Характеристика формирования речи у ребёнка в его первые три года жизни, причины задержки или отсутствия речи
консультация

Характеристика формирования речи у ребёнка в его первые три года жизни, причины задержки или отсутствия речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_fateeva_s.yu_.docx24.24 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей по теме

«Характеристика формирования речи у ребёнка в его первые три года жизни, причины задержки или отсутствия речи»

Речь – важнейший показатель психического развития ребёнка. Её своевременное поэтапное формирование в раннем дошкольном возрасте  способствует овладению ребёнком всеми средствами родного языка на следующих возрастных периодах его жизни.

 В настоящее время дети растут с дефицитом внимания, большое внимание матери уделяют общению на сайтах, читая, какое питание необходимо, где купить подгузники. Напротив, уделяя менее внимания персональному общению с ребёнком, у него формируется задержка в развитии.

Чтобы обеспечить профилактику задержки речевого развития у своего ребёнка, своевременно обратиться за помощью медицинских специалистов, психолого-педагогической помощью родителям важно знать о характеристике  доречевого  и речевого  этапов первых трёх лет жизни ребёнка.

1-й год жизни ребёнка, доречевой этап.

Появлению активной речи у ребёнка предшествует доречевой этап её формирования (от рождения до 1 года).

 В этот период отмечается развитие фонематического (речевого) слуха, развитие понимания значения слов, развитие предречевых вокализаций.

Развитие предречевых вокализаций в первый год жизни характеризуется следующими особенностями:

-«вскрики» (громкие и эмоционально насыщенные),

-«гуканье» (короткие согласные звуки (речевые звуки) типа «кхх», «хм» - кряхтение, как медвежонок),

-«гуление» (с 4-х месяцев) – протяжные мелодичные звуки, напоминающие пение птиц, бульканье водички (здесь еще не угадывается особенности речи, характерной для родного языка национальностей родителей),

-«лепет» (после 6 месяцев) – появление отдельных звуков и слогов,

-«лепетное говорение» (ближе к году) – произнесение слогов, коротких слов в едином потоке с жестами, мимикой (здесь уже угадывается мелодика и ритмика звуков родного языка родителей)

Достижения к концу 1-го года жизни:

-ребёнок проявляет внимание к  речи взрослого;

-ребёнок подражает речи взрослого;

-ребёнок устанавливает элементарную связь между предметом и его обозначенным словом, что проявляется в поиске нахождения предмета по просьбе взрослого и в названии некоторых предметов;

-ребёнок по собственной инициативе осмысленно произносит несколько слов (как минимум у первого - 3-5 слов, как максимум  у второго – более 50), в этих случаях нельзя сказать, что первый отстаёт в развитии, а второй опережает, главное, это есть, небольшой запас слов здесь не рассматривается как нарушение речи).

В этом периоде нужно не «сюсюкать», а ласково разговаривать с ребёнком с поглаживаниями, улыбкой, использованием слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, играть и комментировать действия, соблюдая интонационный рисунок родной речи. Не использовать  вводные слова «типа» и т.п., нецензурные слова.

           2-й год жизни ребёнка, этап формирования автономной речи.

        Речь ребёнка в данном возрасте мало похожа на речь взрослого, отличается от речи взрослого по фонетическому строению. Это слова, которые мало похожи или совсем не похожи на слова родного языка.

        Автономная речь - речь для самого себя.

В речи ребёнка появляются «осколки», «обрывки» («па» - «упала», «абаля» - яблоко); звукоподражательные слова «аф-аф» - собака, «мя» - кошка); слова, совершенно не похожие на слова взрослого («ика» - шарф, «агида» - рыбий жир»).

Автономная речь отличается  с точки зрения семантики. Слова ребёнка многозначны, т.е. относятся не к одному, а ряду предметов (например, «уа» - и «утка», и «жидкость»).

Автономная речь всегда привязана к ситуации. Слова ребёнка выделяют нечто важное для него в наглядной ситуации, указывают на определённый предмет именно в данной ситуации. Поэтому взрослый может понять ребёнка, если находится с ним в определённой ситуации.

Автономная речь является эмоционально насыщенной, она передаёт эмоциональную реакцию ребёнка на ситуацию.

Этот этап - подготовка ребёнка к обычной речи. Нужно разговаривать с ребёнком, вовлекать в общение с ребёнком предметы быта и обозначать их общеупотребительными словами («машина едет», «мальчик играет»). Можно попросить ребёнка что-то повторить.

