Статья "Ритм жизни - в деятельности "РИТМА" (дополнительное образование)
статья на тему

Андреева Юлия Сергеевна

Помимо школьного пространства существует «пространство жизни, в котором дети не будущее, а реально действующее, имеющие немало настоящих проблем, решающие нередко совсем не детские задачи, вступающие в отношения, далекие от имитационно-игровых или воспитывающие целесообразных». Именно в этом пространстве они приобретают первый жизненный, а не учебный опыт. В статье рассказывается о ВАЖНОСТИ  работы отделении дополнительного образования детей в ОУ.

Наш ОДОД «РИТМ»  дает возможность детям выйти за рамки школьного учебника и стандартного урока и сделать собственные открытия в разных сферах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_odod.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

«Ритм жизни – в деятельности «РИТМА»!

Учиться знать!

Учиться делать!

Учиться жить вместе!

Учиться быть!

Помимо школьного пространства существует «пространство жизни, в котором дети не будущее, а реально действующее, имеющие немало настоящих проблем, решающие нередко совсем не детские задачи, вступающие в отношения, далекие от имитационно-игровых или воспитывающие целесообразных». Именно в этом пространстве они приобретают первый жизненный, а не учебный опыт.

И поэтому наш коллектив старается создать индивидуальный и дифференцированный подход, позволяющий каждому ребенку проходить свой личный маршрут развития, этапы и уровни освоения программы без ограничения темпов и времени с учетом своих возможностей, способностей, личностных особенностей.

Дополнительное образование  в нашем отделении «РИТМ» – это желаемое образование. Опрос учащихся, проведенный нами в 2009 году (открыто отделение 1 января 2009 года), выявил мотивы посещения объединений. Результаты приведены в таблице.

Таблица 1

Мотивы обучения подростков в ОДОДе  «РИТМ»

                       Мотив

            Количество положительных ответов

%

Общение с товарищами

312

69

Достижение результатов

279

62

Получение новых знаний

142

36

Общение с педагогом

198

44

Всё равно, где проводить свободное время

17

3

Большинство подростков привлекает в дополнительном образовании общение с товарищами, но не менее важны вопросы «Зачем я посещаю занятия? Каков результат? Чего я добился?». Значительное число ребят стремятся получить новые знания, которые они активно применяют в школе и в жизни. Общение с педагогом также привлекает обучающихся в объединениях, но в меньшей степени, чем приобретение новых знаний и личные результаты. Мы связываем эти показатели именно с возросшим интересом подростков к качеству получаемых знаний и приобретений навыков. Общение с педагогом, даже если оно конструктивное, отходит на второй план. Но, его, несомненно, нельзя недооценивать. Так как именно к интересному, увлеченному педагогу приходят на занятия дети. Педагог становится не только другом-наставником, но и примером для подражания. Для некоторых детей не имеет значения, где проводить свободное время, но то, что этот контингент ребят ходит регулярно на занятия, говорит о том, что им просто интересно посещать объединения, они чувствуют себя нужными и получают удовлетворение от общения.

Мы согласны с утверждением А.Г. Асмолова, что «в дополнительном образовании, где ребенок действует по своей инициативе, происходит не просто обучение, а подготовка  возможности быть… ребенок совершает другую, самую главную в жизни вещь – ищет смысл жизни, ищет себя в разных ролях».

Традиционно сложилось так, что к занятиям в отделениях дополнительного образования родители относятся, не так серьезно, как к школьным. Особенно это касается посещения объединений и секций первого года обучения. Однако в дальнейшем, мы уверенны, если ребенок посещает занятия на протяжении нескольких лет  и его увлечение приносит результаты и удовлетворение, педагоги со стороны родителей получают поддержку и помощь. Занятия в объединениях воспринимаются не только как заполнение свободного времени ребенка, им придается большое значение в развитие и воспитании детей. Мы опросили родителей воспитанников нашего отделения о тех качествах, которые они бы хотели воспитать в своих  детях, и вот как расположились их ответы по степени важности.

Таблица 2

Качества, которые родители хотели бы воспитать в  своих детях

Качества характера

Место по степени важности

Чувство ответственности

1

Умение добиваться своих целей

2

Умение общаться с людьми

3

Стремление к знаниям

4

Терпимость и уважение к окружающим

5

Умение постоять за себя

6

Верность и преданность

7

Добросовестность в работе

8

Независимость

9

Хорошие манеры и умение вести себя в обществе

10

Стремление к успеху

11

Содержание работы в отделении дополнительного образования «диктуется задачами духовно-нравственного, интеллектуального и физического развития, т.е. задачами формирования всего, что объединяется понятием «мир человека».

