Материалы по профориентации
классный час на тему

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vkusnye_professii.doc507.5 КБ
Microsoft Office document icon muzhskie_professii.doc76 КБ
Microsoft Office document icon professiya_shveya.doc173.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Специальная коррекционная школа VIII вида № 9

для детей с ограниченными возможностями здоровья

 Профориентационное мероприятие- экскурсия

«Вкусные профессии»                                                                            Разработала: инструктор по труду Пугач О.В.                                                   г. Мыски, 2011 г.

Экскурсия в столовую «Вкусные профессии»

Цель: Ознакомить обучающихся 1 класса  с профессией повара, мойщика посуды, кладовщика

Задача: привитие навыков и умений самостоятельного анализа профессии.

Здравствуйте дети!. Сегодня у нас очень интересная экскурсия. Отгадайте о ком эта загадка?

Чистит ножиком морковку,
Сыр на крупной терке трет:
Взад-вперед да взад-вперед.
Суп мешает поварешкой
И толкушкой мнет картошку,
Режет ножиком укроп:
Вжик-вжик-вжик и в миску оп!
Получилось вкусно чтобы,
Лично с блюд снимает пробы.
Всё посолит, поперчит
И горчицей погорчит. (повар)

Правильно! Эта загадка про повара. И наша экскурсия будет проходить по школьной столовой. 

              Как вы, ребята, думаете, в столовой работают только повара? Нет. В столовой работают еще его помощники,  мойщики посуды, кладовщик. Давайте разберемся кто какую работу выполняет.

- В чем состоит основная работа повара?

Справка: Повар — профессионал в приготовлении пищи.

Виды деятельности:

  1. прием заказов на приготовление блюд
  2. отбор продуктов
  3. приготовление кушаний и напитков
  4. проведение дегустации
  5. оформление блюд перед подачей к столу

Места работы:

  1. рестораны
  2. кафе и кафетерии
  3. бары
  4. столовые
  5. заводы и фабрики по производству продуктов питания
  6. частная практика

Профессиональные навыки:

  1. знание мер, умение быстро и точно на глаз определять нужное количество жидкости, сыпучих продуктов, специй
  2. умение разбираться в качестве и свежести мяса, рыбы, овощей и фруктов
  3. знание технологий быстрого приготовления блюд, того, как рационально распределить время
  4. знание санитарно-гигиенических норм в местах общественного питания

Дополнительные особенности:

Относительно несложная и высокооплачиваемая профессия повара является одной из наиболее востребованных во все времена. Кроме того, она интересна тем, что позволяет кулинару проявить свои творческие способности. Считается также, что самые лучшие повара — мужчины.

История профессии: Профессия повар развивалась вместе с цивилизацией, так что можно сказать — это древнейшая профессия. Как только пещерные люди приручили огонь и стали жарить мясо на костре, они быстро выяснили, у кого из соплеменников мамонт получается вкуснее и сочнее, и стали доверять эту важную миссию только ему. Так родился первый шеф — повар. В дальнейшем течении истории профессия повар получила своё воплощение в оказании личных услуг по приготовлению пищи для богатых и знатных людей и только с развитием ресторанного бизнеса эта профессия приобрела массовость.…

- В чем состоит основная работа мойщика посуды?

Справка: Разбор стеклянной посуды. Укладка крупной посуды в штабеля. Предварительное замачивание посуды в ванне с различными моющими растворами. Промывка посуды вручную ершами. Ополаскивание посуды, установка ее в лотки, противни, ящики, корзины и загрузка в сушилки

- В чем состоит основная работа кладовщика?

Справка: Одна из основных обязанностей кладовщика – работа с товаром, представленном на складе

– Первый шаг – прием товара. Специалист общается с поставщиком, принимает и пересчитывает товар, проверяет реквизиты, наименование и качество. Если все в порядке, переходит к следующему этапу работы.

Кладовщику необходимо разложить привезенный товар так, чтобы с ним удобно было работать, выдать необходимые продукты повару, сделать отчет и сверить результаты с наличием продуктов на складе.

 

- Как вы думаете,  что нужно, чтобы работать по этим профессиям?

- Правильно, учиться, чтобы стать хорошим специалистом. А какие знания могут пригодиться при получении этих профессий? (математика)

Мозговой штурм:

    1.  Назовите правильно инструменты, которые используют на кухне, пользуясь картинкой.

Дети, посмотрите вокруг, все ли инструменты и приспособления мы назвали? Нет.