         Достижения к концу 2-го года жизни ребёнка:

        -хорошее понимание речи;

        -увеличение словарного запаса до 300-400 слов (скачкообразный шаг), особенно одарённые используют около 600 слов;

        -первичное освоение речи не только в её коммуникативной функции, но и обобщающей функции речи (появление обобщения – «подвинь стул» - не только тот, на котором он сидит; «дай чашку» и т.д.);

        -сначала используются слова в функции предложения («гулять»); затем появляются двусловные предложения («мама, ням-ням»); затем появляются предложения, составленные более чем из двух слов, включающие имя ребёнка («Миня миль учки» - «Митя мыл ручки», дети в этом возрасте смягчают согласные);

        -согласуют глаголы 3-его лица единственного числа настоящего времени с существительными («кука пить» - «кукла спит»);

        -используют формы некоторых падежей;

        -в речи появляются первое лицо глаголов и местоимение «Я»;

        -используют глаголы в повелительном наклонении;

        -ребёнок правильно произносит почти все гласные и ряд согласных.

        В целом речь аграмматична, плохо используют предлоги, союзы, окончания.

        Первые два года речь ребёнка развивается по подражанию. Родителям необходимо играть с ребёнком, вместе рассматривать книжки, просить ребёнка повторять слова.

        Если к 2-м годам ребёнок говорит мало слов или предложение из одного слова, а не двусловное, за следующий период (от 2-х до 3-х лет жизни) ребёнок делает гигантский шаг.

        Достижения к концу 3-го года жизни ребёнка:

        -ребёнок хорошо понимает не отдельное слово и предложение, а несколько предложений, связанных по смыслу (а это способ воспроизведения художественных текстов);

        -в собственной речи ребёнок отражает свой собственный опыт и знания о предметах и действиях с ними, но и отношение к ним, свои переживания и чувства (элементарные оценки);

        -речь используется как основное средство общения;

        -в словаре ребёнка появляются обобщающие слова бытовой тематики, а также слова с оценочным значением;

        -отсутствуют аграмматизмы (за 1 год!), характерные для двухлетнего ребёнка, ребёнок интуитивно осваивает грамматику родного языка;

        -совершенствуется звукопроизношение, но по-прежнему в речи отсутствуют шипящие и сонорные;

        -происходит дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков;

        -формируется регулирующая функция речи, что проявляется в способности ребёнка под влиянием инструкции взрослого не только начать, но и затормозить какое-либо действие, что создаёт предпосылки для освоения правил поведения;

        -в процессе общения со взрослым развивается описательная речь в рамках предмета (его цвет, форма, величина);

        -формируются навыки слушания и понимания художественных текстов по возрасту; ребёнок может рассказывать, договаривая за взрослым.

        Почему ребёнок может долго не говорить или говорить очень плохо к  концу 3-го года жизни.

        1.Органические причины: недоразвитие и нарушение деятельности мозга, возникающие в период внутриутробного развития, в период родов и сразу после родов.

        2.Психоневрологические причины: умственная отсталость, нарушение памяти и других психических функций.

        3.Функциональные: отклонения в соотношении процессов возбуждения и торможения.

        4.Социально-психологические причины:

        -дефицит общения со взрослым;

        -неадекватность формы общения возрасту ребёнка;

        -избыточное понимание взрослыми автономной речи ребёнка, невербальных проявлений ребёнком;

        -активное использование взрослыми детского языка;

        -ограниченность жизненных впечатлений у ребёнка;

        -неправильная речь родителей.

Учитель-логопед казенного общеобразовательного учреждения «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» С.Ю.Фатеева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности развития речи детей 2-го и 3-го года жизни

Развитие речи детей 2-го и 3-го года жизни в онтогенезе....

ПРИЧИНЫ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У РЕБЁНКА

Какие причины вызывают задержку речевого развития у детей? Какова помощь родителей по формированию речевой деятельности ребёнка?...

консультация для родителей "Причины задержки развития речи"

Материалы дянной консультации предназначены для родителей детей раннего дошкольного возраста. Статья содержит рекомендации по организации работы родителей в домашних условиях  с неговорящим ребен...

Особенности развития речи. Значение поддерживающей коммуникации в формировании речи ребёнка с синдромом Дауна.

Развеиваем мифы о детях с синдромом Дауна. Несмотря на врожденное желание общаться, дети с синдромом Дауна зачастую обладают определенными физическими и когнитивными характеристиками, которые затрудня...

Конспект индивидуального логопедического занятия (формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи) с ребёнком подготовительной к школе группы на тему «Весна». (фонетико-фонематическое недоразвитие речи)

Конспект индивидуального логопедического занятия (формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи) с ребёнком подготовительной к школе группы на тему «Весна».  (фонетико-фонемати...

Формирование первых эмоциональных контактов и предпосылок общения между детьми первого года жизни

В методической разработке приводятся показатели развития эмоций и социального поведения детей первого года жизни и приёмы работы, которые предлагаются для работы с малышами....

Консультация для родителей "Причины задержки развития речи у детей"

В данной статье раскрыты причины, которые приводят к задержке речевого развития у детей....