ИКТ в специальной (коррекционной) школе
презентация на тему

Понятие новых информационных технологий обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл it_v_korrekc._shkole.pptx568.93 КБ
Файл doklad_it_v_korr.shkole.docx29.06 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII вида Заместитель директора ГБС(К)ОУ школы № 46 «Центр РиМ » Санкт-Петербурга Суслова Елена Евгеньевна

Слайд 2

Повестка дня: Использование новых информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Е.Е. Суслова - зам. директора по УПР 2. Использование новых информационных технологий в процессе работы МО школы № 46 «Центр РиМ ». Н.П. Кострова М.А. Аристархова председатели С.В. Бибенина МО В.В. Смирнова 3. Итоги четверти Ю.А. Дергачева зам. директора Н.Г. Прохорова по УВР 4. Разное.

Слайд 3

Информационные технологии – процессы, связанные с переработкой информации. Любая педагогическая технология – это информационная технология .

Слайд 4

Новая информационная технология обучения – процесс подготовки и передачи информации обучаемому , средством осуществления которого является компьютер .

Слайд 5

Информационные технологии включают: программированное обучение, интеллектуальное обучение, экспертные системы, гипертекст и мультимедиа, микромиры, имитационное обучение, демонстрации .

Слайд 6

Учебные цели и ситуации: необходимость глубже понять потребности учащегося , важность анализа знаний в предметной области, учет психологических принципов обучения .

Слайд 7

Педагогическая технология – это не просто использование технических средств обучения или компьютеров Анализ факторов, повышающих образовательную эффективность Конструирование и применение приемов и материалов Оценка применяемых методов ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ: Разработка приемов оптимизации образовательного процесса

Слайд 8

Требования к новой информационной технологии: она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии: (предварительное проектирование, воспроизводимость , целеобразование , целостность); она решает задачи, которые ранее в дидактике не были теоретически и/или практически решены; средством подготовки и передачи информации обучаемому является компьютер.

Слайд 9

« Новые информационные технологии должны способствовать созданию лучшего мира, в котором каждый человек будет получать пользу от достижений образования, науки, культуры и связи» Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор

Слайд 10

Появление нового поколения информационных образовательных технологий позволяет: ускорить передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому; повышая качество обучения и образования, человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям ; создать новые средства воспитательного воздействия; более эффективно взаимодействовать педагогам и обучаемым с вычислительной техникой. Новые информационные образовательные технологии на основе компьютерных средств позволяют повысить эффективность занятий на 20-30%.

Слайд 11

Трудности применения НИТ в ОУ Значительно большая стоимость организации обучения по сравнению с традиционными технологиями Необходимость использования большого количества технических (компьютеры, принтеры, сканеры, модемы и т.п.) средств и расходных материалов Подготовка новых учебников и учебных пособий Подготовка дополнительных организационно-методических пособий (специальные инструкции учащимся и преподавателям и др.) Необходимость использования большого количества программных (поддержка технологий обучения) средств.

Слайд 12

Направления проекта: использование готового програм - много продукта на предметных уроках; факультативные занятия по обучению учащихся элементам компьютерной грамотности; использование возможностей компьютера для решения конкретных практических задач из различных областей знаний: расчетные задачи, моделирование, написание деловых бумаг, поиск нужной информации в Интернете...

Слайд 13

Задачи I ступени: Сформировать у учащихся представление о главных устройствах компьютера и их назначении. Выработать умение выполнять манипуляции с мышью: наводить курсор на нужное слово, картинку, фиксировать выбор путем нажатия и удерживания кнопки мыши (принцип - «Зацепи и тащи»); Выработать умения открыть и закрыть нужную для работы программу.

Слайд 14

Виды работ по ЭКГ: Работа с тетрадями на печатной основе. Работа с программно – методическим комплексом «Мир информатики» Paint , Word

Слайд 15

Обучение происходит по разделам: «Мы рисуем»

Слайд 16

«Мы конструируем»

Слайд 17

«Калькулятор»

Слайд 18

Задачи I I ступени: Выработать умения сохранить нужную информацию на жестком диске . Найти нужную информацию на жестком диске и в Интернете. Создать, сохранить, отредактировать и распечатать текст, рисунок. Расширить кругозор учащихся в областях знаний, тесно связанных с информатикой: арифметике, геометрии, черчении, русском языке, труде и др.

