Логопедическое занятие по теме: «Слова, обозначающие признаки предметов», в 3 классе.
план-конспект

Позднякова Наталья Николаевна

Цель: познакомить со словами - признаками и вопросами, на который они отвечают.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- сформировать у воспитанников представление о словах, обозначающих признаки предмета;
- расширить и активизировать словарный запас словами, обозначающими признаки;
- закрепить обобщающее понятие «фрукты»;
- закрепить навык составления простого предложения;
Коррекционно – развивающие:
- развивать общую моторику;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- развивать координацию речи с движением;
- формировать навык правильного речевого дыхания.
- развивать внимание, память, мышление.
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать интерес к занятию,
- воспитывать самоконтроль за своей речью.

Оборудование: фрукты (яблоко, апельсин, лимон, банан); картинки – модели: глаз, рука, нос, рот.
 

План занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему занятия.
  3. Профилактика миопии.
  4. Развитие фонематического слуха и восприятия.
  5. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
  6. Развитие зрительного внимания.
  7. Динамическая пауза.
  8. Согласование существительных с прилагательными.
  9. Составление предложений, запись в тетрадь.
  10. Итог занятия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Логопедическое занятие 240.57 КБ

Предварительный просмотр:

«Кокшинская общеобразовательная школа – интернат»

Логопедическое занятие

Тема: «Слова, обозначающие признаки предметов», в 3 классе.

http://www.o-krohe.ru/images/article/orig/2018/01/logopedicheskie-igry-dlya-detej-6-7-let.jpeg

Составил: учитель – логопед: Н.Н. Позднякова

Цель: познакомить со словами - признаками и вопросами, на который они отвечают.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- сформировать у воспитанников представление о словах, обозначающих признаки предмета;
- расширить и активизировать словарный запас словами, обозначающими признаки;
- закрепить обобщающее понятие «фрукты»;
- закрепить навык составления простого предложения;
Коррекционно – развивающие:
- развивать общую моторику;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- развивать координацию речи с движением;
- формировать навык правильного речевого дыхания.
- развивать внимание, память, мышление.
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать интерес к занятию,
- воспитывать самоконтроль за своей речью.

Оборудование: фрукты (яблоко, апельсин, лимон, банан); картинки – модели: глаз, рука, нос, рот.

План занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему занятия.
  3. Профилактика миопии.
  4. Развитие фонематического слуха и восприятия.
  5. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
  6. Развитие зрительного внимания.
  7. Динамическая пауза.
  8. Согласование существительных с прилагательными.
  9. Составление предложений, запись в тетрадь.
  10. Итог занятия.

Ход занятия

  1. Орг. момент.

Ребята, предлагаю поиграть в игру с пальчиками.

  • Пальчиковая гимнастика

 Мы делили апельсин,
 Много нас, а он один. 
 Эта долька - для ежа, 
 Эта долька - для стрижа, 
 Эта долька - для утят, 
 Эта долька - для котят, 
 Эта долька - для бобра, 
 А для волка - кожура. 
 Он сердит на нас - беда!!! 
 Разбегайтесь кто-куда!

Ребята, посмотрите, что у меня есть, «чудесный мешочек», хотите посмотреть, что в нём.

Это яблоко. Витя, скажи, что это? (Яблоко).

Это апельсин. Полина, скажи, что это? (Апельсин).

Это лимон.  Артём, скажи, что это? (Лимон).

Это банан. Ярослав, скажи, что это? (Банан).

Назовите всё это одним словом (Фрукты).

Какие ещё фрукты вы знаете?

Где растут фрукты? (на деревьях, на кустарниках; в жарких странах, в нашей местности; в садах).

- Ребята, фрукты, все они разные и не похожи друг на друга. Про каждый фрукт, мы можем сказать, какой он по цвету, форме, величине и вкусе. 

II. Знакомство с темой занятия

- Сегодня на занятии мы познакомимся со словами. Которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы, которые записаны на доске.

Какой? Какая? Какое? Какие? 

III. Повторение изученного материала

Цель: активизировать знания детей по темам: «Слова, обозначающие предметы» и «Слова, обозначающие действия предметов».

- Прочитайте слова на доске в первом столбике.

(Дети зачитывают слова в первом столбике.)

- Как мы называем эти слова? (Это «слова-предметы» яблоко, бабочка, собака)

- Какой вопрос мы задаем к этим словам? (К словам-предметам задаем вопрос «Кто это?» или «Что это?»)

- Назовите слово-предмет, которое относится к фруктам? (Яблоко.)

Ребята, мы уже познакомились со словами, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы Кто? Или Что? 

- Прочитайте слова на доске во втором столбике.

(Читают слова во втором столбике.)

- Как мы называем эти слова? (Это «слова-действия», летает, сторожит, падает)

- Какие вопросы мы задаем к словам-действиям? (К словам-действиям, задаем вопрос: «Что делает?», «Что делал?», «что будет делать?»)

Инструкция: Назовите предмет и действие предмета.

