Проблема достижения стандарта по математике в классах компенсирующего обучения.
статья на тему

Гилева Татьяна Анатольевна
Проблема достижения стандарта по математике в классах компенсирующего обучения. С появлением классов компенсирующего обучения возникли как общепедагогические, так и методические проблемы. К общепедагогическим проблемам относят: - отбор учащихся в классы компенсирующего обучения на основе психолого-педагогической диагностики; - создание специальных программ для классов компенсирующего обучения. Обучение по этим программам должно строиться так, чтобы на любом этапе был возможен переход учащегося из класса компенсирующего обучения в общеобразовательный класс, если его знания соответствуют уровню обязательной подготовки, предусмотренной Госстандартом. Основные методические проблемы: как учить этих детей математике, как изменить их отношение к учению. Психологи рекомендуют следующие подходы: 1. использование однообразных видов учебной деятельности, таких как списывание, стандартные письменные вычисления, работа по алгоритму, которые помогают организовать учеников на выполнение учебных заданий, вызывать у них удовлетворение от того, что они справились с этим заданием и тем самым изменить их отношение к учению. 2. вовлечение учащихся в активную мыслительную деятельность, постепенное обучение их рациональным приемам мышления, расширение зоны «самостоятельного мышления». 3. оказание «дозированной» помощи при решении задач. 4. использование игровых форм учебной деятельности. Отсюда следует, что наиболее успешными на уроках математики в этих классах являются такие методические приемы: • решение задач по образцу; • рассмотрение различных подходов к решению одной и той же задачи; • отыскание различных способов решения задачи; • составление опорных схем и применение других наглядных средств обучения; • прием подсказывающих ответов: это может быть конкретизацией задания, совместным решением аналогичной задачи и прямым указанием приема, которым она решается; • правильный подбор тематики и уровня задач, придание им занимательной формы; • использование соревнования, к которому побуждают следующие вопросы учителя: «Как решить быстрее?», «У кого решение получилось самое короткое?», «Самое простое?» «Самое неожиданное?» Приведем некоторые примеры, иллюстрирующие перечисленные методические приемы при изучении математики в 5-м классе. Пример 1. подбор тематики задач. Задача 1. в воскресенье Вася помогал родителям собирать яблоки на садовом участке. На следующий день он принес в класс 12 яблок, чтобы угостить приятелей. А его одноклассницы Валя и Вера принесли на 4 яблока больше. Яблоки сложили в кучу и ребята стали угощаться. Когда все ученики класса (вместе с Васей, Валей и Верой) взяли по одному яблоку, яблок в куче не осталось. Сколько учеников в классе? Вопросы: 1. Чем занимался Вася в воскресенье? 2. Сколько яблок он принес в класс, чтобы угостить приятелей? 3. Сколько яблок принесли его одноклассницы? 4. По сколько яблок взял каждый ученик? 5. Остались ли еще яблоки? 6. Что необходимо узнать, чтобы ответить на вопрос, сколько учеников в классе? После решения этой задачи можно предложить еще ряд вопросов. В этой задаче вы узнали, сколько учеников в Васином классе. 1. Кого в классе больше: мальчиков или девочек? 2. Ученики Васиного класса сидят за партами по двое, а одна парта остается пустой. Сколько парт в Васином классе? 