Познакомить детей с кухонными приспособлениями и объяснить их назначение:

-электромясорубка

-электрокотел

-жаровочный шкаф,

-электросковорода,

- машина для мойки посуды

Отгадайте загадки:

Он сыплет в мельницу зерно.

Ты назови скорей его.

Ответ: Мукомол

 

 

Белые волосы, брови, ресницы.

Утром встает он раньше, чем птицы.

Ответ: Пекарь

 

 

Скажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты?

Ответ: Повар

 

 

Эти люди в колпаках

Над кастрюлями колдуют

С поварешками в руках.

Ответ: Повара

Творческая мастерская:

Чтобы закрепить ваши знания, я приготовила для Вас картинки - раскраски по профессиям. Кто правильно назовет профессию, тот получит картинку и будет ее раскрашивать.

Дети угадывают названия профессий и раскрашивают картинки.

 

        Завершим нашу экскурсию стихотворением:

В небе звёздочка искрится,

Спит клубком усатый кот,

Только повару не спится –

Повар затемно встаёт.

Каша булькает легонько,

И яичница шипит,

И под вкусный шум и гомон

В школу входит аппетит.

Мы в столовой дружно сядем,

Как огромная семья.

Буду поваром в столовой –

Так сама решила я!

        До свидания!



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя специальная коррекционная школа VIII вида № 9

для детей с ограниченными возможностями здоровья

Профориентационное занятие – экскурсия в школьные мастерские

«Мужские профессии»

Разработала: инструктор по труду Пугач О.В.

г. Мыски, 2011 г

Тема: Экскурсия в школьные мастерские.

Цель: Знакомство с профессиями слесарь

Задача: Привитие навыков и умений самостоятельного анализа профессий

               Воспитание уважения к труду, рабочим профессиям.

        Ребята, наша экскурсия будет проходить в школьных мастерских. Кто знает значение слова «мастерская»?

Справка:

МАСТЕРСКАЯ, мастерской, жен. 1. Помещение, приспособленное для какого нибудь специального производства. Мастерская художника. Столярная мастерская. Мастерская вывесок. 2. Отделение большого заводского или фабричного предприятия, часть цеха.… …   Толковый словарь Ушакова

Игра «Назови профессию»

Пока мы идем, давайте поиграем в игру «назови профессию». Я буду называть букву, а вы вспоминать, какие профессии начинаются на эту букву.

- На свете существует много профессий. Давайте вспомним стихотворение:
У каждого дела запах особый.
В булочной пахнет тестом и сдобой.
Мимо столярной идешь мастерской-
Стружкою пахнет и свежей доской.
Пахнет стекольщик оконной замазкой.

Пахнет маляр скипидаром и краской.
Куртка шофера пахнет бензином.
Блуза рабочего маслом машинным.
Пахнет кондитер орехом мускатным.
Доктор в халате - лекарством приятным.
Рыхлой землею, полем и плугом
Пахнет крестьянин, идущий за плугом.
Рыбой и морем пахнет рыбак.
Только бездельник не пахнет никак.

Учитель: Почему лодырь не пахнет никак?
А как вы считаете, какие качества характера человека помогают ему быть трудолюбивым?

В этом стихотворении не названы некоторые профессии. Отгадайте, о какой профессии  идет речь

Ему нужны такие вещи:

Молоток, тиски и клещи,

Ключ, напильник и ножовка,

А всего нужней — сноровка!

(Слесарь.)

Сегодня, мы будем знакомиться с профессией слесарь.

Справка: Слесарь (нем. Schlosser — замочник) — рабочий, специалист по обработке металла. Слесарь - очень распространенная и многоплановая профессия. Существует широкий спектр слесарных работ, следовательно, слесари имеют специализацию в каком-то конкретном виде выполняемых работ.
Работа слесаря необходима на всех этапах создания, эксплуатации и ремонта различной техники. Слесари задействованы при производстве как технических гигантов, так и миниатюрной техники, а также в строительстве любых помещений, зданий, производственных площадок, при создании специальных инструментов для производства. К специальности слесарь относятся также специалисты по эксплуатации и ремонту техники.

Условия труда и области применения:

В основном - в помещении. На производстве. В лаборатории. В конструкторском бюро. На предприятиях. На строящихся объектах и т.д.

Необходимые качества, обеспечивающие успешность в профессии:

Техническая направленность ума. Хорошее пространственное мышление. Линейный и объемный глазомер. Твердость рук. Точность и чувствительность пальцев рук. Выдержка. Терпение. Устойчивость внимания.

