занятия по теме «Профилактика дисграфии у дошкольников»
план-конспект занятия по теме

Бочкарева Ольга Станиславовна

 

Конспект фронтального занятия по теме «Профилактика дисграфии у дошкольников»

 На примере лексической темы «Зима»,  «Зимующие птицы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_5.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по теме «Профилактика дисграфии у дошкольников»

 На примере лексической темы «Зима»,  «Зимующие птицы»

Цели:

Коррекционные:  

 1 Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза.

 2. Совершенствование грамматического строя речи(Образование форм  творительного падежа и употребление предлогов).

 3. Согласование числительных с существительными.

  4. Совершенствование зрительного и слухового внимания.

   5.Совершенствование мелкой и общей моторики.

6. Развитие мышления и памяти .

Образовательные:

 I. Расширение и активизация словаря по теме «Зима», «Зимующие птицы»

2. Развитие общеречевых навыков.

3. Обогащение лексики родственными словами.

4. Развитие творческого воображения.

Воспитательные:

1. Воспитание бережного отношения к природе родного края, к птицам.

 2. Воспитание отзывчивости.

3. Умение работать в коллективе.

Оборудование.компьютер, призентация белая ткань для зимней полянке, зашумлённый рисунок птиц, буквы в мешочках, мнемосхема для поговорки, картина и картинки с подсказками к рассказу «Весёлый снеговик». Кормушки на деление слов на слоги, зимующие К птицы для каждого, пеналы для звукового анализа, простые карандаши, снежинка с котятами. Опорная схема для предложения, кружки для звукового анализа , коробочка с сюрпризом.

Ход занятия

 1. Орг. момент

Приветствие Игра «Давай дружить»

«Я вас очень, ценю, люблю, верю, что у вас всё, всегда получиться. Потому что вы у меня очень дружные, внимательные, сообразительные, старательные, умные детки - правда! Давайте покажем, как у нас всё замечательно получается!

2.Отгадывание загадки

-Дружно отгадаем загадку

«Кто угадай-ка, седая хозяйка?

Тряхнет перинки, над миром пушинки»    (3има)

 З.Закрепление временных отношении

(Взмахнуть белой тканью и постелить на полу)

-Вы догадались, на какой полянке, мы находимся?

(на зимней)

-Почему?

(потому что сейчас время года зима)

Скажите ласковые слова о зиме

(Зимушка, зимка, зиманька)

-Сколько в году зимних месяцев?

 -Назовите по порядку

 (декабрь, январь, февраль)

4. Подбор признаков. Составление предложений с однородными членами.

 -Какая погода стоит зимой?

 (холодная)

 -Если зимой холод, то какая это зима?

(зима холодная)

-Что выпадает зимой?

(Зимой выпадает снег)

 -Если зимой снежно то значить зима, какая?

(Снежная)

-А если зимой сильный мороз, то какая зима? :

(Морозная)

-Если часто метёт метель, то зима какая?

 (Метельная)

 -А когда зимой очень холодно, дует сильный ветер, и говорят что на улице стужа.  

студёно, то зима какая.

 (Студёная)

-Вспомните все, что вы рассказали о зиме.

Охарактеризуйте, какая у нас зима?

(Холодная, снежная, морозная, метельная, студёная.)

Психогимнастика

 Покажите мне, как падает снег:

А как метёт метель. Как мы ходим по сугробам?

 На нашей зимней полянке завьюжило, стало холодно - вы замёрзли(имитировать

 холод, трясутся)

 озябли (греют руки, дуют, растирают).

 Чтобы совсем не замёрзнуть катаемся на лыжах .

Вы боитесь съезжать с горы -(покажите как вам. страшно)

 Скатились с горы, не упали,- ( покажите как нам весело, радостно)

Вдохнули свежий, морозный воздух ( свежо, хорошо)

Закройте глаза и представьте. Вьюга воет

Небо укрыли серые тучи, снежинки кружатся в воздухе. Тишина.

-Я превращаю вас в снежинок, до кого дотронусь тот скажет какая снежинка

(Белая, пушистая, лохматая, узорчатая, красивая, серебристая, блестящая.  искрящаяся, волшебная, холодная, большая, хрупкая)

5.Подбор синонимов

 -Что делает снежинка?

(кружиться, танцует, падает, вертится, таит, сверкает, блестит)

 -Вот и мне на ладошку упала волшебная снежинка.

Почему она волшебная как вы думаете?

(не таит, из бумаги.)

За окном зима, холод, а у нас в стране знаний тепло и уютно.

Займёт своё место тот, кто не порвёт цепочку

 Игра «Не порви цепочку» (дети придумывают слова на последний звук придыдущего слова)

 Холод- дом-мороз-зима и т.д.

-Посмотрите, кто сидит у вас на пеналах.

 (птицы)

 -Как вы назовёте птиц, оставшихся зимовать?

(Зимующие птицы)

-Послушайте поговорку

- «не нужна птице золотая клетка, а нужна ей зелёная ветка»

-Как вы думаете, где этим птицам лучше в клетке или на свободе

(дети объясняют смысл, далее повторяют её, хором и индивидуально опираясь на мнемосхему:

-Давайте и наших птичек отпустим на свободу.

6.Слоговой анализ.

 В парке открыта «птичья столовая», я предлагаю вам разделить птиц по кормушкам  

Если в названии зимующей птицы 2 слога, то вы отнесёте птицу к кормушке, на

которой два кружка, если же в названии зимующей птицы 3 слога, то вы отнесёте ее к кормушке, на которой три кружка.

