Профилактика дисграфии у дошкольников с нарушением речи
статья по теме

Волошенко Наталия Владимировна

Статья посвещена вопросам профилактики дисграфии у детей старшего дошкольного возраста, содержит рекомендации по устранению её предпосылок до начала обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

Предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста

Большинство авторов, глубоко изучавших проблему специфических нарушений письменной речи (Г.А. Каше; Р.И. Лалаева; Р.Е.  Левина; Л.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, И.Н. Садовникова и др.), подчеркивают, что в основе нарушений чтения и письма лежат общие закономерности нарушения устной речи, в особенности неполноценность фонематического восприятия, недостатки произношения, препятствующие овладению звуковым составом письма. Авторы указывают на разнообразие нарушений письменной речи. Анализ научно-методического материала и практический опыт работы показал, что обозначенная проблема давно интересовала как ученых, так и практиков, но,  несмотря на массу публикаций, еще недостаточно полно раскрыт вопрос профилактики нарушений письменной речи.

С каждым годом возрастает неуспеваемость учащихся по русскому языку. При дисграфии дети в младшей школе с трудом овладевают письмом, их работы содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, пропускают буквы, слоги, у них ужасный подчерк, отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве, имеют недописанные элементы.  У многих детей наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте может не привлекать к себе особого внимания, но в дальнейшем приводит к появлению этих специфических ошибок на уроках русского языка.

 Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии ребенка и исправить их до начала обучения в школе, так как любую патологию легче предупредить, чем устранить.

Работа с детьми дошкольного возраста проводится в соответствии с выявленными предпосылками дисграфии. Для этого в нашем дошкольном образовательном учреждении проводятся систематические занятия, направленные на развитие фонематического слуха, обучение звуко-буквенному анализу слова, анализу предложения. Дети знакомятся с элементами грамоты – буквами, слияние их в слоги и слова. Проводится работа по развитию мелкой моторики для подготовки руки к письму, обучение детей ориентированию в схеме своего тела, а также на листе бумаги в клетку. Соответствующим образом формируется развивающая среда в группе.  Создается эмоционально положительный настрой у детей.

Основные направления работы по устранению предпосылок артикуляторно - акустической дисграфии

В основе артикуляторно – акустической дисграфии лежит неправильное произношение ребенком звуков речи.

Овладение правильным звукопроизношением до начала обучения в школе очень важно, так как на начальном этапе овладения грамотой ребенок проговаривает вслух каждое записываемое им слово. Произнося звуки неправильно, ребенок пишет так, как произносит. Поэтому звуковые замены в речи должны быть устранены до начала обучения его грамоте.

Основные направления работы по устранению предпосылок

акустической дисграфии

Акустическая дисграфия связана с недостаточно четкой слуховой дифференциацией ребенком акустически близких речевых звуков и выражается в соответствующих буквенных заменах на письме.

 Игры и упражнения, направленные на развитие слухового восприятия и речевого слуха приучают ребенка слышать и дифференцировать разнообразные звуки.

  1. «Угадай, чья песенка» Взрослый просит ребенка внимательно послушать и запомнить, как поет водичка (произносит отчетливо звук «С»:  ссс…) и как поет комарик «З»:  ззз… Затем взрослый произносит то звук «С», то звук «З» и предлагает ребенку угадывать, когла поет водичка, а когда комарик.  Аналогично песенка змеи «Ш» и песенка жука «Ж» и т.д.

Все указанные звуки сразу связываются с соответствующими печатными буквами, что очень важно с точки зрения  профилактики дисграфии.

Далее проводятся специальные упражнения, направленные на выработку у ребенка умения безошибочно определять каждый из смешиваемых звуков в составе слов.

  1. «Хлопни в ладоши» Взрослый последовательно произносит ряд слов, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит заданный звук и показать соответствующую букву.
  2. « Покажи картинку» Названия картинок, отличающихся одним звуком,   произносятся в именительном падеже с экранизацией  лица (мишка  – миска, козы – косы и т. д.).
  3. «Закрой картинку» Ребенку, предлагается, молча закрыть картинки бумажными квадратиками, в названии которых есть заданный звук.
  4. «Подбери слова» Ребенку предлагается назвать несколько слов с заданным звуком.

Основные направления работы по устранению предпосылок

 дисграфии на почве нарушения языкового  анализа и синтеза

 В основе данного вида дисграфии лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза, проявляющееся на письме в искажениях звукобуквенной и слоговой структуры слов и предложений. Наблюдаются пропуски гласных букв, согласных при стечении в слове; перестановки букв; добавления букв. Так же наблюдаются перестановки, пропуски и добавления слогов в словах. В предложениях дети часто пишут слова слитно друг с другом (особенно предлоги), не видят границы слов, раздельно пишут приставки.

Предупреждение этого вида дисграфии состоит в том, чтобы сформировать у ребенка различные виды анализа и синтеза. Для этой цели используются различные упражнения.

  1. «Узнавание звука на фоне слова» Ребенок должен уметь определить есть ли заданный звук в слове.
  2. «Определение местоположения звука в слове»:

- Где ты слышишь звук «…» в слове: в начале, в середине или в конце слова?

- Какой первый звук в слове? Какой последний звук в слове?

