Консультация для родителей: "Роль сказок в развитии речи дошкольника"
консультация на тему

Федяева Ольга Анатольевна

Консультация для родителей "Роль сказок в развитии речи дошкольника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_skazok_v_r.r.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка в жизни дошкольника

Слушая рассказы и сказки в исполнении мастеров слова или своих близких, дети познают точность слова (в рассказах), в сказках перед ними раскрывается меткость и выразительность родного языка.

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели. Содержание любых литературных произведений до них доводит взрослый. Цель чтения сказок детям:

  • Донести до малышей содержание произведения.
  • Уметь раскрыть замысел автора, воспитать нравственное отношение к литературным персонажам, их чувствам, поступкам.
  • Интонационно передать своё отношение к героям произведения.
  • Развить интерес к художественной литературе.
  • Научить отличать сказку от рассказа.
  • Развить умение рассказывать сказки, побуждать ребят к драматизации.

Естественно, достичь реализации данных целей и задач можно при условии, если дома уделяется достаточное внимание рассказыванию, чтению. Следует помнить, что само по себе слушание, а затем чтение не приходит: его необходимо развивать с самого раннего детства, чтобы развить у детей способность слушать, вслушиваться в художественное слово и понимать его значение.

Развитие речи ребенка через сказку

Заинтересовать детишек к слушанию сказки лучше всего с помощью рассматривания красочных игрушек, картинок. Далее начните знакомство с иллюстрациями к сказке в книге, вызвав интерес ребёнка к книге и иллюстрациям. При рассматривании иллюстраций взрослый просто проговаривает правильное содержание сказки и вовлекает детей в разговор вопросами типа: «Что снесла курочка Ряба?», «Кто разбил яичко?», добивайтесь, чтобы дети повторяли за вами выражения: «…дед бил – бил, баба била-била…» и прочее. Малыши любят такие повторы и с удовольствием участвуют в подобных диалогах. Сказка в развитии речи детей – знакомство с особенностями народного разговорного жанра.

Необходимо взрослым учитывать, что такой жанр, как народная сказка, требует рассказывания, а не чтения, что усиливает эмоциональное воздействие на детей, способствует лучшему восприятию основного замысла сказки, так как взрослый разговаривает с ребёнком.  Именно при рассказывании воспитывается важное умение слушать и понимать речь взрослого.

Сказка в жизни ребёнка

С детьми трёх лет уже после рассказывания сказки предлагается вспомнить наиболее интересные моменты сказки и повторить их словами. Если взрослые вспомнят своё детство, то наверняка восстановят в своей памяти интересные рассказы своих бабушек и дедушек о том, как они терпеливо, загадочно и эмоционально рассказывали им сказочные истории. Я же приведу пример из общения бабушки с внучкой. После того, как бабушка рассказала Танюше сказку «Маша и Медведь», попросила девочку ответить на вопрос: «Какие слова говорил Медведь, когда хотел съесть пирожок?» Внучка не смогла ответить, что вполне естественно. Тогда бабушка напомнила ей эти слова: «Сяду на пенёк, съем пирожок?», и они вместе их повторили несколько раз. То же самое они проделали с ответом Машеньки: «… вижу-вижу, слышу-слышу…». Бабушка так сумела обыграть сказку, что уже вечером девочка сама повторяла в нужный момент слова Медведя и Машеньки. В дальнейшем при слушании сказок «Волк и семеро козлят», «Кот, Петух и Лиса» Тане предлагалось запоминать песенки Волка, Лисы, Петуха, предлагая девочке вспомнить, какую песенку пел Петушок, как пела Коза своим козлятушкам, повторить песенку Волка козляткам и прочее.

При повторении песенок из сказок дети хорошо запоминают слова и образные выражения, улавливают созвучность строк, а так же могут использовать эти выражения в играх, драматизациях, пересказах сказок.

Развитие речи при рассказывании сказок детьми

Взрослые же должны обращать внимание на то, чтобы все эти сказочные выражения и слова употреблялись детьми в правильной грамматической форме. Всё это необходимо будет в дальнейшем для правильного восприятия более сложных произведений, дальнейшего развития речи.

