Формирование первых эмоциональных контактов и предпосылок общения между детьми первого года жизни
методическая разработка на тему

Фомина Валентина Ивановна

В методической разработке приводятся показатели развития эмоций и социального поведения детей первого года жизни и приёмы работы, которые предлагаются для работы с малышами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchenie._deti.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование первых эмоциональных контактов и предпосылок общения между детьми

Маленькие дети обладают врождённой способностью к эмоциональным контактам и общению. Общение со сверстниками является условием и источником психического развития малыша. Во время эмоциональных контактов и общения происходит интенсивное созревание мозговых структур, развиваются все навыки младенца: двигательные, сенсорные, эмоциональные, речевые.

В младенческом возрасте проявление интереса одного ребенка к другому продиктовано потребностью в новых впечатлениях, интересом к живому объекту.
В раннем возрасте сверстник выступает в качестве партнера по взаимодействию.
Общение детей друг с другом в раннем возрасте имеет форму эмоционально практического воздействия, характерными особенностями которого являются непосредственность, отсутствие предметного содержания, ненормированность, зеркальное отражение действий и движений партнера. Через сверстника ребенок выделяет себя, осознает свои индивидуальные особенности.

Чем раньше вступает ребенок в общение с другими детьми, тем лучше это сказывается на его развитии и умении адаптироваться к обществу. Неумение малыша налаживать контакты со сверстниками существенно затрудняет привыкание его к новым социальным условиям. У младенца среди разнообразных контактов с ровесниками наиболее часто возникают непосредственные эмоциональные, отражающие широкий спектр переживаний: удовольствие от новых впечатлений, доставляемых другим ребенком, заражение общим весельем, опасение и досада от неосторожных движений. Интерес детей друг к другу побуждает к познавательным контактам, к изучению другого.

Значительная часть контактов с ровесниками направлена на знакомство с ними как с интересным объектом. Дети разглядывают друг друга, трогают лицо, одежду, иногда даже пробуют на вкус - берут в рот пальчики другого. Младенцы часто не ограничиваются созерцанием ровесника, а стремятся на деле изучить интересующий их объект. Они ведут себя со сверстниками как с интересной игрушкой. В то же время они адресуют им те же действия, что и взрослому: улыбаются, предлагают игрушку. Однако инициативные проявления в адрес сверстников, стремление привлечь к себе внимание наблюдаются редко, как и ответная активность. Общение в полном смысле еще отсутствует, закладываются лишь его предпосылки.

Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1—2 месяца, после кризиса новорожденности. В 5мес. у ребенка появляются яркие эмоции при восприятии партнера в составе комплекса оживления. Во втором полугодии первого года жизни складываются сложные формы поведения (подражание, совместные игры), выступая как последующие этапы развития потребности в общении с ровесниками. К 12 мес. впервые складываются деловые контакты в форме совместных предметно-практических и игровых действии. Здесь закладывается основа последующего полноценного общения со сверстниками. Формирование такой потребности начинается с 3 мес. с появления ориентировочной активности на сверстника. Непосредственно-эмоциональное общение с ровестниками создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.

Ниже приводится таблица, в которой отмечены показатели развития эмоций и социального поведения детей первого года жизни и приёмы работы, которые предлагаются для работы с малышами.

Возраст ребёнка

Показатели развития

Приёмы работы

3 месяца

Ищет глазами ребёнка, издающего звуки

- Вкладывать в манеже детей на живот, на бок лицом друг к другу

- Выкладывать в манеже ребёнка на спинку, на живот, на бок рядом с другим ребёнком, издающим, какие-либо звуки

- Организовывать игры детей, лежащих рядом друг с другом на спине в манеже, с подвесными игрушками

4 месяца

Ищет взглядом другого ребёнка, рассматривает, тянется к нему

- Выкладывать в манеже на живот ребёнка лицом к другому ребёнку, лежащему на животе, спине, на боку