Слайд 19

Программой для старших классов предусмотрены: новый подход к моделированию изделий по трудовому обучению; выполнение практически значимых работ: написание деловых бумаг, изготовление памяток, визиток, поздравительных открыток; решение расчетных задач, содержание которых продиктовано потребностями сегодняшнего дня (конвертирование денег, оплата коммунальных услуг и т.д.).

Слайд 20

Задачи I I I ступени: Познакомить учащихся: со специальной терминологией, используемой при работе с офисными программами; с приемами работы с текстовым редактором WORD, программой Power Point ; с алгоритмами поиска информации в Интернете; с профессиями.

Слайд 21

В специальных (коррекционных) школах занятия по ЭКГ, должны: Обладать собственной методикой. Иметь свою структуру и содержание. Реализовать межпредметные связи. Быть неразрывно связанными с трудовым обучением.

Слайд 22

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !



Предварительный просмотр:

Понятие новых информационных технологий обучения.

Сл. 3. Так как обучение является передачей информации ученику, то следуя определению (информационные технологии - процессы, связанные с переработкой информации) можно сделать вывод о том, что в обучении информационные технологии использовались всегда.

Более того, любые методики или педагогические технологии описывают, как переработать и передать информацию, чтобы она была наилучшим образом усвоена учащимися. КЛ.

То есть, любая педагогическая технология - это  информационная технология .

Когда же компьютеры стали настолько широко использоваться в образовании, что появилась необходимость говорить об информационных технологиях обучения, выяснилось, что они давно фактически реализуются в процессах обучения, и тогда появился термин "новая информационная технология обучения". 

Таким образом, появление такого понятия - новая информационная технология (НИТ) - связана с появлением и широким внедрением компьютеров в образовании.

Как мы видим, главное в НИТ - это компьютер с соответствующим техническим и программным обеспечением, Сл. 4.    что подтверждает и определение: новая информационная технология обучения - процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществлением которого является компьютер.

Такой подход отражает первоначальное понимание педагогической технологии, как применение технических средств в обучении.

  Сл. 5.   Информационные технологии включают программированное обучение, интеллектуальное обучение, экспертные системы, гипертекст и мультимедиа, микромиры, имитационное обучение, демонстрации.

Сл. 6.   Эти частные методики должны применяться в зависимости от учебных целей и учебных ситуаций, когда в одних случаях необходимо глубже понять потребности учащегося, в других - важен анализ знаний в предметной области, в третьих основную роль может играть учет психологических принципов обучения.

В 70-е годы прошлого века воздействие системного подхода постепенно привело к общей установке педагогической технологии: решать дидактические проблемы в русле управления процессом обучения с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению.

Сл. 7.   Педагогическая технология - это "не просто использование технических средств обучения или компьютеров, это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов".

Суть этого подхода заключена в идее полной управляемости работы школы, прежде всего ее основного звена - процесса обучения.

Таким образом, во главе становится процесс обучения со своими особенностями, а компьютер - это мощный инструмент, позволяющий решать новые, ранее не решенные дидактические задачи.

Как уже отмечалось, в образовании "педагогическая технология" и "информационная технология" - это в определенном смысле синонимы. Можно ли считать использование компьютера достаточным основанием для названия этой технологии  новой? Наверное, нет.

     Дело в том, что абсолютное большинство таких технологий опирается (если вообще на что-то опирается) на известные (хорошие или не очень) педагогические идеи. Более того они вообще не удовлетворяет основным требованиям понятия "технологии".

Используя современные обучающие средства и инструментальные среды создаются прекрасно оформленные программные продукты, не вносящие ничего нового в развитие теории обучения. Поэтому можно говорить только об  автоматизации тех или иных сторон процесса обучения, о переносе информации с бумажных носителей в компьютер и т.д.

Говорить же о новой информационной технологии обучения можно только в том случае, если:   Сл. 8.

