Проблема достижения стандарта по математике в классах компенсирующего обучения.
статья на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проблема достижения стандарта по математике в классах компенсирующего обучения.
С появлением классов компенсирующего обучения возникли как общепедагогические, так и методические проблемы. К общепедагогическим проблемам относят:
- отбор учащихся в классы компенсирующего обучения на основе психолого-педагогической диагностики;
- создание специальных программ для классов компенсирующего обучения. Обучение по этим программам должно строиться так, чтобы на любом этапе был возможен переход учащегося из класса компенсирующего обучения в общеобразовательный класс, если его знания соответствуют уровню обязательной подготовки, предусмотренной Госстандартом.
Основные методические проблемы: как учить этих детей математике, как изменить их отношение к учению. Психологи рекомендуют следующие подходы:
- использование однообразных видов учебной деятельности, таких как списывание, стандартные письменные вычисления, работа по алгоритму, которые помогают организовать учеников на выполнение учебных заданий, вызывать у них удовлетворение от того, что они справились с этим заданием и тем самым изменить их отношение к учению.
- вовлечение учащихся в активную мыслительную деятельность, постепенное обучение их рациональным приемам мышления, расширение зоны «самостоятельного мышления».
- оказание «дозированной» помощи при решении задач.
- использование игровых форм учебной деятельности.
Отсюда следует, что наиболее успешными на уроках математики в этих классах являются такие методические приемы:
- решение задач по образцу;
- рассмотрение различных подходов к решению одной и той же задачи;
- отыскание различных способов решения задачи;
- составление опорных схем и применение других наглядных средств обучения;
- прием подсказывающих ответов: это может быть конкретизацией задания, совместным решением аналогичной задачи и прямым указанием приема, которым она решается;
- правильный подбор тематики и уровня задач, придание им занимательной формы;
- использование соревнования, к которому побуждают следующие вопросы учителя: «Как решить быстрее?», «У кого решение получилось самое короткое?», «Самое простое?» «Самое неожиданное?»
Приведем некоторые примеры, иллюстрирующие перечисленные методические приемы при изучении математики в 5-м классе.
Пример 1. подбор тематики задач.
Задача 1. в воскресенье Вася помогал родителям собирать яблоки на садовом участке. На следующий день он принес в класс 12 яблок, чтобы угостить приятелей. А его одноклассницы Валя и Вера принесли на 4 яблока больше. Яблоки сложили в кучу и ребята стали угощаться. Когда все ученики класса (вместе с Васей, Валей и Верой) взяли по одному яблоку, яблок в куче не осталось. Сколько учеников в классе?
Вопросы:
- Чем занимался Вася в воскресенье?
- Сколько яблок он принес в класс, чтобы угостить приятелей?
- Сколько яблок принесли его одноклассницы?
- По сколько яблок взял каждый ученик?
- Остались ли еще яблоки?
- Что необходимо узнать, чтобы ответить на вопрос, сколько учеников в классе?
После решения этой задачи можно предложить еще ряд вопросов. В этой задаче вы узнали, сколько учеников в Васином классе.
- Кого в классе больше: мальчиков или девочек?
- Ученики Васиного класса сидят за партами по двое, а одна парта остается пустой. Сколько парт в Васином классе?
- Парты в Васином классе стоят в три ряда, в каждом ряду одно и то же
число парт. Сколько парт в каждом ряду?
Задача 2. ( «В мире животных»). В нашей стране водится много бобров. Бобр- крупный грызун, ведет полуводный образ жизни, обитает по лесным рекам, сооружает из ветвей домики, поперек реки делает плотины длиной 5-6 м.
Задание. Узнайте длину тела бобра (в дециметрах). Поможет вам удивительный квадрат.
5,9 | 6,3 | 3,6 |
2,3 | 2,7 | 0 |
3,7 | 4,1 | 1,4 |
Выполните действия:
- из первой строки выберите наименьшее число;
- из второй строки выберите наибольшее число;
- из третьей строки выберите не наибольшее и не наименьшее число;
- найдите сумму выбранных чисел- вы получите ответ на вопрос.
Ответ: 3,6+2,7+3,7=10, длина тела бобра 10 дм.
Дополнительно. Из каждой строки и каждого столбца выберите по одному числу, найдите сумму этих чисел. Что вы заметили? ( сумма равна 10.)
Найдите сумму по диагонали. Что вы заметили?
Пример 2. отыскание различных способов решения задачи.
