Методическая разработка учебного занятия «Знакомство с понятием метра и ритма. Ритм 2/4»
методическая разработка по музыке

Федорова Ольга Николаевна

Занятия музыкой, игра на музыкальных инструментах развивают разные способности детей, которые предполагают такие умственные операции как  сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и таким образом влияют не только на музыкальное, но и на общее развитие ребёнка. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение. Это ещё и творческий процесс, способствующий одновременно совершенствованию навыков игры и формированию различных музыкальных способностей через творческие проявления учащихся. Овладение навыками игры на русских народных инструментах приобщает ребёнка к миру национальной культуры.

На занятии ансамбля обучающиеся погружаются в атмосферу коллективного творчества, которая способствует усилению мотивации детей, интенсивному развитию их музыкальных способностей, развитию коммуникативных качеств. Это служит благоприятным фоном для активного развития личности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Разработка учебного занятия

педагога дополнительного образования детей (ОДОД)

Фёдоровой Ольги Николаевны

ГБОУ средняя общеобразовательная школа №464 
Пушкинского района Санкт-Петербурга

Пояснительная записка

Занятия музыкой, игра на музыкальных инструментах развивают разные способности детей, которые предполагают такие умственные операции как  сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и таким образом влияют не только на музыкальное, но и на общее развитие ребёнка. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение. Это ещё и творческий процесс, способствующий одновременно совершенствованию навыков игры и формированию различных музыкальных способностей через творческие проявления учащихся. Овладение навыками игры на русских народных инструментах приобщает ребёнка к миру национальной культуры. 

На занятии ансамбля обучающиеся погружаются в атмосферу коллективного творчества, которая способствует усилению мотивации детей, интенсивному развитию их музыкальных способностей, развитию коммуникативных качеств. Это служит благоприятным фоном для активного развития личности.

Данное занятие проведено 21.03.18 по общеобразовательной (общеразвивающей) программе «ПАВЛОВСКИЕ НАИГРЫШИ» туристско-краеведческой направленности.

Тема занятия: «Знакомство с понятием метра и ритма. Ритм 2/4»

Раздел: Работа над пьесами  (индивидуальная и ансамблевая работа)

Цель занятия: Знакомство с понятиями ритм, единый оркестровым метр

Задачи:

Образовательные:

Заложить основы музыкальной грамоты 

Познакомить с понятиями пульс, ритм, метр, доля, длительность, такт и тактовая черта.

Развивающие:

Развивать музыкальные способности

Развивать чувство ритма

Развить координацию слуха и голоса, приобрести исполнительские навыки.

Расширять музыкальный кругозор.

Развивать творческую свободу личности, инициативу и самостоятельность детей

Воспитательные:

Приобщать детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.

Воспитывать продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;

Воспитывать и развивать художественный вкус, интерес к музыке

Воспитание у обучающихся собранности, концентрации внимания в процессе выполнения заданий.

Обогащать внутренний мир ребёнка.

Воспитывать дисциплину в жизни и в творчестве

Ожидаемые результаты:

Дети, посетившие данные занятия….

- Научатся различать сильную и слабую доли.

- Будут ориентироваться в понятиях: ритм, метр, такт.

- Смогут на практике, в игровой форме закрепить новые полученные знания.

- Будут мотивированны на поддержку русских, народных традиций

- Смогут ритмически разнообразить исполнение русских народных песен

Занятие прошло успешно. Было видно, что дети увлечены темой, проявили живой интерес к новым для них понятиям. Ранее я столкнулась с проблемой, когда играя одновременно в ансамбле, дети начали теряться, когда слышали партию соседа с другим ритмическим рисунком. Поэтому игровые приемы этого занятия по отрабатыванию ритмических навыков думаю, будет очень полезно в дальнейшем.

Хочется так же отметить, что во время занятия максимально активизировался слух, сконцентрировалось внимание, расширилась сфера эмоциональных переживаний.

Ход занятия:

I. Организационный этап.

Тема нашего урока –« Знакомство с понятием метра и ритма. Ритм 2/4».

Введение в тему.

Рассказ о волшебных музыкальных часах

Основная часть.

Работа над воспитанием чувства метра-ритма

а) что такое пульс

б) вычисляем понятие «доля»

в) выделяем сильную и слабую долю

г) понятие метр

д) понятие такта и тактовой черты

е) знакомство с ритмоблоками.

