Неправильная речь окружающих ребёнка людей или недостаточное их внимание к его речи
статья по теме

В статье определяется одна из причин речевых нарушений детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Неправильная речь окружающих ребёнка людей или недостаточное их внимание к его речи

Неправильная речь окружающих ребёнка взрослых людей, равно как и их невнимание к его речи — частые причины дефектного звукопроизношения. Если ребёнок в качестве образца для подражания имеет неправильно произносимые взрослыми звуки (например, картавое Р), то он и следует этому образцу за неимением другого. Именно этим чаще всего и объясняются нередко встречающиеся случаи «семейной картавости».

Отрицательную роль в этом плане играет и «двуязычие» в семье, когда в период становления звукопроизношения ребёнок постоянно слышит совершенно поразному артикулируемые звуки — какому образцу при этом он должен следовать?

Особенно же нелепы те нередкие случаи, когда правильно говорящие взрослые начинают сознательно «подлаживаться» под речь ребёнка и копировать его неправильное произношение. Благодаря этому ребёнок не только лишается правильного образца для подражания, но даже утрачивает стимул для совершенствования своей речи — ведь она так нравится взрослым! Это обычно приводит к длительной задержке у детей «возрастного косноязычия», для устранения которого потребуется логопедическая помощь.

Состояние звукопроизношения у детей. Норма и патология

Что касается невнимательного, безразличного отношения со стороны взрослых к речи ребёнка, когда они не обращают внимания на неправильное произношение, то это отрицательно сказывается на формировании не только звукопроизношения, но и всей речи в целом. В таких случаях приходится говорить о семейно-педагогической запущенности, которая нередко встречается даже при наличии у родителей высшего образования.

С этой точки зрения вредно и длительное пребывание ребёнка среди неправильно говорящих сверстников, поскольку здесь также отсутствует образец правильного произношения звуков речи.

Эту последнюю группу причин (неправильная речь окружающих ребёнка взрослых людей, двуязычие в семье, подлаживание под детскую речь, безразличное отношение взрослых к речи ребён ка, длительное пребывание его в среде неправильно говорящих сверстников) принято относить к социальным причинам. В этих случаях ребёнок имеет нормальный речевой аппарат, вполне позволяющий ему самостоятельно овладеть правильным звукопроизношением, однако этому мешает окружающая социальная среда.

Нередко у одного и того же ребёнка наблюдается взаимодействие сразу нескольких причин, что особенно неблагоприятно сказывается на овладении им правильным звукопроизношением. И в этих сложных случаях особенно благотворной бывает роль правильно организованной социальной среды — именно на неё здесь и нужно возлагать основные надежды!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

В данной статье дан  анализ психолого-педагогической  литературы по проблемам связной речи у детей в норме и  с нарушением интеллекта: Изучены  психолингвистические основ...

Доклад:"Речь младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и пути её развития"

Развитие речи детей с интеллектуальной недостаточностью - одна из важнейших задач, которая решается специальной (коррекционной) школой в процессе преподавания всех учебных предметов....

Консультация для родителей «Как влияет неправильная речь окружающих на звукопроизношение ребенка? "

Консультация для родителей о том как влияет неправильная речь окружающих на речь ребёнка....

Конспект индивидуального логопедического занятия (формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи) с ребёнком подготовительной к школе группы на тему «Весна». (фонетико-фонематическое недоразвитие речи)

Конспект индивидуального логопедического занятия (формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи) с ребёнком подготовительной к школе группы на тему «Весна».  (фонетико-фонемати...

Обобщение опыта работы по теме "Преодоление нарушений письменной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью".

Цель работы:  разработка и апробация альбома коррекционно-развивающих упражнений по  преодолению нарушений письменной речи у  младших школьников с интеллектуальной недостаточностью....

Характеристика формирования речи у ребёнка в его первые три года жизни, причины задержки или отсутствия речи

Характеристика формирования речи у ребёнка в его первые три года жизни, причины задержки или отсутствия речи...

Развитие речи у детей с интеллектуальной недостаточностью на уроках "Речь и альтернативная коммуникация".

Говоря о трудностях, которые приходится преодолевать в процессе обучения наших детей, в первую очередь, нужно отметить отсутствие вербальной речи, что является значительным препятствием для всего обра...