Коррекция м развитие речи у детей с ОВЗ через театрально - игровую деятельность.
статья (5 класс) на тему

Быкова Валентина Александровна

Коррекция и развитие речи у детей с ограниченными возможностями здоровья через театрально-игровую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_bykova_v.a..doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                В.А.Быкова

учитель начальных классов

Кильдинская СКОШИ VIII вида

п.Кильдинстрой, Мурманская область

Развитие и коррекция речи у детей с ограниченными возможностями здоровья через театрально-игровую деятельность.

 

Развитие общества и развитие цивилизации ставит перед  современным человеком новые проблемы. Одна из них - воздействие неблагополучных социально-экономических и экологических факторов, приводящих к ухудшению здоровья населения,  оказывающих негативное  влияние на подрастающее поколение.  

          В связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой к самостоятельной жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. Особого подхода в этом вопросе требуют «особые дети». Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности были, являются и остаются чрезвычайно важными.  Осознание своей неполноценности и бессилия, грубые нарушения эмоционально-волевой сферы приводят  таких детей к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам, трудностям в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками, апатии, равнодушию, вялости, неустойчивости внимания[1].

          Главной целью   работы   с умственно отсталым ребёнком (с умеренной и тяжёлой формами) считается развитие его автономии, персонализации и социализации в рамках имеющихся у него реальных возможностей. Задача обучения заключается в привитии ему   знаний, умений и навыков, чтобы он:

  1. мог объясняться вербальным и невербальным способом;
  2. обрёл максимальную жизненную независимость в рамках удовлетворения основных жизненных потребностей;
  3. умел выполнять повседневные дела адекватно собственному, индивидуальному уровню подготовки;
  4. мог участвовать в различных формах общественной жизни.

          Большое количество детей данной категории имеют сложную структуру дефекта (двигательные расстройства, грубые речевые нарушения, нарушения зрения и слуха, нарушения опорно-двигательного аппарата).

          Содержание  коррекционной педагогической работы охватывает широкий спектр   того, что необходимо для социальной адаптации. Одно из первых мест в   коррекции и развитии занимает выработка навыков общения, установления взаимоотношений в группах сверстников и со взрослыми людьми. Для разработки навыков общения использую программы, разработанные Л.М.Шипициной (1994, 2000), Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой, Л.А.Нисневич (2000), И.Н.Мамайчук (2003) и др[2].

Специального внимания заслуживает тренировка у детей тактильной, глубокой чувствительности, слуха, зрения и других чувств для  развития более дифференцированного и активного восприятия окружающего мира. Совершенствование общей и особенно тонкой моторики, пространственной оценки движений не только расширяет возможности перемещения и знакомства с окружающим миром, участия в занятиях и играх, но и улучшает корректировку речи и мышления.

Практика   показывает, что вся коррекционная работа даёт положительный результат только тогда, когда она опирается на наглядно-практическую деятельность. Детям с тяжёлыми формами умственной отсталости легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде, так как особые затруднения у детей постоянно возникают из-за грубых речевых нарушений[2].

Ведущие психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова и др.)  Идеальным средством развития и коррекции  ребёнка с ограниченными возможностями здоровья является театрально-игровая деятельность.

         Почему именно театрально-игровая деятельность?  Театрально-игровая деятельность является одним из средств всестороннего развития личности обучающихся, воспитания у них активности, коллективизма, уверенности в своих силах, как одно из средств психотерапии. Под влиянием внушения, показа образца продуктивность выполнения заданий увеличилась почти на 20% (Вайзман Н.П., 1992)[3]

Именно театрально-игровая деятельность  является одной из самых эффективных способов воздействия, в ней наиболее полно и ярко проявляется один из принципов специального коррекционного обучения: учить играя. Театрализованная игра стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, необходимо говорить четко, чтобы   все поняли.

Основатель Московского кукольного театра С.В.Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром   не сложно. Дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, многому можно научиться  и   научить   детей.  Мысль, высказанная немецким психологом Карлом Гроссом,  до сих пор популярна: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

В театрализованной игре идёт активное развитие диалогической, эмоционально насыщенной речи. Дети лучше усваивают содержание простого произведения, логику, последовательность событий, их развитие. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

  Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией - сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

          Полноценное участие детей в игре способствует эстетическому восприятию искусства художественного слова, умению вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять какой герой, дети пытаются элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понять мораль произведения. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события,  зависит  личный опыт ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить[4].  Дети учатся  владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.).  Подготовленность к театрализованной игре  определяет  такой уровень развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе кропотливой  ежедневной образовательной деятельности.

          В ходе игры у ребят формируется мотив учиться действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учиться жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя, пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков, учась на их ошибках[4].

        Огромное значение имеет развивающая среда – это чрезвычайно важные условия для успешной работы по речевому развитию. Это может быть комната театральной деятельности  или просто уголок,  где вместе с детьми можно будет рисовать, клеить элементы для настольного, теневого театра,  создавать различные природные зоны, что поможет работе по формированию речевой культуры детей.

          Виды театральной деятельности, используемые в работе:
-музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;
-художественно-речевая деятельность (разнообразные игры по                           развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);
-театрально-игровая деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры)[5].
         Основным моментом театрально-игровой деятельности является выполнение роли. В процессе игры дети обучаются создавать образ действием, словом, что дает им возможность активно развивать речевую деятельность.
        Основные направления   в театрально-игровой деятельности:

  1. Развитие речевой функции: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения. 
  2. Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
  3. Развитие речевой деятельности средствами мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и стимулирования творческой самостоятельности[5]. 

