Особенности психических процессов у учащихся класса компенсирующего обучения
методическая разработка по психологии на тему

Глушкина Мария Вячеславовна

Анализ работы педагога-психолога в классе компенсирующего обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doc1.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Особенности психических процессов у учащихся класса компенсирующего обучения.

Законом РФ «Об образовании» предусмотрено внедрение в практику работы общеобразовательных учреждений комплекса мер, направленных на дифференциацию обучения, действенный учёт индивидуальных особенностей обучающихся.

Особую социальную  и педагогическую значимость приобретает внедрение в образовательный процесс форм активной педагогической помощи наиболее трудной в воспитательном отношении категории детей – детям группы риска.

К группе риска специалисты относят детей, которые, в силу различных причин генетического, социального и биологического свойства, уже приходят в школу психически и соматически ослабленными, социально запущенными, с риском школьной и социальной адаптации.

        Такие дети не обнаруживают готовности к школьному обучению. У них нет нужных для усвоения программного материала умений, навыков и знаний. В связи с этим они не в состоянии без специальной помощи овладеть азами обучения. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают затруднения в произвольной организации деятельности. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленным состоянием нервной системы. Дети с трудностями в развитии быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда они просто перестают выполнять начатую деятельность.

        Одна из психических особенностей детей с отклонениями в развитии в том, что наблюдается отставание всех форм мышления. Это отставание обнаруживается в наибольшей степени в решении задач, предполагаемых словесно-логическое мышление.

        Значительным своеобразием отличается поведение этих детей. После поступления в школу, они продолжают вести себя, как  дошкольники. Ведущей деятельностью является игра. У детей не наблюдается положительного отношения к школе. Учебная мотивация отсутствует или крайне слабо выражена. Состояние их эмоционально волевой сферы соответствует предшествующей стадии развития.

        Внимание характеризуется неустойчивостью, повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрацией на объекте.

        Посторонние раздражители вызывают значительные замедления выполняемой ими деятельности и увеличение ошибок. Отвлекающим фактором является речь.

        Наряду с этим у них значительно низкий уровень восприятия. Дети затрудняются в узнавании предметов в непривычном ракурсе. Часто смешивают сходные по начертанию буквы или отдельные элементы.

        Недостаточно развито продуктивное запоминание, мыслительные операции (анализ, синтез).

        Продолжительность периода хорошей работоспособности во время которого дети способны усвоить учебный материал и правильно решить те или иные задачи, весьма невелика (10-15 мин.) – затем наступает утомление.

        С наступлением утомления дети начинают вести себя по-разному. Одни становятся вялыми и пассивными, ложатся на парту, бесцельно смотрят в окно, притихают, не досаждают учителю, но и не работают. У других повышенная возбудимость, расторможенность, двигательное беспокойство, они обидчивы и вспыльчивы.

        Учащихся утомляют любые однообразные действия. От учителя и психолога требуется терпеливая воспитательная работа, чтобы научить детей подчиняться правилам школьной жизни.

В 2006 – 2007 учебном году на базе МОУ СОШ №38 был открыт класс компенсирующего обучения. В этот класс на основании психодиагностического обследования по изучению психологической готовности к школе, на начало учебного года было зачислено 10  человек.

С учащимися класса компенсирующего обучения в течение года проводятся коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие основных психических процессов.

Проводятся психодиагностические исследования по изучению интеллектуального уровня учащихся (2 среза, 1-ый – октябрь; 2-ой – апрель)

Результаты обследований показали (1 срез), что у большинства учеников класса компенсирующего обучения зрительная и слуховая память не достигли нормы, характерной для данной возрастной категории.

Так же важно отметить, что у большинства детей снижена работоспособность вследствие слабой концентрации внимания, эта особенность учащихся учитывалась при выборе коррекционно-развивающей программы для класса компенсирующего обучения.

        Результаты этих обследований показали положительную динамику развития интеллектуального уровня детей (у 2-х учеников класса  компенсирующего обучения все показатели интеллектуального развития достигли нормы).

        По решению психолого-медико-педагогического консилиума учащиеся, у которых интеллектуальное развитие достигло нормы, соответствующей данному возрасту, переведены во второй контрольный класс.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Особенности преподавания Информатики и ИКТ в классах компенсирующего обучения"

В работе рассмотрены особенности учащихся классов компенсирующего обучения, приведены основные принципы и методы преподавания Информатики и ИКТ в данных классах....

Особенности проведения семейных встреч в классе компенсирующего обучения

Опыт проведение семейных встреч в классе компенсирующего обучения...

Особенности психических процессов и организация коррекционной работы у обучающихся с задержкой психического развития

В материале отражена специфика развития психических процессов у обучающихся с ЗПР и основные направления коррекционной работы....

Особенности проведения урока физической культуры у детей 8-9 лет, обучающихся в классах компенсирующего обучения

В настоящее время физическое воспитание является одной из составляющих культуры общества. Находясь в определенных взаимоотношениях с другими социальными подсистемами (общекультурными, политическими, с...

Особенности проведения урока физической культуры у детей 8-9 лет, обучающихся в классах компенсирующего обучения

Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является фундаментом высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности...

Особенности организации образовательного процесса с учащимися заочной формы обучения (из опыта работы школы при Посольстве России)

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 17) обеспечивает возможность получения учащимися образования в организациях, осуществляющих...