В старшем дошкольном возрасте дети способны глубоко осмыслить содержание сказок, понимать главную идею сказки и правильно оценить поступки её героев. Кроме того, дети 5-7 лет должны уметь отличить сказку от рассказа, стихотворения. Поэтому после рассказывания народной сказки желательно ребятам задать вопросы: «Что я тебе рассказала? (рассказал)?», «Почему ты думаешь, что это сказка?». Вопросы эти направлены на осознание детьми характерных особенностей сказки – зачин, повторы, концовка. Необходимо так же задавать вопросы, выявляющие последовательность событий и определяющие характерные особенности персонажей сказки и обращать внимание на средства художественной выразительности сказки. Например, после рассказывания сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» попросите ребёнка описать пруд, в  котором утопили Алёнушку. Спросите, какое выражение в сказке больше всего понравилось ребёнку и почему. Подобные задания и вопросы позволяют детям выразить своё мнение, что ценно для развития их мышления, внимания, воображения, памяти.

Необходимо знать и помнить, если народные сказки лучше всего рассказывать детям, то авторские сказки следует читать, так как каждый автор использует свои индивидуальные особенности речи, которые дети должны уметь воспринимать и отличать. Хорошо воспринимаются детьми сказки А.С. Пушкина, П.Бажова из цикла «Малахитовая шкатулка», М.Горького «Воробьишко», В.Одоевского «Мороз Иванович», С.Маршака «12 месяцев», «Кошкин дом», С.Аксакова «Аленький цветочек», сказки Андерсена, братьев Гримм и т.п.

Значение сказки в жизни дошкольника

Слушая сказки, дети начинают рассуждать, не только о том, чем отличается сказка от рассказа, стихотворения, но и объяснять поступки героев, делать выводы, определив свое отношении к сказочным персонажам, их взаимоотношениям. Задача взрослых – воспитывать правильное восприятие содержания сказок и умение использовать слова и выражения из сказок в речи. Для этого хорошо использовать творческие задания, как делала мама  Валеры. Женщина умело использовала прогулки с мальчиком по парку. Пруд в городском саду она просила мальчика описать после знакомства со сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».  Наблюдая за воробьями, они вспоминали сказку М.Горького «Воробьишко». Подобные творческие задания оказывают большое влияние на обогащение словаря детей, учат малышей вести диалог, воспитывают умения описывать нужные события, вспоминая прочитанное, услышанное. Ребята начинают умело пользоваться синонимами, сравнениями, понимают их значение. Всё это воспитывает в детях внимание к слову, его значению, эмоциональной окраске, точности употребления.

Роль сказки в жизни ребёнка

В таких играх дети учатся двигаться в такт произносимому тексту, говорить соответственно голосу персонажа, запоминать и произносить слова, характерные для конкретного персонажа. Хорошо, если в таких играх-драматизациях будут использоваться народные  музыкальные инструменты, они разнообразят ход игры, развивают фантазию, творчество детей.

              Желательно, чтобы игры-драматизации по сказкам повторялись не один раз. Пусть сначала поиграете в  кругу семьи, затем покажите её свои гостям, пришедшим на праздник,  приехавшей в гости тёте (дяде) и т.п.  Всё это поможет ребятам приобрести уверенность в своих силах и возможностях, побудит их к дальнейшему творчеству и развитию инициативы.

Специалисты же рассматривают игру-драматизацию как действенное средство всестороннего развития личности ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Роль упражнений, направленных на развитие мелкой моторики пальцев рук.

В данном материале говорится о роли упражнений , направленных на развитие мелкой моторики пальцев рук. Предназначен для родителей, воспитателей, учителей....

Консультация для родителей "Роль семьи в физическом развитии ребенка"

В данном консультационном материале рассказывается о роли семьи в правильном физическом воспитании детей и формировании здорового быта....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль дыхательной гимнастики, как метод оздоровления дошкольников"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль дыхательной гимнастики, как метод оздоровления дошкольников"...

Консультация для родителей, Роль дыхательной гимнастики, как метод оздоровления дошкольников

Дыхание - это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды - несколько ...

Консультация для родителей «Роль физических упражнений в развитии детей»

Консультация для родителей «Роль физических упражнений в развитии детей»...

Консультация для воспитателей БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА - ИННОВАЦИОННОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

В консультации расскрыты преимущества исользования элементов биоэнергопластики при выполнений артикуляционной гимнастики....