конспект занятия - тренинга на тему: "Что я чувствую"
план-конспект по теме

Занятие на формирование эмоционально - волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

 

Цель:

- формировать представления детей  об эмоциональных проявлениях людей (мимика, жесты);

- развивать эмоциональную сферу, расширять круг понимаемых эмоций;

- показать основные приемы владения своими чувствами как проявления

силы воли;

- воспитывать желание помогать  близким людям, сверстникам.

 

Предварительная работа:рассматривание иллюстраций, чтение произведений художественной литературы.

 

Оборудование:музыкальный центр, диск с записью музыки для проведения физминутки,  набор сюжетных картин, иллюстрации, набор

пиктограмм, карандаши для каждого ребенка.

 

 

Ход занятия:

Воспитатель: -Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас всех!  А какое у вас сейчас настроение? На что оно похоже: на солнышко или на темную тучку?

(ответы детей)

Воспитатель:- А сейчас мы вспомним героев наших любимых сказок.

- Какие чувства испытывают  герои этих  сказок?

1.Рады зайчики и белочки,

Рады мальчики и девочки.

Обнимают и целуют косолапого:

«Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!» (радость)

2.Плачет серый воробей:

- Выйди, солнышко, скорей!

Нм без солнышка обидно,

В поле зернышка не видно! (грусть)

3.И доктор пришил ему ножки

И заинька прыгает снова.

А с ним  и зайчиха мать

Тоже пошла танцевать (радость)

4.Прибежала зайчиха

И закричала: «Ай-ай!

Мой зайчик попал под трамвай

И теперь он больной и хромой

Маленький заинька мой!» (страх)

Воспитатель:- Дети, вы, наверное, догадались, о чем мы будем говорить с вами на занятии? (ответы детей)

- Да, мы будем говорить о чувствах. Как вы понимаете это выражение

«чувства»? (ответы детей)

Воспитатель:- Верно, все мы умеем радоваться, грустить, печалиться. Но

каждый из вас человек и мы должны уметь управлять своими чувствами.

- Я  могу сдержаться и не заплакать;

- Могу не капризничать, хотя мне очень хочется это сделать;

- Могу не засмеяться, если даже очень смешно.

Воспитатель:- Вы понимаете, как трудно управлять собой, но вы должны этому учиться.

- Представьте, перед вами человек, которому очень грустно. Как понять, что

ему грустно? Как можно это понять, что нам поможет? (ответы детей)

- Верно, нам об этом расскажут глаза, руки, а еще речь.

Воспитатель:- У меня в руках конверт, он необычный: на нем нарисован

вот такой значок – это пиктограмма, она означает (грусть, печаль и т.д.)

- Это письмо передали мне ваши мамы и просили рассказать, что не все дети

могут управлять своими чувствами и поэтому доставляют своим мамам много неприятностей. Попробуйте догадаться почему?

(выставляю сюжетные картины – дети отвечают на вопрос: « О ком, о каком человеке идет речь?»)

- Этот мальчик рук не мыл,

Месяц в баню не ходил.

Сколько грязи, сколько грязи,

Мы на шее лук посадим,

Репу на ладошках,

На щеках картошку,

На носу морковь взойдет –

Будет целый огород! – «грязнуля, замарашка»

 

- А это что за девочка?

Час жевала грушу,

Два -  умывалась,
Три -  вытиралась.

Утром завтракать пошла
Только к ужину пришла? – «девочка - капуша»

 

- Костя хлеб жует сухой.

«Ты бы ел его с ухой»

До ушей краснеет Костя,

Он решил правдивым быть.

«Я бы съел ухи, да только

Мне тарелку нужно мыть» - «мальчик – лентяй»

 

- Все расскажет про ребят:

Кто дерется, кто кричит.

Только про саму себя

Не расскажет, промолчит  – « девочка – ябеда»

 

-Этому мальчишке доверять нельзя.

Что не скажет язычишко,

Все неправда, все не так  «мальчик – врун»

 

- А как часто нужно нам

С кем- то, чем-то поделиться.

Кто привык везде скупиться,

Кто твердит всегда «не дам» - «жадина»

 

- Я - красавец, я - силач,

Я - умелец, я - лихач,

Я- я – я всёзнайка,

А зовут меня -  «зазнайка»

 

Воспитатель:- Вот видите, какие бывают дети. Что вы чувствовали, когда

слушали эти стихи? Покажите ту пиктограмму, которая отражает то, что вы чувствуете (дети показывают пиктограммы)

 

Воспитатель:- Молодцы, ребята! Вы дали правильные ответы.  А теперь

ответьте на вопрос: «Что вы чувствуете, когда одели …»

- красивый сарафан

- удобный спортивный костюм

- тесную одежду

- мягкую, пушистую шубку

- мятую рубашку

 

Воспитатель:- Вы ответили верно.  А теперь  поиграем  в игру, будьте внимательны.