1) она удовлетворяет основным  принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целеобразования, целостность);

2) она решает задачи, которые ранее в  дидактике не были теоретически и/или практически решены;

3) средством подготовки и передачи информации обучаемому является компьютер.

Сл. 9.

Важность и необходимость внедрения НИТ в процесс обучения отмечает в предисловии к своему докладу Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор, который  пишет, что новые технологии должны способствовать «созданию лучшего мира, в котором каждый человек будет получать пользу от достижений образования, науки, культуры и связи». НИТ затрагивают все названные сферы, но, пожалуй, наиболее сильное позитивное воздействие они оказывают на образование, так как «открывают возможности совершенно новых методов преподавания и обучения».

Сл. 10.

Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволили повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия, более эффективно взаимодействовать педагогам и обучаемым с вычислительной техникой. По мнению многих специалистов, новые информационные образовательные технологии на основе компьютерных средств позволяют повысить эффективность занятий на 20-30%.

Первые шаги по внедрению НИТ в систему образования показали их огромные возможности для ее развития. Вместе с тем, они же выявили трудности, Сл. 11.

которые требуется преодолеть для повсеместного применения НИТ в образовательных учреждениях. Это значительно большая стоимость организации обучения по сравнению с традиционными технологиями, что связано с необходимостью использования большого количества технических (компьютеры, модемы и т.п.), программных (поддержка технологий обучения) средств, а также с подготовкой дополнительных организационно-методических пособий (специальные инструкции учащимся и преподавателям и др.), новых учебников и учебных пособий и т.п.

Следует отметить, что современный этап применения НИТ в образовании, особенно в России, является экспериментальным. Идет процесс накопления опыта, ищутся пути повышения качества обучения и новых форм использования ИКТ в различных образовательных процессах. Трудности освоения ИКТ в образовании возникают из-за отсутствия не только методической базы их использования в этой сфере, но и методологии разработки ИКТ для образования, что заставляет педагога на практике ориентироваться лишь на личный опыт и умение эмпирически искать пути эффективного  применения информационных технологий.

    Перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы является использование новых информационных технологий. Разумеется, информационные технологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, дает ему веру в свои силы.
   Компьютер вызывает горячий интерес как учащихся, так и педагогов. Однако если в основание использования компьютерных технологий не закладываются продуманные принципы и адекватные дидактические цели и намерения, то едва ли это использование приведет учащихся к ожидаемому результату.

    В основной школе информатика как отдельный предмет давно практикуется и существует много различных программ и методических рекомендаций, касающихся преподавания данного предмета. Если говорить о специальных (коррекционных) школах VIII вида, то вопрос не решен в принципе.
   Занятия по ЭКГ проводятся в нашей школе  (октябрь 2008 года) в сетевом компьютерном классе. На этих занятиях учащиеся осваивают работу на компьютере, изучают основы компьютерной грамотности, выполняют развивающие задания.
   Один из приемов компьютерной дидактики, применяемый для закрепления знаний – использование игровых методов обучения. Ряд компонентов деятельности, воспроизводимой в игре, обладает условным характером, что позволяет обучаемым отвлечься от ответственности, сопутствующей реальной ситуации, и действовать более свободно.

Я предлагаю разработать проект обучения ЭКГ в нашей школе

Сл. 12.   Наметились следующие направления:

    – использование готового программного продукта на предметных уроках;
    – факультативные занятия по обучению учащихся элементам компьютерной грамотности;
    – использование возможностей компьютера для решения конкретных практических задач из различных областей знаний: расчетные задачи, моделирование, написание деловых бумаг, поиск нужной информации в Интернете...

Сформулированы задачи каждой из трёх ступеней обучения, написано планирование и некоторые частные методики.

   Сл. 13.    Задачи I ступени: 

    - Сформировать у учащихся представление о главных устройствах компьютера и их назначении.
    - Выработать умение выполнять манипуляции с мышью: наводить курсор на нужное слово, картинку, фиксировать выбор путем нажатия и удерживания кнопки мыши (принцип «DRAG and DROP» - «Зацепи и тащи»); умения открыть и закрыть нужную для работы программу.

