консультация для родителей "Причины задержки развития речи"
консультация на тему

Жаднова Юлия Валентиновна


Материалы дянной консультации предназначены для родителей детей раннего дошкольного возраста. Статья содержит рекомендации по организации работы родителей в домашних условиях  с неговорящим ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny_zaderzhki_razvitiya_rechi.docx125 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Я очень рада приветствовать Вас.

  Надеюсь, что информация, которую я размещаю здесь,  

будет для Вас полезна. 

Подготовила Жаднова Ю.В., учитель-логопед ЦДиК.

Причины задержки развития речи

Назову 10 основных  причин речевой задержки:
1. Нарушение слуха. Если есть проблемы со слухом (в том числе постоянные серные пробки) - возникают проблемы и с речью.
2. Невостребованность речи. Если с ребенком никто не разговаривает или наоборот, угадывают все его желания по жестам и звуку, то у малыша и не формируется потребности в речи.
3. Слишком быстрый темп речи взрослого. Ребенок не успевает понять суть и выделить отдельные слова. Отчаявшись понять, ребенок выбирает позицию молчания.
4. Генетическая предрасположенность. Часто в семье, где родители или родственники заговорили поздно, дети могут также поздно начать говорить.
5. Заболевание или поражение головного мозга (травмы головы, падения, гипоксия, инфекции, перенесенные внутриутробно, в период родов или в первый год жизни).
6. Психологические травмы (испуг, частые ссоры родителей и др.). Впоследствии это может привести к заиканию.
7. Завышенные требования к ребенку, настойчивое желание немедленного повторения ребенком речи взрослого без создания комфортной, игровой, эмоционально-положительной атмосферы.
8. Алкоголизм родителей.
9. Задержка речевого развития свойственна детям с ДЦП, синдромом Дауна, детям с ранним детским аутизмом, синдромом гиперактивности.
10. Кстати, в двуязычных семьях такая проблема тоже не редкость!

Что же должно насторожить родителей в развитии речи малыша?
1. Примерно к 3 месяцам ребенок должен активно "гулить", а в 6-7 месяцев у него появляется лепет,   с 8 месяцев у ребенка появляются лепетные слова, он следит за губами взрослого, пытается подражать. Если такого не происходит, есть повод обратиться к невропатологу.
2. Если ребенок к 1 году не оборачивается на звук, речь, обращение к нему, а для привлечения внимания к себе использует плач.
3. Если у малыша к 1,5 годам трудности с сосанием и жеванием пищи, если он давится даже маленьким кусочком.
4. Если в 1,5 года ребенок не может на слух выполнить задание по картинке (Где мишка? Где глазки? Где киска?).
5. Если в 1.5-2 года ребенок не может понять и выполнить простую просьбу взрослого (возьми мяч, подними кубик, дай машинку).
6. Если в возрасте 2-3 лет ребенок не может произносить отдельных слов и составлять из них простые фразы (пойдем гулять, давай играть и т.д.)
7. Если в 3-4 года ребенок не может произносить предложения, состоящие из подлежащего, сказуемого и дополнения (папа пошел на работу, я иду гулять).
8. Если к 4 годам большинство звуков произносится неправильно.
9. Если в 3 года ребенок говорит слишком быстро, глотает окончания слов (или наоборот, говорит очень медленно, хотя в доме никто так не разговаривает).
10. Если в 3 года говорит только заученными фразами из книжки, мультика и т.д. и не строит собственную речь, предложения. Также должно насторожить, если он вместо своих фраз лишь повторяет в точности сказанное взрослым. Это серьезный повод обратиться к специалисту.
11. Если у малыша в любом возрасте постоянно приоткрыт рот, имеется повышенное слюноотделение, не связанное с ростом зубов.

Родителям не следует надеяться, что проблемы, связанные с задержкой речи, разрешатся сами собой. Если вы испытываете сомнения, обратитесь к специалисту (невропатологу, психологу, дефектологу, логопеду, лор-врачу, а иногда и психиатру). Но и сами действуйте! Старайтесь создавать мотивационную среду для развития речи, эмоционально поощряйте ребенка за успехи, произносите сами слова четко и без скороговорки.

Активно играйте с ним в пальчиковые игры, проводите ежедневно артикуляционную гимнастику, развивайте мелкую моторику, разговаривайте с ребенком не с высоты своего роста, а на уровне его глаз, слушайте и повторяйте различные звуки. Задавайте ребенку вопрос и первое время сами отвечайте на него (Где ручки? - Вот! Как сказала собачка? - Гав-гав! Как зовут куклу? - Ляля!). Через какое-то время спросите его об этом снова и скажите, что забыли ответ. Подождите. Если ребенок не отвечает, повторяйте все сначала.

Мотивируйте! Не останавливайтесь! Не отчаивайтесь! А главное, не запускайте ситуацию, ведь потом может быть поздно.

WoMo