  1. «Определение последовательности и количества звуков в слове»

- сколько звуков в слове;

 - между какими звуками находится заданный звук;

-  составь слово из первых звуков слов;

- подбери слова, в которых 3, 4, 5 звуков;

- найди картинки, в названии которых 3, 4, 5 звуков;

- подбери картинку к заданной схеме.

  1. «Определение количества слогов в слове»

- придумывание слов на заданный слог;

- составление слов из первых слогов слов, из последних слогов.

Основные направления работы по устранению предпосылок

оптической дисграфии

В основе этого вида дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно – пространственных представлений (то есть представлений о форме и величине предметов и об их расположении в пространстве по отношению друг к другу) и зрительного анализа и синтеза. Это проявляется в недописывании элементов букв, в добавлении лишних элементов, в неправильном расположении элементов буквы в пространстве по отношению друг к другу, зеркальное изображение.

Работу начинаем с решения простых зрительных задач:

  1. Формирование зрительного гнозиса:

- назвать предметы по их контурам; назвать недорисованные предметы; назвать перечеркнутые изображения; выделить изображения, наложенные друг на друга;

- распределить предметы по величине;

-соотнесение предметных картинок с геометрической фигурой;

-срисовывание изображений, состоящих из фигур и стрелок;

- дорисовывание незаконченных контуров и симметричных изображений;

- составление разрезных картинок, дорисуй чего не хватает и т. д.

  1. Развитие зрительной памяти:

- «Что изменилось?»; «Чего не стало?»;

- зрительные диктанты «Продолжи строку»;

- «Фотографирование» - посмотри, запомни, нарисуй (начиная с 3-4 фигур), постепенно увеличивая их количество.

  1. Формирование буквенного гнозиса:

- найти заданную букву среди других;

-  сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом;

-назвать (написать) буквы, перечеркнутые дополнительными линиями, выделить наложенные буквы друг на друга;

- определить букву в неправильном положении;

- обвести контур буквы, заштриховать ее;

- дописать букву;

- конструирование печатных букв из разных элементов: палочек, шнурка, пластилина;

- найти в тексте и подчеркнуть заданную букву.

  1. Формирование зрительно – пространственного восприятия:

- показать правую (левую) руку; показать правой рукой левый глаз и т.д.; показать правые (левые) части у человека, сидящего напротив;

- с опорой на картинки рассказать, что где находится;

- определить место соседа по отношению к себе: справа от меня…;

- работа над пространственными предлогами.

  1. Уточнение пространственного расположения букв:

- написать заданные буквы справа - слева от вертикальной линии;

- найти букву в ряду сходных: ШЩ ЦЩ ОЮ СО ЬЫ ВЗ т. д.;

- реконструировать (преобразовывать) букву: Ы-Ь-Ъ Б-В -З;

- достраивание буквы или дописывание недостающих  элементов;

-  соотносить зрительный образ буквы с каким-либо сходным предметом: О –обруч, Ж – жук …;

- тактильное ощупывание, узнавание рельефных букв (из наждачной бумаги, картона, семян);

- срисовывание, вырезание буквы, лепка из пластилина, обведение контура буквы, письмо в воздухе.

Основные направления работы по устранению предпосылок

аграмматической дисграфии

Аграмматическая форма дисграфии появляется у детей на почве общего недорвзвития речи. В основе ее лежит несформированность у ребенка грамматического строя устной речи. Это выражается в неточности употребления слов, неправильном написании окончаний, в неумении согласовывать слова в предложении, неверном употреблении предлогов.

Для формирования грамматического строя речи проводится следующая работа.

  1. Работа над словоизменением:

- образование множественного числа имен существительных;

- согласование прилагательных с существительными;

- согласование существительных с числительными.

  1. Работа над предлогами.
  2. Работа над словообразованием:

- образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов;

- образование глаголов при помощи приставок;

- образование относительных прилагательных;

- образование притяжательных прилагательных;

- образование названий детенышей животных.

  1. Обогащение словарного запаса.

 

Весь комплекс профилактических мероприятий проводится с детьми в игровой форме.

                                    Список литературы.

  1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими  трудности при обучении письму. М., 1991.
  2. Городилов В.И.,  Кудрявцев М.З. Чтение и письмо. Сборник упражнений по преодолению недостатков письма и чтения. М., 1995.
  3. Ефименкова  Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся массовой школы М., 1991.
  4. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей: Учебно - методическое пособие. СПб., 1997.
  5. Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. М., 1961.
  6. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. СПб., 1995.
  7. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей.- СПб.: Издательство «Союз», 2001.
  8. Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: Ростов н/Д:,Феникс, 2006.
  9. Садовникова  И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М., 1983.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей на тему "Развитие фонематического восприятия у дошкольников с нарушением речи"

Ознакомление родителей с этапами работы по формировани ю и развитию фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями...

методическая разработка по профилактике дисграфии у дошкольников

представлены игры и упражнения по профилаке оптической дисграфии у детей дошкольного возраста....

занятия по теме «Профилактика дисграфии у дошкольников»

Конспект фронтального занятия по теме «Профилактика дисграфии у дошкольников» На примере лексической темы «Зима»,  «Зимующие птицы»...

Доклад на методическом объединении учителей-логопедов на тему: "Профилактика дисграфии у дошкольников - залог успешного обучения в школе"

Доклад на методическом объединении учителей-логопедов на тему: "Профилактика дисграфии у дошкольников - залог успешного обучения в школе"...