Должен знать:

Математику. Черчение. Технические дисциплины (профильные). Геометрию. Тригонометрия. Специфику материалов и инструментов. Экономическую целесообразность различных способов обработки и особенностей своего стиля деятельности. Способы разметки плоскостей и искривленных поверхностей.

Должен уметь: 

Улавливать величину давления и сопротивления материала, направления рабочих движений, их силу и дозировку. Планировать деятельность. Соблюдать инструкции и ГОСТы.

Медицинские ограничения: 

Сердечно-сосудистые заболевания. Заболевания дыхательных органов (бронхиальная астма). Нарушения в работе опорно-двигательного аппарата. Психические недуги и расстройства нервной системы. Раздражительность. Аллергические заболевания (аллергия на запахи масел, эмульсий...). Сильно выраженные дефекты зрения и слуха.

Экскурсия по мастерской. Показ инструментов и оборудования.

Загадки об инструментах:

Вострушка-вертушка
Уперлась в винт ногой,
Потерял болтун покой...(отвёртка)

Тит на работу вышел,
Каждый услышал.
Сам он худ, голова с пуд,
Как ударит - крепко станет ...(молоток)

У них тяжелый труд,
Все время что-то жмут ...(тиски)

Самый бойкий я рабочий
В мастерской.
Колочу я, что есть мочи –
День-деньской.
(Молоток)

Сделаны из железа,
Умеют стричь и резать.
Когда они встречаются,
Части разделяются.
(Ножницы)

Я любопытный инструмент:
узнаю все в один момент:
Везде сую свой нос витой,
Проткну дыру в стене,
Чтобы узнать, а что на той,
Обратной стороне!
(Сверло)

Сожмем мы гвоздь клешней своей:
Р-раз, – и никаких гвоздей!
Цепкий рак на тех сердит,
Кто зазря в доске сидит.
(Клещи)

      - Скажите ребята, вы хотели бы получить специальность слесаря ?

- А что нужно делать, чтобы получить эту специальность? (учиться)

- В жизни вы сталкивались с работой слесаря? Где? (слесарь-сантехник). Правильно, это то же разновидность профессии слесаря.

- Почему одни слесари хорошо делают свою работу, а другие нет? (одни ответственно относятся к своей работе, любят ее, а другие нет).

-  Значит, какой вывод мы можем сделать? Только человек, который любит свою работу, хорошо владеет профессией может считаться специалистом.

Мозговой штурм:

- О труде и об отношении к труду русский народ создал много пословиц. Давайте их вспомним

-В труде рождаются герои.

-Упустишь минуту - потеряешь час.

-Труд кормит, а лень портит.

-Без труда ничего не дается.

-Человек от лени потеет, а от труда здоровеет.

-Землю красит солнце, а человека труд.

-Лодырь и бездельник празднуют и в понедельник.

-Человек живет век, а доброе дело - два.
   - На этом, наша экскурсия закончена. До свидания.

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя специальная коррекционная школа VIII вида № 9

дл детей с ограниченными возможностями здоровья

Профориентационное занятие – экскурсия в школьные мастерские

«Профессия швея»

Разработала: инструктор по труду: Пугач О.В.

г. Мыски, 2011 г.

 Тема: Экскурсия в школьные мастерские. Профессия швея.

Цель: Ознакомить учащихся 4 класса с профессией швея.

Задачи: Привитие навыков и умений самостоятельного анализа профессий

              Воспитание уважительного отношения к труду.

        Нашу экскурсию хочу начать словами:

Дело есть зимой и летом.
Людям круглый год нужны
Платья, юбки и штаны.
Чтоб была обнова впору,
Все-все-все измерит споро –
Руки, талию и рост,
Шею, голову и хвост.
Тут же выкройку найдет,
Белым мелом обведет,
Раскроит, сошьет, погладит,
В платье манекен нарядит,
А потом сидит и ждет,
Что клиент за ним придет.

        - О ком идет речь в стихотворении? Правильно, о портном, швее.

Справка: ШВЕЯ́, -и, жен. Работница, занимающаяся шитьём, а также (устар.) вообще портниха. Ш.-мотористка. Ш.-ручница.

I. Общая характеристика профессии

                Осуществляет пошив изделий вручную  или  на  разнообразных машинах(пуговичных, петельных, вышивальных, оверлок и др.).

                В процессе  работы ликвидирует обрыв нитей,  меняет шпули, регулирует натяжение нитей и частоту строчки, проверяет качество кроя, соответствие фурнитуры цвету и назначению изделия.