3. Парты в Васином классе стоят в три ряда, в каждом ряду одно и то же число парт. Сколько парт в каждом ряду? Задача 2. ( «В мире животных»). В нашей стране водится много бобров. Бобр- крупный грызун, ведет полуводный образ жизни, обитает по лесным рекам, сооружает из ветвей домики, поперек реки делает плотины длиной 5-6 м. Задание. Узнайте длину тела бобра (в дециметрах). Поможет вам удивительный квадрат. 5,9 6,3 3,6 2,3 2,7 0 3,7 4,1 1,4 Выполните действия: 1) из первой строки выберите наименьшее число; 2) из второй строки выберите наибольшее число; 3) из третьей строки выберите не наибольшее и не наименьшее число; 4) найдите сумму выбранных чисел- вы получите ответ на вопрос. Ответ: 3,6+2,7+3,7=10, длина тела бобра 10 дм. Дополнительно. Из каждой строки и каждого столбца выберите по одному числу, найдите сумму этих чисел. Что вы заметили? ( сумма равна 10.) Найдите сумму по диагонали. Что вы заметили? Пример 2. отыскание различных способов решения задачи. Задача. От станции одновременно в противоположных направлениях отошли два поезда. Скорость одного поезда 55 км/ч, скорость другого 45 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 6 часов? Вопросы: 1. Как найти путь, если знаем скорость и время? 2. Сколько поездов отошло от станции? 3. В каком направлении шли поезда? 4. Какова скорость каждого поезда? 5. Сколько времени были поезда в пути? Вопросы по условию задачи можно задавать, начиная с главного вопроса задачи. - Что необходимо узнать в задаче? - А как узнать расстояние? Что необходимо для этого знать? - Какова скорость первого поезда? Скорость второго? - Как движутся эти поезда? Решение. Способ 1. 1) 55•6=330; 2) 45•6=270; 3) 330+270=600(км). Способ 2. 1) 55+45=100; 2) 100•6=600(км). При решении задачи следует писать пояснение и затем записать ответ. Пример 3, в котором используется занимательная форма задач. Задание ( «Хочу все знать»). На земном шаре обитают птицы- безошибочные составители прогноза погоды на лето. Название этих птиц зашифровано примерами. Применяя прием последовательного деления, найдите частное: 450:18, 315:15, 420:28, 360:8, 2100:15, 600:25, 425:25, 490:14. Заменив частное буквами, вы прочтете название птиц-метеорологов. 15 35 17 25 24 45 21 140 а о г ф н м л И Комментарий. Фламинго из песка строят гнезда в форме усеченного конуса, в верхнем основании делают углубления, в которые откладывают яйца. Высота гнезда зависит от того, каким будет лето: сухим или дождливым. Если лето ожидается дождливым, то гнезда строятся высокими, чтобы их не могла затопить вода, если засушливое- то более низкими. Пример 4. Составление опорных схем, применение наглядных средств обучения. Схема 1. Было А…, добавилось Б… .Сколько стало? Вместо букв можно ставить любые числа, а вместо пропусков- подходящие существительные. Ответ: А+Б… . Схема 2. В одном________А …, в другом_________В … . Сколько в них всего …? Вместо «в одном» можно писать «в одной», «у одной». Ответ: А+В … Схема 3. У одного _______ А …, у другого – на В… больше. Сколько … у другого? Ответ: А+В … Пример 5. Решение по образцу. Образец. Решить уравнение х+60=100 Чтобы найти неизвестное слагаемое(х), надо из суммы (100) вычесть известное слагаемое(60). х=100-60 х=40 Проверка. Подставим найденное значение неизвестного в исходное уравнение. Левая часть равенства равна правой. 40+60=100 100=100 Задание. Решите уравнения по образцу: а) х+39=42; б) 20+а=36; в) х+716=2540; г) 678+х=700.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема достижения стандарта по математике в классах компенсирующего обучения.