          Для самостоятельной деятельности детей важно создать условия, в которых театрально-игровая деятельность будет  протекать успешно. При проектировании предметно пространственной среды, обеспечивающей театрально-игровую деятельность, нужно учитывать необходимые условия:

  1. индивидуальные социально психологические особенности ребенка;
  2. особенности его эмоционально-личностного развития;
  3. индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;
  1. любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
  2. возрастные и поло-ролевые особенности, которые отвечают требованиям программы и потребностям детей[2]. 

В психологии в последнее время широкое распространение получил метод куклотерапии, т.е. метод лечения с помощью кукол. Игра с куклами оказывает на детей непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие, помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым.    Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре  слова ребенка   оживляют кукол и создают им настроение, характер. Играя с куклами, дети открывают свои затаенные чувства не только словесно,  но и выражением лица, жестикуляцией[5]. 

          В нашем театре существуют следующие разновидности:

  1. Театр «топотушек».
  2. Перчаточный театр.
  3. Театр пальчиков.
  4. Теневой театр.
  5. Театр кукол.
  6. Кистевой театр.
  7. Ритмопластика.
  8. Куклотерапия .
  9. Настольный театр.

      Настольный театр, пожалуй, самый доступный. У детей  отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек. Чтобы изготовить персонажей  понадобятся цветные картон и бумага, ножницы, клей и фломастеры.  Управление настольными куклами не представляет сложности для   детей. Важно обращать внимание на то, чтобы речь ребенка совпадала с движениями куклы.   

  Пальчиковый театр обладает психокоррекционным и психотерапевтическим эффектом. Он решает следующие задачи: стимулирует развитие речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга, мелкую моторику.  Необходимость развития мелкой моторики пальцев рук давно признана специалистами как средство стимуляции речи[7].  

     Пальчиковый театр - это театр актеров, которые всегда с нами. Достаточно  взять цветной картон, вырезать из него лицо человечка, мордочку животного (кем будет этот персонаж – решают сами дети), нарисовать глаза, нос, рот. Затем необходимо склеить из бумаги кольцо на палец и приклеить к нему личико. Герой пальчикового театра готов! Кукол дети надевают на пальцы и сами действуют за персонажа, изображённого на руке. По ходу действия они двигают одним или несколькими пальцами, проговаривая текст сказки, стихотворения или потешки[6]. 

Для театральных постановок  отбираются доступные по содержанию, небольшие по объёму пьесы. Длительность «театрального действа» составляет в   пьесах 5-7 минут. В качестве текстов для пьес используются адаптированные   народные сказки, сюжеты для кукольных театров, стихи отечественных и зарубежных поэтов. Большинство   пьес имеют стихотворную форму как наиболее благоприятную для автоматизации поставленных звуков, развития памяти, темпо – ритмической организации высказывания, языкового чувства[8].

  В результате у детей заметно повышается уровень коммуникативного развития, появляется интерес к публичным выступлениям, расширяется  круг общения. Повышается самооценка. Стабилизируется эмоциональное состояние.  

    Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий   решаются практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей используется   богатейший материал словесного творчества народа.  

     Видя результаты   работы по развитию и коррекции речи у детей со сложной структурой дефекта через театрально- игровую деятельность, нужно продолжать   работу в поисках новых приемов, способов обучения детей с ОВЗ.

Список литературы:

  1. Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений; Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001г.        
  2. Т.Д.Зинкевич-Евстегнеева, Л.А.Нисневич. Как помочь особому ребёнку.- СПб., ИСП и П, 1998г.
  3. С.Д.Забрамная. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей.- М., 1995г.
  4. Т.З. Стернина. Понимание эмоционального состояния другого человека детьми с умственной отсталостью. Дефектология. 1998 № 3
  5. М.Д. Маханева Занятия по театральной деятельности в детском саду.-М; ТЦ Сфера, 2009.
  6. Т.Д.Зинкевич – Евстигнеева. Практикум по Сказкотерапии. – СПб.: ООО «Речь», 2002г.
  7. Л.В. Артемова. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет.сада М., КНОРУС", 2003г.
  8. Л.Я. Поляк. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по     мотивам русских народных сказок. – СПб.: «ДЕТСТВОПРЕСС», 2001. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для педагогов и родителей по развитию речи слабослышащих детей в игровой деятельности

Развитие речи - одна из главных задач обучения слабослышащих детей. Эта важная задача включает в себя, условия, обеспечивающие речевое развитие детей с нарушенным слухом, - создание слухоречевой среды...

Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности .

Проблема владением языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей,и неоспоримым является тот факт ,что наша речь очень сложна и разнообразна,и что развивать ее необх...

Цикл логопедических занятий № 2 для группы детей с общим недоразвитием речи III уровня «Коррекция и развитие речи у детей с ОНР III уровня»

Направлен на продолжение коррекционно-развивающей работы по преодолению общего нарушения речи третьего уровня у детей....

Программа по инклюзии «Коррекция и развитие речи двуязычных детей по практикуму обучения игры на хомусе».

«Коррекция и развитие речи двуязычных детей по практимуму  обучения игры на хомусе».       В многоязычной школе проблема усугубляется еще тем, что детям приходится преодолеват...

Использование игровых технологий для коррекции нарушений развития и обучения детей с ТМНР

Игровая деятельность – важный этап в развитии психики и становлении личности каждого ребенка....