначающие предметы;

- систематизировать и обобщить знания ребенка по теме «Осень»;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к занятиям;

- воспитывать самостоятельность;

- воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям, трудолюбие).

Здоровьесберегающие:

- планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости ребенка;

- соблюдать правильную посадку ребенка;

- способствовать созданию благоприятного психологического климата;

- чередовать статические и динамические задания.

Оборудование: картинки, изображающие живые и неживые предметы; аудиозапись осеннего леса; плакат осени; картинки осени; шапочки грибов на пальцы; печать вместо отметок.

Ход занятия:

Этапы и виды работы на этапе

Деятельность педагога

Деятельность ребёнка

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

  1. Оргмомент.

Психогимнастика.

Педагог задаёт вопрос о времени года. Выразите своё состояние и настроение, в разное время осени. Радуемся желтым листьям; ёжимся от холодного ветра; нас пробирает дрожь в дождливую погоду; солнце пригревает наше лицо.

Учащиеся отвечают на вопрос о времени года и показывают мимикой, жестами, движением настроение и действия осени.

Организовать и настроить детей на занятие.

  1.  Основной этап.

Проверка домашнего задания.

Педагог проверяет домашнее задание по пройденному материалу: придумать живые и неживые слова – предметы, задать к ним вопрос. Каждому ребенку по два слова.

Учащиеся отвечают.

Выяснить насколько учащиеся освоили новую тему.

Актуализация знаний.

Работа с плакатом  «Времена года. Осень».

Педагог предлагает учащимся рассмотреть изображение осени на плакате, назвать, что изображено, полным предложением,  и послушать звуки осеннего леса.

Ребенок называет, что изображено на плакате, полным предложением, и слушает звуки осеннего леса.

Привлечь внимание ребенка и вызвать интерес к занятию. Актуализировать знания по теме занятия.

Закрепление изученного материала.

Сообщение темы занятия.

Беседа об осени.

Дыхательная гимнастика «Сдуй листок с ладони»

Изучение нового материала.

Объяснение, как графически изображаются слова – предметы.

Педагог сообщает учащимся, что сегодня на занятии они отправятся на прогулку в осенний лес. Там будут встречаться разные слова, и мы будем искать среди них слова – предметы, ставить к ним вопросы и определять живые они или нет.

Педагог выясняет у детей основные признаки осени.

Предлагает отгадать загадки про осень и определить отгадки это слова предметы или нет.

Вот старушка из сторожки 
Грязь разводит на дорожке. 
Вязнет в топи мокрый лапоть – 
Все зовут старушку … 
 (слякоть) 

По городу дождик осенний гулял, 
Зеркальце дождик своё потерял. 
Зеркальце то на асфальте лежит, 
Ветер подует — оно задрожит. 
 (лужа) 

Кто всю ночь по крыше бьёт 
Да постукивает, 
И бормочет, и поёт, убаюкивает? 
 (дождь)

Осень в гости к нам пришла 
И с собою принесла... 
Что? Скажите наугад! 
Ну, конечно ... 
 (Листопад) 

Педагог предлагает сдуть засушенный лист дерева с ладони, контролирует правильность выдоха.

Логопед объясняет ученикам, что слова-предметы изображаются одной прямой чертой, и предлагает им начертить графическую схему слов. Напоминает, что после каждого слова надо поставить запятую. Затем логопед называет слова-предметы. Например: лист, сапог, стул, карандаш, ручка, птица, берег, река.

Логопед: как вы изображали слова, которые обозначают предметы? Что обозначают слова, которые вы изображали одной прямой чертой?

Учащиеся вспоминают и называют основные признаки осени.

Дети вспоминают, правило определения слов-предметов, какие из них живые и какие нет.

Дети дают ответ.

Дети выполняют упражнение.

Дети в тетрадях дают графическое изображение этих слов, после чего подсчитывается количество слов (черточек).

Учащиеся отвечают.

Определить уровень осведомленности учащихся по пройденному материалу.

Контролировать правильное произношение всех звуков.

Обогащать словарь по теме занятия. Формировать навык ответа на вопрос полным предложением.

Актуализировать знания по теме: «Осень».

Формировать правильный выдох.

Формировать навык графически изображать слова, обозначающие предметы.

Оценить понимание нового материала.

Закрепление изученного материала.

«Что происходит в природе осенью?»

Работа со словами, обозначающими предметы.

Педагог задает вопрос по теме «Осень». При необходимости помогать опорными картинками.

Логопед предлагает ученикам придумать и назвать слово, обозначающее живой предмет, затем неживой предмет, и к каждому слову поставить вопрос. Затем назвать два слова, из которых одно обозначает живой, а другое неживой предмет, и поставить к ним вопросы. Например, кошка,  лампа (к то? ч т о?), птичка, стол (кто? что?). Объяснить, почему поставили этот вопрос. Затем логопед предлагает рассмотреть картинки, отобрать те, которые обозначают: а) живые предметы, б) неживые предметы.