С появлением классов компенсирующего обучения возникли как общепедагогические, так и методические проблемы. К общепедагогическим проблемам относят:

- отбор учащихся в классы компенсирующего обучения на основе психолого-педагогической диагностики;

- создание специальных программ для классов компенсирующего обучения. Обучение по этим программам должно строиться так, чтобы на любом этапе был возможен переход учащегося из класса компенсирующего обучения в общеобразовательный класс, если его знания соответствуют уровню обязательной подготовки, предусмотренной Госстандартом.

Основные методические проблемы: как учить этих детей математике, как изменить их отношение к учению. Психологи рекомендуют следующие подходы:

  1. использование однообразных видов учебной деятельности, таких как списывание, стандартные письменные вычисления, работа по алгоритму, которые помогают организовать учеников на выполнение учебных заданий, вызывать у них удовлетворение от того, что они справились с этим заданием и тем самым изменить их отношение к учению.
  2. вовлечение учащихся в активную мыслительную деятельность, постепенное обучение их рациональным приемам мышления, расширение зоны «самостоятельного мышления».
  3. оказание «дозированной» помощи при решении задач.
  4.  использование игровых форм учебной деятельности.

Отсюда следует, что наиболее успешными на уроках математики в этих классах являются такие методические приемы:

  1. решение задач по образцу;
  2. рассмотрение различных подходов к решению одной и той же задачи;
  3. отыскание различных способов решения задачи;
  4. составление опорных схем и применение других наглядных средств обучения;
  5. прием подсказывающих ответов: это может быть конкретизацией задания, совместным решением аналогичной задачи и прямым указанием приема, которым она решается;
  6. правильный подбор тематики и уровня задач, придание им занимательной формы;
  7. использование соревнования, к которому побуждают следующие вопросы учителя: «Как решить быстрее?», «У кого решение получилось самое короткое?», «Самое простое?» «Самое неожиданное?»

Приведем некоторые примеры, иллюстрирующие перечисленные методические приемы при изучении математики в 5-м классе.

Пример 1. подбор тематики задач.

Задача 1. в воскресенье Вася помогал родителям собирать яблоки на садовом участке. На следующий день он принес в класс 12 яблок, чтобы угостить приятелей. А его одноклассницы Валя и Вера принесли на 4 яблока больше. Яблоки сложили в кучу и ребята стали угощаться. Когда все ученики класса (вместе с Васей, Валей и Верой) взяли по одному яблоку, яблок в куче не осталось. Сколько учеников в классе?

Вопросы:

  1. Чем занимался Вася в воскресенье?
  2. Сколько яблок он принес в класс, чтобы угостить приятелей?
  3. Сколько яблок принесли его одноклассницы?
  4. По сколько яблок взял каждый ученик?
  5. Остались ли еще яблоки?
  6. Что необходимо узнать, чтобы ответить на вопрос, сколько учеников в классе?

После решения этой задачи можно предложить еще ряд вопросов. В этой задаче вы узнали, сколько учеников в Васином классе.

  1. Кого в классе больше: мальчиков или девочек?
  2. Ученики Васиного класса сидят за партами по двое, а одна парта остается пустой. Сколько парт в Васином классе?
  3. Парты в Васином классе стоят в три ряда, в каждом ряду одно и то же

          число парт. Сколько парт в каждом ряду?

Задача 2. ( «В мире животных»). В нашей стране водится много бобров. Бобр- крупный грызун, ведет полуводный образ жизни, обитает по лесным рекам, сооружает из ветвей домики, поперек реки делает плотины длиной 5-6 м.

Задание. Узнайте длину тела бобра (в дециметрах). Поможет вам удивительный квадрат.

5,9

6,3

3,6

2,3

2,7

0

3,7

4,1

1,4

 Выполните действия:

  1. из первой строки выберите наименьшее число;
  2. из второй строки выберите наибольшее число;
  3. из третьей строки выберите не наибольшее и не наименьшее число;
  4. найдите сумму выбранных чисел- вы получите ответ на вопрос.

Ответ: 3,6+2,7+3,7=10, длина тела бобра 10 дм.

Дополнительно. Из каждой строки и каждого столбца выберите по одному числу, найдите сумму этих чисел. Что вы заметили? ( сумма равна 10.)

Найдите сумму по диагонали. Что вы заметили?

Пример 2. отыскание различных способов решения задачи.

Задача. От станции одновременно в противоположных направлениях отошли два поезда. Скорость одного поезда 55 км/ч, скорость другого 45 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 6 часов?

Вопросы:

  1. Как найти путь, если знаем скорость и время?
  2. Сколько поездов отошло от станции?
  3. В каком направлении шли поезда?
  4. Какова скорость каждого поезда?
  5. Сколько времени были поезда в пути?

Вопросы по условию задачи можно задавать, начиная с главного вопроса задачи.