Во-ро-бей                                          го-лубь

Во-ро-на                                              сне-гирь

Си-ни-ца                                              со-ва

Со-ро-ка                                               дя-тел

 7.Согласование числительного с существительным.

-Давайте посчитаем, сколько воробьев на кормушке, сколько синиц, ворон,

голубей.

 -Сколько птиц на первой кормушке.

 -Сколько на второй?

8.Звуковой анализ слова.

Все птички довольны кроме одной, в её названии вьюга перепутала все звуки,

 давайте поможем этой птице.

СОРОКА

Откройте пеналы так, чтобы не спугнуть птиц.

в/ -Сколько гласных звуков в слове сорока?

-Назовите их.  0.0.А .

-Сколько согласных звуков слове сорока?

-назовите их С. Р.К.

 -Положите в пенал звук С, К.

 -Какие звуки остались.

-Молодцы помогли птицы улететь.

А вот куда она улетела, узнаете, прочитав слово.

Но это не просто сделать.

  9.Развитие тактильных ощущение, мелкой моторики.

Нужно определить какая  буква спряталась в мешочки и правильно найти её место в   слове, но вы же у меня очень  сообразительные  дети давайте начнём ( дети на ощупь определяют буквы в мешочках достают их и прикрепляют к доске ,затем читают слово)    

КОРМУШКА.

10.Составление  предложений  по опорной схеме.

Я буду располагать сороку на кормушке, а вы составлять предложение  по схеме.

 -Где сидит сорока?

(сорока сидит на кормушке)

-Сколько слов в предложении?

(четыре)

-Назови первое слово

(сорока) (предмет)

-Что обозначает второе слово в предложении.

 (села) (действие)

 -Назовите третье слово.

 (на) (предлог, который указывает где находиться предмет))

-Назовите четвёртое слово

(кормушка) (предмет)

 -Сколько всего слов в предложении

(четыре).

11 .Подбор родственных слов.

А что у нас насыпано в кормушке

(корм)

Кормушка, корм, кормилица.

Это всё родственные слова.

12.Развитие зрительного внимания.

Найдите на картинке сову и обведите её глазками

Возьмите простой карандаш и обведите им всех зимующих птиц, которых вы

 найдёте на картинке.

 -Сколько птиц вы нашли?

-Назовите их.

Сова, снегирь, ворона, дятел, голубь, воробей, синица.

13.Физ минутка

Давайте немножко поиграем

(залезайте в свои домики)

Ты мороз,мороз, мороз,

Не показывай свой нос.

Уходи скорей домой

Стужу уноси с собой, а мы саночки возьмём,

Мы на улицу пойдём.

Сядем в саночки, в самокатчики

Давай дружок смелей дружок,

Кати по снегу свой снежок,

Он превратится в толстый ком,

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза, шляпа,нос,метла.

Ребята слепили вот такого чудесного снеговика.

Послушайте, как это было!

14. Пересказ рассказа по картинкам подсказкам .

«Весёлый снеговик»

Много снега выпало зимой. Вышли ребята во двор снеговика лепить.

Те, кто постарше, большие комки катают. Те кто помладше, - маленькие.  А любопытные птички на деревьях сидят, за ребятами наблюдают.

Большой снеговик получился.

Надели ребята ему на голову ведро, из морковки сделали нос,

из пуговиц - глаза.

  В руки снеговику дали дощечку. На неё насыпали семечек и хлебных крошек.

 Увидели это птички, прилетели, сели на дощечку. Стали крошки клевать» на

 ребят поглядывать.

Радуются ребята: «Вот как ваш снеговик птичек кормит!» А снеговик стоит,

смотрят на всех и улыбается.

 15. Образование форм творительного падежа.

Покормите птиц зимой,

 пусть со всех сторон

К вам слетится, как домом стайки на крыльцо

 Не богаты их корма

Горсть зерна нужна,

Горсть одна и не страшна будет им зима

-Зимой холодно и голодно всем птицам в городе.

Я приготовила лакомства для птиц.

- Сегодня на прогулке вы угостите их.

- Посмотрите на корм и скажите кому что?

-Я угощу семечками синицу.

 -Я угощу воробья крошками.

 -Я угощу снегиря ягодами.

 -Я угощу булкой голубя.

Итог занятия.

-А я вас всех за вашу работу, заботу угощу...........

 Какие вы у маня замечательные йети, старались, трудились, многому научились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика дисграфии у дошкольников с нарушением речи

Статья посвещена вопросам профилактики дисграфии у детей старшего дошкольного возраста, содержит рекомендации по устранению её предпосылок до начала обучения в школе....

Методические рекомендации по проведению занятий на тему "Профилактика вредных привычек"

В работе рассмаривается проблема курения среди подростков, принимаемые профилактические меры, методические рекомендации по проведению профилактических мероприятий и конспект занятия. Прилагается ...

методическая разработка по профилактике дисграфии у дошкольников

представлены игры и упражнения по профилаке оптической дисграфии у детей дошкольного возраста....

Методическая разработка на тему "Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

Актуальность профилактики дисграфий у дошкольников с ОНР состоит в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития дошкольников, обеспечение готовности детей к обучению гр...

Доклад на методическом объединении учителей-логопедов на тему: "Профилактика дисграфии у дошкольников - залог успешного обучения в школе"

Доклад на методическом объединении учителей-логопедов на тему: "Профилактика дисграфии у дошкольников - залог успешного обучения в школе"...