Главные вкладки

    Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)
    статья по теме

    Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы логопеда с детьми как  индивидуальные  целевые прогулки. Они позволяют установить эмоциональный контакт с ребенком (что особенно важно в период адаптации), являются  средством накопления сенсорного опыта (зрительных, слуховых, тактильных впечатлений), основой, базой для развития всех видов восприятия и речи. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tselevye_progulki.docx16.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта.

       В наш Дом ребенка попадают дети, как с первых месяцев жизни, так и в возрасте 2-4 лет. И не смотря на то, что педагоги стараются  проявить к ребенку весь такт, терпение и заботу,  адаптация к новым условиям жизни является для него сложным психологическим и эмоциональным моментом. Смена привычной среды, значимых взрослых, поведенческих стереотипов, требований и ожиданий разрушает сложившуюся у ребенка картину мира. Часто это приводит к неадекватным реакциям, проявлениям речевого и деятельностного негативизма, вспышкам агрессии.

    Поэтому главным для нас на первых этапах работы является установление эмоционального контакта с ребенком, завоевание его доверия. Стать для малыша значимым взрослым, несущим положительные эмоции, интерес и радость, а также определенную стабильность и структурирование жизни - необходимое условие реализации личностного подхода в коррекционно-развивающем обучении детей-сирот и его успешности в принципе.

    Устанавливая эмоциональные и «деловые» контакты с ребенком в период адаптации я использовала такие приемы работы как присутствие в группе во время свободной самостоятельной деятельности детей, участие в режимных моментах (например, помощь ребенку в процессе одевания на прогулку), «игры рядом», спокойное, ласковое обращение, по возможности, физический контакт, предложения новой интересной игрушки и совместной деятельности с ней.

    Тогда и появился такой новый вид работы как индивидуальные целевые прогулки. Сначала основной их целью являлось установление эмоционального контакта - я выходила с детьми на территорию Дома ребенка, а затем, по мере привыкания и за ее пределы. Живые непосредственные впечатления, интересные жизненные моменты прогулок способствовали расслаблению, раскрепощению ребенка, снятию речевого негативизма.

    Постепенно мы стали использовать такие прогулки не только как средство установления эмоционального контакта, но и как средство получения ребенком нового чувственного опыта (зрительных, слуховых, тактильных впечатлений), который затем закреплялся, обобщался,  на занятиях по сенсорному развитию и развитию речи.

     В настоящее время индивидуальные целевые прогулки прочно вошли в практику работы нашего учреждения и являются одной из форм работы по познавательному и речевому развитию. Они проводятся ежедневно, планируются в соответствии с лексической темой и задачами сенсорного воспитания, предусмотренными в перспективном плане работы. Проводят их логопед и воспитатель по индивидуальной работе. Каждый ребенок бывает на индивидуальной целевой прогулке один раз в неделю, что закреплено в сетке занятий.

    Прогулка проводится в течении 30-40 минут и решает задачи закрепления полученного на занятиях опыта зрительного и слухового восприятия, операций зрительно-пространственного гнозиса и праксиса. Усвоенные приемы и способы действий с предметами расширяются, углубляются, приобретают на прогулках эмоциональную окраску и значимость.

    Основными методами ознакомления с окружающим на прогулке являются наблюдение и эксперимент. При этом мы стараемся опираться на все анализаторные системы организма. Вот пример наблюдения некоторых осенних явлений на целевой прогулке «Приметы осени»:

    Наблюдаемые явления природы

    Используемые анализаторы

    Зрительный

    Слуховой

    Тактильный

    Обоняние

    Осязание

    ДОЖДЬ

    Наблюдение дождя: "идет, стучит, капает по лужам" и т.п

    Послушать шум дождя с закрытыми глазами

    Поймать капельки дождя на ладошку, ощутить на лице: "мокрые, холодные".

    ВЕТЕР

    Посмотреть как ветер качает ветви деревьев, срывает листья.

    Послушать как листья шумят на ветру, как дует ветер.

    Почувствовать порыв ветра на лице: "холодный, сильный".

    ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ

    Определить цвет, размер, форму(педагог). Наблюдать листопад: падают, кружатся..

    Послушать шорох листьев под ногами.

    Обвести пальцем по контуру, спрятать между ладонями: "маленькие. большие, тонкие"

    Размять лист между пальцами, почувствовать запах осенних листьев.

    СПЕЛЫЕ ЯГОДЫ РЯБИНЫ

    Определить цвет, размер, форму(педагог)

    Перебирать ягоды пальцами

    Попробовать на вкус: "горькие".

    Резюме:

    -целевые прогулки показали себя как эффективное средство адаптации ребенка;

    -выступили как сильный эмоциональный фактор формирования мотивационно-потребностной сферы ребенка;

    -явились, с одной стороны, чувственной базой для проведения занятий по развитию зрительного и слухового восприятия и речи, а с другой, средством закрепления полученных умений, навыков, способов действий;

    -непосредственное восприятие действительности, природных, социальных объектов, явлений и взаимосвязей окружающего мира позволили решать задачи познавательного развития ребенка системно и  комплексно;

    - такая форма работы особенно ценна для наших детей, находящихся  в условиях одной среды практически постоянно.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование сенсорных игр для установления эмоционального контакта с аутичным ребенком

    Сенсорные игры являются эффективным средством  для установления эмоционального контакта  с аутичным ребенком при условии ориентации на его структуру уровневой эмоциональной регуляции и...

    "Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта"( из опыта работы классного руководителя 7"А" класса МОУ СШ №44 г.Волгограда)

    Целью моей воспитательной системы является воспитание социально-активной, высоконравственной, интеллектуальной и мобильной личности учащегося. В этом направлении профессиональной деятельности можно вы...

    Формирование первых эмоциональных контактов и предпосылок общения между детьми первого года жизни

    В методической разработке приводятся показатели развития эмоций и социального поведения детей первого года жизни и приёмы работы, которые предлагаются для работы с малышами....

    Статья по теме: «Духовно-нравственное воспитание, как средство профилактики вовлечения подростков в ОПГ (организованные преступные группировки)». Из опыта работы.

    Статья будет интересна педагогам-психологам, Социальным педагогам, классным руководителям для профилактики вовлечения учащихся в ОПГ (организованные преступные группировки. Ее можно использовать и в к...

    Экскурсионный музейный урок как форма представления и обобщения педагогического опыта (из опыта работы школьного музея «Иван Бунин: города, события, встречи…»)

    Педагогический опыт – это творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, личностных особенностей учащихся и творческих ...

    Статья "Игрофикация как средство активизации учащихся на уроках русского языка и литературы" (из опыта работы)

    Данная работа посвящена игровым технологиям на уроках русского языка и литературы. Показано, что игровые технологии являются действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умстве...