Ритмические игры:

а) «Часы»

б) Игра с ритмоблоками

в) «Ритмическое эхо»

г) «Угадай ритм»

д) «Ритмический диктант»

е) «Упрямый ритм»

Разучивание ритмических рисунков русской народной песни «Во поле береза стояла»

а) знакомство с песней

б) разбираем  ритм

в) разучиваем ритмические рисунки по партиям

г) игра по партиям, отдельно и вместе

д) игра всем оркестром

Заключительная часть..

Подведение итогов

Исполнение оркестром р.н.п. «Во поле береза стояла»

Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство
осторожней, осторожней
не спугнуть бы нам его.

Добрый день. ребята. Вы что-нибудь слышали о волшебных музыкальных часах? Нет? Тогда послушайте!

 Музыка очень любит правильное, точное исполнение. За таким исполнением в песнях, пьесах всегда следят волшебные часики. У них есть шапка-невидимка, поэтому их никто не видит. Однако когда знаешь, что они спрятаны где-то в музыке, и к ним прислушиваешься, то обязательно их услышишь. Музыкальные часики тикают аккуратно и равномерно.  Я сыграю вам музыкальный отрывок («Полька» С.Рахманинова), а вы постарайтесь вслушаться, как равномерно тикают музыкальные часики. Это – музыкальный пульс. В каждом музыкальном произведении он бьется, как сердце в живом организме. Недаром его называют пульс.

А теперь постарайтесь вслушаться и определить в музыке сильные и слабые доли.

Что же вам подсказали музыкальные часики?  Какие доли были сильными, а какие – слабыми?

( Ответы детей.)

Правильно. Сильная доля всегда стоит в начале.  Сильная доля - это музыкальное ударение, которое мы будем называть акцентом. Давайте вместе под музыку будем отмечать хлопком в ладоши сильную долю, а слабую – по коленям.

(Исполнение «Польки» с хлопками)

Давайте попробуем записать наш ритм.

>сильная доля

- слабая доля

>->->->-

Чтобы музыка не была монотонной, однообразной, в ней есть и сильные и слабые  доли. Считаются и сильные, и слабые доли. Этот равномерный счет ведут волшебные музыкальные часики, которых мы не видим, но которые должны слышать. Они делают музыку ритмичной, выразительной. Нам даже порой кажется, что музыка дышит, будто она живая.

Давайте попробуем исполнить ритм еще одного произведения – вступление к опере Бизе «Кармен».  

У вас замечательно получились сильные и слабые доли.

По вашему исполнению я определила, что вы почувствовали, как тикают волшебные часики этого произведения, как они ведут свой правильный ритмический счет. Ребята, эти музыкальные часики музыканты называют метроритмом. Давайте повторим это слово. (Повторяют.)

Вы заметили, что в исполненных вами произведениях чередовались две доли (сильная и слабая). В музыке такое чередование носит название – двухдольный метр

Мы попробовали с вами записать ритм простой схемой. А как и с помощью чего это делают музыканты?

(Ответы детей)

Правильно – с помощью нот.

А где живут ноты?

На нотном стане

Они бывают разные по высоте. Бывают долгими и короткими. И если нотный стан представить домом наших ноток, то у них в этом доме есть еще и комнаты – такты. А стена между комнатами – тактовая черта. Она ставится перед сильной долей. Давайте поставим тактовую черту в нашем примере:

♪♪I♪♪I♪♪I

>-I>- I>- I

Хорошо. А теперь разделимся на две группы. Первая группа во время исполнения будет делать акценты на сильную долю такта - хлопать в ладоши, а вторая – на слабую долю такта будет топать ногой.

(повторить задание, поменяв группы:  первая – слабые доли топает ногой, вторая – отхлопывает на сильную долю)

Молодцы. А теперь будем изображать оркестр.

(дети берут маракасы, трещотки, бубны и отстукивают ими по заданию сначала каждую долю такта, затем – только  сильную долю такта музыкальных примеров. 

Итак, любой музыкальный звук может быть не только высоким или низким, но также долгим или коротким. И это свойство звука называется длительностью. Вы, наверное, замечали, что ноты не только пишутся на разных линейках нотного стана, но еще и по-разному выглядят? Одни почему-то закрашенные и с хвостами, другие – без хвостов, третьи вообще внутри пустые. Это и есть различные длительности.
А помогут нам разобраться с длительностями наши волшебные музыкальные часы.

Песня-игра «Часы»

Бьют часы на башне

Бом, бом, бом, бом

Вот стенные поживее

Ди-ли, ди-ли, ди-ли, ди-ли

А ручные все спешат

Така-така, така-така, така-така, така-така.

