Письмо по памяти как профилактика нарушений устной и письменной речи неслышащих учащихся
статья (7 класс) по теме

Жарова АлефтинаНиколаевна

 

Письмо по памяти как один из видов работы по профилактике нарушений устной и письменной речи направлен на устранение так называемого аграмматизма и алогизма глухих, на предупреждение ошибок в их письменных работах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zayavkai_tezisy.docx18.68 КБ

Предварительный просмотр:

Письмо по памяти как профилактика нарушений устной и письменной речи

неслышащих учащихся

С. А. Зыков разработал такую систему обучения, при которой способность речевого общения стала эффективным условием овладения языком. Обучение неслышащих детей общению языковыми средствами требует связи с различными видами деятельности, использования потребности детей в общении с окружающими, организации речевой сферы.

 Работа по развитию навыков устной и письменной речи  неслышащих учащихся позволяет решать коррекционные задачи. Реализация этих задач в условиях специального обучения предполагает выполнение учащимися специальных упражнений, направленных на развитие словесно – логического мышления, словесной памяти, на обогащение лексического запаса, на развитие навыков грамматического оформления своих высказываний, на умение использовать полученные знания  в другой ситуации.

Письмо по памяти как один из видов работы по профилактике нарушений устной и письменной речи направлен на устранение так называемого аграмматизма и алогизма глухих, на предупреждение ошибок в их письменных работах.

Письмо по памяти – это воспроизведение заранее (или на уроке) выученного текста небольшого объёма. Для письма по памяти можно подобрать как прозаический, так и поэтический текст. Отрывки из художественных произведений призваны не только проиллюстрировать различные явления русского языка, уточнить имеющиеся  представления и понятия, дополнить и обогатить их новыми фактами, сведениями, образами. Они призваны дополнить литературные познания и привить интерес неслышащих учащихся к чтению, восполнить недостаточность общения глухого с окружающим слышащим обществом, расширить познавательный кругозор, обогатить жизненный и нравственный опыт, эмоциональную сферу глухого ученика. Имея перед глазами образцы фраз и текстов в качестве примера, знакомясь, таким образом, с системным устройством языка, глухие учащиеся могут использовать их для построения своих собственных высказываний,

Язык – основная форма хранения знаний о культуре народа и средство познания этих знаний. В преподавании русского языка культурный элемент становится одним из необходимых средств развития духовного мира глухого, его нравственных чувств и нравственного поведения, воспитания его национального самосознания и российской гражданской идентичности.

По мнению Т. М. Пахновой существенное место в этом процессе отводится тексту художественной литературы. Комплексная работа с текстом способствует развитию речи учащихся, формированию орфографических, пунктуационных навыков, служит базой  для последующего восприятия и изучения ряда самостоятельных учебных дисциплин. Один из видов этой работы – письмо по памяти.

Цели письма по памяти в школе I (II) вида:

 1. Развитие эстетического отношения к языку, речи (эмоционально – ценностные).

2. Формирование у неслышащих  учащихся языковой компетенции, то есть  расширение словарного запаса, освоение норм языка, профилактика нарушений устной и письменной речи.

 3. Умение применять правила в процессе упражнений для закрепления изученного материала (психомоторная).

4. Развитие рецептивных речевых (чтение, аудирование) и продуктивных (говорение, письмо) навыков и умений.

5. Коррекция произносительных навыков, работа над ритмико – интонационной структуры речи.

Для анализа и последующей записи по памяти можно предложить учащимся уже знакомые стихотворные миниатюры (фрагменты поэтических текстов), работа над которыми была предварительно проведена на уроках чтения и развития речи (литературы) с учетом  уровня речевого развития учащихся. Миниатюры могут быть объединены одной тематикой.

После каждой миниатюры даются задания, предназначенные для фронтальной работы. После заданий предлагаются орфограммы и пунктограммы, которые можно закрепить, повторить на примере того или иного стихотворения. Целесообразно в текстах выделить орфограммы, на которые следует обратить внимание школьников при подготовке к написанию миниатюры.

Неслышащие учащиеся с интересом относятся к этой работе, так как запоминание небольшого по объёму стихотворного текста  помогает обогатить словарный запас учащихся, повысить их грамотность, духовный и культурный уровень.

Во время работы над текстом необходимо создать условия для восприятия художественного текста, помочь детям прочувствовать настроение, которое передаёт стихотворение; особое внимание следует уделить словарной работе. Работа с миниатюрой поможет выработке навыков выразительного чтения художественного текста, соблюдения пауз, логического ударения, совершенствования ритмико – интонационной структуры речи глухого в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

Выявление недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов. Рекомендации учителям начальных классов по работе с детьми, имеющими недостатки устной и письменной речи.

В данном материале в доступной форме описываются рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов по выявлению обучающихся с недостатками устной и письменной речи и своевременной помощи данной...

Содержание и приемы коррекции нарушения устной и письменной речи у учащихся общеобразовательной школы.

Изучение динамики успеваемости учащихся с ОНР II—IV классов (про­шедших коррекционное обучение в речевом детском саду, на логопедическом пункте при общеобразовательной шко­ле) показывает, что в процес...

Семинар для учителей начальных классов, учителей-логопедов "Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи у детей".

Методический материал к семинару для учителей начальных классов и учителей-логопедов "Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи у детей"....

Рабочая программа «Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1 класса, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи»

Рабочая программа «Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1 класса, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи»...

Консультация "Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников по профилактике нарушений устной и письменной речи"

Целью написания рекомендаций является повышение уровня компетентности родителей в вопросах профилактики нарушений устной и письменной речи....


 

Комментарии

Жарова АлефтинаНиколаевна

Материал может быть использован на уроках русского языка и литературы в школах I,II,VIII видов