Обобщающее занятие по гласным I - II ряда
методическая разработка по теме

Обозначение мягкости согласных звуков с помощью гласных IIряда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_urok_po_glasnym_i.doc737.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающее занятие

по гласным I – II ряда.

Логопедическая тема: Развитие функций фонематического анализа (количественного и качественного).

Грамматическая тема: Обозначение мягкости согласных звуков с помощью гласных букв II ряда.

Лексическая тема: Осень.

Цели:

- Обобщить знания об образовании и артикуляции гласных I –II ряда, об обозначении мягкости согласных звуков гласными II ряда.

- Развивать психические функции: слуховое и зрительное внимание и память.

- Развивать умение отличать ударные и безударные слоги, выделять ударный гласный из ударного слога.

- Развивать функции фонематического слогового, количественного, порядкового анализа, фонематические представления.

Наглядные пособия и раздаточный материал.

Наглядные пособия: таблица гласных со схемами, картинки, наборное полотно, деформированный текст с цифрами к нему.

Раздаточный материал: «веера», лото с фишками, карточки с картинками, тетради, ручки, цветные карандаши.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  1. Объявление лексической темы. Беседа.

- Какое сегодня число?

- Какой день недели?

- Какие дни недели будут до четверга?

- Какой сейчас месяц?

- Какое время года?

- Какие осенние месяцы вы знаете?

- После какого месяца наступает октябрь?

-Какой месяц будет после октября?

  1. Развитие психических функций.

а) Слуховое внимание.

Повторить признаки осени с теми же интервалами и в той же последовательности, что и логопед.

Часто идут дожди.

Листья желтеют, опадают.

б) Слуховое внимание и память.

- Повторите строки А.С. Пушкина:

             

  Унылая пора, очей очарованье,

  Приятна мне твоя прощальная краса…

в) Зрительное внимание.

- Запомните последовательность наклеенных на карточки картинок и повторите её.

              Аист, жираф, коза.

              Утка, подушка, кенгуру.

              Ирис, малина, очки.

              Яблоко, доярка, змея.

              Осень, кошка, окно.

              Ящерица, обезьяна, змея.

г) Фонематический слух.

Из этих слов выделите ударный слог, а из него – ударный гласный, определите его место в слове.

  1. Подготовка к объявлению грамматической темы урока.

- Назовите гласные парами. Вспомните, какие из них вы уже выделяли из слов на уроке(по карточкам).

  5. Объявление грамматической темы урока. Повторение.

а) Беседа об образовании гласных.

- Гласные образуются с помощью голоса. Воздух, выходя из лёгких, задевает голосовые связки, и они дрожат. Мы слышим голос. Воздух не встречает во рту преграды. Гласные мы можем тянуть, петь.

б) Беседа о различиях гласных.

(Гласные отличаются степенью открытия рта и положения губ при произношении.)

в) Дыхательная и голосовая гимнастика.

Игра «Живые зеркала».

Логопед руками (не произнося) показывает гласные I ряда, дети отгадывают их. Дети повторяют его движения, одновременно пропевая гласные. Показав гласную, логопед вводит условное обозначение гласного и объясняет его. То же с гласными II ряда.

Дети сравнивают условные обозначения гласных и выясняют, что у гласных II ряда есть общий элемент – «улыбка». Уточняется её обозначение на схеме гласных.

  1. Развитие навыков фонематического анализа.

а) Выделение мягкого согласного звука на фоне слога.

Дети составляют слоги «ля», «вя», «тя», выделяют из них 1-е и 2-е звуки.

б) Закрепление материала.

Игра «Кубик».

Логопед бросает кубик, на гранях которого нарисованы гласные. Дети придумывают слог с выпавшей буквой, затем подбирают слово с этим слогом.

в) Выделение звука на фоне слова.

- Выделите общий мягкий звук в словах:

Ветер, вилка, ветка.

Лента, лето, люстра.

      Звери, фонарь, смотри.

г) Выделение звука на фоне предложения.

- Выделите общий мягкий звук в предложениях:

                                                     Летят лебеди.

                                                      Веют ветры.

Осень красива.

- Придумайте предложение по картинкам и выделите из них общий звук.

д) Связь звуков с буквами.

Игра «Лото».

Логопед показывает детям картинку. Дети закрывают нужную гласную букву. (Картинки: лук, кит, дым, лес, мак, рак, люк, кот.)

  1. Физминутка.

Логопед, кидая детям мяч, называет слог или слова с гласными I ряда. Дети, бросая мяч ему обратно, должны тоже назвать слог или слово с гласным I ряда.

  1. Письменные упражнения.

а) Комментированная запись слогов.

б) Запись слов.

- Названия предметов, нарисованных на картинках, запишите под схемами.

в) Составление и запись рассказа.

Дети составляют рассказ из предложений, данных в разбивку, анализируют слова каждого предложения и выделяют общий мягкий звук во всех предложениях рассказа.

«Воют ветры. Небо низкое. Пролетели недели лета. Летят журавли, лебеди».

  1. Итог занятия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Гласные 2-го ряда"

Конспект занятия ждя 2 -го класса общеобразовательной школы....

Презентация "Гласные 2-го ряда"

Презентация к занятию во 2 классе....

«Обозначение мягкости согласных при помощи гласных 2-го ряда».

Конспект логопедического занятия. 3 класс....

Обобщающее занятие " Гласные звуки"

Данное занятие входит в  раздел программы ознакомлению детей со звуками и буквами, развитию фонематического восприятия, навыков звуко - слогового анализа, синтеза, начальным этапам обучения чтени...

Конспект логопедического занятия "Дифференциация гласных I и II ряда: ы – и» (2 класс)

Цели и задачи: 1.     Закреплять у учащихся умение различать гласные Ы-И в устной и письменной речи.2.     Закреплять умение дифференцировать согласные звуки пе...

Бинарное занятие «Звуки гласные нужны, звуки гласные важны!»

Занятие ориентировано на обучающихся ресурсного класса общеобразовательной школы, в котором обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным основным общеобразовательным п...