- Что необходимо узнать в задаче?

- А как узнать расстояние? Что необходимо для этого знать?

- Какова скорость первого поезда? Скорость второго?

- Как движутся эти поезда?

Решение.

Способ 1. 1) 55·6=330;

                  2) 45·6=270;

                  3) 330+270=600(км).

Способ 2. 1) 55+45=100;

                  2) 100·6=600(км).

При решении задачи следует писать пояснение и затем записать ответ.

Пример 3, в котором используется занимательная форма задач.

Задание ( «Хочу все знать»). На земном шаре обитают птицы- безошибочные составители прогноза погоды на лето. Название этих птиц зашифровано примерами. Применяя прием последовательного деления, найдите частное: 450:18, 315:15, 420:28, 360:8, 2100:15, 600:25, 425:25, 490:14.

Заменив частное буквами, вы прочтете название птиц-метеорологов.

15

35

17

25

24

45

21

140

а

о

г

ф

н

м

л

И

Комментарий. Фламинго из песка строят гнезда в форме усеченного конуса, в верхнем основании делают углубления, в которые откладывают яйца. Высота гнезда зависит от того, каким будет лето: сухим или дождливым. Если лето ожидается дождливым, то гнезда строятся высокими, чтобы их не могла затопить вода, если засушливое- то более низкими.

Пример 4. Составление опорных схем, применение наглядных средств обучения.

Схема 1. Было А…, добавилось Б… .Сколько стало?

Вместо букв можно ставить любые числа, а вместо пропусков- подходящие существительные.

Ответ: А+Б… .

Схема 2. В одном________А …, в другом_________В … . Сколько в них всего …?

Вместо «в одном» можно писать «в одной», «у одной».

Ответ: А+В …

Схема 3.  У одного _______ А …, у другого – на В… больше. Сколько … у другого?

Ответ: А+В …

Пример 5. Решение по образцу.

Образец.

Решить уравнение

х+60=100

Чтобы найти неизвестное слагаемое(х), надо из суммы (100) вычесть известное слагаемое(60).

х=100-60

х=40

Проверка. Подставим найденное значение неизвестного в исходное уравнение.

Левая часть равенства равна правой.

40+60=100

100=100

Задание. Решите уравнения по образцу:

а) х+39=42;          б) 20+а=36;        

в) х+716=2540;     г) 678+х=700.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Особенности преподавания Информатики и ИКТ в классах компенсирующего обучения"

В работе рассмотрены особенности учащихся классов компенсирующего обучения, приведены основные принципы и методы преподавания Информатики и ИКТ в данных классах....

Опытно-методическая работа по теме: «Дифференцированный подход к проведению уроков русского языка в классе компенсирующего обучения».

Содержание.Введение. Эффективность обучения школьников.2Глава l. Дифференцированное обучение школьников. 31.1. Инклюзивное образование.31.2. Понятие о дифференцированном обучении.61.3. Изучение ...

Тексты экзаменационных изложений в 9 классе (компенсирующее обучение)

Предварительная отработка текстов поможет подготовиться к экзамену в традиционной форме (изложение) в 9 классе в классах компенсирующего обучения...

План-конспект открытого коррекционно-развивающего занятия во 2-ом классе компенсирующего обучения

План-конспект открытого коррекционно-развивающего занятия во 2-ом классе компенсирующего обучения...

Из опыта работы по преподованию истории в классах компенсирующего обучения.

Важной задачей сегодня для учителя является организация учебного процесса детей, которые испытывают трудности в обучении. Учитель должен создать действенные формы помощи таким детям и условия для макс...

Мои «одуванчики», или О специфических трудностях работы учителя в классах компенсирующего обучения

Одной из проблем современного образовательного процесса стала проблема снижения качества знаний. По статистике, среди учащихся, которые испытывают стойкие трудности в обучении и адаптации к школе, осо...

Особенности психических процессов у учащихся класса компенсирующего обучения

Анализ работы педагога-психолога в классе компенсирующего обучения...