Игра «Скажи наоборот»

Вы грустные ребята – Мы веселые ребята.

Вы ленивые  - Мы трудолюбивые.

Вы злые  - Мы добрые.

Вы рассеянные  - Мы внимательные.

Вы неряшливые – Мы аккуратные.

Вы грубые  -  Мы вежливые.

Вы злые  - Мы добрые.

Воспитатель:- Молодцы! А теперь я вас приглашаю на прогулку по улицам

нашего города. Я хочу убедиться, что вы умеете чувствовать настроение тех

людей, которые встретятся нам в пути, но хочу предупредить, что это

могут быть герои сказок. Будьте внимательны – смотрим на светофор.

Физминутка «Красный, желтый, зеленый»

(проводится под музыку)

Заведем мотор – вниманье:

Если свет зажегся красный

Значит, двигаться опасно (круговые движения головы вправо – влево)

Желтый свет предупрежденья

Нет сигнала для движенья (повороты туловища влево - вправо)

Свет зеленый говорит

Проходите – путь открыт  (ходьба на месте)

 

Воспитатель:- 1 остановка «Карлсон и домоправительница»

Посмотрите, перед вами «живые картинки». Нужно рассмотреть их внимательно и оценить  ситуацию.

(детям предлагаются сюжетные картинки из произведения «Малыш и Карлсон»)

- Что чувствует Карлсон?

- Что чувствует домоправительница?

 

2 остановка «Домоправительница и Малыш»

- Что чувствует домоправительница?

-Что Малыш? Почему? 

 

3 остановка «Малыш и Карлсон»

- Что, по-вашему, переживает Карлсон?

- Что чувствует Малыш?

 

- А теперь, располагайтесь поудобнее  и дорисуйте лица героев сказки пиктограммами.

Воспитатель:-Мы сегодня говорили о чувствах, настроениях; вы, общаясь, друг с другом испытывали тоже разные чувства.

- Когда  вы испытываете гнев, злость, когда кто-то толкнет вас, обидит, то

надо помнить о том, что надо не бросаться в драку, а надо успокоиться,

мысленно сказать «Я могу сдержаться», «Я могу не плакать» и т.д.

- А еще поможет нам успокоиться упражнение «Волшебные нитки»

Упражнение «Волшебные нитки»

Возьмите в руки клубочек в руки и начинайте медленно сматывать нитки. Дышите медленно, думайте о чем – то приятном.

- А еще поможет нам успокоиться упражнение «Драка».

Упражнение «Драка»

Представьте, что вы сильно рассердились, готовы броситься в драку.

Глубоко – глубоко вдохните, крепко- крепко сожмите зубы, сожмите пальцы

в кулаки, до боли. Задержите дыхание – посчитайте мысленно про себя до 5.

Расслабьтесь, и вы увидите, как все неприятности окажутся позади.

 

Воспитатель:- Вот и подошло к концу наше путешествие в мир чувств и эмоций.

- Что сегодня для вас было интересным и необычным на занятии?

- Что нового вы узнали?

Надеюсь, ребята, что вы сможете теперь управлять своими чувствами и эмоциями. Спасибо всем за внимание!

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию. Тема "Иллюстрации к сказке "Колобок"

Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадаиционных техник рисования: монотипии и коллажа....

Конспект занятия по логопедии. Тема: "Дифференциация звуков Ш-Ж".

Занятие по логопедии в коррекционной школе 8 вида. Вид занятия: повторение....

Конспект занятия ТО по теме "Геометрические задачи (разрезания)"

Материал содержит конспект  и презентацию занятия ТО "В царстве смекалки" по теме "Геометрические задачи (разрезания)"...

Конспект занятия (тренинг) "Саморазвитие личности подростка"

Конспект занятия (тренинг) "Саморазвитие личности подростка"...

Конспект занятий тренинга

В данном материале мною представлен конспект практического занятия с элементами тренинга для кандидатов в замещающие родители на тему "Психологическая саморегуляций - основа повседневной деятельности ...

План проведения занятия-тренинга по теме "Права и обязанности в семье"

Тренинговое занятие проводится для обучающихся 7-11 классов с целью познать их с основами нрав­ственно-правовых норм семейных отношений....

Конспект занятия-тренинга «Мы вместе!»

Цель: содействовать сближению детских коллективов посредством включения в совместную игровую и творческую деятельность....