2. Требования к индивидуальным особенностям специалиста

 

• Хорошее зрение,

•  склонность к выполнению монотонной работы,

•  тонкая осязательная чувствительность пальцев рук,

• хорошая координация движений  обеих рук и зрительно-моторная координация,

•  точный объемный глазомер,

•  умение быстро переключаться с выполнения одной  операции  на другую,

• усидчивость,

• аккуратность,

• терпение.

 

3. Медицинские противопоказания

 

• Бронхиальная астма,  протекающая в тяжелой форме,

• хроническая пневмония во второй степени,

• заболевания позвоночника,

• слабое зрение,

• пониженное цветоощущение.

 

4. Требования к профессиональной подготовке

 

                Должна знать: технологию швейного производства;  виды тканей, их пошивочные свойства, способы обработки; конструктивные особенности, принципы работы обслуживаемого оборудования, правила ухода за ним.

                Должна уметь: подбирать номера игл и  нитей,  регулировать натяжение  нити,  высоту подъема лапки и величину ее давления, длину стежка; регулировать скорость машины при выполнении различных видов швов; подготавливать крой к работе, проверять его качество;  выполнять различные строчки, соединять детали изделий при помощи швов; осуществлять уход, чистку и смазку машин, устранять неполадки в них.

 

5. Пути получения профессии

 

                Профессионально-технические училища  на  базе   неполного среднего образования, в учебные комбинаты, на рабочем месте.

 

6. Возможности предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности

 

                Возможно создание собственного дела - организация  швейных малых предприятий,  коммерческих курсов кройки и шитья, индивидуального пошива на дому.

 

7. Родственные профессии (специальности)

 

Вышивальщица, закройщик,  портной

Экскурсия по мастерским: в ходе экскурсии можно загадать загадки про инструменты:

Два конца, два кольца,
Посредине гвоздик ...(ножницы)

Инструмент бывалый -
Не большой, не малый.
У него полно забот,
Он и режет, и стрижет...(ножницы)

На поляне шерстяной
Пляшет тонконожка.
Из-под туфельки стальной
Выползает стежка ...(швейная машинка)

Маленького роста я,
Тонкая и острая,
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.
Держится подружка
За моё ушко,
Стёжкою одною
Век бежит за мною ...(иголка с ниткой)

Шагает мастерица
По шёлку да по ситцу,
Как мал её шажок!
Зовётся он - стежок ...(иголка и нить)

Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха,
Как паутинку, я тяну ...(игла)

Они обычно для шитья;
И у ежа их видел я.
Бываю на сосне, на ёлке,
А называются - ? ...(иголки)

Маленькая головка
На пальце сидит,
Сотнями глаз
Во все стороны глядит.
На пальце одном
Ведёрко вверх дном ...(напёрсток)

       -Как вы думаете, какими качествами характера должна обладать швея? (терпение, дисциплинированность, ловкость рук, быстрота реакции, художественный вкус)

Творческая мастерская:

        Сегодня на занятии мы будем выполнять работу швеи:

- Раздать детям кусочки тканей, нитки, пуговицы. Выполняем операцию по пришиванию пуговиц по схеме.

Конкурсные задания:

 1.  Кто нас обслуживает? Назовите профессии, связанные с:

а) изготовлением одежды;

б) производством хлеба;

в) приготовлением пищи;

г) обслуживанием в магазине, буфете;

2. Назовите инструменты, показанные на карточке.

Итог занятия:

- Как называют мастера своего дела? (специалист)

-Что нужно делать, чтобы стать хорошим специалистом? (учиться, любить свою работу, творчески относится к работе).

- Нужна ли профессия швеи? К какому типу профессий она относится (обслуживанию людей).

- Хотели бы вы получить профессию швеи?

- Понравилась ли вам экскурсия?

        На этом наше занятие закончено. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы к программе по профориентации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.

Публикация содержит дидактические материалы к программе по профориентации  и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста....

Материалы для психологического стенда - Тема "Профориентация"

Принципы выбора профессииВаш профессиональный выбор удачен если:…Формула выбора профессииОшибки, возникающие при выборе профессииТраектории непрерывного профессионального образованияЦитаты (Дж....

Материалы к занятиям по профориентации в 9 классе

Материал предназначен для выполнения практическихзаданий на уроках в течение всего учебного года/...

МАТЕРИАЛЫ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ

В данном разделе находятся методические разработки , материалы в помощь классному руководителю по профориентации учащихся...

Методические материалы по профориентации

https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2020/05/02/metodicheskie-materialy-po-proforientatsii...

Методические материалы по профориентации

Методические материалы по профориентации...

Материалы по профориентации(профблок)

Материалы по профориентации(профблок)...