Особенно важным мы считаем, чтобы в ситуации свободного выбора собственной деятельности ребенок смог бы, в первую очередь, развить нравственные качества, глубоко осознавая понятие гражданственности. Занятия в объединениях помогают развивать в подростках социальную зрелость через включение их в самоуправление, активную, общественно-полезную, социально значимую деятельность. Если говорить о старшеклассниках, то занятия в нашем отделении помогают определиться с жизненными стратегиями, реализовать образовательные потребности, выбрать индивидуальный маршрут в допрофессиональной подготовке.

        Третий год подряд вместе с  общественной приемной «Ульянка» мы проводим фестиваль «RedStreet». Цель фестиваля  - воспитание чувства причастности к решению глобальных проблем современности  посредством  организации комплекса мероприятий   на основе  спортивного  и   духовно-нравственного воспитания.

Задачи:

• пропаганда здорового образа жизни

• активное    восприятие    действительности   и  способность   хорошо ориентироваться  в  ней

• принятие себя и других людей такими, какие они есть.

Мероприятия фестиваля обычно разбиты на секторы, за которые отвечают не только дети, но и педагоги отделения дополнительного образования. Это соревнования по стрит-болу (кружок «Баскетбол»), брейк-дансу (танцевальные кружки), реп-батл (вокальные кружки) и мастер-класс по граффити (изостудия).Члены  кружка «Основы журналистики» всегда принимают активное участие: они берут интервью, делают фотомонтаж, вместе с педагогами пишут статьи в школьную газету и газету муниципального округа «Ульянка». В сферу общения и активной социальной деятельности подростка включаются родители, педагоги, сверстники, друзья. Для ребят предоставляется возможность общаться и сотрудничать с людьми разных возрастов, представителями разных профессии, учреждений, организации.  Очень важно, что такое современное направление в искусстве как граффити было оценено и поддержано нашими родителями, а также приятно осознавать, что коллеги и администрация района  понимают, что все это является одним из видов самовыражения молодежи.

       Педагогический коллектив делает всё для того, чтобы как-то противостоять отрицательным явлениям, сделать своих учеников лучше, самостоятельнее. Одним словом, педагогам небезразлично будущее своих  воспитанников.

        Создавая и развивая ситуацию успеха для так называемых «троечников», помогаем им реализовывать себя в занятиях различного профиля, на сценических подмостках, повышая их собственный статус и интерес к себе как личности.

        Проведенный мониторинг среди обучающихся нашего отделения показал, что подростков привлекает в объединениях: свобода выбора, конкретность и доступность, психологический комфорт, разнообразие, безоценочная система. Важность этих показателей в том, что они отражают внутреннюю позицию ребенка и его личностные установки, что, в свою очередь, позволяет педагогу быстро изменить образовательный маршрут. Очень важно и то, что дети развивают в себе одно из самых важных и трудных умений – делать выбор. Ребенок сам решает, например, принять ли ему участие в различных конкурсах, фестивалях, акциях или нет, но если он не будет участвовать, тем самым он лишится интересного общения, удовлетворения от результатов своей деятельности.

        Реализуя двадцать одну программу, отделение дополнительного образования «РИТМ» дает возможность детям выйти за рамки школьного учебника и стандартного урока и сделать собственные открытия в разных сферах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования «С КОМПЬЮТЕРОМ ПО ЖИЗНИ»

Особенностью данной программы является довольно объемное изучение офисных технологий, компьютерных коммуникаций, презентаций и анимаций. Большое количество часов отводится на практическую (проектную) ...

Публичное выступление по теме:«Качество образования-качество жизни!». участник Московского гор-го профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Педагог г. Москвы-2013» в номинации "Педагог дополнительного образования"

Публичное выступление по теме: «Качество образования - качество жизни!»Докладчик Топилина Юлия Геннадьевна педагог дополнительного образования ГБОУ ЦДТ Печатники г. МосквыучастникМосковского...

Модель реализации Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на основе дополнительного образования.

Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретен...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ШКОЛА ЖИЗНИ» С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Модель школы старшей ступени представляет собой реализацию обязательной (базовой, профильной) и вариативной части основной образовательной программы старшей ступени образования, которая может быть обе...

Формирование здорового образа жизни - как актуальная проблема образования

Сегодня важной задачей образования является сохранение здоровья обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма ребёнка, полноценное физическое и психологическое развитие учащихся в ...