"Мебель" урок развития устной речи в коррекционной школе
методическая разработка по теме

Приказчикова Нина Николаевна

Данный урок направлен на расширение знаний учащихся о различных предметах мебели. Материал урока позволяет учить детей описывать мебель, закреплять умение пользоваться обобщающими словами; учит формировать фразы, согласовывать существительные с прилагательными, подбирать слова-антонимы, а также воспитывает уважение и интерес к труду работников торговли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi-3.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

3 класс                                                                                           2006/2007 уч. год

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

Тема: Мебель. Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф. Назначение. Уход за мебелью.

 .  

Цели: познавательные- расширять знания о предметах мебели: различать и называть существенные детали, группировать их по функциональному признаку, уточнить представления о людях, работающих в мебельных магазинах;

на развитие связной речи – учить детей описывать мебель, закреплять умение пользоваться обобщающими словами; учить формировать фразы, согласовывать существительные с прилагательными, подбирать слова-антонимы;

воспитательные – воспитывать уважение и интерес к труду работников торговли

Оборудование: вывески магазинов «Фрукты», «Головные уборы», «Овощи», «Зоомагазин», «Одежда», «Игрушки», «Автомобили», «Мебель». Предметные и сюжетные картинки с изображением предметов мебели, наборы игрушечной мебели. Мяч, аудиозапись.

Ход урока

I Организационный момент

II Повторение ранее изученного

- О каких видах городского транспорта мы говорили? Чем различаются автобус, троллейбус, трамвай?

- Сейчас мы поедем с вами на автобусе по городу. Угадайте, какой у него номер, если он состоит из 1 десятка и 2 единиц.

- прежде чем ехать, надо посмотреть в окно, какая сегодня погода. (Рассказ о погоде сегодняшнего дня)

III Работа по теме урока

1)Подготовка к восприятию нового. Игра «Угадай, как называется магазин»

- Уселись поудобней, отправляемся в путь. (Звучит музыка, «дети едут в автобусе»)

- Мы проезжаем мимо разных магазинов...Угадайте, как они называются.

- В этом магазине продаются яблоки, апельсины, груши, виноград. Это…(фрукты)

- Шапки, панамы, кепки, фуражки. Это…(головные уборы).

- Картофель, свёкла, морковь, лук. Это…(овощи).

- Рыбки, попугаи, черепахи, хомячки. Это...(зоомагазин).

- Пальто, шубы, куртки, плащи. Это…(одежда).

- Куклы, мячи, кубики, конструкторы. Это…(игрушки).

- «Жигули», «Волги», «Ауди», «Мерседесы». Это…(автомобили).

- Шкафы, столы, стулья, полки. Это…(мебель).

(во время игры на доске выкладываются вывески магазинов

                                          мебель

                                          автомобили

                                        игрушки  

                               одежда 

                                          зоомагазин

                                 овощи 

                                головные уборы  

                               фрукты)

2)Сообщение темы

- Много магазинов мы проехали и , наконец, приехали. У какого магазина мы остановились?(мебель) Это тема нашего урока. Запишите.

3)- В магазине продаётся мебель, значит, магазин какой? (мебельный)

- Кто работает в мебельном магазине? (Продавец-консультант, кассир-контролёр, охранник, грузчик, шофёр, дизайнер)

- Назовите предметы мебели, которые мы увидим в зале мебельного магазина?

- Какого вида бывает? (Кухонная, гостиная, спальня).

- Для чего служит мебель? Из чего изготовлена мебель?

4) Игра с мячом «Скажи наоборот»

- Мне нужна мебель, а какая…Долго объяснять, давайте поиграем. Я начинаю фразу, а тот, кому я бросаю мяч, её заканчивает словом противоположного значения.

Мне нужна мебель не старая, а -…(новая)

                               Не тяжёлая, а …(лёгкая)

                              Не Большая, а…(маленькая)

                           Не взрослая, а…(детская)

                           Не мягкая, а…(твёрдая)

                           Не грязная, а…(чистая)

- Кто может повторить, какая мне нужна мебель?

5) Рассказ-описание по схеме

- Теперь каждый из вас выберите себе мебель и расскажите о ней по схеме ( что это?, к какому виду мебели относится?, из каких частей состоит?, какого цвета?, из чего сделана?, для чего служит?)

- Выбрали мебель. Теперь её надо доставить домой. Как мы это сделаем, кто нам поможет?

- Расставим дома мебель, Украсим её комнатными цветами

IV Подведение итогов и задание на дом

- О чём мы сегодня говорили?

- Что узнали нового?

- В какие игры играли?

- Д/з нарисовать любимый предмет мебели и рассказать о нём.

Дополнительный материал

1.У него 4 ножки                                      Две спинки, матрас и четыре ноги.

   Не такие, как у кошки,                          Что я задумал, скорей назови.

   У него ещё есть шляпа,                                           (кровать)

   Не такая, как у папы.   (стол)

Ножек четыре, шляпок одна                         Я с ножками, но не хожу,

Нужен, коль станет обедать семья(стол)     со спинкой, но не лежу,

    Сел в него я отдохнуть,                             Садитесь вы, я не сижу.(стул)

    И душа воскресла,                              Что в доме дом для одежды?

     Кто сидел, меня поймут.                                                         (шкаф)

     Это, дети, …(кресло)

2. Игра «Покупаем мебель»: дети подходят , берут предмет и говорят: «Я куплю для спальни кровать»…и т. д. (Для уточнения представлений о назначении предметов)

3. «Мастер»:мастер сделал табуретку из дерева, как она называется?; шкаф из дерева, стул из пластмассы, диван с обивкой из плюша, скамейка из металла…

4.»Разрезные картинки». Мебель в магазине в разобранном виде( изображение мебели разрезается на части). Дети «собирают» мебель, говоря:»Я собрал стол, у него есть крышка-столешница и 4 ножки»

5.»День рождения куклы Маши». Сегодня у куклы Маши день рождения, она пригласила гостей, стала готовиться. –На чём резала салаты? –Откуда

доставала праздничное платье? –Что поставила к столу? – Где будут отдыхать гости? И т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности" 3 класс для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида

Рабочая программа по  развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности для учащихся 3 класса составлена на основе программы специальных ( коррекцио...

Урок по развитию устной речи в 3 классе коррекционной школы VIII вида

на уроке учащиеся в игровой форме знакомятся с видами транспорта: отгадывают загадки, разгадывают кроссворд, беседуют с сотрудником ГИБДД...

Программа по развитию устной речи для коррекционных школ VIII вида 4 класс

Данная рабочая программа может быть использована учителями, работающими в 4-х классах коррекционных школ VIII вида...

Урок по развитию устной речи в 6 классе с умеренной умственной отсталостью :"Кошкин щенок"(для коррекционных школ VIII вида)

Комбинированный урок п развитию речи и чтению на котором дети 8 вида с умеренной умственной отсталостью вспоминали и закрепляли понятия о домашних и диких животных;глобально читали выдержки из стихотв...

Доклад "Развитие устной речи учащихся коррекционных школ на уроках трудового обучения"

Развитие речи — одна из центральных задач всей системы коррекционной работы в школе VIII вида. Помимо характерных нарушений в произношении, лексике, грамматике, дети с нарушением интеллекта имеют барь...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА

Рабочая тетрадь по развитию устной речи предназначена для самостоятельной работы учащихся с целью закрепления знаний, полученных на уроках....

Самоанализ логопедического занятия по развитию связной речи учащихся коррекционной школы в 6 – а классе.

Самоанализ логопедического занятия по развитию связной речи учащихся коррекционной школы в 6 – а классе....