III. Работа над словами, обозначающими признак предмета.

  • Для того, чтобы узнать об фруктах, будем задавать вопрос «Какой?» Какая? Какое? Какие?
  • Какие фрукты по величине? (Яблоко – какое? Большое. Лимон - какой? Маленький. Банан - какой? Большой. Апельсин – какой? Большой.)
  • Какие фрукты по цвету? Какое яблоко? Какой лимон, апельсин, банан? (Яблоко какое? красное, лимон какой? жёлтый, апельсин какой? оранжевый, банан какой? жёлтый.)
  • Какие фрукты по форме? (Яблоко какое? Круглое. Лимон какой? Овальный. Апельсин какой? Круглый. Банан какой? Овальный.
  • Какие фрукты по вкусу? Какое яблоко? Какой лимон, банан, апельсин? (Яблоко сладкое, лимон кислый, банан сладкий, апельсин сладкий.)
  • Какие овощи на ощупь? Какое яблоко? Какой лимон, апельсин, банан? (Яблоко гладкое, лимон гладкий, апельсин гладкий, банан гладкий.)
  • Ребята, а вы знаете, как называются слова, которыми вы описываете фрукты? (Эти слова называются слова признаками.) 

- Чтобы называть слова – признаки, нам помогают: глаза, руки, нос, рот. (Предъявляются ребенку картинки – модели).
- Что мы можем увидеть глазами? (Цвет, форма, величина).
- Что мы можем почувствовать на ощупь руками? (Гладкий – шершавый, твердый – мягкий, тяжелый – легкий).
- Что можно ощутить, положив предмет в рот на язык? (Вкус).
- Что мы можем почувствовать с помощью носа? (Запах).

  • Дыхательная гимнастика: «Какой фрукт?»
    Логопед: А вы умеете различать запахи фруктов? Сейчас я это проверю.
    Закройте глаза, предъявляются разные фрукты. Напоминаю, вдох делаем через нос.

Вывод: Предметы отличаются друг от друга многими признаками: цветом, формой, размером, вкусом, запахом. Вы только что сами в этом убедились, назвали много слов и все они обозначают признак предмета. На какие вопросы отвечают слова, обозначающие признак предмета? (Какой? Какая? Какое? Какие?)

  • Физ.минутка: «Яблоко»
    Вот так яблоко! Оно –
    Соку сладкого полно (встают, руки в стороны, руки на пояс).
    Руку протяните, Яблоко сорвите (протягивают руки вперед).
    Ветер ветку стал качать (поднимают руки вверх, качают руками)
    Трудно яблоко достать (подтягиваются)
    Подпрыгну, руку протяну (подпрыгивают)
    И быстро яблоко сорву! (хлопают в ладоши над головой)
    Вот так яблоко! Оно-
    Соку сладкого полно (встают, руки в стороны, руки на пояс).

- Молодцы, садитесь на свои места. Играем дальше.

  • Игра с мячом: «Какой сок?» Согласование существительных с прилагательными.

Цель: учить согласовывать существительные с прилагательными, образовывать относительные прилагательные.

Инструкция:

Логопед: – Сейчас я буду называть фрукт и бросать вам мяч. А вы будете отвечать какой сок из него можно приготовить.
Сок из яблока – яблочный               
Сок из апельсина – апельсиновый                
Сок из лимона – лимоновый              
Сок из банана - банановый                               

IV. Работа в тетради.

Инструкция: Запишите к словам-предметам по 2 слова-признака. Любой фрукт берите и его опишите.

  • Яблоко (какое?) …, ….
  • Апельсин  (какой?) …, ….
  • Банан (какой?) …, ….
  • Лимон (какой?)…, ….

Слова для справок: красное, оранжевый, жёлтый, сладкое, кислый, сладкий.

  • Игра «Назови ласково»

Логопед: – Я буду называть фрукт, а вы будете называть этот фрукт ласково.
Апельсин – апельсинчик;                абрикос – абрикосик;
Мандарин – мандаринчик;             лимон – лимончик;
Банан  –бананчик;                          яблоко - яблочко
Лимон –лимончик;                         груша – грушка.

V. Итог занятия

– Ребята, на какие вопросы отвечают слова, обозначающие признаки предметов? Как называются такие слова? С помощью каких органов чувств мы определяем признаки предметов? Ребята, скажите фрукты какие? Ребята, я вам предлагаю пройти тест этой теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок письма и развития речи по теме: "Слова, обозначающие признак предмета"

Тема: Слова, обозначающие признак предмета.Цель: учить определять  в устной и письменной речи, слова обозначающие признак предмета....

Конспект группового логопедического занятия по теме: "Слова, обозначающие предметы."

Данный конспект поможет с легкостью провести занятие по данной теме, понравится и детям, и педагогу. Ход занятия чётко структурирован, соблюдены все основные этапы. Лексическая тема: " Осень"...

Логопедическое занятие. 4 класс "Слова, обозначающие признак предмета"

Логопедическое занятие. 4 класс "Слова, обозначающие признак предмета"...

Сценарий урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" на тему "Слова, обозначающие признаки предметов."

Сценарий урока  для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (ИН) на тему "Слова, обозначающие признаки предметов."...