Задача. От станции одновременно в противоположных направлениях отошли два поезда. Скорость одного поезда 55 км/ч, скорость другого 45 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 6 часов?
Вопросы:
- Как найти путь, если знаем скорость и время?
- Сколько поездов отошло от станции?
- В каком направлении шли поезда?
- Какова скорость каждого поезда?
- Сколько времени были поезда в пути?
Вопросы по условию задачи можно задавать, начиная с главного вопроса задачи.
- Что необходимо узнать в задаче?
- А как узнать расстояние? Что необходимо для этого знать?
- Какова скорость первого поезда? Скорость второго?
- Как движутся эти поезда?
Решение.
Способ 1. 1) 55·6=330;
2) 45·6=270;
3) 330+270=600(км).
Способ 2. 1) 55+45=100;
2) 100·6=600(км).
При решении задачи следует писать пояснение и затем записать ответ.
Пример 3, в котором используется занимательная форма задач.
Задание ( «Хочу все знать»). На земном шаре обитают птицы- безошибочные составители прогноза погоды на лето. Название этих птиц зашифровано примерами. Применяя прием последовательного деления, найдите частное: 450:18, 315:15, 420:28, 360:8, 2100:15, 600:25, 425:25, 490:14.
Заменив частное буквами, вы прочтете название птиц-метеорологов.
15 | 35 | 17 | 25 | 24 | 45 | 21 | 140 |
а | о | г | ф | н | м | л | И |
Комментарий. Фламинго из песка строят гнезда в форме усеченного конуса, в верхнем основании делают углубления, в которые откладывают яйца. Высота гнезда зависит от того, каким будет лето: сухим или дождливым. Если лето ожидается дождливым, то гнезда строятся высокими, чтобы их не могла затопить вода, если засушливое- то более низкими.
Пример 4. Составление опорных схем, применение наглядных средств обучения.
Схема 1. Было А…, добавилось Б… .Сколько стало?
Вместо букв можно ставить любые числа, а вместо пропусков- подходящие существительные.
Ответ: А+Б… .
Схема 2. В одном________А …, в другом_________В … . Сколько в них всего …?
Вместо «в одном» можно писать «в одной», «у одной».
Ответ: А+В …
Схема 3. У одного _______ А …, у другого – на В… больше. Сколько … у другого?
Ответ: А+В …
Пример 5. Решение по образцу.
Образец.
Решить уравнение | х+60=100 |
Чтобы найти неизвестное слагаемое(х), надо из суммы (100) вычесть известное слагаемое(60). | х=100-60 х=40 |
Проверка. Подставим найденное значение неизвестного в исходное уравнение. Левая часть равенства равна правой. | 40+60=100 100=100 |
Задание. Решите уравнения по образцу:
а) х+39=42; б) 20+а=36;
в) х+716=2540; г) 678+х=700.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Особенности преподавания Информатики и ИКТ в классах компенсирующего обучения"
В работе рассмотрены особенности учащихся классов компенсирующего обучения, приведены основные принципы и методы преподавания Информатики и ИКТ в данных классах....
Опытно-методическая работа по теме: «Дифференцированный подход к проведению уроков русского языка в классе компенсирующего обучения».
Содержание.Введение. Эффективность обучения школьников.2Глава l. Дифференцированное обучение школьников. 31.1. Инклюзивное образование.31.2. Понятие о дифференцированном обучении.61.3. Изучение ...
Тексты экзаменационных изложений в 9 классе (компенсирующее обучение)
Предварительная отработка текстов поможет подготовиться к экзамену в традиционной форме (изложение) в 9 классе в классах компенсирующего обучения...
План-конспект открытого коррекционно-развивающего занятия во 2-ом классе компенсирующего обучения
План-конспект открытого коррекционно-развивающего занятия во 2-ом классе компенсирующего обучения...
Из опыта работы по преподованию истории в классах компенсирующего обучения.
Важной задачей сегодня для учителя является организация учебного процесса детей, которые испытывают трудности в обучении. Учитель должен создать действенные формы помощи таким детям и условия для макс...
Мои «одуванчики», или О специфических трудностях работы учителя в классах компенсирующего обучения
Одной из проблем современного образовательного процесса стала проблема снижения качества знаний. По статистике, среди учащихся, которые испытывают стойкие трудности в обучении и адаптации к школе, осо...
Особенности психических процессов у учащихся класса компенсирующего обучения
Анализ работы педагога-психолога в классе компенсирующего обучения...