Получается, что большие часы на башне отбивают самые длинные длительности:

БОМ – это четверти

ДИ-ЛИ  -  это восьмые

ТАКА-ТАКА  -  это шестнадцатые.

(показ длительностей по карточкам)

У каждой мелодии есть свой ритмически рисунок. У нас есть названия наших длительностей, давайте попробуем с ними поиграть. Я добавлю к названиям длительностей условнае знаки руками.

Ритмоблоки

БОМ –  четверть - показ всей ладони

ДИ-ЛИ  -   восьмые -  показ соединенных вместе мизинца с безымянным и среднего с указательным (большой палец спрятан внутрь ладони)

ТАКА-ТАКА  -   шестнадцатые  -  показ разделенных пальцев (большой палец спрятан внутрь ладони)

(показ ритмоблоков по карточкам и на руках,  соединяем карточки с ручными знаками)

Игра «Угадай ритм» – отхлопай ритм по ручным знакам, заданный педагогом.

Игра «Ритмическое эхо» Педагог хлопает ритм – дети повторяют

Игра «Ритмический диктант» Педагог показывает и проговаривает условными знаками ритм, а дети записывают длительностями.

Игра «Упрямый ритм» - задается определенный ритм, например: 2 такта (ди-ли  така-така, ди-ли  така-така), а педагог с 3 такта начинает сбивать детей. Задача детей удержать заданный ритм.

Что-то нового и интересного вы сегодня узнали?

С каждым занятием вы все больше набираетесь музыкального опыта, становитесь настоящими музыкантами. Ну, что ребята наши инструменты уже заждолись вас! Давайте возьмем их в руки. Каждый из этих инструментов – символ музыки и тот, кто играет на нем – почти волшебник!

Разделимся на группы и разучим русскую народную песню «Во поле береза стояла»

Работа над произведением:

а) знакомство с песней

б) разбираем  ритм

в) разучиваем ритмические рисунки по партиям

г) игра по партиям, отдельно и вместе

Исполнение оркестром р.н.п. «Во поле береза стояла»

Наши волшебные музыкальные часы показывают нам, что наше занятие подошло к концу. Давайте аккуратно сложим инструменты по местам.

Вам понравилось наше занятие?

А чем мы с вами сегодня занимались?

Что нового узнали?

(ответы детей)

Мне тоже понравилось сегодня с вами играть, общаться, большое вам спасибо за активную работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка учебного занятия на тему: Разработка презентации и настройка анимации на тему “Здоровый образ жизни”

Цель занятия: Закрепление информационной технологии создания презентации средствами приложения Power Point.Тип занятия: урок проверки и контроля знаний и умений учащихся.Вид занят...

Методическая разработка учебного занятия теоретического обучения по учебной дисциплине «Иностранный язык» (немецкий) ТЕМА « O SPORT, DU BIST DER FRIEDEN!»«О СПОРТ, ТЫ- МИР!»

Методическая разработка учебного занятия «O Sport, du bist der Frieden!» («О спорт, ты- мир!») представлена на конкурс преподавателем иностранного языка Тихоновой Екатериной Вячеславовной. Педаг...

Методическая разработка учебного занятия по биологии для учащихся 7 класса. Тема "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме педагогической мастерской)

Учебное занятие в курсе  биологии для учащихся 7 класса по  теме "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме п...

Методическая разработка учебного занятия по учебной дисциплине Информатика и ИКТ на тему "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" с применением активного метода обучения "Цикла Д. Колба"

Методическая разработка урока по теме "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" , в разработке показано применение Цикла Д.Колба на практических уроках Информатики при реализации ФГОС СПО...

Методическая разработка учебного занятия "Моя учеба" учебной дисциплины Немецкий язык

Методическая разработка урока по немецкому языку для студентов  Iкурса СПО  (УМК Н.В. Басова.) «Моя учеба»  направлена на за...

Методическая разработка учебного занятия "Моя учеба" учебной дисциплины Немецкий язык

Методическая разработка урока по немецкому языку для студентов  Iкурса СПО  (УМК Н.В. Басова.) «Моя учеба»  направлена на за...

Методическая разработка учебного занятия "Молодежные субкультуры" учебной дисциплины Английский язык

Методическая разработка  урока «Молодежные субкультуры» по английскому языку для студентов  I курса СПО  (УМК Кузовлев В.П.)  направлена на комплексное применение знаний и способов...