Этот волшебник Ритм.
статья на тему

 

ЦПМСС «Поддержка»

учитель-логопед высшей категории

Гаврилова Ольга Евгеньевна

 

Этот волшебник Ритм.

   

 «Пространство и время наполнены материей,

подчиненной законам вечного ритма.»

Э. Жак - Далькроз

 

    Ритм – это форма и способ существования мира вообще, поскольку ритмическое начало проявляется и в природе, и в любой человеческой деятельности.Вся наша жизнь состоит из ритмов: капли дождя, тиканье часов, чередование рассветов и закатов, дней и ночей, времен года, лет, столетий... И жизнедеятельность человека регулируется ритмическими законами, мы ритмично дышим, а сердце всю жизнь отстукивает свой собственный  ритм.
В последнее время логопеды и педагоги по музыке стали обращать внимание на возросшее количество неритмичных детей, для которых становится большой проблемой не только пение, но и повторение простейших танцевальных движений под музыку или  участие, в так называемом, «шумовом оркестре». Если вы заметили, что ребенок не умеет маршировать или равномерно отстукивать рукой простой двудольный ритм на любом ударном музыкальном инструменте, будь то барабан, бубен, маракасы или треугольник и т.д., то самой важной задачей является здесь пробуждение и закрепление элементарного чувства ритма. Нетрудно установить существование зависимой связи между музыкальным ритмом и  речью. «Ритм является универсальной внешней опорой, организующей движение при любом из его нарушений. Общая ритмика способствует способности двигаться максимально приближенно к норме, которая служит  базисом для более тонких речевых движений, но имеющих тот же алгоритм реализации.» (Визель Т.Г., 2005) 

У  детей, имеющих ритмические расстройства, наблюдаются и более сложные речевые нарушения, так как ритм речи зависит от ритма дыхания. В педагогике взаимосвязь речи и музыкального искусства находит свое применение в виде создания новых дидактических концепций на основе интеграции музыки и учебных предметов.

   Ритм является основой  правильного формирования речи и ее восприятия. Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие других лингвистических способностей (словообразование и словоизменение).

Кстати, выучить стихи для таких детей тоже становится проблемой, ведь стихи – это речь, подчиненная ритмическим законам, а именно они, эти законы, и недоступны для понимания  этими детьми.

По данным генезиса чувства ритма (Тарасова К.В., 1988) усвоение детьми ритмической системы должно осуществляться в следующей последовательности: воспитание темпа – развитие метрических отношений – усвоение ритмического рисунка. Ориентировку на ритм движений и переключение с одного ритма на другой педагог формирует в процессе занятий по слуховому, зрительному и тактильному восприятию (с опорой на графическую модель): «повтори за мной», «выложи, постучи, похлопай, потопай так, как я». Совместно с ребенком отрабатываются:

- ритмы повтора (/  /  /  или  //  //  //);

- ритмы чередования (/  //////  /  //////,  /  /  /  /,  //  //  //  //);

- ритмы противопоставления (/  //  /  //,  //  /  //  /,  //  /  /  /  /,  /  //  /  //).

Такие упражнения помогают воспитывать речевую точность, четкость, плавность и дифференцированность, корректировать недостатки речевой сферы, формировать речевой ритм,  целостное восприятие пространства и времени, зрительно-двигательные координации, эмоционально-волевую сферу.

Помочь ребенку поймать, почувствовать ритм можно, во-первых, с помощью введения внешних опор (слухо-зрительные подкрепления): разметка следов на полу – для ритмичного шага; звуки метронома – для ритмичного проговаривания или игры на музыкальных инструментах; механические игрушки – клоуны, зайцы, мишки, играющие на тарелках или барабанах и др. Огромную роль здесь играют музыкальные или логоритмические занятия, сначала с движениями, а потом с различными вокализациями и проговариванием слов под музыку (декламация).

Второй этап это  деление слов на слоги (хлопками, шагами, выкладыванием пуговиц или полосок и т.д.), соблюдая при этом дидактический принцип от простого к сложному: от простого двусложного слова с открытым слогом (ра-ма, То-ма, со-ва) двигаемся к трех- четырехсложному с открытым или закрытым слогом и со стечением согласных (пи-ра-ми-да, экс-ка-ва-тор и т.д.) От слов переходим в фразам с такими же зрительно-тактильными опорами.

Детям раннего возраста можно предложить рассказывать вместе хорошо знакомые стихи, когда взрослый начинает, а ребенок заканчивает слово:

Идёт бы… ка… ,

Взды… на хо….

Вот дос … кон ….

Сей … я упа ….

или

На … Та … гро… пла …  ,

Уро … в  ре… мя …  .

Прекрасными в этом отношении являются стихи наших детских писателей

А. Барто, Е. Благининой, С. Михалкова, К. Чуковского и др., а также русские народные сказки «Курочка-ряба», «Репка», «Колобок» с их ритмично повторяющимися словами: «…бил, бил не разбил…», «…тянут потянут, вытянуть не могут…»  и т.д.