- Выкладывать в манеже на живот детей лицом друг к другу по кругу, в центре которого находится яркая игрушка

- Приближать детей друг к другу и разводить их, держа на руках в вертикальном положении

- Взять двоим взрослым детей на руки. Привлечь внимание детей друг на друга. Затем одному взрослому с ребёнком  отвернуться

5 месяцев

При виде другого ребёнка, радуется ему

Тянется к отражению в зеркале другого ребёнка

- Организовывать игры – пляски детей в вертикальном положении на руках у взрослых

- Подносить ребёнка к зеркалу с тем, чтобы он замечал отражение в зеркале другого ребёнка и тянулся к нему

6 месяцев

Тянется к ребёнку или игрушке, которую он держит

- Организовывать игры – знакомства (разворачивая, приближать и удалять ребёнка от других детей), позволяя детям тактильный контакт друг с другом

- Выкладывать в манеже детей с игрушками в руках рядом друг с другом

7 месяцев

Внимательно смотрит на ребёнка, находящегося в непосредственной близости от него, трогает его за лицо, голову, руки

- Организовывать тактильное взаимодействие между детьми в манеж, в специальных креслах

8 месяцев

Смотрит на действия другого ребёнка, смеётся или лепечет

- Организовывать совместные игры с другими детьми одинаковыми игрушками

- Показать интересную игрушку, обыграть её. Затем раздать каждому ребёнку по такой же игрушке

9 месяцев

Догоняет ребёнка, ползёт ему навстречу

Подражает действиям и движениям другого ребёнка

- Организовывать игры – забавы: «Ку-ку», «Догоню», «Вот и я!»

- Продолжать совместные игры с другими детьми одинаковыми игрушками

10 месяцев

Действует рядом с ребёнком или одной игрушкой с ним

Организовывать совместные игры между несколькими детьми одной игрушкой: катание мяча, машинки, лошадки, игра в прятки

11 месяцев

Радуется приходу детей

Организовывать показ ярких музыкальных игрушек: неваляшки, музыкальной уточки, паровозика совместно с другими детьми (побуждать детей протягивать ручки за игрушкой)

12 месяцев

Протягивает другому ребёнку игрушку, сопровождая смехом или лепетом

Ищет игрушку, спрятанную другим ребёнком

Организовывать поиск игрушки, спрятанной другим ребёнком

        

Литература:

1. «Психология общения в детском возрасте», 3 – издание, Волков Б.С., Волкова Н.В., из серии «Детскому психологу» Питер, 2008 г.

2. «Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости», Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001.

3. «Детская (возрастная) психология», Л. Ф. Обухова, Учебник. Москва, Российское педагогическое агентство, 1996.

4. «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях», К.Л.Печора, Г.В.Пантюхина, Л.Г.Голубева. Книга дл воспитателя детского сада. Москва, «Просвещение», 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)

Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...

Игры с детьми первого года жизни

Игры с детьми первого года жизни....

Работа учителя-дефектолога с детьми второго года жизни.

Перечислены основные приемы, которые использует учитель-дефектолог при работе с детьми второго года жизни, добавлены фотографии из опыта работы....

Формирование эмоциональных контактов и социального поведения детей 1-го года жизни со взрослым

В методической разработке даются показатели развития эмоций и социального поведения детей первого года жизни и приёмы работы, которые предлагаются для работы с малышами....

Характеристика формирования речи у ребёнка в его первые три года жизни, причины задержки или отсутствия речи

Характеристика формирования речи у ребёнка в его первые три года жизни, причины задержки или отсутствия речи...

Семинар-практикум для воспитателей "Особенности общения детей первого года жизни со взрослыми в условиях дома ребенка"

Семинар-практикум для воспитателей "Особенности общения детей первого года жизни со взрослыми в условиях дома ребенка" ПУБЛИКАЦИЯ  https://urok.1sept.ru/articles/641820...