   Сл. 14.    В занятия по ЭКГ включены следующие виды работ:

  1. работа с тетрадями на печатной основе
  2. работа с программно – методическим комплексом «Мир информатики»
  3. Paint, Word

 Сл. 15.    Обучение происходит по разделам: «Мы рисуем», Сл. 16.    «Мы конструируем»

Сл. 17.    «Калькулятор»

  1. Установи курсор на надпись «ПУСК» и нажми левую кнопку

         мыши.

  1. Направь курсор по надписи «Все программы».
  2. В открывшемся вложенном меню найди «Стандартные».

        Направь курсор по надписи.

  1. В открывшемся вложенном меню найди «Калькулятор».

        Нажми левую кнопку мыши.

    Кроме того, формирование элементов КГ предполагает развитие у учащихся основ алгоритмического мышления. В педагогическом плане для процесса обучения умение алгоритмически мыслить означает умение представить сложное действие в виде организованной последовательности простых действий. По моему убеждению работу по формированию алгоритмического мышления и соответствующих ему фундаментальных знаний, умений и навыков в специальной школе нужно вести активнее. При этом условии алгоритмическое мышление может органично войти в систему знаний, умений и навыков учащихся, повысит эффективность самостоятельной работы, даст новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, так как наделит их определенными умениями и навыками в постоянном самостоятельном пополнении своих знаний, то есть создаст условия для коррекции и развития личности учащихся и позволит реализовать принципиально новые формы и методы обучения, улучшит процесс обучения другим школьным предметам. В конечном итоге, эта работа приведет к развитию детей, и будет содействовать активизации процесса усвоения образовательных программ.

 Сл. 18.    Задачи II ступени: 

    - Выработать умения сохранить нужную информацию на жестком диске; найти нужную информацию на жестком диске и в Интернете; создать, сохранить, отредактировать и распечатать текст, рисунок.
    - Расширить кругозор учащихся в областях знаний, тесно связанных с информатикой: арифметике, геометрии, черчении, русском языке, труде и др.

  Сл. 19.     Программой для старших классов предусмотрены:
   - новый подход к моделированию изделий по трудовому обучению;
   - выполнение практически значимых работ: написание деловых бумаг, изготовление памяток, визиток, поздравительных открыток;
   - решение расчетных задач, содержание которых продиктовано потребностями сегодняшнего дня (конвертирование денег, оплата коммунальных услуг и т.д.).

 Сл. 20.    Задачи III ступени: 

Познакомить учащихся:

   - со специальной терминологией, используемой при работе с

      офисными программами;
   - с приемами работы с текстовым редактором WORD,

      PowerPoint;
   - с алгоритмами поиска информации в Интернете;
   - с профессиями.

      Сл. 21.   

В специальных (коррекционных) школах занятия по ЭКГ, должны обладать собственной методикой, иметь свою структуру и содержание, реализовать межпредметные связи, и быть неразрывно связанными с трудовым обучением, которое в свою очередь является основным в определении дальнейшей социализации умственно отсталого ребенка.

Сл. 22.    Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекционно-развивающие задания, способствующие активизации познавательной деятельности и развитию внимания на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида"

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний...

Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида

Доклад на муждународной научно-практической конференции по коррекционному образованию в Москве...

«Коррекционная работа по обогащению словаря исторических терминов на уроках истории с учащимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Проблема речевого развития является одной из важнейших как в общей, так и в специальной педагогике. Отклонения в развитии у детей с нарушением интеллекта обнаруживаются во всех проявлениях, но о...

Коррекционно-развивающая направленность обучения на уроках географии в специальной коррекционной школе (VIII) вида.

Реализация географии, коррекционно-воспитательных и практических задач в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания географии с...

Коррекционно-развивающая направленность обучения на уроках географии в специальной коррекционной школе (VIII) вида.

Реализация географии, коррекционно-воспитательных и практических задач в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания географии с...

Статья "Экономическое образование старшеклассников специальной (коррекционной) школы VIII вида в процессе специально организованных занятий".

      В настоящее время, сложившаяся система специального образования не достаточно обеспечивает подготовку детей к самостоятельной взрослой жизни в столь кардинально изменившихс...