Ребенку старшего дошкольного возраста можно предложить придумать окончание стихотворных строк, используя потешки, чистоговорки и стихи.

Например:

Ай дуду, дуду, дуду!

Сидит ворон на …. (дубу).

Волшебная сила ритма позволяет людям говорить, читать и писатьпрекрасно и легко  без усилия и напряжения.

    Ритм речи имеет сложную, многоуровневую организацию,  прежде всего можно говорить о слоговом, словесном, синтагменном ритмах. Речевая ритмичность проявляется не только в стихосложении, как может показаться на первый взгляд. Художественная проза также ритмична, и любое целостное произведение строится по принципу связности и членении своих частей. Для осознания смысла произведения необходимо воспринимать его ритм.Хотелось бы уберечь от ошибки тех, для кого быстрота чтения (темп), является показателем овладения этим навыком. Погоня за «темпом» может сыграть отрицательную роль для многих детей с нарушенным чувством ритма, так как смысл прочитанного окажется для них недоступным.

Ритм ведет чтение, а не наоборот.

Не скорректировав подобные нарушения в дошкольном возрасте, мы получаем возросшее количество нарушений чтения и письма в школе, и не только в младших классах, но, как выяснилось в последнее время, и в старших классах.Московские учёные бьют тревогу: 50-60% старшеклассников неграмотно пишут.

Что же можно сделать? Как помочь подросткам научиться писать грамотно?

И здесь на помощь может прийти «волшебник ритм».

Т.Г.Визель, в своем учебнике «Основы нейропсихологии», предлагает «эффективный метод прочитывания предложений с ритмом, т.е. с делением слов на слоги и равномерным произношением их в орфографическом варианте, - так, как они пишутся… Послоговой ритм, представляющий собой своеобразные речевые итерации, рассчитан на включение древней (подкорковой)  памяти (периода речевого речитатива в истории развития языка).»  Как показала практика, такой метод, позволяет запомнить орфограммы «в обход их понятийной обусловленности». Этот метод включает в себя следующие виды работ:

1. - читать любое предложение в орфографическом варианте по слогам и  в ритме, который отхлопывает свободной рукой (или ногой) сам ученик или педагог;

 - записать это предложение по памяти, проговаривая его точно так же (т.е. орфографически);

- сравнить с образцом, исправить ошибки, если они есть.

2. - читать одну страницу любого текста в орфографическом варианте по слогам в ритме, который отхлопывает рукой или ногой ученик или педагог.

   - часть предложений написать:   педагог выбирает любое предложение и зачитывает его без слогового и ритмического проговаривания, а ученик должен  повторить предложение орфографически с ритмом, а затем записать его;

- проверить ошибки без зрительной опоры на образец, если ошибки есть, а ученик их не нашел, то с опорой.

3. Текст читать один (орфографически и с ритмом), а предложения записывать из другого текста (по выбору педагога).

Конечно, развитие чувства  ритма это не панацея, но практика показывает, что своевременные занятия могут в значительной мере предупредить или исправить недостатки письма и чтения не только у детей, но и взрослых.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"...Этот мир очарований, этот мир из серебра" (эпоха "Серебряного века")

Вводный урок по теме: "Эпоха Серебряного века"                     "...Этот мир очарований, этот мир из с...

Урок в 11 классе "Этот мир очарований, Этот мир из серебра..."

Знакомство с "серебряным веком" через историю, литературу, изобразительное искусство. Материал содержит презентации, подготовленные учащимися....

Ритм. О чём рассказывает музыкальный ритм. 6 класс

Разработка урока музыки в шестом классе с презентацией по программе В.В. Алеева, Т.И.Науменко. В уроке были использованы различные виды деятельности, каждый из которых  логически мотивирован и це...

Статья "Ритм жизни - в деятельности "РИТМА" (дополнительное образование)

Помимо школьного пространства существует «пространство жизни, в котором дети не будущее, а реально действующее, имеющие немало настоящих проблем, решающие нередко совсем не детские задачи, вступающие ...

Урок музыки в 3 классе: "Острый ритм - ритм джаза".

Урок музыки в 3 классе: "Острый ритм - ритм джаза"....

Конспект урока по изобразительному искусству. Тема урока: «Ритм линий» (продолжение на рисунке с урока «Тихие цвета» - ритм ручьёв, деревьев), 2 класс

Конспект урока изоискусстваТема урока: «Ритм линий» (продолжение на рисунке с урока «Тихие цвета» - ритм ручьёв, деревьев)Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с ...

Методическая разработка учебного занятия «Знакомство с понятием метра и ритма. Ритм 2/4»

Занятия музыкой, игра на музыкальных инструментах развивают разные способности детей, которые предполагают такие умственные операции как  сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и т...