Поставить вопрос.

Дети вспоминают и называют.

Учащиеся выполняют задание.

Пополнять и обогащать пассивный и активный словарный запас ребенка. Обогащать словарь ребенка по теме занятия.

Закреплять навык ответа на вопрос полным предложением.

Закрепить у детей понятие о словах, обозначающих предметы.

Активная гимнастика для развития мелкой моторики.

Упражнения «Звонкие капельки», «Грибочек».

Педагог предлагает выполнить упражнения, объясняя их выполнение.

«Звонкие капельки».

Капли звонкие звенят,               

 Дети стучат по столу каждым пальцем.

Поиграть зовут ребят.              

  По очереди или всеми пальцами вместе.

Поиграть зовут ребят,       

Напевают: «Кап да кап».

Дождик, дождик, припусти,        

Дай грибочкам подрасти.   

По столу всеми пальцами одновременно с продвижением рук по столу.

«Грибочек».

Дети надевают на указательный палец шапочку грибочка (остальные пальцы собраны в кулачок). Поворачивая руку, показывают грибок. Потом опускают шляпку грибка вниз.

Гриб-грибочек под кусточком,

Гриб-грибочек под листочком.

Если в лес грибник придёт,

Сразу спрячется грибок.

                        Л.Б. Гусевой

Дети выполняют упражнения вместе с логопедом.

Корригировать и развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук.

Динамическая пауза.

Физ. минутка

«Осень»

Педагог читает стихотворение и показывает движения.

Ходит осень по дорожке

Промочила в лужках ножки.
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клена листья сбросил

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши).

Дети сопровождают чтение имитацией движений в соответствии с текстом.

Способствовать снятию общего утомления.

Развивать общую моторику.

Чередовать статические и динамические задания.

Закрепление изученного материала.

Упражнения для развития зрительного и слухового внимания, памяти по пройденному материалу.

1.Логопед предлагает рассмотреть картинки, запомнить их. Назвать только те, которые обозначают неживые предметы, затем те, которые обозначают живые предметы. (Картинки подбирает логопед по своему усмотрению.)

2. Логопед предлагает прослушать слова, назвать только те, которые обозначают неживые предметы: медведь, лягушка, диван, певец, скрипка, ветка.

3. Из того же ряда слов назвать только те, которые обозначают живые предметы. (Логопед еще раз повторяет ряд слов.)

Дети выполняют задания.

Развития зрительного и слухового внимания, памяти. Закрепление у детей понятия живые и неживые слова-предметы.

Контроль знаний и умений.

Составление рассказа по картинке «Осень».

Педагог предлагает детям составить рассказ по предъявляемой картине. При необходимости, помогает наводящими вопросами.

Учащиеся по очереди составляют рассказ.

Развитие связной устной речи.

  1. Итог занятия.

Подведение итогов и оценка деятельности обучающихся.

Опрос.

Оценка деятельности детей.

Педагог предлагает детям вспомнить то, чем занимались на занятии.

Затем оценивает  работу ребенка.

Ставит печать «сердечко» в тетрадь, если ребенок хорошо работал на занятии.

Дети вспоминают.

Обобщить тему урока.

Подвести итог работы на занятии.

Развивать долговременную память.

Оценить деятельность ребенка.

Домашнее задание

Объяснение домашнего задания по пройденной теме.

Задание детям: рассказать родителям о словах – предметах, какие они бывают. Задать родителям вопросы на определение живых и неживых предметов.

Придумать загадку про осень.

Ребенок получает домашнее задание.

Закрепить знания и умения детей, полученные на занятии, дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы - конспекты групповых логопедических занятий в 1 классе специальной коррекционной школы VIII вида

В данных планах старалась отразить коррекционные цели занятий, включая специальные коррекционно - развивающие упражнения по развитию высших психических функций. Использовала доступные для учащихся с и...

Конспект группового логопедического занятия по теме "Дифференциация Т-Д"

Материал содержит конспект группового логопидического занятия с учащимися первых классов по теме "Дифференциация Т-Д" и презентацию к данному занятию...

конспект группового логопедического занятия во 2 классе специальной (коррекционной) школы по теме: Зима. Автоматизация звука Л.

Конспект логопедического  занятия во 2 классе  специальной (коррекционной) школы "Автоматизация звука Л. Лексика: Зима."...

Групповое логопедическое занятие по теме «Слова-предметы»

Предназначено для 1 – го класса с общим недоразвитием речи. Для детей с ОНР свойственно неразграничение таких понятий, как звук, слог, слово, предложение. Это в дальнейшем ведет к нарушениям фонетичес...

Логопедическое занятие по теме: «Слова, обозначающие признаки предметов», в 3 классе.

Цель: познакомить со словами - признаками и вопросами, на который они отвечают.Задачи:Коррекционно - образовательные:- сформировать у воспитанников представление о словах, обозначающих признаки предме...