Главные вкладки

    Учебно-методический материал на тему:
    Консультация для воспитателей по развитию речи дошкольников.

    Шалова Марина Александровна

    Речь -как средство общения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение                                            детский сад с. Нижнетроицкий муниципального района Туймазинский район                    Республики Башкортостан

    Консультация для воспитателей

                        «Речь - как средство общения».

                                                                             

                                                                                             

    Подготовила воспитатель: Шалова М.А.

    Декабрь 2018

    В старшем дошкольном возрасте у ребёнка идёт интенсивное развитие речи. Она служит источником знании об окружающем мире ,средством общения и  взаимопонимания .В связи с этим важное значение приобретает умение детей пользоваться речью.

    Хорошее владение речью, родным языком- это искусство, которому надо учится и чем раньше ребёнок начинает овладевать ею, ем больше результатов можно достигнуть.

    Владение речью играет значительную роль не только в повседневной жизни, но и в профессиональной деятельности человека. Более приятное впечатление на окружающих производит тот, кто является интересным собеседником, может эффективно и доходчиво изложить свои мысли.

    Для чего необходимо развивать устную речь, начиная с дошкольного возраста? Для того, чтобы:

    - уметь общаться с разными людьми в различных ситуациях;

    - всегда точно выражать свои мысли и чувства, чтобы вас легко было понять;

    -говорить красиво, правильно и приятно для собеседника.

    Первое слово ребёнка по своему значению как целая фраза. То, что взрослый выразил бы в развёрнутом предложении, ребёнок передаёт одним словом. В развитии смысловой стороны речи ребёнок начинает с целого предложения  и только затем переходит к использованию отдельных слов .Смысловая сторона речи разрабатывается  от целого к части, в то время как физическая ее сторона развивается от части к целому, от слова к предложению.

    Своевременное овладение правильной речи имеет большое значение для формирования полноценной личности ребёнка ,для успешного обучения в школе и для дальнейшей трудовой деятельности.

    Каждый ребёнок испытывает потребность в общении. И, конечно ,ему  хочется, чтобы его понимали .Однако часто бывает так, что речь ребёнка в 6-7 лет бедна и непонятна. Довольно часто дошкольник испытывает затруднения при описании людей, предметов, явлений. Даже не смотря на достаточный словарный запас  и нормальное произношение, большинство не умеют правильно говорить. Им трудно формулировать свои мысли, они не могут полноценно участвовать  в беседе.

    Восприятие звуков речи  становится доступным ребёнку не сразу. Звуковые раздражения, поступающие в кору головного мозга, постепенно уточняются. При этом важна четкость артикуляции тех звуков, которые воспринимаются ребёнком. Тесное взаимодействие процессов восприятия и воспроизведение звуков способствуют быстрейшему становлению речи ребёнка. Важно в это время не только формирование  правильного    произношение звуков, но и усвоение слов различной слоговой структуры.

    Среди самых  разнообразных методов и приёмов работы по развитию  речи детей дошкольного возраста важное место занимает работа с картинками. Картинки - это наглядное изображение предметов, их признаков ,а также ситуаций ,событий,  эпизодов.  По картинкам педагогу легко провести с детьми живую, непринужденную беседу. Благоприятный материал для развития речи детей дают картинка к сказкам. Язык сказок богат изобразительными и выразительными средствами: сравнениями, точными определениями, яркими описаниями. Сказки позволяют ребёнку понять, что такое храбрость и  стойкость, добро и зло.

    Из сказок дети получают первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром .Сказки развивают кругозор детей, учит их навыкам общения друг с другом и с окружающими людьми, помогают им овладевать приёмами грамотного построения фраз и учит их почувствовать красоту родного языка.

    Накопление, таким образом, словарного запаса овладение грамматическим оформлением речи во многом определятся развивающимся у ребёнка предметным восприятием. При этом он не только видит предметы, действия, признаки, но и воспринимает их разнообразные словесные обозначения.

    Общаясь с детьми, ребёнок может фантазировать, выражать обиду, притворятся, а такое разнообразие отношений порождает разнообразие контактов и требует умения выразить словами свои желания, требования.

    Общаясь друг с другом, дошкольники более полно и активно используют различные речевые средства ,нежели беседуя с взрослым, так кА ребёнок является менее понятливым и гибким партнёром .Именно непонятливость сверстника, как ни странно ,играет положительную роль в развитии речи детей. Ребёнок старается связно и четко выражать свои мысли, желания .Именно потребность быть понятым, услышанным сверстниками, получить ответ, делает речь дошкольников связной, полной, понятной.

    Поступление  ребёнка в школу изменяет социальную ситуацию его развития. Важно чтобы этот переход был тщательно подготовлен.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

    Консультация для воспитателей логопедических групп(ОНР, ФФНР) по обучению грамоте  детей с речевой патологией....

    "Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по развитию речи дошкольников" (консультация для педагогов)

    Применение  психогимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, кинезиологии, биоэнергопластики, физминуток, глазодвигательные упражнения, упражнения на развитие мелкой моторики ...

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ.

       Для успешного усвоения детьми речи требуется постоянная и целенаправленная работа воспитателей, которая ведется не только на занятиях, но и в повседневной жизни....

    Семинар для воспитателей. "Интонационная сторона речи дошкольников"

    Овладение интонацией происходит одновременно с овладением речью, поэтому восприятие интонации обычно опережает восприятие смысла. Неправильное интонирование может привести к нарушению коммуникации и н...

    Консультация для родителей по развитию фонематического восприятия у дошкольников

    Материал представляет собой просветительский буклет для родителей дошкольников, содержащий примеры игр для развития фонематического восприятия. Такие буклеты удобно иметь в кабинете или в раздевалке д...

    Консультация для воспитателей по теме Роль воспитателя на занятиях физической культурой

    Физическое воспитание дошкольников – сложный процесс. Усвоение техники выполнения физических упражнений первоначально осуществляется на специально организованных занятиях физической культурой, н...


     

    Комментарии

    Ягодкина Гульнара Вакилевна

    Спасибо за материал! Я считаю особенно важной работу по развитию речи детей в наше время ,когда дети чуть ли не с пеленок сидят в телефоне и планшете.

    Рябова Анна Александровна

    Спасибо за материал. Очень познавательно.